Разработка урока по Основам безопасности жизнедеятельности
Класс: 5,
Дата: 24.12.2017г.
Предмет: ОБЖ
Тема урока: Чрезвычайные ситуации природного характера.
Тип урока: Изучение нового материала
Вид урока: комбинированный.
Цели урока: В предметном направлении:
- дать знания об опасных и чрезвычайных ситуациях;
- познакомить с влиянием последствий ЧС на безопасность личности, общества и государства.
В метапредметном направлении:
- научить анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций;
- обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций;
- выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека.
- В направлении личностного развития:
- развитие личностных, в том числе духовных и физических качеств, обеспечивающих защищённость жизненно важных интересов личности от внешних угроз;
- формирование потребности осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Оборудование: Учебник, рабочая тетрадь, проектор, схемы,
Просмотр содержимого документа
«"Чрезвычайные ситуации природного характера"»
Разработка урока по Основам безопасности жизнедеятельности
Класс: 5,
Дата: 24.12.2017г.
Предмет: ОБЖ
Тема урока: Чрезвычайные ситуации природного характера.
Тип урока: Изучение нового материала
Вид урока: комбинированный.
Цели урока: В предметном направлении:
В метапредметном направлении:
научить анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций;
обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций;
выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека.
В направлении личностного развития:
развитие личностных, в том числе духовных и физических качеств, обеспечивающих защищённость жизненно важных интересов личности от внешних угроз;
формирование потребности осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Оборудование: Учебник, рабочая тетрадь, проектор, схемы,
Ход урока
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I этап учебного занятия: организационный момент | Приветствие, положительный настрой на работу и сотрудничество. Закрепление пройденного материала Представьте, что в нашем районе проходит акция для детей «Безопасность дома и на улице». Вам поручили написать листовку, которую будут класть в каждый почтовый ящик. Ваши рекомендации, детям о необходимости соблюдения правила личной безопасности в доме. Формат листовки – лист А 4 | Приветствуют учителя. Презентация творческих работ |
II этап учебного занятия: определение темы и постановка цели урока | Ребята, на прошлых уроках мы с вами говорили о чрезвычайных ситуациях криминогенного характера, сегодня мы с вами поговорим о иных ЧС, но какого характера –попытайтесь определить сами просмотрев фото. Показ презентации. 1 слайд Как вы думаете о ЧС какого характера мы будем с вами говорить? Значит, тема нашего урока будет звучать….. Правильно, ЧС природного характера. Слайд 2 Что к ним относится? А как вы думаете, какую цель урока мы можем для себя поставить… Для чего нам надо это знать? | Учащиеся пытаются сформулировать цели урока, перечисляют вопросы, из которых следуют правильные ответы. С помощью учителя формулируют тему и цель урока |
III этап учебного занятия: изучение нового материала | Почти каждый день по радио или телевидению сообщают о том, что где-то произошло землетрясение или извержение вулкана, случилось сильное наводнение, пронесся ураган. Рассказывают о трагических последствиях этих событий: о гибели людей, разрушение домов. Опасные природные явления, которые возникают в местах проживания человека и создают реальную угрозу для его жизни и здоровья, называются стихийным бедствием. Они могут стать причиной ЧС. Что же такое ЧС, вспомним? (см. с. 76 п. 4.1.) Учащиеся делятся на 3 группы Слова учителя: ребята, после прослушанной информации о ЧС природного характера, я предлагаю вам работу в группе 1-я группа – землетрясение 2-я группа - наводнение 3-я группа- ураганы, бури, смерчи. Природное явление | Время наступления | Основные характеристики | | | | | Словарная работа, выписывают понятие ЧС из учебника (см. с. 76 п. 4.1.) ;заполняют таблицу |
IV Усвоение новых знаний | Отчет групп по работе с доп.материалом и материалом учебника Контролирует и корректирует работу и ответы учащихся
| Отчитываются о проделанной работе. |
v.Этап закрепления | Ученикам предлагается разгадать кроссворд: по горизонтали: 1.Быстрое отделение и падение массы горных пород: обвал. 2.Чрезвычайное происшествие на определенной территории, касающееся жизнедеятельности большого количества людей: бедствие. 3. Сильный ветер, меньше урагана, скорость которого достигает 60-100км.в час: буря. 4. Атмосферные осадки: дождь. 5.Стихийно формирующийся в руслах горных рек поток, состоящий из воды, обломков горных пород и песка: сель. 6.И весной, и даже летом падают они с секретом. И не снег и не дождь, а больно. Могут дел натворить. Всё в городе порешетить: град. 7. Видит каждый из ребят электрический разряд. Он гремит и всех пугает. Часто с ливнями бывает: молния по вертикали: 1.Атмосферный вихрь, возникающий в грозовом облаке и часто распространяющийся до поверхности земли: смерч. 2.Шквалистый ветер, скорость которого достигает 120 км/час и более: ураган 3.Временное за топление значительной части суши в результате подъёма уровня воды в водоёмах, реках, озёрах, вызванного обильным таянием снега, ливневыми дождями, ветровым нагоном воды: наводнение. 4. Он гремит и всех пугает, часто с молнией бывает: гром
| Отвечают на вопросы (ответы см. приложение 1) |
Приложение №1
| | | | | | | | | | 3 | | | | | |
| | | | | | | | | | | Н | | | | |
| | | | | | | 1 | О | б | в | а | л | | | |
| | | | | 2 | Б | е | д | с | т | в | и | е | | |
| | | 1 | | | | 2 | | | | о | | | | |
| | | С | | 3 | Б | у | р | я | 4 | Д | о | ж | д | ь |
5 | З | е | м | л | е | т | р | я | | е | н | и | | | |
| 5 | С | е | л | ь | | а | | | | е | | | | |
| | | р | 4 | г | 6 | г | р | а | д | н | | | | |
| | | ч | | р | | а | | | | и | | | | |
| | | 7 | М | о | л | н | и | я | | е | | | | |
| | | | | м | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | |
Список литературы:
1.Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для учащихся класса общеобразовательных учреждений. ... общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, 2014
2.Горбачев С.В. Формирование системы знаний о природных опасностях на основе решения ситуационных задач в курсе ОБЖ. изд-во ВГСПУ «Перемена», 2012.
3.Инновационные педагогические технологии в образовательной области ОБЖ ( под общ. ред. В.Г.Пинченко.-Н.Новгород: НИРО, 2011.).
4.Карпова Е.В., Малегон А.В. Игровые классные часы: Основы безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие.- М.:Центр педагогического образования, 2007.
5.Латчук В.Н., Миронов С.К., Вангородский С.Н. Программа курса « Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений М. «Дрофа», 2010.
6.Материалы методической лаборатории « Современные образовательные технологи : технология развития критического мышления» http: // www. simora.ru /.
7.Основы безопасности жизнедеятельности: секреты преподавания: рекомендации, конспекты уроков, разработки мероприятий авт.-сост. Л.А.Тетушкина. - Волгоград: Учитель, 2009.
8.http://festival.1 september. ru-фестиваль педагогических идей « Открытый урок».