"Чтение как метапредметное умение, способствующее повышению качества образования»
Подготовила: Кандымова Н.Р., учитель русского языка и литературы МБОУ «Денисовская школа».
Актульность темы
Люди перестают мыслить,
когда перестают читать.
Дени Дидро
Мир фантазий, глубокое исследование, сопереживание и неотразимый след в душе- всё это может нам предоставить чтение хорошей книги.
К огромному сожалению, в современном обществе менее популярным становится чтение бумажных книг, особенно, среди детей. При этом все мы понимаем, что благодаря чтению развивается устная речь, а письменная становится более грамотной. Кроме того, обогащается словарный запас, ребенок видит различные модели поведения, сравнивает со своим жизненным опытом.
Актульность темы
Так возникла необходимость формирования читательской компетентности ученика как гармоничной личности, которую должна воспитать школа.
Цель опыта:
создание условий для формирования навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы как средства развития метапредметных результатов обучения.
Задачи:
изучить различные стратегии смыслового чтения;
разработать систему приемов для развития навыков смыслового чтения;
способствовать повышению мотивации обучения через создание ситуации успеха.
Ну, что? Читали книгу? — Читал, ваше превосходительство. — О чем же вы читали, любезнейший? А ну-ка, расскажите! — Забыл, ваше превосходительство — Значит, вы не читали или, э-э-э... невнимательно читали! Авто-мма-тически! Так нельзя!
А. П. Чехов «Чтение».
Как научить детей читать?
Смысловое чтение -
вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание.
Стратегии текстовой деятельности:
1.Чтение вслух (попеременное чтение).
2.Чтение про себя с вопросами.
3.Чтение с остановками.
4.Чтение про себя с пометками.
5.Диалог с текстом.
6.Прогнозирование.
7.Выделение главных мыслей в тексте.
8.Ответы на вопросы по тексту.
9.Самостоятельная постановка вопросов к тексту.
Стратегия работы с текстом: поиск информации и понимание прочитанного .
Прием «Верно ли, что…» .
Учащимся предлагается ряд утверждений по прочитанному тексту, из которых они должны выбрать те, которые, по их мнению, соответствуют действительности. Затем учащиеся обосновывают свое мнение.
Например, по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» в 5 классе:
1.События, описанные в рассказе, происходили осенью.
2. Жилин был невелик ростом, да удал.
3.Жилин попал в плен, потому что Костылин его одного бросил.
4.Татары попросили выкуп за Жилина в размере 500 рублей.
5.Жилин написал неправильный адрес и решил убежать.
6.Жилин в плену тосковал, скучал, ждал выкупа.
7.Во время первого побега Костылин показал себя слабым человеком.
8.Во второй раз Жилин бежал один.
9. Во время побега ему помогли Дина и русские солдаты.
10.После побега он остался служить на Кавказе, а в отпуск не поехал.
Прием «Письмо по кругу»
Стратегия работы с текстом: преобразование и интерпретация информации.
Приём «Дерево предсказаний»
.
Метод эйдос-конспект
Стратегия работы с текстом: оценка информации.
Приём «Шесть шляп»
Цель – научить читателя активизировать имеющиеся знания перед чтением и рефлексировать, отдавать себе отчет в том, что же помогло понять текст.
Ассоциативный куст
- Это один из основных приёмов работы с информацией до чтения.
- Учитель даёт ключевое слово или заголовок текста, ученики записывают вокруг него все возможные ассоциации, обозначая стрелочками смысловые связи между понятиями.
- Это позволяет актуализировать уже имеющиеся знания, активизировать познавательную активность учащихся и мотивировать их на дальнейшую работу с текстом.
Ассоциативный куст
Составление вопросного плана текста
- Один из эффективных приёмов работы с текстом, направленный на формирование умения выделять логическую и последовательную структуру текста.
- В ходе работы ученик проводит смысловую группировку текста, выделяет опорные пункты, расчленяет текст на смысловые части и озаглавливает каждую часть ключевым вопросом.
Вопросный план текста
- 1.Как ведёт себя Иван Кузьмич во время осады крепости?
- 2.Каким мы видим Швабрина?
- 3.Какова судьба коменданта? Василисы Егоровны?
- 4.Поцеловал ли руку Гринёв Пугачёву?
- 5.Что спасло Гринёва от виселицы?
Ромашка Блума
Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них .
Антиципация- это предвосхищение, предугадывание содержания. Является эффективным средством отработки техники чтения.
- Разновидности антиципации:
- а) Прогнозирование содержания текста по названию, фамилии автора, эпиграфу.
- б) Восстановление текста с пропущенными элементами.
- в) Составление до чтения плана текста с опорой на имеющиеся знания, читательский опыт, заголовок, жанр и стиль текста.
- г) Угадывание хода мысли автора при чтении с остановками: Как вы думаете, что произойдёт дальше? Как будут развиваться события? К какому выводу придёт автор?
Приём таблица «ЗХУ»
З – что мы знаем
Х – что мы хотим узнать
Произведение «Ванька» написал А. П. Чехов;
У – что мы узнали, и что нам осталось узнать
- Это рассказ;
Внешность, одежда, жесты, походка Ваньки.
- Ванька писал письмо дедушке в деревню;
- Обязанности Ваньки;
- Ванька жаловался на тяжёлый труд;
- Обстановка - интерьер;
…
- Поведение;
- Поступки;
…
«РЕЦЕПТ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ»
Предлагает санкт-петербургский психолог А.П. Кашкаров, автор замечательных книг «Детское чтение. Пособие для отцов» (2010),
«Чтение в средней школе. Как вырастить читающего человека» (2013).
20 граммов общения,
30 граммов терпения,
70 щепоток внимания,
и 100 ложек желания.
- Читайте!
- И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной странички из новой книги!
- К.Паустовский
Спасибо за внимание!