Этап урока | Образовательная цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. | Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. | -Здравствуйте, дети. Присаживайтесь. -Прозвенел уже звонок, начинаем наш урок. Слушаем внимательно, работаем старательно. -Давайте повторим правила работы на уроке (на доске читаем повторяем). -Отлично. (правила посадки при письме - вывесить на доску картинку правильной посадки при письме) -Тетрадь я правильно кладу, ручку правильно держу. За посадкою слежу, с чистотою я дружу. На «отлично» напишу! Запишем сегодняшнее число. Сегодня 12 апреля. Может, кто-то из вас знает, чем необычен сегодняшний день? (Сегодня празднуется «День Космонавтики». -Правильно, дети. Ежегодно, в России празднуют день Космонавтики. С именем какого человека связан этот праздник? (Юрий Алексеевич Гагарин) Да, этот праздник неразрывно связан с именем уроженца смоленской земли – Юрием Алексеевичем Гагариным, первым человеком, покорившим космическое пространство. -Сегодня и мы с вами будем покорять! Но не космическое пространство, а тайны русского языка! | Приветствуют учителя Повторяют правила работы на уроке Записывают число, классная работа Обсуждают «День Космонавтики» |
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действийи организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | Доска КЕРА НИКГА ЛЕПАН (слайд) -Дети, посмотрите на доску, прочитайте, что написано. -Что это? Это слова? (нет) А почему? (нет смысла, нет значения). -Когда буквосочетание можно назвать словом? (когда есть смысл, есть значение) -Давайте получим слова из этих букв. Переставьте буквы так, чтобы получилось слово. -Помните, что отвечаем мы только по поднятой руке! -Запишем слова, которые получились.(река, книга, пенал - НА СЛАЙДЕ) -Проверили посадку, спина прямая, ноги на полу, тетрадь уголком. -Отлично, мы с вами вспомнили, что же такое слова. | Работают с буквосочетаниями на доске Отвечают на вопросы учителя Записывают в тетрадь получившиеся слова |
3.Выявление места и причины затруднений. | Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | -Итак, посмотрите ещё раз на получившиеся слова. Скажите, что же обозначают эти слова? (предметы) -А что еще могут обозначать слова? (признаки предметов, действия предметов) -Давайте подберем к этим словам, обозначающим предметы их признаки и действия. (устно-быстрая, интересная, новый; бежит, увлекла, лежит) | Вспоминают материал прошлых уроков |
4.Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство). | Постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации. | -Сегодня мы с вами продолжаем открывать тайны русского языка. –Как вы думаете на какой вопрос будем искать ответ? (что могут называть слова и на какие группы они делятся) -Да, дети, тема нашего урока: «Что могут называть слова?» –Цель урока: закрепить умение находить слова-названия предметов, признаков предметов, действий предметов. -У каждого на парте лежит «Лесенка знаний». Возьмите свою лесенку знаний и отметьте уровень своих умений делить слова на группы в данный момент. Поставьте звездочку на той ступеньке, как вы считаете. – Где сейчас находится ваша звездочка? (внизу) А хотите подняться выше? (Да) Что нам для этого нужно сделать? (выполнять задания) | Отвечают на вопросы учителя Называют тему и цель урока Работают с «Лесенкой знаний» |
5.Реализация построенного проекта | Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | -Открываем учебник на стр. 21. Прочитаем тему урока «Что могут называть слова? (далее - работа по учебнику) -Давайте рассмотрим схему и вспомним на какие три большие группы делятся все слова-названия? -На какие вопросы отвечают слова-названия предметов и явлений? (Кто? Что?) -На какие вопросы отвечают слова-названия признаков предметов и явлений? (Какой? Какая? Какие? Какое? И тд) -На какие вопросы отвечают слова-названия действий предметов и явлений? (Что делает? Что делают?) -Приведите свои примеры слов-названий -предметов? -признаков предметов? -действий предметов? -Отлично. | Работают со схемой в учебнике Отвечают на вопросы учителя |
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | -Теперь перевернем страницу на страницу 22, упр. 7. -Что здесь нужно сделать? (читаю задание из учебника) (Какие слова отвечают на вопрос кто? или что?, какие – на вопрос что делает?, какие – на один из вопросов: какой? какая? какое?) Задание: Признаки предметов: яркое, душистая, лесная (какой? какая? какое?) Предметы: сирень, кукушка, солнце (кто? что?) Действия предметов: кукует, светит, цветет (что делает?) -Составьте предложения, используя данные слова (устно) Яркое светит солнце. Лесная кукушка кукует. Цветет душистая сирень. Скажите, дети. А можно ли рвать веточки сирени с дерева без какой-либо надобности? Конечно, лучше любоваться цветущими кустами – на них соцветия сохраняются намного дольше и лучше. -Запишем одно из них. Какие знаем правила записи предложений? (пишем с большой буквы, точка в конце) Помните правила посадки: Тетрадь я правильно кладу, ручку правильно держу, за посадкою слежу, с чистотою я дружу, на отлично напишу! -Отлично. Теперь сыграем с вами в игру «Найди своё место» (в ленинг ап СЛОВА-НАЗВАНИЯ ПРЕДМЕТОВ) | Выполняют упражнение в учебнике Отвечают на вопросы учителя Составляют предложения с данными словами Вспоминают правила посадки Играют в игру «Найди своё место» |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия,применение нового знание в типовых заданиях. | -Отлично. Вижу, что вы хорошо поняли тему нашего урока. Но чтобы до конца в этом убедиться - выполним самостоятельную работу. У вас на столах лежат карточки с тремя группами слов. Ваша задача найти лишнее слово в каждой группе. На выполнение задания даю вам ? минут. -Всем понятно задание? -Кто выполнит задание раньше времени, руку на локоть, что бы я видела, кто уде готов. 1. колючий, кукует, кушает; 2. роза, ромашка, рыщет; 3. сладкий, вкусный, конфета. | -Давайте теперь проверим, как вы справились с заданием. На доске лишнее слово выделено. У кого также - ставит «+». (Выполняют проверку) -Поднимите руку те, у кого нет ни одной ошибки. -Теперь поднимите руку те, кто сделал ошибку. -Отлично. Это говорит о том, что данная тема хорошо нами усвоена. | Слушают учителя Выполняют самостоятельную работу Выполняют проверку по эталону |
8.Включение в систему знаний повторение. | Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний, повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний. | Итак, на какой вопрос мы искали ответ на уроке? (Что могут называть слова?) -Ответили ли мы на этот вопрос? (да) -Чему научились на уроке? (находить слова- названия предметов, признаков, действий) -Повторим с вами, что могут называть слова? (названия предметов и явлений, названия признаков предметов и явлений, названия действий предметов и явлений) -Какая была цель урока? Достигли ли мы её? (да) -Запишите домашнее задание. Упражнение 9 на странице 23. | Подводят итоги урока Отвечают на вопросы учителя Записывают домашнее задание |
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке | Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия | -Возьмем нашу лесенку знаний. Поставьте звездочку другим цветом на ту ступеньку, где вы оказались после сегодняшнего урока. -Поднимите руку кто поднялся по ступенькам выше? Кто остался на месте? Кто-нибудь добрался до самого верха?(нет, ведь нам еще предстоит узнать много тайн русского язака) Урок окончен! До свидания! | Проводят рефлексию учебной деятельности |