СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Чтение художественных произведений о матерях

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить учащихся с произведениями о мамах;

-формировать умения критически оценивать ситуацию, выделять главную   мысль произведения, делать выводы;

- развивать монологическую речь;

-воспитывать уважение к матери, её нелёгкому труду;

-воспитывать желание  помогать родному человеку, быть неравнодушными детьми.

Просмотр содержимого документа
«Чтение художественных произведений о матерях»


Предмет: Внеклассное чтение

Класс: 3

Тип урока:

Учащихся в классе: 30

Тема: Чтение художественных произведений о матерях.(слайд 1)

Цель урока: (слайд 2)

- познакомить учащихся с произведениями о мамах;

-формировать умения критически оценивать ситуацию, выделять главную мысль произведения, делать выводы;

- развивать монологическую речь;

-воспитывать уважение к матери, её нелёгкому труду;

-воспитывать желание помогать родному человеку, быть неравнодушными детьми.

Задачи урока: (слайд 3)

- знакомить со стихами и рассказами о маме,

-развивать умение ориентироваться в тексте: находить, зачитывать и пересказывать нужные моменты из текста, составлять свое мнение о поступках главного героя и подтверждать свои выводы текстом; развивать мышление, навыки выразительного чтения, обогащать словарный запас,

-воспитывать доброту, искренность, любовь и уважение к матери, желание ей помочь.

Оформление: тексты произведений, карточки с пословицами, нарисованное солнышко на доске, сердце нарисованное на доске.








Ход урока:

I.Организационный момент.

В мире много книжек,

Всех не перечесть,

Давайте-ка посмотрим,

Что у нас сегодня есть. (слайд 4)

II.Активизация познавательной деятельности

    1. Беседа.

- Ребята, сейчас я назову вам несколько слов:

Тюльпан, подарок, мимоза, ласка, любовь, март, солнышко.

(слайд 5)

-О чём вы подумали, услышав их? (о маме, о весне)

-С каким событием и с кем они связаны? (мама, 8 Марта).

-А почему я вместе с другими словами произнесла слово солнышко? (тепло,добро,улыбка…).

- А теперь послушайте пословицу.(слайд 6)

При солнышке тепло, при матери добро.

-И ответьте, чем же похожи мама и солнышко? (Солнце нарисовано на доске и от него отходят лучики )(Дети называют качества мам и солнца, а учитель делает записи на лучиках.)

III. Сообщение темы урока.

-Кто догадался, о ком мы будем сегодня разговаривать, читать? (о маме)

- Сформулируйте тему нашего урока? (произведения о матери) (слайд 7)

-Обратите внимание на выставку книг. Кто изображён на обложках книг? (ответы детей)

-Прочитайте их названия.

-Прочитайте кто авторы этих книг?

- Давайте дадим нашей выставке название, используя строки из стихов, пословицы, которые вы знаете. (варианты ответов)

-А я бы назвала так:

Например:

Без матушки родной и цветы не цветно цветут.(слайд 8)

-Что означает слово «не цветно»? (не ярко, бледно)

-Как вы понимаете эту пословицу? (они не яркие, не радуют наши глаза)

Достаток - мать, убожество – мачеха .(слайд 9)

-Что такое достаток? ( словарь Ожегова даёт следующее толкование: Зажиточность, отсутствие нужды. Жить в достатке.)

-Что такое убожество? ( словарь Ожегова даёт следующее толкование : Физический недостаток.)

-Что значит слово «мачеха»? ( словарь Даля даёт следующее толкование : другая жена отца, неродная мать)

- Как вы понимаете эту пословицу?

С матерью даже в бедноте лучше, чем в богатстве. (слайд 10)

- Как вы понимаете эту пословицу?

Жена для совета, тёща для привета, а нет милей родной матери. (слайд 11)

- Ребята, а вы знаете кто такая «тёща»? (мать жены)

-Как вы понимаете значение этой пословицы? (ответы детей)

(ни кто другой не сможет заменить мать, пожалеть и приласкать как она)

-Давайте друзья потолкуем о маме.

IV.Мотивация учебной деятельности.

Мама – самый дорогой на свете человек. Нам всегда нужна её ласка и забота. Мама всегда поймёт своего ребёнка и простит. А дети должны не только получать материнскую любовь, но и уметь заботиться о родном человеке. Вот о чём мы будем сегодня читать и говорить на уроке.

V.Знакомство с произведением Марии Скребцовой «СЕРДЦЕ МАТЕРИ».

  1. Чтение сказки учителем.

-Я сейчас познакомлю вас с произведением Марии Скребцовой «Материнское сердце». (слайд 12) Как вы думаете, о чём оно? (ответы детей)

-Сейчас проверим ,верны ли ваши ответы или же , они все так ошибочны.

-Положите перед собой текс.

-Приготовились, внимательно слушаем, затем мы обсудим прочитанное .


М. Скребцова

МАМИНО СЕРДЦЕ

Большая красавица береза росла в лесу с тремя маленькими дочками тонкоствольными березками. Своими раскидистыми ветвями Береза мать защищала дочек от ветра и дождя. А жарким летом — от палящего солнца. Березки быстро подрастали и радовались жизни. Рядом с мамой они не боялись ничего.
Однажды в лесу разыгралась сильная гроза. Гремел гром, на небе сверкали молнии. Маленькие березки трепетали от страха. Береза крепко обняла их ветвями и стала успокаивать: «Не бойтесь, молния не заметит вас за моими ветвями. Я — самое высокое дерево в лесу».
Не успела Береза мать договорить, как раздался оглушительный треск, острая молния ударила прямо в Березу и опалила сердцевину ствола. Береза, помня о том, что должна защищать своих дочек, не загорелась. Ливень и ветер пытались повалить Березу, но она все-таки стояла.
Ни на минуту Береза не забывала о своих детях, ни на минуту не ослабила свои объятия. Только когда гроза прошла, ветер стих, а над умытой землей снова засияло солнце, ствол Березы покачнулся. Падая, она прошелестела своим детям: «Не бойтесь, я не ухожу от вас. Молнии не удалось разбить мое сердце. Мой поверженный ствол зарастет мхом и травой, но материнское сердце не перестанет биться в нем никогда.» С этими словами ствол Березы матери рухнул, не задев при падении ни одной из трех тонкоствольных дочек.
С тех пор вокруг старого пня растут три стройные березки. А возле березок лежит заросший мхом и травой ствол. Если вы набредете в лесу на это место, сядьте отдохнуть на ствол Березы — он удивительно мягкий! А затем закройте глаза и прислушайтесь. Вы, наверняка, услышите, как бьется в нем материнское сердце...

-О ком идет речь в тексте? (о матери Березке)

-Как автор описывает березку? Подтвердите словами из текста. (Большая красавица береза росла в лесу с тремя маленькими дочками тонкоствольными березками. Своими раскидистыми ветвями Береза мать защищала дочек от ветра и дождя. А жарким летом — от палящего солнца.)

-Расскажите что произошло? (ответы детей)

-Предположите, как будут жить берёзки без мамы? Как им поможет материнское сердце?( оно всегда будет с ними рядом, в любую трудную минуту, защитит от горя и напасти).

-Как вы думаете, почему мамы всегда защищают своих детей? (ответы детей)

-Ребята, теперь посмотрите на доску. Что вы видите? (нарисовано сердце) (слайд 13)

- Это материнское сердце. Перечислите, какие сокровища в нём живут? (доброта, ласка, верность, самопожертвование…..)

VI.Работа над рассказом Бориса Емельянова «МАМИНЫ РУКИ»

-А сейчас мы познакомимся ещё с одним рассказом о маме, который написал Борис Емельянов, а называется он «Мамины руки» (слайд 14). Я хочу, чтобы вы его прочитали очень внимательно. Это поучительный рассказ. А чему он учит – каждый решит для себя сам.

-Теперь приготовили тексты.

-Читаем по ролям.(автор, бабушка, мама, дочка)

Б. Емельянов МАМИНЫ РУКИ

        Такой это был несчастный, нехороший день!
        С утра до вечера Маша капризничала, ссорилась с бабушкой, в комнате убираться не стала, читать не училась, в тетрадку ничего не писала, а только сидела в углу и хлюпала носом.
        Мама пришла, и бабушка ей пожаловалась: целый, мол, день капризничает девчонка и никакого сладу с ней нет.
        Мама спросила:
        — Что же с тобой, дочка, делается? Ты не больна ли? — и положила Маше на лоб свою руку.
                 На этот раз Маша только головой мотнула и стряхнула с себя мамины руки.
        — Фу, — сказала она. — Фу, мамочка! Какие у тебя руки нехорошие.
        — Ну вот, — удивилась мама. — Столько лет жили-дружили, а теперь стала нехороша. Чем же тебе, дочка, мои руки сегодня не понравились?
        — Жёсткие, — ответила Маша. — Царапаются.
        Мама посмотрела на свои руки, Маше показалось, грустно.
        — Руки обыкновенные, — сказала мама. — Рабочие руки. Ничего уж с ними не поделаешь.
        Встала и ушла в ванную мыться и заперлась на крючок.
        Маше так вдруг стало жалко маму. Она уже хотела бежать за ней, бабушка не пустила.
        — Сиди! — сказала бабушка грозно. — Сиди! Мать обидела ни за что. Руки у твоей матери золотые, это все знают. Материными руками добра сделано — на десять таких, как ты, хватит: полотном, которое мать наткала, полземли устлать можно. Даром, что молода, а сноровиста. Мать у тебя не белоручка, работница, плохого в том нет. Станешь к станкам на материно место — дай тебе бог такой быть, обидчица!
        — Я её обидеть не хотела, — сказала Маша плача.
        — Не хотела, да обидела, — сказала бабушка. — Так тоже бывает. За языком поглядывай. Руки у твоей матери верно, что жёсткие, а вот сердце мягкое... Я бы на её месте тебе как полагается всыпала, горячих... Надрала бы уши.
        Мама вернулась и услышала, как бабушка ворчит, а Маша плачет, и сразу не разобралась, в чём дело.
        — Не стыдно тебе ещё и бабушку обижать, — сказала она. — Сердце у бабки отходчивое. Я бы на её месте...
        — Знаю, знаю! — закричала Маша неожиданно весело и бросилась к матери целоваться и обниматься. — Знаю...
        — Ничего ты не знаешь, — сказала мама. — А если знаешь, говори.
        — Знаю, — сказала Маша. — Ты бы на бабушкином месте надрала мне уши. Я твои руки обидела.
        — Ну и надеру, — сказала мама. — Чтоб не обижала.
        — Бабушка говорила, — сказала Маша из угла, — что если бы она была на твоём месте, то надрала бы. А на своём — вы обе не можете.
        Бабушка и мама переглянулись и засмеялись.

-О ком говорится в рассказе? (о девочке ,которая грустила и о маминых руках).

-Какая была девочка? (капризная, непослушная)

- Когда мама пришла домой ,что ей сообщили. Подтвердите словами из текста. (Мама пришла, и бабушка ей пожаловалась: целый, мол, день капризничает девчонка и никакого сладу с ней нет.)

-Как Маша отреагировала, когда мама приложила руку ко лбу? (На этот раз Маша только головой мотнула и стряхнула с себя мамины руки. — Фу, — сказала она. — Фу, мамочка! Какие у тебя руки нехорошие. )

-Под словом «нехорошие» , что Маша имела ввиду? (Жёсткие, — ответила Маша. — Царапаются.)

-А почему у этой женщины такие руки? (потому что она много лет работает у станка, делает полотно.)

-А как объяснила бабушка, почему у мамы такие руки? Прочтите этот фрагмент.( Руки у твоей матери золотые, это все знают. Материными руками добра сделано — на десять таких, как ты, хватит: полотном, которое мать наткала, полземли устлать можно. Даром, что молода, а сноровиста. Мать у тебя не белоручка, работница, плохого в том нет. Станешь к станкам на материно место — дай тебе бог такой быть, обидчица!)

-Как вы думаете ,Маша пожалела что сказала маме таки слова? (ответы детей)

- Как Маша поступила дальше? (Знаю, знаю! — закричала Маша неожиданно весело и бросилась к матери целоваться и обниматься. )

-А как вы думаете , мама Машу простила? (ответы детей)

-Чему научил вас этот рассказ. (любить и уважать свою маму)

-Дайте совет, как надо жалеть маму.(нужно не обижать, помогать, учиться хорошо…)

VII.ФИЗМИНУТКА.

Мы старались, мы учились

И немного утомились.

Сделать мы теперь должны

Упражненье для спины.

(Вращение корпусом вправо и влево.)

Мы работаем руками.

Мы летим под облаками.

Руки вниз и руки вверх.

Кто летит быстрее всех'?

(Дети имитируют движения крыльев.)

Чтобы ноги не болели.

Раз - присели, два - присели.

(Приседания.)

Рядом с партою идем,

(Ходьба на месте.)

И садимся мы потом.

(Дети садятся за парты.)

(слайд 15)

VIII.Самостоятельная работа с книгой.

  1. Знакомство со сборником стихов «О маме»

-Ребята ,как называется эта книга? (вот какая мама )

-Давайте рассмотрим иллюстрации в ней .

-Кто изображен на иллюстрации? ( мама)

-Прочитайте оглавление, что вы заметили? ( что все стихотворения посвящены маме)

- Перед вами (на листочках) лежит стихотворение Агнии Львовны Барто «Разлука»

  1. Чтение стихотворения А. Барто «Разлука».

(по цепочке)

Все я делаю для мамы:

Для нее играю гаммы,

-Что такое «гаммы»? (Словарь Ожегова даёт следующее толкование : Последовательный ряд звуков, повышающийся или понижающийся в пределах одной или нескольких октав.)

Для нее хожу к врачу,

Математику учу.


Все мальчишки в речку лезли,

Я один сидел на пляже.

Для нее, после болезни,

Не купался в речке даже.


Для нее я мою руки,

Ем какие-то морковки...

Только мы теперь в разлуке.

Мама в городе Прилуки,


Пятый день в командировке.

Ну, сначала я, без мамы,

Отложил в сторонку гаммы,

Нагляделся в телевизор

На вечерние программы.


Я сидел не слишком близко,

Но в глазах пошли полоски.

Там у них одна артистка

Ходит в маминой прическе...


И сегодня целый вечер

Что-то мне заняться нечем!

У отца в руках газета,

Только он витает где-то,


Говорит: — Потерпим малость,

Десять дней еще осталось...

И наверно, по привычке

Или, может быть, со скуки

Я кладу на место спички

И зачем-то мою руки.

И звучат печально гаммы

В нашей комнате. Без мамы.

(слайд 16)

  1. Беседа о прочитанном

- Что мальчик делал для мамы? (ответы детей)

-А ему самому нравилось это делать? Как вы думаете?(Нет, он это делал только ради мамы, а не в своих интересах).

- Почему же он продолжает делать всё, как учила мама, хотя она в

командировке и его не видит? (потому что мама за это его похвалила бы, одобрила)

- Какое настроение у мальчика? (печальное, грустное, он скучает)

- Были ли у вас такие ситуации, как в стихотворении?(ответы детей)

-Что вы тогда чувствовали?(ответы детей)

- А что вы чувствовали, когда мама возвращалась? (ответы детей)

- Если я вас попрошу нарисовать картину «Мама вернулась!», какие бы

вы краски выбрали? (яркие, солнечные)

- А если «Мама ушла»? (темные)

-А какую картину было бы приятнее рисовать? (когда мама рядом)

- Представьте что ваша мама куда-то на долго уехала и вы по ней так скучали, и вот настал тот торжественный миг мама завтра возвращается ,какой букет вы бы ей подарили. Из каких цветов он бы состоял? Опишите его словами. (ответы детей).

4. Чтение стихотворения наизусть.

- Дома вам нужно было выучить любое стихотворение, о маме. Кто желает прочитать.

IX. Итог урока.

- С произведениями каких авторов мы сегодня познакомились? (А.Барто «Разлука»; Емельянов «Мамины руки» ; М.Скребцова «Мамино сердце») (слайд 17).

-Произведение какого автора вам понравилось больше всего? (ответы детей)

X. Домашнее задание.

- Нарисуйте дома картину «Радость в доме». (слайд 18)