Тема: Что такое конфликт?
Класс: 8
Дата: 29.11.21.
№ урока: 12
Педагог-психолог: Ташкентбаева Е.А.
Цель: расширить и уточнить эмоциональные представления обучающегося; учить анализировать причины возникновения конфликтной ситуации и находить «мирные» пути выхода из любого конфликта.
Задачи:
- развитие эмоционально-волевых качеств личности;
- воспитывать доброжелательные отношения к окружающим.
Тип: занятие с элементами тренинга.
Планируемые результаты:
Предметные:
- знать понятия «конфликт», его виды, стадии, источники, способы разрешения, положительные и отрицательные стороны; знать понятия «коммуникативный барьер», «коммуникация в человеческом сообществе», «коммуникабельность как черта личности».
- уметь распознавать конфликтные ситуации, уметь использовать конструктивные стратегии решения конфликтных ситуаций, знать способы преодоления коммуникативного барьера.
- Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности в конфликтной ситуации, мотивация уверенного поведении, мотивация на развитие коммуникативных умений и навыков;
- Регулятивные УУД: оценивать результаты коммуникации (своей – чужой), анализировать собственное поведение в конфликтных ситуациях, планировать свое действие во время общения, определять цель во взаимодействии с оппонентом, конструировать стратегии решения конфликтных ситуаций;
- Коммуникативные УУД: определять цель общения, слушать собеседника, рефлексировать, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли, приобрести навык эффективного поведения, преодолеть коммуникативный барьер;
- Познавательные УУД: систематизировать материал, работать взаимодействовать в разных ситуациях, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы, строить стратегии поведения, усвоить понятия коммуникативного барьера, понятия «коммуникабельность как черта личности»
Методы: создание ситуации занимательности, проблемной ситуации, рассказ, беседа, упражнения, рассуждения, предъявление требований, поощрение. Создание ситуации успеха. Создание атмосферы эмоционального комфорта.
Ход занятия
Организационный момент.
- Мы с тобой на предыдущем занятии говорили об общении, что общение важно для нас.
- Для необходимо нам общения?
Отв.: чтобы передавать информацию, делиться опытом.
Вывод:
Общение-взаимодействие людей друг с другом с целью передачи знаний, опыта, обмена мнениями. |
В процессе общения происходит открытие друг другом самих себя.
Я тебе-свое я, а ты мне-свое я.
- Скажи, а всегда ли нам доставляет удовольствие общение?
- Получаем положительные эмоции от общения?
Отв.: Нет.
-Почему?
Отв.: потому, что мы не все умеем общаться на должном уровне, это нам показал результат теста. Мы научились разговаривать, выражать свои мысли, но как мы это делаем, кто-нибудь задумывался?
- Как мы общаемся?
Отв.: отвечаем грубо, кричим, требуем, угрожаем.
- Что ты чувствуешь, когда тебе ответили грубо?
Отв.: ответить грубо.
- Да, нам хочется ответить также. Нагрубить. И возникает конфликт.
2. Объяснение темы и целей занятия.
- И поэтому тема нашего занятия.
- Скажи, а что такое конфликт?
Отв. : Это когда ругаются громко.
- Чтобы понять что- же такое конфликт надо разобраться в причинах конфликта.
-Сейчас прочитаем и попробуем объяснить.
Наличие противоположных точек зрения;
Неумение контролировать сои чувства, эмоции;
Не этичное поведение участников конфликта;
Нежелание идти на компромисс;
-Что такое конфликт?
Отв. :
Конфликт – это такая ситуация, при которой происходит столкновение двух различных точек зрения, мнения, сил. |
Вывод: конфликт- это когда две стороны, два человека не могут договориться.
- Скажи, нужно начинать выяснение отношений:
С угрозы;
С указаний и поучений;
С критики;
С сообщения;
Не обращать внимание;
(все варианты обсуждаются, и отмечается тот, кто смог достойно выйти из сложившейся ситуации).
Вывод: чтобы не обидеть человека, нужно приложить усилия, т.е. перед тем как сказать, мы думаем, что сказать и как сказать.
Конфликт начинается от самого простого и заканчивается дракой, если мы не умеем идти на компромисс.
- В чем же вред таких конфликтов?
Отв. :
Вывод: чтобы не возникали конфликты, мы должны контролировать свои чувства, быть культурными при разговоре, уметь уступать друг другу.
Но, если все- таки противоположная сторона идет на конфликт, как же быть?
Для этого обратимся к советам умных людей, которые помогут выйти из конфликтной ситуации без ссоры.
Поведение, которое поможет выйти из конфликтной ситуации без ссоры:
Выслушать спокойно все претензии партнера.
На агрессивность партнера реагировать сдержанием своих эмоций и постараться переключить разговор на другую тему. Можно сказать что-то доброе, неожиданное, веселое.
Попытаться заставить говорить партнера конкретней (только факты) и без отрицательных эмоций.
Всегда сдерживать уверенную и равную позицию, но не переходить на критику.
Извиниться, если в чем-то не прав.
Вывод: для того, чтобы предотвратить конфликт необходимо придерживаться данных советов.
- Скажите, а приносят вред конфликты? И для этого мы обратимся к специалистам и узнаем, какой вред приносят конфликты?
- В чем же вред таких конфликтов?
Во-первых, от конфликтов страдает достоинство человека.
Во-вторых, на каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний, когда и работа не ладиться.
В- третьих, страдает физическое здоровье- поражаются нервы, сердце, сосуды. Поэтому нужно обязательно научится предотвращать такие конфликты. Правильное поведение при конфликте сохранит ваше здоровье, сделает спокойнее и счастливое не только вас, но и других.
Итог по занятию:
- О чем мы сегодня говорили?
- Что ты нового узнал?
Рефлексия.
Будешь ли ты применять полученные на сегодняшнем уроке знания для предотвращения или эффективного способа выхода из конфликтной ситуации?