Урок №10 – 11.
Тема : "Что такое дисциплина"
Цель: осознать социальное и личностное значение дисциплины, роль дисциплины в жизни человека.
Задачи:
Образовательные: дать теоретическое объяснение понятия “дисциплина”, показать привлекательность самодисциплины (внутренней дисциплины), обеспечить мотивацию самовоспитанию.
Развивающие: научить учащихся различать общеобязательную и специальную дисциплину, продолжить развивать навыки работы с учебным текстом.
Воспитательные: учить уважать право, закон, акцентировать внимание учащихся на ответственности за несоблюдение дисциплины.
Тип урока: комбинированный
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Актуализация полученных знаний.Проверка д/з. Игра «Крестики-нолики».Если верно, то Х, если нет – О.
1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
2. Существуют внешние и внутренние угрозы безопасности страны.
3. Внешние угрозы разделяются на глобальные, региональные и частные.
4. В России регулярная армия была создана Иваном Грозным в 16 веке.
5. Срок военной службы для граждан, имеющих высшее образование и проходящих военную службу по призыву, составляет 12 месяцев.
6. Гражданин обязан состоять на воинском учете в военкомате по месту жительства.
7. Подготовка граждан к военной службе подразделяется на обязательную и добровольную.
8. Гражданин должен встать на воинский учет в год достижения им 18 лет.
9. Для военнослужащих не существуют военная форма и знаки различия.
III. Изучение нового материала.
3.1. Мотивация. Сегодняшний урок я хочу продолжить стихотворением Константина Подвербного. Послушайте его внимательно, в нем содержится тема нашего урока.
Вы, говорите, что я строг...
Но, дисциплина - это ведь основа:
Для музыки, для слов, для строк,
Для построения семьи и дома!
Никак нельзя, прожить и дня,
Без дисциплины, на планете!
Пусть побудит она тебя,
К тому, чтоб рады были дети!
Не осуждайте! Я прошу:
Открытым текстом... С глазу на глаз...
Весь мир, картинками брошюр,
Детьми изучен. Вот какая наглость!
Пусть дети отдыхают... Да!
Но, так, чтоб в голове осталась,
Дисциплинарная звезда!
Ну, хоть немного. Малость.
Чтоб понимал ребёнок впредь,
простую жизни аксиому:
Вращается Земная твердь,
По дисциплине, а не по-иному!
Так, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (Правильно, о дисциплине). Как вы думаете, что же вы узнаете о дисциплине? (Верно, что такое дисциплина, для чего она нужна, что происходит, когда ее нарушают). Запишите тему урока в тетрадь и план, по которому мы будем работать.
План урока:
1. Дисциплина общеобязательная и специальная.
2. Внешняя и внутренняя дисциплина.
3. Дисциплина, воля и самовоспитание.
3.2. Приём “Корзина чувств”. Давайте нарисуем кластер, к слову «дисциплина» подберем ассоциации. Например, порядок, армия, ответственность, правила, послушание, строгость, казарма, служба, экономика, физика, наука, строгость, учитель, нарушение (нарушитель), соблюдение.
3.3. Объяснение нового термина «дисциплина».
- А теперь давайте познакомимся с несколькими определениями слова «дисциплина».
Значение слова Дисциплина по словарю Ефремовой:
1. Дисциплина - подчинение твердо установленным правилам, обязательное для всех членов данного коллектива. 2. Отрасль научных знаний.
Значение слова Дисциплина по словарю Ожегова:
1. Дисциплина - обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива подчинение установленному порядку, правилам. 2. Самостоятельная отрасль, раздел какой-нибудь науки.
Дисциплина в Энциклопедическом словаре:
1. Дисциплина - (лат. disciplina) - определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации. 2. Отрасль научного знания, учебный предмет.
Значение слова Дисциплина по словарю Ушакова:
1. Обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива подчинение твердоустановленному порядку. 2. Выдержанность, привычка к строгому порядку (книжн.).
- Выберете определение термина «дисциплина» в широком смысле слова.
Дисциплина – это определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации.
- Давайте вспомним, что такое нормы морали и нормы права?
Вашему вниманию предложен ряд норм. Сгруппируйте их в три столбика: в первом записать правовые нормы, во втором — моральные, в третьем — требования той или иной организации. («переходить дорогу на зелёный свет светофора», «помогать старшим», «заботиться о младших», «принимать участие в выборах президента страны», «выполнять устав школы», «при посещении больных надевать сменную обувь», «добросовестно учиться», «бережно относиться к школьному имуществу»). Нелишне будет попросить ребят пояснить основания, по которым они относят каждую норму в тот или иной столбик.
3.4. Дисциплина общеобязательная и специальная.
Существует два основных вида дисциплины.
Дисциплина
Общеобязательная Специальная
Нередко вы можете встретить слова «дисциплина» и «общественный порядок» рядом. В этих случаях под дисциплиной понимается исполнение правил, установленных государством. Что это? Правильно, это законы. Все госорганы, организации, должностные лица и граждане должны выполнять возложенные на них задачи и обязанности. Эта дисциплина общеобязательная.
Специальная дисциплина – обязательная только для членов определенной организации.
Наибольшей строгостью отличается воинская дисциплина. Именно от нее зависит боеспособность войск, их действия в боевой обстановке, а главное – жизнь многих людей.
Отношения совместной трудовой деятельности закрепляет трудовая дисциплина.
Вы сейчас учитесь в школе. Какую дисциплину вы должны соблюдать? Конечно, школьную.
Существует еще технологическая дисциплина. Нарушение именно этой дисциплины приводит к непоправимым последствиям. ( Пример из рубрики путешествие в прошлое).
3.5 Физкультминутка.
Ребята, а сейчас встаньте, выйдите из-за парт и сделайте несколько движений.
3.6. Внешняя и внутренняя дисциплина.
Что побуждает людей быть дисциплинированными? Кто следит за тем, дисциплинированны люди или нет? Учащиеся с помощью учителя формулируютвыводы: соблюдение государственной (общеобязательной) дисциплины контролируется государством, специальная дисциплина обеспечивается соответствующими организациями, соблюдение моральных норм основывается на общественном мнении и совести каждого человека. Еще дисциплину подразделяют на внешнюю и внутреннюю. Что значит «дисциплина внешняя» и «дисциплина внутренняя»? Ответы на эти вопросы вы найдете в учебнике на стр.44. (Работа с учебником)
3.7. Дисциплина, воля и самовоспитание.
В чём проявляется дисциплина: в соблюдении определённых правил от случая к случаю или регулярно и неукоснительно. Именно в регулярном и неукоснительном соблюдении правил заключается основной смысл связи дисциплины, воли и самовоспитания. Задуманное получается не сразу, и только воля помогает человеку не опускать руки, а продолжать идти к цели.
Хочу вам зачитать один фрагмент из книги современного психолога Н. Козлова.
«К Слабым и Несчастным я раньше относился с жалостью — вот, как им плохо, как им не повезло. А потом посмотрел, как они живут, как они делают свою жизнь, — и увидел, что нет в их жизни невезения. В их жизни есть лень и есть нежелание делать свою жизнь счастливой и сильной. Я увидел, как два очень слабых и болезненных мальчика росли рядом. Но вот один из них стал каждое утро делать зарядку — через боль, через „не хочу", через смех сверстников, — а другой каждое утро валялся и очень себя жалел. Лежал и жалел...
И спустя десять лет первый стал стройным и жилистым мужчиной, а второй — болезненным размазней. И если не знать предысторию, то первому хочется завидовать, а второму — сочувствовать».
На кого из этих двух мальчиков вы хотели бы походить? Почему? Кто из мальчиков проявил волю и самовоспитание, а кто — нет? Вызывает ли у вас сочувствие мужчина, который вырос из второго мальчика? Если нет, то почему? Вывод: нужно учиться быть дисциплинированным.
IV. Закрепление нового материала.
- О какой дисциплине идет речь в следующем примере: “Строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законом и воинским уставом.” (Воинская).
- Если установленные правила соблюдаются только благодаря контролю со стороны, то в данном случае проявляется какая дисциплина? (Внешняя)
- Если человек соблюдает правила сам, по своей воле, по своему внутреннему побуждению, без внешних санкций и принудительных мер, то можно говорить о: (внутренней дисциплине)
- Залогом успешного самовоспитания является… (воля).
V. Рефлексия.
Продолжите фразу:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я научился…
VI. Домашнее задание. п. 9. пункт № 1, . Подобрать пословицы о дисциплине.(урок№10)
(урок №11) п.9. пункты № 2 -3, отв. на вопросы