СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Что делает человека человеком?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Что делает человека человеком?»

Конспект урока №

Предмет: ____________________ Класс:_______ Дата проведения___________

Глава I. ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО

Тема урока: Что делает человека человеком?

Цели и задачи: познакомить с особенностями, отличающими человека от животных (речь, способность логически мыслить); выявить значение трудовой деятельности для человека и общества.

Планируемые результаты: предметные: применять понятий­ный аппарат обществоведческих знаний для раскрытия сущности процесса общения; решать познавательные и практические за­дачи в рамках изученного материала; характеризовать роль тру­довой деятельности для развития личности и общества в целом; определять факторы совершенствования человека; использовать и систематизировать информацию из различных источников;

метапредметные УУД — 1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения, точно и грамотно выражать свои мыс­ли; задавать вопросы, необходимые для организации собствен­ной деятельности;

2) регулятивные: формулировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности; составлять план дей­ствий; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достиже­ния результата; оценивать правильность решения учебной задачи;

корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

3) познавательные: анализировать графическую, ху­дожественную, аудиовизуальную информацию, обобщать факты; собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и вто­ростепенную; ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу; определять понятия, устанавливать аналогии; клас­сифицировать явления;

личностные УУД: формирование основ гражданской, социальной, культурной самоидентификации лич­ности; умение строить жизненные планы с учетом конкретных со­циально-исторических, политических и экономических условий; развитие устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.

Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для рабо­ты в группах, проектор, мультимедийная презентация.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Мотивационно-целевой этап

Однажды философ Сократ гулял со своим учеником Федром. Они очутились за воротами Афин. Сократ пришел в восторг от красоты местности. Он восхищался пейзажем как человек, впервые его увидев­ший, как чужестранец, которому проводник показывает нечто новое, никогда прежде не виданное. Федр был поражен. «Что же ты не вы­ходишь даже за городскую стену?» — спросил он философа. «Извини меня, добрый мой друг, я ведь любознателен, а местности и деревья ничему не хотят меня научить, не то что люди в городе», — ответил Сократ.

Вопрос к классу

  • Как вы поняли смысл этого рассказа?

(Ответы учеников.)

На свете много диковинного, но философа в наибольшей сте­пени способен заинтересовать только человек.


  1. Введение в новый материал

Сегодня мы начинаем исследовать проблему взаимодействия человека и общества. Рождается ли человек человеком? Или ста­новится им в течение своей жизни? Эти и другие вопросы мы об­судим с вами на нашем уроке.

Тема урока «Что делает человека человеком?».

  • Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

  • На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения.)

План урока

  1. Отличия человека от других живых существ.

  2. Мышление и речь.

  3. Как человек реализует себя?


Проблемные вопросы

  • Чем человек отличается от других живых существ?

  • Может ли каждый человек играть видную роль в обществе?



  1. Работа по теме урока

  1. Отличия человека от других живых существ

  • Ответьте на вопрос рубрики «Вспомним» на с. 6 учебника.

(Проверка выполнения задания.)

Американские антропологи в одном из зоопарков обучали орангутангов языку жестов. Орангутанг по имени Чаптек усво­ил, что за уборку своего помещения он получает монеты, которые может потратить на лакомства (в качестве денег использовались пластмассовые фишки). Чаптек решил увеличить денежные за­пасы, разломав каждую фишку пополам. Затем деньгами стали жетоны. Чаптек стал находить кусочки фольги и пытался подде­лать «деньги».

  • Является ли этот пример показателем наличия сознания у животных?

(Ответы учеников.)

Представьте, что мы с вами оказались на заседании дискус­сионного клуба. Одни участники дискуссии утверждают, что че­ловек — существо общественное (социальное), а другие считают, что человек, прежде всего, — существо биологическое.


  • Разделитесь на две группы. Работая с п. 1 § 1 учебника, под­берите аргументы в защиту той или иной позиции и запол­ните сравнительную таблицу (см. с. 15).

(Проверка выполнения задания.)

Вывод. Человек — существо биосоциальное.

Отличия человека от животного:

  1. человек преобразует и изменяет окружающую среду, а жи­вотное может только приспосабливаться к природным условиям;

  2. человек, преобразовывая окружающую среду, сообразуется с определенными общественными потребностями, а жи­вотные ориентируются только на удовлетворение своих физиологических потребностей;


Социальное и биологическое в человеке

Человек — существо биологическое

Человек — существо социальное

  1. Человек — часть природы. Это проявляется в анатомии и фи­зиологии человека, в протекании нервно-мозговых, электрических, химических и других процессов

в его организме.

  1. Все необходимое для своего существования люди берут у при­роды.

  2. Человек имеет многие биологи­ческие потребности (дышать, пи­таться, спать), он нуждается в опре­деленной тепловой среде и т. д.

  3. У каждого человека (как

и у каждого животного) есть ин­стинкт самосохранения

  1. В общении между людьми происходит формирование таких человеческих качеств, как язык (речь), способность мыслить

и т. д. Научиться мыслить и раз­говаривать человек может только в обществе себе подобных.

  1. Ребенок — самое не приспо­собленное к жизни из всех живых существ. Он не может вьгжить без помощи семьи (общества).

  2. Только в семье, в обществе ребенку дают знания об окружаю­щем мире, формируют умение трудиться

  1. человеческие потребности все время растут и меняются, а потребности животных практически неизменны;

  2. человек относится к своей жизнедеятельности сознательно, он способен к активной творческой деятельности, а пове­дение животных подчиняется лишь инстинктам;

  3. человек создает продукты материальной и духовной культу­ры, он способен производить орудия труда и использовать их, а животные ничего нового не создают и не производят;

  4. человек в результате своей деятельности преобразует самого себя, свои способности, изменяет потребности, жизнен­ные условия, он обладает сложноорганизованным мозгом, мышлением и членораздельной речью, а животные фак­тически ничего не меняют ни в себе самих, ни во внешних условиях.


  1. Мышление и речь

Люди наделены способностями к размышлению о вешах, весьма далеких от их непосредственных физиологических по­требностей. Именно благодаря способности к мышлению люди создали цивилизацию, развили культуру, изучили далекие плане­ты. написали замечательные картины, стихи, музыку, построили красивые города, смогли одержать победу над многими болезня­ми, холодом и голодом.

Проанализируйте следующие высказывания и ответьте на вопросы.

  • Человек становится человеком только через язык (В. Гум­больдт).

  • Человек отличается от всех других созданий способностью сме­яться (Д. Аддисон).

  • Человек делает то, что ему говорят. Большинство животных — нет (Э. Берн).

  • Человек — это знание, которое познает самое себя (Е. Евту­шенко).

  • Человек — единственное животное, поведение которого в зна­чительной степени определяется мыслью (Дж. Каллингвуд).

  • Какое из высказываний, по вашему мнению, более точно определяет сущность человека?

  • Что делает человека человеком? Почему?

(Ответы учеников.)

Человек создает продукты материальной и духовной культу­ры, опираясь на знание о мире. Он творит нечто новое сначала в мыслях, а затем воплощает свой мысленный план на прак­тике.

  • Работая с п. 2 § 1 учебника, прокомментируйте ситуацию и ответьте на вопрос.

Люди строят плотины, и бобры строят плотины. Чем деятель­ность человека отличается от действий животных?

(Проверка выполнения задания.)

Нам необходимо проследить взаимосвязь и взаимозависи­мость деятельности человека с мышлением и речью.

  • Предположите, связаны ли между собой речь и мышление. Если да, то каким образом?

(Учитель записывает на доске версии учеников.)

Проанализируем первую связь: мышление деятельность. Мышление — это взаимодействие субъекта с окружающим ми­ром, в ходе которого осуществляется аналитико-синтетическая деятельность. Это обобщенное отражение в мозгу человека суще­ственных свойств, причинных отношений и закономерных свя­зей вешей. Мышление пронизывает всю деятельность человека, сообщая ее волевым усилиям согласованность, упорядоченность, организованность.

Теперь проанализируем вторую связь: мышление ** речь. Речь — универсальное средство формирования и выражения мысли. Таким образом, речь — это орудие мышления. Она имеет внешнее и внутреннее выражение. Внутренний беззвучный ре­чевой процесс, при помощи которого мы мыслим, называется внутренней речью.

Первые слова выделились, закрепились в процессе обще­ственно-исторической деятельности человека. Именно потреб­ность людей в общении, благодаря которому возможен коллек­тивный труд, привела к появлению первых слов. Следовательно, между мышлением и языком существует теснейшая связь. Обезь­яны так и не научились говорить. И не только потому, что голосо­вой аппарат человека формировался миллионы лет, но и потому, что высокоорганизованный мозг, способный мыслить, тоже яв­ляется результатом длительного исторического развития.






  1. Как человек реализует себя?

  • Работая в парах с п. 3 § 1 учебника, предположите, как чело­век реализует себя, какими мотивами он руководствуется.

(Учитель записывает на доске версии учеников.)

Таким образом, одни люди реализуют себя в науке и твор­честве, другие стремятся к славе и известности, а часть людей нацелена только на приобретение материальных благ.

  • Какой след вам представляется наиболее важным?

  • Почему? Свою позицию обоснуйте.

(Ответы учеников.)

Важно, чтобы деятельность человека, его жизненные пели не расходились с общественными интересами. Так, не случай­но в наше время большую озабоченность вызывает деятельность хакеров — компьютерщиков, проникающих в чужие информаци­онные системы с целью овладения информацией или введения в них ложных данных.


  • Разделитесь на три группы. Работая с п. 3 § 1 учебника и до­полнительным материалом (интернет-ресурсы, справочни­ки), исследуйте, как развиваются способности и дарования человека в процессе определенной деятельности.

Первая группа анализирует развитие способностей и дарова­ний в процессе игровой деятельности.

Вторая группа анализирует развитие способностей и дарова­ний в процессе учебной деятельности.

Третья группа анализирует развитие способностей и дарова­ний в процессе трудовой деятельности.

(Презентация результатов работы групп.)

  • Как вы думаете, легко ли человеку добиваться поставлен­ных целей?

  • Почему? Свою позицию обоснуйте.

(Ответы учеников.)

Самореализация — выявление и развитие индивидом лич­ностных способностей во всех сферах деятельности. Это актив­

ная жизненная позиция личности по воплощению в деятельности и отношениях своих потенциальных возможностей. В иерархии потребностей Маслоу самореализация занимает высшее поло­жение. По его мнению, лишь удовлетворив свои биологические и социальные потребности, человек может в полной мере реали­зовать себя как творческую личность.

  • Согласны ли вы с позицией Маслоу?

  • Почему? Свою позицию обоснуйте.

(Ответы учеников.)

  • Работая в парах, прочитайте высказывание А.П. Чехова на с. 12 учебника и ответьте на вопросы к тексту.

(Проверка выполнения задания. Подведение итогов работы по данному вопросу.)



  1. Подведение итогов урока. Рефлексия


Проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал.

  1. Ответьте на вопросы рубрики «Проверим себя» на с. 12 учебника.

  2. Выполните задания 1, 2 рубрики «В классе и дома» на с. 12, 13 учебника.

(Проверка выполнения заданий.)

Продолжите фразы.

  • Я хочу сказать...

  • Мне больше всего удалось...

  • Для меня было открытием, что...

Домашнее задание

  1. Прочитать § 1 учебника.

  2. Выполнить задания 3—5 рубрики «В классе и дома» на с. 13 учебника (на выбор).

  3. Написать эссе на тему «Мыслящий и работающий чело­век есть мера всего. Он есть огромное планетное явление» (В.И. Вернадский).



7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!