СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Что такое учебная речевая ситуация?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья для методического сборника курсов повышения квалификации "Института развития образования"

Просмотр содержимого документа
«Что такое учебная речевая ситуация?»

Бугакова Варвара Владимировна,

МБОУ СОШ № 48

Тема: «Что такое учебная речевая ситуация и каково её назначение в учебно – воспитательном процессе при комммуникативно- ориентированном обучении?»

Известно, что коммуникативный подход основан на утверждении о том, что для успешного овладения иностранным языком учащиеся должны знать не только формы (т.е. грамматику, лексику и произношение), но также иметь представление о том, как их использовать для целей реальной коммуникации.

Существуют различные коммуникативные функции, которые важны для изучающих иностранный язык, такие, например, как спросить дорогу или представиться.

Современное коммуникативно- ориентированное обучение готовит учащихся к использованию языка в реальной жизни. Учитель планирует на уроке как можно больше ситуаций общения и поощряет попытки учащихся принять в них участие. Отсюда разрабатываются методика и учебные материалы, которые знакомят учащихся с функциональным аспектом изучаемого языка и предлагают соответствующую систему упражнений. Грамматика, лексика и фонетика представлены в коммуникативном контексте так, что учащимся сразу становится понятно их использование в речи. Кроме того, учащимся предлагают приближённые к реальной жизни задания, в ходе которых систематически развиваются иноязычные речевые умения (аудирование, говорение, чтение и письмо)

Такой подход предполагает создание на уроке атмосферы доверия и сотрудничества, когда учащиеся оказываются вовлеченными в процесс обучения. А именно:

- в процессе обучения учащиеся включаются в познание окружающего мира;

- учащиеся принимают активное участие в процессе обучения и познания;

- учащихся просят выразить собственное мнение, чувства, поделиться опытом; - учащиеся принимают участие в деятельности, имитирующей реальные ситуации; - поощряется совместная работа учащихся; - учащиеся несут ответственность за результаты обучения и развивают у себя умение учиться; - роль учителя различна на каждом этапе урока (носитель информации, наблюдатель, консультант).

Давайте рассмотрим некоторые из них, например, такой приём обучения, как: «в процессе обучения учащиеся включаются в познание окружающего мира» - это означает, что учащиеся выполняют проблемные задания, развивающие мышление: игры, головоломки, викторины. При этом они используют английский язык (АЯ).

Задание 1 – соединить название животного с соответствующей клеткой (в процессе выполнения задания они используют новый языковой материал (притяжательный падеж существительных) в речи, развивая умения аудирования, затем говорения и, наконец, письма).

Кроме использования знаний на практике, учащиеся иногда должны принимать самостоятельные решения, а не только усваивать готовые ответы, которые даются учителем.

Задание 2 – учащиеся знакомятся с отдельными формами глагола to be и выполняют упражнение, где они должны самостоятельно заполнить грамматическую таблицу, используя имеющиеся варианты. Здесь отрабатывается грамматический материал, самостоятельно выводятся грамматические закономерности, формулируется правило, без его предварительного объяснения и заполняется таблица.

Последовательность выполнения таких заданий следующая:

1) Разделить класс на пары или группы.

2) Учащиеся переписывают таблицу и заполняют её данными словами.

3) Учитель рисует таблицу на доске.

4) Учитель просит участника одной из групп выйти к доске и заполнить таблицу. Остальные учащиеся сверяют получившийся у них вариант с тем, что написано на доске. 5)Учащиеся находят в тексте урока примеры, подтверждающие правильность их варианта заполнения таблицы.

6) Используя таблицу, группы должны придумать как можно больше грамматически правильных предложений. Учитель проверяет, какая из групп написала больше правильных предложений.

Что касается других приёмов обучения, следует сказать, что для того, чтобы успешно изучать язык, учащиеся должны принимать в этом самое активное участие: задавать вопросы в процессе обучения и исследовать закономерности изучаемого языка. Дети не должны чувствовать, что изучение английского языка - это тяжёлый труд. Для них это должно быть средством общения. У них появилась возможность экспериментировать с языком, как с чем – то реальным, а не с тем, что встречается только в книгах (приём обучения - «учащиеся принимают активное участие в процессе обучения»)

Для создания мотивации на уроке необходимо дать учащимся возможность сообщить своим одноклассникам и учителю что – либо значимое для себя. Реальное (приём обучения – «учащихся просят выразить собственное мнение, чувства, поделиться опытом»). Например. Для закрепления изучаемых структур (в данном случае, выражения разрешения и запрещения) учащиеся должны написать предложения, отражающие действительное положение вещей. Или учащимся предлагается обсудить различные способы обучения, которые приносят результат (здесь учащиеся используют АЯ как средство общения и сообщают друг другу и учителю важную и интересную информацию, в тоже время они могут узнать не известные им ранее методы обучения).

Не секрет. Что общение на АЯ в классе выглядит неестественно: оно лишь имитирует реальные коммуникаивные ситуации. Например, после того, как учащиеся познакомились в начале учебного года, у них не возникает потребности сделать это ещё раз. Однако для лучшего усвоения этой структуры, необходимо повторять языковой материал по теме «Знакомство» несколько раз и в других ситуациях. Также учащимся понятно, что в классе им не потребуется узнавать, как пройти в то или иное место, но они должны знать, как это сделать в жизни (приём обучения – «учащиеся принимают участие в деятельности, имитирующей реальные ситуации). Здесь уместно подбирать задания на отработку функциональных аспектов языка (сначала учащиеся отрабатывают команды, затем выполняют задание на аудирование: слушая запись, ведут пальцем и находят нужную информацию, в конце, чтобы найти информацию, учащиеся отдают команды друг другу). Например, ещё одно задание – проект, тема: «Создай свою книгу». Описание внешности любимого сказочного героя или своего питомца позволяет закрепить лексику по теме и в то же время подготовиться к её использованию в реальной ситуации (например, просьба о том, что бы встретить кого - то на вокзале, кого никогда не видел).

Кроме того, коммуникативно- ориентированное обучение предполагает большое количество устных и письменных заданий для организации работы парами или в группах, так как когда учащиеся общаются по-английски друг с другом, общая продолжительность речи каждого ученика больше, чем в ситуации, когда дети говорят только с учителем. Парная работа также позволяет поговорить на АЯ в неформальной обстановке. Работа в группах повышает мотивацию учащихся, давая им возможность обмениваться идеями и помогать друг другу.

Что касается приёма обучения «учащиеся несут ответственность за результаты обучения и развивают у себя умение учиться», он отражён в разделе «Учись учиться», который развивает учебные умения и является важной составной частью курса современных УМК. Согласно заданиям этого раздела, учащиеся должны ещё раз просмотреть материал цикла и самостоятельно оценить, как они его усвоили. Дети выполняют тест в рабочей тетради, затем они заполняют таблицу, отражающую критерии о том насколько хорошо они изучили материал раздела (ставят (v)) и сверяют выполненный тест с объективностью самооценки.

И, наконец, каждый учитель имеет собственный стиль обучения. Однако, в зависимости от типа работы, которая проводится в данный момент на уроке, учитель должен вести себя достаточно гибко: вести и поддерживать учащихся, но не доминировать («роль учителя различна в зависимости от задачи на каждом этапе урока (носитель информации, наблюдатель, консультант)»). Роль учителя как носителя информации уместна на том этапе урока, когда учащемуся необходимы исходные сведения (например, при объяснении материала, при пояснении заданий, смене этапов урока и т.д.). Роль наблюдателя важна в тот момент, когда учащиеся работают самостоятельно в парах или группах. Роль консультанта, когда учащимся при самостоятельном выполнении задания требуется, или совет, или определённые источники информации.