Что изменится в ОГЭ по русскому языку в 2025 году?
Изменения структуры КИМ отсутствуют.
И это правильно, так как масштабные изменения структуры ОГЭ по русскому языку произошли в 2023-2024 учебном году, а каждый год менять структуру экзамена странно и нерационально.
Основные изменения коснулись 13-го задания и системы оценивания.
Переформулировано задание 13.1: цитата на
лингвистическую тему заменена вопросом.
Было: Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Нины Сергеевны Валгиной: «Многоточие – частый и незаменимый знак в текстах большого эмоционального накала, интеллектуальной напряжённости».
Стало: Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какую роль в тексте играют лексические повторы?».
По моему мнению, такая формулировка задания несколько упрощает написание сочинения 13.1, но только практика покажет, насколько хорошо ребята справятся с написанием сочинения в обновленном формате.
В заданиях 13.1, 13.2 и 13.3 (сочинение-рассуждение на основе опорного текста) последовательно использовано понятие «пример» без дифференциации на пример-иллюстрацию и пример-аргумент. Предполагается, что подобная дифференциация в большей степени характерна для ЕГЭ по русскому языку.
Было: 13.2. Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Стало: Приведите в сочинении два примера из прочитанного текста,
подтверждающих Ваши рассуждения.
В целом, меняется лишь формулировка, которая качественных изменений в работу не вносит.
В заданиях 13.1, 13.2 и 13.3 снято ограничение на способы обращения к прочитанному тексту. Экзаменуемый имеет право использовать различные способы работы с прочитанным текстом – не только в виде цитаты или ссылки на номера предложений, но и, например, в виде сжатого выборочного пересказа.
Эксперты ОГЭ подтвердят, что новая формулировка изменений в проверку и оценивание не вносит. Я работала экспертом в двух разных регионах, мы учитывали все способы обращения к опорному тексту. Возможно, в каких-то регионах проверка происходит иначе, коллеги, сообщите в комментариях, если у вас есть информация.
В формулировку задания 13.3 в соответствии с критериями оценивания включена возможность приводить экзаменуемым примеры только из прочитанного текста. При этом введено ограничение видов примеров из жизненного опыта: «Не допускается обращение к таким жанрам, как комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра».
Никто так сильно не любит сочинение 13.3, как учителя русского языка и девятиклассники. Хорошо, что с 2025 года появится возможность привести два примера из опорного текста, не привлекая жизненный опыт, но, по моему мнению, такой возможностью воспользуется совсем малое количество выпускников. И нашумевшая новость об ограничении источников аргументации: не допускается обращение к таким жанрам, как комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра. Жаль, но этого стоило ожидать. Это изменение, по моим наблюдениям, затронет выпускников, не читающих традиционную литературу, мои ребята ежегодно приводили аргументы и из комиксов, и из игр, но пример из жизни до сих пор привести можно, поэтому изменение не будет фатальным.
Критерий «Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения» во всех форматах развёрнутого ответа переименован в «Логичность речи».
Из критерия убрали пункт про абзацное членение. Сейчас критерий выглядит так:
СК3 Логичность речи
Логические ошибки отсутствуют - 2 балла
Допущена одна логическая ошибка - 1 балл
Допущено две логические ошибки или более - 0 баллов
Скорректировано понятийное наполнение критерия
«Композиционная стройность».
Было: Композиционная стройность. Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет.
Стало: Композиционная стройность. Работа характеризуется трёхчастной композицией, ошибки в построении текста отсутствуют.
У меня дети пишут сочинение всегда на 4 абзаца, думаю, многие учителя учат именно так, поэтому понятие "трехчастная композиция" нуждается в пояснении. Эксперты после обучения, конечно же, расскажут.
Максимальный первичный балл за выполнение экзаменационной работы увеличен с 33 до 37.
Так откуда же взялись дополнительные баллы? И вот тут самое интересное.
Приведена к единообразному представлению система оценивания грамотности и фактической точности речи в ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку. В частности, увеличено с 2 до 3 максимальное количество баллов по критериям ГК1 «Соблюдение орфографических норм», ГК2 «Соблюдение пунктуационных норм», ГК3 «Соблюдение грамматических норм» и ГК4 «Соблюдение речевых норм». Максимальное количество баллов выросло с 9 (ГК1 - ГК4 - 8 баллов, ФК - 1 балл) до 13 (ГК1-ГК4 - 12 баллов, ФК - 1 балл), то есть грядет изменение системы оценивания, которое коснется обучающихся разного уровня.
Интересно, как будет выглядеть перевод баллов в отметку.
Если раньше он выглядел так:
«2»: 0–14 баллов;
«3»: 15–22 балла;
«4»: 23–28 баллов, из них не менее 4 баллов за грамотность (по критериям ГК1–ГК4);
«5»: 29–33 балла, из них не менее 6 баллов за грамотность (по критериям ГК1–ГК4).
То теперь? Будем гадать? Есть опасения, что минимальный порог вырастет до 17 - 19 баллов, то есть получить тройку будет сложнее. Как и "4", и "5", потому что баллы за грамотность напрямую влияют на перевод баллов в отметку.
К сожалению, в пояснениях забыли написать о том, что изменения коснулись и системы оценивания изложения. Изменилась формулировка критерия ИК3.
Было: Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Работа экзаменуемого характеризуется смысловой
цельностью, речевой связностью и последовательностью
изложения:
– логические ошибки отсутствуют;
– в работе нет нарушений абзацного членения
Стало: ИК3 Логичность речи. Логические ошибки отсутствую
Несмотря на то, что изменений представлено было мало, работы добавилось много. Нужно понять, как теперь "дотягивать" слабых учеников до "тройки", ведь баллы за грамотность стали более "дорогими", а как раз по этим критериями слабые обучающиеся и выпадают. И как не потерять положительные отметки сильным ученикам, чрезмерно волнующимся, совершающим глупые ошибки.