Программа представляет собой интеграцию предметов Литературное чтение и Русский язык (развитие речи) и является одним из возможных вариантов нетрадиционного решения остро возникшей проблемы качественного улучшения обучения, развития и воспитания учащихся, способствует глубокому и прочному овладению изучаемым материалом, повышению читательской культуры, привитию навыков самостоятельной работы.
Просмотр содержимого документа
«Чтение с увлечением»
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Чтение с увлечением» для 4 класса разработана в соответствии –с Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ, -Приказом Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО» (с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 года № 1576, -Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями и дополнениями), -
ООП НОО МАОУ гимназии №33 и составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности «Чтение с увлечением. По страницам добрых книг» Буряк М.В., Карышева Е.Н. М., Планета, 2016.
Содержание учебного предмета
Программа представляет собой интеграцию предметов Литературное чтение и Русский язык (развитие речи) и является одним из возможных вариантов нетрадиционнгого решения остро возникшей проблемы качественного улучшения обучения, развития и воспитания учащихся, способствует глубокому и прочному овладению изучаемым материалом, повышению читательской культуры, привитию навыков самостоятельной работы.
Особенностями построения программы является то, что в процессе воспитания и привития интереса к чтению осуществляется комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную сферы ребенка. Каждое занятие включает работу по формированию читательских умений и расширению читательского кругозора. Кроме того, у детей формируются нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость, доброта, забота, чуткость и др.
К изучению представлены те классические произведения мировой детской литературы, которые формируют основы читательской культуры младшего школьника:
Рассказы и сказки В. Осеевой – 3 ч
Рассказы Н.Артюховой – 10 ч
Рассказы Л.Воронковой – 2ч
Рассказы Е.Пермяка – 4 ч
Рассказы и сказки В.Драгунского – 2 ч
Рассказы и сказки Н.Носова – 7 ч
Рассказ А.Гайдара – 1 ч
Рассказы М.Зощенко – 4 ч
Итоговое занятие – 1 ч
Планируемые результаты
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир;
Воспитание духовно-нравственных качеств, художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей на основе опыта чтения произведений для детей;
Формирование нравственных качеств и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;
Восприятие литературного произведения как особого вида искусства;
Формирование осознанного уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигнуть в нем взаимопонимания.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Овладение способностью понимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, вести поиск средств ее осуществления;
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
Учиться высказывать свое предположение на основе работы с материалом;
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения; установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
Овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами;
Активное использование речевых средств для решения познавательных задач;
Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрации;
Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Коммуникативные УУД:
Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной формах;
Активное использование речевых средств для решения коммуникативных задач;
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
Слушать и понимать речь других;
Учиться работать в пар, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);
Умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении различных задач, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Предметные результаты:
Понимание литературы как средства сохранения и передачи духовных и нравственных ценностей и традиций, принятых в семье, обществе;
Умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, работать с планом произведения;
Осознание значимости произведения для личного развития; формирование первоначальных этических представлений, понятий о добре, заботе; формирование потребности в систематическом чтении;
Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, анализа текстов с использованием элементарных литературных понятий;
Понимание роли чтения, участие в обсуждении содержания текстов, обоснование нравственной оценки поступков героев.
В качестве воспитательного результата внеурочной деятельности выступает непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде деятельности. Происходит это в процессе рассуждения детей о том, что нужно быть трудолюбивым, отзывчивым, чутким, внимательным, поступать по совести, быть добрым, доброжелательным к окружающим людям и готовым прийти на помощь.
На занятиях используются следующие формы контроля:
Текущий – позволяет определить динамику индивидуального уровня продвижения обучающихся, результаты которого фиксируются на каждом занятии в «Индивидуальных картах успешности».
Итоговый – представлен в виде заданий на итоговом занятии. По окончании курса обучающиеся заполняют в рабочей тетради «Лист самооценивания», который позволяет каждому ученику оценить себя, определить умения, которыми он овладел в результате изучения курса.
Самооценка – фиксируется учеником в рабочей тетради в конце каждого занятия и отражает определение границ своего «знания-незнания».
Тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов |
1. | В. Осеева “Отомстила” | 1 |
2. | Л. Воронкова “Что сказала бы мама” | 1 |
3. | Е. Пермяк “Чужая калитка” | 1 |
4. | В.Драгунский “Сверху вниз, наискосок!” | 1 |
5. | Н.Артюхова “Подружки” | 1 |
6. | Н.Носов “Леденец” | 1 |
7. | А.Гайдар “Совесть” | 1 |
8. | М.Зощенко “Трусишка Вася” | 1 |
9. | Н.Носов “Про репку” | 1 |
10. | В. Осеева “Почему?” | 1 |
11. | М.Зощенко “Показательный ребенок” | 1 |
12. | Н.Носов “Карасик” | 1 |
13. | Н.Артюхова Три копухи” | 1 |
14. | Н.Артюхова “Камень” | 1 |
15. | Е. Пермяк “Надежный человек” | 1 |
16. | Н.Носов “Клякса” | 1 |
17. | В.Драгунский “Надо иметь чувство юмора” | 1 |
18. | Н.Артюхова “Строгая бабушка” | 1 |
19. | Е. Пермяк “Обманное озеро” | 1 |
20. | Л. Воронкова “Ласковое слово” | 1 |
21. | Н.Артюхова “Большая береза” | 1 |
22. | В. Осеева “Волшебная иголочка” | 1 |
23. | Н.Носов “Прятки” | 1 |
24. | Н.Артюхова “Мяу” | 1 |
25. | Е. Пермяк “Славка” | 1 |
26. | Н.Артюхова “Фарфоровые шаги” | 1 |
27. | Н.Носов “Замазка” | 1 |
28. | Н.Артюхова “Совесть заговорила” | 1 |
29. | Н.Артюхова “Кролик и репутация” | 1 |
30. | М.Зощенко “Лёля и Минька: Бабушкин подарок” | 1 |
31. | М.Зощенко “Лёля и Минька: Не надо врать” | 1 |
32. | Н.Артюхова “Новые соседи” | 1 |
33. | Н.Носов “Про тигра” | 1 |
34. | Итоговое занятие | 1 |
| Итого: | 34 |