Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти «Школа №2 имени Героя Социалистического Труда И.В.Комзина»
Занятие № 1 по внеурочной деятельности
«Я – исследователь» (ФГОС)
1 класс
« Что такое исследование?»
Автор:
учитель начальных классов
Железнова Наталья Николаевна
Занятие 1 Тема: Что такое исследование?
Цель:
Познакомить учащихся с понятием «исследование», «наблюдательность»,
Развивать способность наблюдать, быть внимательным, видеть «незаметное»,
Развивать речь, логическое мышление, внимание, строить последовательные умозаключения.
Оборудование: презентация
Ход занятия.
Организация класса.
Учащиеся садятся в круг, лицом друг к другу.
Сообщение темы и цели занятия.(слайд 2)
- Ребята, сегодня мы с вами узнаем, что такое исследование, будем учиться наблюдать.
(ребята садятся за парты)
Актуализация знаний.
- Как вы можете объяснить, что такое исследование?
- Что значит «исследовать предмет»?
- Давайте подведём итог нашим рассуждениям и сформулируем понятие «исследование».
- Кто сможет обобщить ?
Вывод: Исследование – это поиск истины, познание неизвестного, поиск неизведанного, как один из видов познавательной деятельности человека.(слайд 3)
- Давайте обсудим, где и как человек может проводить исследования?
- Когда человек может проводить исследование?
- Какие могут быть исследования?
-Что такое научное исследование? (Научные исследования – это такие, которые проводят ученые)
- Может ли простой человек что-то исследовать?
- Где и как мы сможем использовать знания, полученные в результате исследования?
- Какие качества нужны человеку, чтобы стать настоящим исследователем?
- А как вы думаете, что нужно для того, чтобы стать хорошим исследователем? (Уметь наблюдать)
- Как вы понимаете, что значит наблюдать?
Вывод: Наблюдение – это самый доступный и распространённый метод проведения исследования, который применяют в большинстве наук. Человек постоянно использует наблюдение в своей повседневной жизни. Оно является ценным источником получения различной информации об окружающем мире. Для наблюдения можно использовать приборы и приспособления. (слайд 4)
- Какие приборы вы знаете и для чего их можно использовать?
Демонстрация приборов.(слайд 5)
-Хотите стать наблюдателем?
Практические задания.
-Сейчас мы с вами тоже попробуем стать наблюдателями.
Задание1.(слайд6) Рассмотрите рисунки попробуйте найти одинаковые рисунки. Что у них общего? Чем отличаются?.
Задание 2.(слайд 7) Какие предметы изображены на рисунке? Назови.
Задание 3. (слайд 8) Найдите отличия?
Физминутка
Составление плана исследования.
-Ребята, а в жизни за какими объектами вы можете наблюдать?( За кошкой, деревьями, птицами…)
-Что вы должны сделать, прежде чем начать наблюдение?(Выбрать предмет исследования, за которым будем наблюдать)
-Как вы думаете, с чего надо начинать исследования?
В ходе коллективного обсуждения дети вместе с учителем приходят к выводу, являющемуся
одновременно планом работы.
План исследования (Слайд9)
Вывод:.Таким образом, мы составили план исследования предмета, объекта.
Выбирается общий объект исследования для класса «Русский алфавит»
Дети получают задание найти ответ на вопрос:
Почему алфавит назвали алфавитом?
Демонстрируется папка с тремя разделами, которые зрительно повторяют план исследования и помогают дома работать над выбранным объектом.
Папка находится в классе постоянно, дети складывают в кармашки информацию, собранную самостоятельно в домашних условиях.
В течение трех-четырех недель учитель напоминает детям о заполнении кармашков.
VII Итог занятия.
- Что нового вы сегодня узнали?
- Чему мы учились? (Мы учились сегодня наблюдать, состалять план наблюдения, узнали, что такое исследование, выбрали объект коллективного исследования – русский алфавит.
Домашнее задание
Подобрать в книгах, журналах и т.п. материал, обратиться к родителям за советом в поиске информации о выбранном классном объекте для наблюдения, исследования.