МАОУ «Большемакателёмская СШ»
Выступление на РМО классных руководителей
Тема: «Чтение как одно из важнейших условий воспитания личности младшего школьника»
Учитель начальных классов: Сазанова О.Н.
Во все времена книга была и остаётся одним из лучших средств воспитания человека. В наше время много говорится о том, что дети читают меньше и всё больше утрачивают интерес к литературе.
Почему это происходит? В наш век научно- технического прогресса, где господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Поэтому особое внимание проблеме чтения должно уделяться в начальной школе. Научить детей читать - значит подготовить к самостоятельной работе с текстом произведения, прививать любовь к чтению, помочь ребёнку познать окружающий мир. Следовательно, овладение читательской компетентностью в начальной школе, это и средство, и одно из условий успешного обучения в основной школе.
Требования, предъявляемые к ребёнку на начальном этапе литературного образования, в основном направлены на знания, умения и навыки ребёнка, а не на его индивидуальное развитие. В младшем школьном возрасте идёт чрезвычайно быстрое развитие эмоциональной сферы, так называемого чувственного интеллекта. Обращая большое внимание на эту особенность младшего школьного возраста, учитель может добиться высокой эффективности в своей работе по формированию интереса к чтению. На базе положительных эмоциональных переживаний появляются и закрепляются потребности и интересы человека. Именно в младшем школьном возрасте происходит накопление чувств и переживаний. Поэтому младшие школьники ищут в чтении: занимательности, сильных эмоциональных переживаний. Их воображение захватывают остросюжетные произведения, героические подвиги кажутся нормой жизни, а любимые герои – это, прежде всего, герои действия; для детей младшего школьного возраста нужны произведения, которые учат их удивляться.
Чтение литературных произведений всегда выполняет познавательную, эстетическую и воспитательную функции формирует эмоциональную сферу, нравственно эстетические идеалы, взгляды, отношения ребенка. Начальная школа первая начинает реализовать общую основную цель обучения – формирование личности учащегося.
ФГОС НООО по литературному чтению ставит цели:
Овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников;
Формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
Совершенствование всех видов читательской деятельности; умение работать с различными видами информации;
Развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова;
Овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
Воспитание интереса к чтению и книге;
Обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле;
Развитие нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран;
Однозначной помехой общения с книгой является слабая техника чтения, касающаяся более всего младших школьников. Школьник, читающий по слогам, не способен полноценно воспринимать книгу. Поэтому так важно именно в этот период научить ребенка читать, сформировать у него техническую сторону чтения, умение работать с научно-познавательным и художественным текстом, обеспечить полноценное восприятие доступного художественного текста, чтобы оно оказало максимальное воздействие на растущего человека.
Что я делаю как учитель и классный руководитель для развития интереса к литературному чтению:
Во-первых, всем классом регулярно посещаем библиотеку. Ребята с интересом выбирают книги одной серии (Почемучки? О животных, сказки). Часто можно услышать, как они дают друг другу советы. Иногда можно увидеть и такую картину, что малыши набирают книги, кто больше.
Во - вторых, я применяю приём из технологии ТРИЗ «Учёная гусеница». Ребята рассказывают, какие книги они прочитали за неделю и прикрепляем к гусенице кружок определённого цвета. (Желтый - стихотворение, зелёный – сказка, красный –рассказ, голубой - басня, розовый - сборник произведений). На кружке пишем имя ученика, автора и название произведения.
В- третьих, все дети любят праздники. На праздники мы часто учим стихи инсценируем сказки. Например, в пошлом году на праздник Пасха была такая сцена бабушка, дедушка и внуки.
В- четвёртых, мы занимались исследованием свойств тени и выполнили поделку «Театр теней». Для работы театра мы стали обыгрывать сказки, изготовили фигурки, сделали спектакли для ребят из детского сада. Впоследствии ставили переделанные сказки и для одноклассников о вреде курения, о мусоре.
В - пятых, принимаем участие в различных муниципальных конкурсах. В этом году в конкурсе «Не дружи со своею обидой» в номинации «Литературное чтение» заняли 1 место. Так же успешно мы приняли участие в первой научно-практической конференции «Я познаю мир», где Никишина Ольга заняла 1 место.
Немного остановлюсь на научно-практической конференции . На конференцию мы представили работу «Писатель, краевед- Сергей Васильевич Афоньшин». В нашей сельской библиотеке большой выбор книг. Нас привлекли книги нижегородских писателей. Библиотекарь Ревингина Т. А. посоветовала рассказать о писателе юбиляре Сергее Афоньшине. Для выполнения исследования мы прочитали несколько книг писателя, познакомились с его биографией, изучили интернет источники. Весь собранный материал систематизировали и совместно с библиотекарем для ребят провели мероприятие, познакомили с творчеством писателя, сделали рекламные буклеты его книг. Отрадно было то, что книги Афоньшина стали брать и читать другие ребята.
В заключении хочется сказать, что от того, читают ли дети, что и как читают, зависит их сегодняшний успех и завтрашняя судьба, а в совокупности, судьба России, ее будущее. Детское чтение называют интеллектуальным ресурсом страны, главным резервом развития человеческого потенциала нации. Мировой опыт подсказывает: надо как можно раньше приобщать ребенка к книге и чтению – кладезю знаний, идей, мудрости и опыта.