СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Что за прелесть эти сказки!»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Что за прелесть эти сказки!»»

Разработка урока с применением интерактивных методик.


Ход урока:


Раздел: «День, полный событий»



Тема: «Что за прелесть эти сказки!»


Тип урока: комбинированный урок.


Форма урока: урок – путешествие.


Цель урока: Сформировать представление о музыкальных образах героев сказки на примере творчества -Корсакова. Выявить связь музыки с другими видами искусств.


Задачи урока:


Обучающие:


• Сформировать у обучающихся представление о взаимодействии музыкального и поэтического образа героев сказки .


• Уметь сопоставлять музыкальные образы в звучании различных инструментов.


Развивающие:


• Развитие навыков музыкального восприятия произведений.


• Развитие мышления школьников в процессе анализа музыкальных образов.


• Развитие умения личностной оценки музыки звучащей на уроке и вне школы.


Воспитательные:


• Формирование умения общения и взаимодействия в процессе коллективного (хорового) воплощения различных художественных образов в процессе пения.


• Формирование навыков наблюдения за процессом и результатом музыкального развития в произведениях различных жанров.


Музыкальный материал: «Три чуда». Вступление ко 2 действию оперы «Сказка о царе Салтане» -Корсакова; музыкальные картинки к опере «Сказка о царе Салтане».


Ход урока.


Организационный этап. (2 мин).


Учитель: Добрый день, ребята!


Тема нашего урока удивительна: «Что за прелесть эти сказки!» Мы познакомимся со сказочными героями, послушаем замечательную музыку, будем композиторами. Итак, я приглашаю Вас в сказочное путешествие.


Приём "Ассоциативный ряд"


Ребята, давайте попробуем назвать ассоциации к слову «сказка» - чудо, волшебство, герои, добро, красота, музыка, поэт, стихи, поучительная история.


Прием «Шаг за шагом».


Ребята, скажите, а кто изображен на портрете? (). Посмотрите, героев, каких сказок вы здесь узнали? А почему, поэт и сказочные герои изображены вместе? (Поэт сочинил эти сказки).


А сейчас я представляю вам замечательного русского композитора – Корсакова. Посмотрите внимательно, героев, каких сказок Вы здесь увидели? А как вы думаете, а почему композитор и сказочные герои представлены вместе? (Сочинял сказочную музыку).


Правильно, это композитор-сказочник. Он очень любил русские сказки и сочинял сказочные оперы. И композитор, и поэт встретились на нашем уроке не случайно. Римский-Корсаков так любил сказки , что написал оперу на одну из них, а именно «Сказка о царе Салтане».


Ребята, в сказках герои всегда выполняют различные задания, вот и мы с вами поддержим эту добрую традицию. Итак, ваше первое задание:


Изучение нового материала. (30 мин).


Приём «Послушать – сговориться – обсудить».


Послушать фрагмент сказки, вспомнить ее название, а когда зазвучит музыка обвести карандашом те явления на картинке, которые, по вашему мнению, изображает музыка.


Итак, ребята, вы узнали, откуда эти строки? (Сказка о царе Салтане).


Правильно. Скажите, а что же вы выделили на рисунке, что нам изобразила музыка? (движение бочки, плеск моря, звезды). Давайте покажем, как движутся волны – плавно, вверх и вниз. Молодцы!


В опере Римского – Корсакова сюжет такой же, как и в сказке. Но композитор сочинил удивительные музыкальные темы, чтобы показать всех героев сказки. Один из самых знаменитых фрагментов оперы – симфоническая картина «Три чуда».


Назовите, какие три чуда в сказке о царе Салтане? (белка, богатыри, царевна-лебедь.)


Правильно, а как вы думаете, а кто может исполнять симфоническую картину? (симфонический оркестр).


Вспомним состав симфонического оркестра. (Хором перечислить группы инструментов).


Струнно-смычковые: почему так называются, что сближает эти инструменты? (форма, похожи на цифру8; сделаны из дерева, звук извлекается с помощью смычка и струн).


Деревянно-духовые (сделаны из дерева, звук извлекается с помощью дыхания).


Медные - духовые (сделаны из меди, звук извлекается с помощью дыхания). Это более мощные инструменты по звучанию.


Ударные - (звук извлекается с помощью удара специальными колотушками).


Молодцы, теперь мы знакомимся с первым чудом – Белкой. И я предлагаю вам побыть немного композиторами. Сейчас вы работаете в паре. Мы услышим фрагмент поэтического текста, а вы подберите музыкальный характер этому герою. У вас есть подписанные разноцветные фигуры: песенный, танцевальный или маршевый характер. Вам нужно выбрать один или несколько и наклеить на свой композиторский лист. Слушаем, выбираем и наклеиваем.


Слушание поэтического текста (работа с творческим листом). Итак, ребята, какой же характер вы выбрали? Покажите свои листочки.


А теперь мы послушаем с вами, совпадает ли выбранный вами характер героя с тем, что задумал композитор Римский-Корсаков. Не просто послушаем, а будем дирижировать. Приготовьте правую руку, мы начинаем (пластическое интонирование). Музыка была одинаковая или менялась? (менялась). Что хотелось больше: петь или танцевать? (И петь и танцевать). Какой же характер песенный и танцевальный. Молодцы.


Исполнение песни «Во саду ли в огороде» с сопровождением простейших музыкальных инструментов.


Второе чудо. Слушаем поэтический текст. Ребята, а кто такие богатыри? (защитники Родины). А зачем они нужны? (Чтобы защищать Родину). А какой характер у богатыря? (Смелый, решительный, мужественный, дисциплинированный).


Итак, вы снова композиторы. Прозвучит музыка, а вы определите характер, и выберете инструменты, которые по - Вашему использует композитор для изображения мощи богатырей.


Итак, какие же инструменты вы выбрали? (Медные и ударные).


А здесь загадка: (на слайде) какой характер – маршевый. Молодцы! Я думаю, что ваш первый композиторский опыт удался.


А теперь самое красивое, третье чудо. Царевна-лебедь. Послушаем, как его описал поэт.


Ребята, во время звучания музыки слушайте внимательно, и как только вы услышите, что лебедь превратилась в царевну, поднимите эти карточки и я сразу увижу. Слушаем музыку. Молодцы! А как вы догадались? (Музыка зазвучала громче, шире, взволнованно ) какой же характер – песенный.


Контроль знаний (5 мин)


Итак, ребята, вот мы и познакомились с музыкальными образами героев сказки . Как мастерски, точно изобразил их композитор! Можно сказать, что Римский – Корсаков не только композитор, но и музыкальный художник. Только рисует он – звуками.


«Проверь себя». Ребята, поэт и композитор, почему они здесь вместе? Что их сближает? (Поэт - сочинил сказку, а композитор изобразил ее в музыке. Сближает их любовь к сказкам. Значит, музыка и литература - взаимосвязаны.)


Рефлексия (2мин)


Приём «До-После»


Я предлагаю составить таблицу: музыкальный образ любимого героя. Разместите карточки с изображением того героя, который нравился Вам раньше и чей музыкальный образ теперь Вам понравился больше всего.


Ребята, в каждой сказке есть хорошая, добрая песня. У нас с вами такая песня тоже есть: исполнение песни «Там, на неведомых дорожках». Исполнение с пластическими движениями.


Прием «Два смайлика»


Довольны ли вы своими ответами? Какое у вас сейчас настроение? (Поднимают смайлик с веселым выражением, или с грустным).


Наше путешествие подошло к концу, но сказка не заканчивается. Вы можете встречаться с ней в хороших добрых книгах. А я приготовила для вас вот такое творческое задание. Выполняя его, вы будете вспоминать моменты нашего сказочного урока.


Домашнее задание:


Прием "Синквейн" (составить дома стихотворение из пяти строк, в котором вы покажете свое отношение к полюбившемуся герою).






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!