В.Осеева «Сыновья»
Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел.
Вот говорит одна женщина другой:
- Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.
- А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, - говорит другая.
А третья молчит.
- Что же ты про своего сына не скажешь? - спрашивают её соседки.
- Что ж сказать? - говорит женщина. - Ничего в нём особенного нету. Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок - за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.
Вдруг навстречу три мальчика выбегают.
Один через голову кувыркается, колесом ходит - любуются им женщины. Другой песню поёт, соловьём заливается - заслушались его женщины. А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.
Спрашивают женщины старичка:
- Ну что? Каковы наши сыновья?
- А где же они? - отвечает старик. - Я только одного сына вижу!
В. Осеева «Сыновья»
- О чём этот рассказ?
- О каком неписаном правиле говорит нам его автор?
- Согласны ли вы с матерью третьего мальчика, которая говорила, что в её сыне ничего особенного нет?
- Кого из героев этой истории вы хотели бы видеть своим другом и почему?
Определимся с темой урока
Ни строительство дома, ни путь капитана
Не получатся, если их делать без ... .
Будь, как строитель, как капитан:
Готовишься к делу - обдумывай .... .
плана
план
Тема урока:
Что такое план текста?
Что такое план?
- Чертёж, изображающий на плоскости какую-нибудь местность, сооружение.
- Заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ.
- Предположение, предусматривающее ход, осуществление чего-нибудь.
- Взаимное расположение частей.
(словарь С.И. Ожегова)
Где в жизни человек сталкивается с планом?
Что такое план текста?
- План - это последовательное представление частей содержания изученного текста в кратких формулировках, отражающих тему и/или основную мысль.
- Тема - это исходный пункт текста или его части, то, относительно чего нечто утверждается или спрашивается. Основная мысль - это то, что утверждается или спрашивается о теме.
- Тема - это исходный пункт текста или его части, то, относительно чего нечто утверждается или спрашивается.
- Основная мысль - это то, что утверждается или спрашивается о теме.
Зачем человеку нужен план?
Если выйдет план удачным, работа пойдёт как по маслу...
Ф.М. Достоевский
Для чего нужно уметь составлять план текста?
«...Работать над планом – это значит проникать в смысл читаемого, изучать построение произведения, вникать в его язык и в его образы»
М.А. Рыбникова
Простой план
- Простой план - это план, включающий название значительных частей текста. Графическая форма записи простого плана выглядит следующим образом:
-
- 1.
- 2.
- 3. и т.д.
Сложный план
- Сложный план - это план, включающий название значительных частей текста, а также их смысловых компонентов. Графическая форма записи сложного плана выглядит следующим образом:
- 1.
- 1.1.
- 1.2.
- 2. и т.д.
Сложный план
- представляет собой более совершенную систему, которая достаточно полно отражает работу автора над текстом и дает читателю ясное преставление о логике и композиции работы. В сложном плане практически каждый пункт имеет подпункты, в которых тема раскрывается более детально.
Рекомендуем
- Составляя план при чтении текста, прежде всего старайтесь определить границы мыслей . Эти места в книге тотчас же отмечайте. Нужным отрывкам давайте заголовки , формулируя соответствующий пункт плана. Затем снова просматривайте прочитанное, чтобы убедиться, правильно ли установлен "поворот" содержания, уточните формулировки.
- Стремитесь, чтобы заголовки-пункты плана наиболее полно раскрывали мысли автора . Последовательно прочитывая текст, составляйте к нему черновой набросок плана с нужной детализацией.
- Чтобы облегчить работу, самые важные места в книге отмечайте , используя для этого легко стирающийся карандаш или вкладные листки.
- Запись любых планов делайте так, чтобы ее легко можно было охватить одним взглядом.
Работа над планом предполагает следующие этапы:
- осмысление темы;
- наброски основных (тезисных) тем в определенном порядке следования;
- составление простого плана (перечень тем );
- составление сложного плана (усложнение плана, деление пунктов на подпункты);
- редактирование плана в процессе работы (перестановка пунктов, расширение или сокращение, уточнение формулировок);
- окончательное оформление плана.
Как составить план текста
1. Прочитай текст целиком.
2. Раздели текст на смысловые части. Начало и конец отметь карандашом (одна часть от другой отмечается новым содержанием).
3. Прочитай первую часть, выдели главное. Подбери к ней заголовок.
4. Таким образом, поработай над другими частями.
5. Запиши заголовки к каждой части (план).
6. Проверь себя:
- отражает ли заголовок главное в части текста:
-не повторяются ли заголовки;
-не пропущено ли что-либо важное;
-помогут ли твои заголовки.
Как составить план к тексту?
- Форма записи в виде плана помогает восстановить в памяти содержание прочитанного.
- Планы бывают нескольких типов:
- вопросный,
- назывной,
- тезисный (цитатный),
- план – опорная схема .
Как составить план к тексту?
- Вопросный план. Записывается в форме вопросов к тексту; каждому информативному центру текста соответствует один вопрос. При составлении вопросного плана желательно использовать вопросительные слова, а не словосочетания с частицей ли (например: Как.., Сколько.., Когда.., Почему... и т. д., но не Есть ли..., Пришел ли... и т. п.).
Как составить план к тексту?
- Тезисный план – план из тезисов глагольного строя (например: Многие животные и птицы пользуются звуками, которые мы не слышим ).
- Тезис — это кратко сформулированное основное положение абзаца, текста лекции, доклада и т. п. Тезисы обычно совпадают с информативным центром абзаца.
- Тезис — это кратко сформулированное основное положение абзаца, текста лекции, доклада и т. п. Тезисы обычно совпадают с информативным центром абзаца.
Как составить план к тексту?
- Назывной план – план из тезисов номинативного строя (например: Использование животными и птицами неслышимых звуков ).
- План – опорная схема состоит из опор – слов и отрывков предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По опорам можно легко восстановить текст выступления или доклада. Выбор опор может зависеть от особенностей памяти пишущего, его целей и задач.
Цитата -
дословная выдержка из текста произведения или высказывания кого-либо.
Правила составления цитатного плана.
- Цитата должна быть заключена в кавычки.
- Если в качестве названия пункта плана используется часть цитаты, место пропуска слов обозначается многоточием.
- Для названия пункта плана следует использовать краткую, но точно отображающую смысл части цитату из текста.
Задание:
- работая в парах, составьте план текста В. Осеева «Сыновья»,
- представьте алгоритм своей работы по составлению плана.
В.Осеева «Сыновья»
Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел.
Вот говорит одна женщина другой:
- Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.
- А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, - говорит другая.
А третья молчит.
- Что же ты про своего сына не скажешь? - спрашивают её соседки.
- Что ж сказать? - говорит женщина. - Ничего в нём особенного нету. Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок - за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.
Вдруг навстречу три мальчика выбегают.
Один через голову кувыркается, колесом ходит - любуются им женщины. Другой песню поёт, соловьём заливается - заслушались его женщины. А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.
Спрашивают женщины старичка:
- Ну что? Каковы наши сыновья?
- А где же они? - отвечает старик. - Я только одного сына вижу!
Цитатный план текста «Сыновья»
- «...женщины брали воду из колодца».
- «Мой сынок ловок да силён».
- «А мой поёт , как соловей».
- «Ничего в нём особенного нет».
- «Идут женщины, останавливаются».
- «Один... кувыркается».
- «Другой... соловьём заливается».
- «А третий...».
- «Я только одного сына и вижу».
Составляем цитатный план текста упр. 55
- «Много по осени грибов уродилось».
- «Загляденье!»
- «Тоже красота!».
- «Тоже хороши!»
- «Тоже неплохи!»
Домашнее задание:
упр.58
(учебник «Русская речь»)