Что такое самоуправление
Цели и задачи самоуправления в классе
Развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении - одно из приоритетных направлений государственной политики в сфере воспитания и образования.
Основная цель классного самоуправления – формирование саморазвивающейся личности, активной, самостоятельной личности.
Самоуправление в классном коллективе направлено на решение следующих задач:
Создание условий для самовыражения, самоутверждения каждой личности через участие в различных видах деятельности
Поощрение социального творчества, инициативы, формирование активной гражданской позиции детей.
Воспитание демократической культуры, формирование умений действовать в интересах общества (класса, школы).
Воспитание достойных творческих лидеров.
Организационный момент
Постановка проблемы
УЧИТЕЛЬ: В современном детском коллективе должна быть создана творческая обстановка, в которой каждый ребенок будет ощущать сопричастность к решению основных задач, стоящих перед учащимися и педагогами.
Нам кажется, что дети младшего школьного возраста могут участвовать в управлении своим коллективом. В этом нам помогает самоуправление, которое показывает ребятам всю сложность социальных отношений, формирует гражданскую позицию, определяет возможности в реализации лидерских функций.
Сегодня мы решаем очень важную проблему.
Давайте вместе подумаем ,что надо сделать ,чтобы жизнь в нашем классе стала более организованной, интересной и, конечно, максимально успешной ? И мы постараемся показать как создается структура ученического самоуправления.
УЧЕНИКИ .Прежде чем что – либо сделать надо хорошо понимать что это такое.
Сначала давайте выясним , что значит слово САМОУПРАВЛЕНИЕ
Показ презентации.
Дети работают со словарем.
ДОСКА . Самоуправление. Самоуправство. Сам все делаю. Делаю что хочу. Самостоятельность. Управляю сам. Само все делается.
Решение проблемы
УЧИТЕЛЬ. Чтобы не ошибиться ,обратимся к словарю:
Самоуправление – управление делами своими собственными силами в какой-нибудь организации, коллективе. Ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива ,которая обеспечивает развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.
УЧИТЕЛЬ ПОЯСНЯЕТ НОВЫЕ ОБОРОТЫ РЕЧИ.
УЧИТЕЛЬ. Наиболее важные вопросы мы решаем с вами сообща на классном собрании, все мероприятия готовим вместе ( у каждого свои таланты, предпочтения), мы помогаем друг другу, подстраховываем товарищей. Это и есть ученическое самоуправление.
Давайте обратимся к книгам, к нашим любимым литературным героям. Как они справлялись со своими делами?
УЧИТЕЛЬ. Совсем недавно мы познакомились с творчеством А. П. Гайдара, читали его рассказы и повести, а повесть «Тимур и его команда» очень нам понравилась и вы посмотрели фильм.
Вы говорили ,что вам очень понравился Тимур и его друзья и они очень похожи на вас и вы тоже всегда готовы помочь старшим и пожалеть младших.
УЧИТЕЛЬ. И неважно , что эта повесть написана давно, эти ребята очень похожи на вас и проблемы похожи и ,наверное, можно с них взять пример.
УЧЕНИЦА. Стихи о Гайдаре (С. Михалков)
УЧИТЕЛЬ. Давайте вспомним главных героев повести и самые интересные эпизоды.
УЧЕНИКИ рассказывают эпизоды, рассуждают, спорят.
( «Звезды», «Вода», «Зайка», «Дрова» )
УЧИТЕЛЬ. А теперь посмотрим портреты героев и эпизод из фильма.
УЧИТЕЛЬ. Как вы думаете, ребята жили правильно, а было ли им скучно? Мне кажется, что их жизнь была очень насыщенная, интересная, любое дело они делали с «огоньком».
Их объединяла общая идея, общие цели, общие дела. Они знали, что идет война, и взрослым очень тяжело, а они уже не малыши и многое могут сделать сами: дружно, организованно, правильно.
Но все-таки у них возникает конфликт, конфликт со взрослыми…
УЧИТЕЛЬ. Давайте подумаем, почему возникает непонимание? Почему сердится Ольга? Почему дядя хочет отправить Тимура к матери? Молочница называет их хулиганами?
УЧЕНИКИ. Есть Тимур и его команда, а есть Квакин и его банда. Может их дела были как бы игрой. Может быть, взрослые не понимали ребят? Может, надо было иногда советоваться?
УЧИТЕЛЬ. Да! Хоть ребята были и очень самостоятельные, но и им нужна была поддержка и помощь старших. Взрослые могут помочь и словом, и делом.
Получается, что самые дружные команды, самые полезные дела должны быть открытыми, должны соответствовать общепринятым правилам, надо уметь сотрудничать, общаться и со сверстниками и со взрослыми. Если цель одна, то и действия должны быть взаимосвязаны.
УЧИТЕЛЬ. После выхода в свет повести Гайдара по всей стране возникло тимуровское движение. Ребята объединялись в группы или команды для хороших и полезных дел. Гайдар показал, как ребята могут создавать настоящее самоуправление.
УЧИТЕЛЬ. И так, теперь нам все понятно, я думаю, мы готовы приступить к созданию схемы структуры самоуправления в нашем классе. Давайте покажем, как мы это делаем.
УЧЕНИКИ. Прежде чем что-то делать, нужно создать проект. Сначала мы должны спроектировать, каким оно будет.
УЧИТЕЛЬ. Для этого представим себе, что наша школа это целый мир, а наш класс это одна страна или республика.
Мы должны управлять своей страной, организовывать производство (учебу), охранять нашу страну, наводить порядок, развивать культуру, бороться за здоровый образ жизни.
Итак, давайте рассуждать, помня , что самоуправление – это не самоуправство, значит нужен руководящий орган. У нас это - Совет класса. В Совет класса входят самые активные и ответственные ребята. В составе Совета класса есть:
ПРЕЗИДЕНТ КЛАССА:
- совместно с классным руководителем и на основе предложений учащихся составляет план работы;
-контролирует выполнение поручений;
ПРЕМЬЕР-МИНИСТР:-
-замещает президента класса
-ведет документацию
-составляет график дежурств
МИНИСТР ПЕЧАТИ:
-оформление стендов
-оформление классных уголков
-выпуск поздравительных газет
МИНИСТР СПОРТА
-формирует команды для спортивных мероприятий
-организует спортивную жизнь в классе
МИНИСТР ОБРАЗОВАНИЯ
-ведет работу с отстающими
-контролирует посещаемость и готовность к занятиям
МИНИСТР КУЛЬТУРЫ
-координирует работу при подготовке классных мероприятий
-составляет развлекательные программы
Вот такая у нас структура нашей страны, структура нашего самоуправления. Давайте, изобразим ее на плакате, чтобы другие ребята тоже смогли организовать у себя в классе самоуправление и попробуют жить самостоятельно.
УЧИТЕЛЬ. Предлагаю вам девиз: ОДИН ЗА ВСЕХ И ВСЕ ЗА ОДНОГО
УЧИТЕЛЬ. А ведь у вашей страны есть гимн…
Итоги.
5