СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 09.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Что такое план текста?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Что такое план текста?»

В.Осеева «Сыновья»  Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел.  Вот говорит одна женщина другой: - Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит. - А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, - говорит другая.  А третья молчит. - Что же ты про своего сына не скажешь? - спрашивают её соседки. - Что ж сказать? - говорит женщина. - Ничего в нём особенного нету. Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок - за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.  Вдруг навстречу три мальчика выбегают.  Один через голову кувыркается, колесом ходит - любуются им женщины. Другой песню поёт, соловьём заливается - заслушались его женщины. А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.  Спрашивают женщины старичка: - Ну что? Каковы наши сыновья? - А где же они? - отвечает старик. - Я только одного сына вижу!

В.Осеева «Сыновья»

Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел.

Вот говорит одна женщина другой:

- Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.

- А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, - говорит другая.

А третья молчит.

- Что же ты про своего сына не скажешь? - спрашивают её соседки.

- Что ж сказать? - говорит женщина. - Ничего в нём особенного нету. Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок - за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.

Вдруг навстречу три мальчика выбегают.

Один через голову кувыркается, колесом ходит - любуются им женщины. Другой песню поёт, соловьём заливается - заслушались его женщины. А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.

Спрашивают женщины старичка:

- Ну что? Каковы наши сыновья?

- А где же они? - отвечает старик. - Я только одного сына вижу!

В. Осеева «Сыновья»   О чём этот рассказ? О каком неписаном правиле говорит нам его автор?

В. Осеева «Сыновья»

  • О чём этот рассказ?
  • О каком неписаном правиле говорит нам его автор?
Согласны ли вы с матерью третьего мальчика, которая говорила, что в её сыне ничего особенного нет? Кого из героев этой истории вы хотели бы видеть своим другом и почему?
  • Согласны ли вы с матерью третьего мальчика, которая говорила, что в её сыне ничего особенного нет?
  • Кого из героев этой истории вы хотели бы видеть своим другом и почему?
Определимся с темой урока Ни строительство дома, ни путь капитана Не получатся, если их делать без ... . Будь, как строитель, как капитан: Готовишься к делу - обдумывай .... . плана план

Определимся с темой урока

Ни строительство дома, ни путь капитана

Не получатся, если их делать без ... .

Будь, как строитель, как капитан:

Готовишься к делу - обдумывай .... .

плана

план

Тема урока: Что такое план текста?

Тема урока:

Что такое план текста?

Что такое план? Чертёж, изображающий на плоскости какую-нибудь местность, сооружение. Заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ. Предположение, предусматривающее ход, осуществление чего-нибудь. Взаимное расположение частей. (словарь С.И. Ожегова)

Что такое план?

  • Чертёж, изображающий на плоскости какую-нибудь местность, сооружение.
  • Заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ.
  • Предположение, предусматривающее ход, осуществление чего-нибудь.
  • Взаимное расположение частей.

(словарь С.И. Ожегова)

Где в жизни человек сталкивается с планом?

Где в жизни человек сталкивается с планом?

Что такое план текста? План - это последовательное представление частей содержания изученного текста в кратких формулировках, отражающих тему и/или основную мысль. Тема - это исходный пункт текста или его части, то, относительно чего нечто утверждается или спрашивается. Основная мысль - это то, что утверждается или спрашивается о теме. Тема - это исходный пункт текста или его части, то, относительно чего нечто утверждается или спрашивается. Основная мысль - это то, что утверждается или спрашивается о теме.

Что такое план текста?

  • План - это последовательное представление частей содержания изученного текста в кратких формулировках, отражающих тему и/или основную мысль.
  • Тема - это исходный пункт текста или его части, то, относительно чего нечто утверждается или спрашивается. Основная мысль - это то, что утверждается или спрашивается о теме.
  • Тема - это исходный пункт текста или его части, то, относительно чего нечто утверждается или спрашивается.
  • Основная мысль - это то, что утверждается или спрашивается о теме.

Зачем человеку нужен план? Если выйдет план удачным, работа пойдёт как по маслу... Ф.М. Достоевский

Зачем человеку нужен план?

Если выйдет план удачным, работа пойдёт как по маслу...

Ф.М. Достоевский

Для чего нужно уметь составлять план текста? «...Работать над планом – это значит проникать в смысл читаемого, изучать построение произведения, вникать в его язык и в его образы» М.А. Рыбникова

Для чего нужно уметь составлять план текста?

«...Работать над планом – это значит проникать в смысл читаемого, изучать построение произведения, вникать в его язык и в его образы»

М.А. Рыбникова

Простой план Простой план - это план, включающий название значительных частей текста. Графическая форма записи простого плана выглядит следующим образом:   1. 2. 3. и т.д.

Простой план

  • Простой план - это план, включающий название значительных частей текста. Графическая форма записи простого плана выглядит следующим образом:
  •  
  • 1.
  • 2.
  • 3. и т.д.
Сложный план Сложный план - это план, включающий название значительных частей текста, а также их смысловых компонентов. Графическая форма записи сложного плана выглядит следующим образом: 1. 1.1. 1.2. 2. и т.д.

Сложный план

  • Сложный план - это план, включающий название значительных частей текста, а также их смысловых компонентов. Графическая форма записи сложного плана выглядит следующим образом:
  • 1.
  • 1.1.
  • 1.2.
  • 2. и т.д.
Сложный план представляет собой более совершенную систему, которая достаточно полно отражает работу автора над текстом и дает читателю ясное преставление о логике и композиции работы. В сложном плане практически каждый пункт имеет подпункты, в которых тема раскрывается более детально.

Сложный план

  • представляет собой более совершенную систему, которая достаточно полно отражает работу автора над текстом и дает читателю ясное преставление о логике и композиции работы. В сложном плане практически каждый пункт имеет подпункты, в которых тема раскрывается более детально.
Рекомендуем   Составляя план при чтении текста, прежде всего старайтесь определить границы мыслей . Эти места в книге тотчас же отмечайте. Нужным отрывкам давайте заголовки , формулируя соответствующий пункт плана. Затем снова просматривайте прочитанное, чтобы убедиться, правильно ли установлен

Рекомендуем

  • Составляя план при чтении текста, прежде всего старайтесь определить границы мыслей . Эти места в книге тотчас же отмечайте. Нужным отрывкам давайте заголовки , формулируя соответствующий пункт плана. Затем снова просматривайте прочитанное, чтобы убедиться, правильно ли установлен "поворот" содержания, уточните формулировки.
  • Стремитесь, чтобы заголовки-пункты плана наиболее полно раскрывали мысли автора . Последовательно прочитывая текст, составляйте к нему черновой набросок плана с нужной детализацией.
  • Чтобы облегчить работу, самые важные места в книге отмечайте , используя для этого легко стирающийся карандаш или вкладные листки.
  • Запись любых планов делайте так, чтобы ее легко можно было охватить одним взглядом.
Работа над планом предполагает следующие этапы:   осмысление темы; наброски основных (тезисных) тем в определенном порядке следования; составление простого плана (перечень тем ); составление сложного плана (усложнение плана, деление пунктов на подпункты); редактирование плана в процессе работы (перестановка пунктов, расширение или сокращение, уточнение формулировок); окончательное оформление плана.

Работа над планом предполагает следующие этапы:

  • осмысление темы;
  • наброски основных (тезисных) тем в определенном порядке следования;
  • составление простого плана (перечень тем );
  • составление сложного плана (усложнение плана, деление пунктов на подпункты);
  • редактирование плана в процессе работы (перестановка пунктов, расширение или сокращение, уточнение формулировок);
  • окончательное оформление плана.
Как составить план текста   1. Прочитай текст целиком. 2. Раздели текст на смысловые части. Начало и конец отметь карандашом (одна часть от другой отмечается новым содержанием). 3. Прочитай первую часть, выдели главное. Подбери к ней заголовок. 4. Таким образом, поработай над другими частями. 5. Запиши заголовки к каждой части (план). 6. Проверь себя: - отражает ли заголовок главное в части текста: -не повторяются ли заголовки; -не пропущено ли что-либо важное; -помогут ли твои заголовки.

Как составить план текста

1. Прочитай текст целиком.

2. Раздели текст на смысловые части. Начало и конец отметь карандашом (одна часть от другой отмечается новым содержанием).

3. Прочитай первую часть, выдели главное. Подбери к ней заголовок.

4. Таким образом, поработай над другими частями.

5. Запиши заголовки к каждой части (план).

6. Проверь себя:

- отражает ли заголовок главное в части текста:

-не повторяются ли заголовки;

-не пропущено ли что-либо важное;

-помогут ли твои заголовки.

Как составить план к тексту? Форма записи в виде плана помогает восстановить в памяти содержание прочитанного. Планы бывают нескольких типов: вопросный, назывной, тезисный (цитатный), план – опорная схема . 

Как составить план к тексту?

  • Форма записи в виде плана помогает восстановить в памяти содержание прочитанного.
  • Планы бывают нескольких типов:
  • вопросный,
  • назывной,
  • тезисный (цитатный),
  • план – опорная схема
Как составить план к тексту? Вопросный план. Записывается в форме вопросов к тексту; каждому информативному центру текста соответствует один вопрос. При составлении вопросного плана желательно использовать вопросительные слова, а не словосочетания с частицей ли (например: Как.., Сколько.., Когда.., Почему... и т. д., но не Есть ли..., Пришел ли... и т. п.). 

Как составить план к тексту?

  • Вопросный план. Записывается в форме вопросов к тексту; каждому информативному центру текста соответствует один вопрос. При составлении вопросного плана желательно использовать вопросительные слова, а не словосочетания с частицей ли (например: Как.., Сколько.., Когда.., Почему... и т. д., но не Есть ли..., Пришел ли... и т. п.). 
Как составить план к тексту?   Тезисный план  – план из тезисов глагольного строя (например: Многие животные и птицы пользуются звуками, которые мы не слышим ).    Тезис  — это кратко сформулированное основное положение абзаца, текста лекции, доклада и т. п. Тезисы обычно совпадают с информативным центром абзаца. Тезис  — это кратко сформулированное основное положение абзаца, текста лекции, доклада и т. п. Тезисы обычно совпадают с информативным центром абзаца.

Как составить план к тексту?

  • Тезисный план  – план из тезисов глагольного строя (например: Многие животные и птицы пользуются звуками, которые мы не слышим ).  
  • Тезис  — это кратко сформулированное основное положение абзаца, текста лекции, доклада и т. п. Тезисы обычно совпадают с информативным центром абзаца.
  • Тезис  — это кратко сформулированное основное положение абзаца, текста лекции, доклада и т. п. Тезисы обычно совпадают с информативным центром абзаца.
Как составить план к тексту? Назывной план  – план из тезисов номинативного строя (например: Использование животными и птицами неслышимых звуков ). План – опорная схема состоит из опор – слов и отрывков предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По опорам можно легко восстановить текст выступления или доклада. Выбор опор может зависеть от особенностей памяти пишущего, его целей и задач.

Как составить план к тексту?

  • Назывной план  – план из тезисов номинативного строя (например: Использование животными и птицами неслышимых звуков ).
  • План – опорная схема состоит из опор – слов и отрывков предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По опорам можно легко восстановить текст выступления или доклада. Выбор опор может зависеть от особенностей памяти пишущего, его целей и задач.
Цитата - дословная выдержка из текста произведения или высказывания кого-либо.

Цитата -

дословная выдержка из текста произведения или высказывания кого-либо.

Правила составления цитатного плана.   Цитата должна быть заключена в кавычки. Если в качестве названия пункта плана используется часть цитаты, место пропуска слов обозначается многоточием. Для названия пункта плана следует использовать краткую, но точно отображающую смысл части цитату из текста.

Правила составления цитатного плана.

  • Цитата должна быть заключена в кавычки.
  • Если в качестве названия пункта плана используется часть цитаты, место пропуска слов обозначается многоточием.
  • Для названия пункта плана следует использовать краткую, но точно отображающую смысл части цитату из текста.
Задание: работая в парах, составьте план текста В. Осеева «Сыновья», представьте алгоритм своей работы по составлению плана.

Задание:

  • работая в парах, составьте план текста В. Осеева «Сыновья»,
  • представьте алгоритм своей работы по составлению плана.
В.Осеева «Сыновья»  Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел.  Вот говорит одна женщина другой: - Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит. - А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, - говорит другая.  А третья молчит. - Что же ты про своего сына не скажешь? - спрашивают её соседки. - Что ж сказать? - говорит женщина. - Ничего в нём особенного нету. Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок - за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.  Вдруг навстречу три мальчика выбегают.  Один через голову кувыркается, колесом ходит - любуются им женщины. Другой песню поёт, соловьём заливается - заслушались его женщины. А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.  Спрашивают женщины старичка: - Ну что? Каковы наши сыновья? - А где же они? - отвечает старик. - Я только одного сына вижу!

В.Осеева «Сыновья»

Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел.

Вот говорит одна женщина другой:

- Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.

- А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, - говорит другая.

А третья молчит.

- Что же ты про своего сына не скажешь? - спрашивают её соседки.

- Что ж сказать? - говорит женщина. - Ничего в нём особенного нету. Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок - за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.

Вдруг навстречу три мальчика выбегают.

Один через голову кувыркается, колесом ходит - любуются им женщины. Другой песню поёт, соловьём заливается - заслушались его женщины. А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.

Спрашивают женщины старичка:

- Ну что? Каковы наши сыновья?

- А где же они? - отвечает старик. - Я только одного сына вижу!

Цитатный план текста «Сыновья» «...женщины брали воду из колодца». «Мой сынок ловок да силён». «А мой поёт , как соловей». «Ничего в нём особенного нет». «Идут женщины, останавливаются». «Один... кувыркается». «Другой... соловьём заливается». «А третий...». «Я только одного сына и вижу».

Цитатный план текста «Сыновья»

  • «...женщины брали воду из колодца».
  • «Мой сынок ловок да силён».
  • «А мой поёт , как соловей».
  • «Ничего в нём особенного нет».
  • «Идут женщины, останавливаются».
  • «Один... кувыркается».
  • «Другой... соловьём заливается».
  • «А третий...».
  • «Я только одного сына и вижу».
Составляем цитатный план текста упр. 55 «Много по осени грибов уродилось». «Загляденье!» «Тоже красота!». «Тоже хороши!» «Тоже неплохи!»

Составляем цитатный план текста упр. 55

  • «Много по осени грибов уродилось».
  • «Загляденье!»
  • «Тоже красота!».
  • «Тоже хороши!»
  • «Тоже неплохи!»
Домашнее задание: упр.58 (учебник «Русская речь»)

Домашнее задание:

упр.58

(учебник «Русская речь»)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!