СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Чтение как одно из важнейших условий воспитания личности младшего школьника

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитель рассказывает об опыте работы по формированию читательского интереса младших школьников.

Просмотр содержимого документа
«Чтение как одно из важнейших условий воспитания личности младшего школьника»

МАОУ «Большемакателёмская СШ»

Выступление на РМО классных руководителей

Тема: «Чтение как одно из важнейших условий воспитания личности младшего школьника»

Учитель начальных классов: Сазанова О.Н.

Во все времена книга была и остаётся одним из лучших средств воспитания человека. В наше время много говорится о том, что дети читают меньше и всё больше утрачивают интерес к литературе.

Почему это происходит? В наш век научно- технического прогресса, где господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Поэтому особое внимание проблеме чтения должно уделяться в начальной школе. Научить детей читать - значит подготовить к самостоятельной работе с текстом произведения, прививать любовь к чтению, помочь ребёнку познать окружающий мир. Следовательно, овладение читательской компетентностью в начальной школе, это и средство, и одно из условий успешного обучения в основной школе.

Требования, предъявляемые к ребёнку на начальном этапе литературного образования, в основном направлены на знания, умения и навыки ребёнка, а не на его индивидуальное развитие. В младшем школьном возрасте идёт чрезвычайно быстрое развитие эмоциональной сферы, так называемого чувственного интеллекта. Обращая большое внимание на эту особенность младшего школьного возраста, учитель может добиться высокой эффективности в своей работе по формированию интереса к чтению. На базе положительных эмоциональных переживаний появляются и закрепляются потребности и интересы человека. Именно в младшем школьном возрасте происходит накопление чувств и переживаний. Поэтому младшие школьники ищут в чтении: занимательности, сильных эмоциональных переживаний. Их воображение захватывают остросюжетные произведения, героические подвиги кажутся нормой жизни, а любимые герои – это, прежде всего, герои действия; для детей младшего школьного возраста нужны произведения, которые учат их удивляться.

Чтение литературных произведений всегда выполняет познавательную, эстетическую и воспитательную функции формирует эмоциональную сферу, нравственно эстетические идеалы, взгляды, отношения ребенка. Начальная школа первая начинает реализовать общую основную цель обучения – формирование личности учащегося.

ФГОС НООО по литературному чтению ставит цели:

  • Овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников;

  • Формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

  • Совершенствование всех видов читательской деятельности; умение работать с различными видами информации;

  • Развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова;

  • Овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;

  • Воспитание интереса к чтению и книге;

  • Обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле;

  • Развитие нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран;

Однозначной помехой общения с книгой является слабая техника чтения, касающаяся более всего младших школьников. Школьник, читающий по слогам, не способен полноценно воспринимать книгу. Поэтому так важно именно в этот период научить ребенка читать, сформировать у него техническую сторону чтения, умение работать с научно-познавательным и художественным текстом, обеспечить полноценное восприятие доступного художественного текста, чтобы оно оказало максимальное воздействие на растущего человека.

Что я делаю как учитель и классный руководитель для развития интереса к литературному чтению:

Во-первых, всем классом регулярно посещаем библиотеку. Ребята с интересом выбирают книги одной серии (Почемучки? О животных, сказки). Часто можно услышать, как они дают друг другу советы. Иногда можно увидеть и такую картину, что малыши набирают книги, кто больше.

Во - вторых, я применяю приём из технологии ТРИЗ «Учёная гусеница». Ребята рассказывают, какие книги они прочитали за неделю и прикрепляем к гусенице кружок определённого цвета. (Желтый - стихотворение, зелёный – сказка, красный –рассказ, голубой - басня, розовый - сборник произведений). На кружке пишем имя ученика, автора и название произведения.

В- третьих, все дети любят праздники. На праздники мы часто учим стихи инсценируем сказки. Например, в пошлом году на праздник Пасха была такая сцена бабушка, дедушка и внуки.

В- четвёртых, мы занимались исследованием свойств тени и выполнили поделку «Театр теней». Для работы театра мы стали обыгрывать сказки, изготовили фигурки, сделали спектакли для ребят из детского сада. Впоследствии ставили переделанные сказки и для одноклассников о вреде курения, о мусоре.

В - пятых, принимаем участие в различных муниципальных конкурсах. В этом году в конкурсе «Не дружи со своею обидой» в номинации «Литературное чтение» заняли 1 место. Так же успешно мы приняли участие в первой научно-практической конференции «Я познаю мир», где Никишина Ольга заняла 1 место.

Немного остановлюсь на научно-практической конференции . На конференцию мы представили работу «Писатель, краевед- Сергей Васильевич Афоньшин». В нашей сельской библиотеке большой выбор книг. Нас привлекли книги нижегородских писателей. Библиотекарь Ревингина Т. А. посоветовала рассказать о писателе юбиляре Сергее Афоньшине. Для выполнения исследования мы прочитали несколько книг писателя, познакомились с его биографией, изучили интернет источники. Весь собранный материал систематизировали и совместно с библиотекарем для ребят провели мероприятие, познакомили с творчеством писателя, сделали рекламные буклеты его книг. Отрадно было то, что книги Афоньшина стали брать и читать другие ребята.

В заключении хочется сказать, что от того, читают ли дети, что и как читают, зависит их сегодняшний успех и завтрашняя судьба, а в совокупности, судьба России, ее будущее. Детское чтение называют интеллектуальным ресурсом страны, главным резервом развития человеческого потенциала нации. Мировой опыт подсказывает: надо как можно раньше приобщать ребенка к книге и чтению – кладезю знаний, идей, мудрости и опыта.