СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Что за прелесть эти сказки

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Что за прелесть эти сказки»

Что за прелесть эти сказки…

Цель урока: Создать содержательные и организационные условия для восприятия, осмысления, первичного закрепления учащимися  особенностей    воплощения  литературных образов  «Сказки о царе Салтане»  А. С. Пушкина в  опере Н. А. Римского – Корсакова

Задачи:

образовательная - формирование знаний о выразительности и изобразительности в музыке

развивающая - развитие внимания, памяти при работе с информацией, познавательного интереса к предмету, творческих способностей, образного мышления

воспитательная - формирование навыков коммуникативного общения, воспитание самостоятельности, усидчивости, целеустремленности

Планируемые результаты (предметные):

- конкретизация   знаний о средствах музыкальной выразительности, их роли в создании музыкального образа

- создание  условий  для  ознакомления  учащихся  с  особенностями интонационно - образного словаря  композитора Н. А. Римского –

Корсакова

Личностные результаты:

- способствование  эмоциональному и осознанному усвоению содержания музыкального сочинения

- создание  условий  для  развития  творческого потенциала

- формирование  мотивационной  направленности  на продуктивную музыкально – творческую деятельность

Метапредметные универсальные учебные действия:

Познавательные – владение навыками осознанного речевого высказывания в процессе размышления о музыке

Регулятивные – обобщенность действий, критичность, развитие образного мышлени

Коммуникативные – оценка действий партнера в групповой деятельности, умение устанавливать причинно – следственные связи, создавать обобщения, анализировать, строить логическое рассуждение

ХОД УРОКА:


На предыдущих уроках мы убедились, как много потеряла бы музыка, если бы не было литературы. Вся музыка, предназначенная для пения (народные и авторские песни, романсы, хоры, кантаты), превратилась бы в сплошной вокализ – пение без слов. Исчезли бы и балет, и опера, потому в основе их лежат тоже литературные произведения.

И одной из граней соприкосновения на прошлом уроке было воплощение в музыке литературного фольклора – народное устное творчество, зародившееся глубоко в древности.

ПЕРЕЧИСЛИТЕ ЖАНРЫ ФОЛЬКЛОРА (сказки, легенды, предания).


-Вспомните, с каким музыкальным произведением вы познакомились на прошлом уроке?

Ученики: Симфоническая миниатюра «Кикимора» Анатолия Константиновича Лядова.


Кто такой Анатолий Константинович Лядов? (русский композитор)

Что знаете о нем?


 - Скажите, что послужило литературной основой «Кикиморы»?

Ученики: Основой стало народное сказание.


Да, верно. Русский композитор А. К. Лядов передал своё видение этого произведения, главных персонажей с помощью музыкальных средств выразительности. 


На этом уроке мы продолжим с вами путешествие по жанрам литературы и музыки, и выявим их взаимосвязь.

- Ребята, попробуйте догадаться, в каком жанре литературы мы сегодня встретим музыку?

(Произношу с подсказками детей)

«У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том;

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо - песнь заводит,

Налево – сказку говорит…»

 - Любите ли вы сказки?

Сегодня мы будем слушать и анализировать не простые сказки, а музыкальные – в которых музыка является главным действующим героем.

Тема нашего урока так и звучит: «Что за прелесть эти сказки! Фольклор в музыке русских композиторов»

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

(Ученики записывают тему в тетрадь)

Николай Андреевич Римский – Корсаков.

родился 6 марта 1844 года в городе Тихвине.

Все Римские – Корсаковы служили на флоте.

В 12 лет его определили в морской корпус в Петербурге, где он учился 6 лет.

Он был 2 года в кругосветном путешествии на военном корабле клипере – «Алмаз», сумел побывать в разных странах, а позже написал о своём путешествии в книге «Летопись моей музыкальной жизни». Какие вы знаете музыкальные произведения этого композитора?

Он сочинил 15 опер, 3 симфонии, 79 романсов, произведения для симфонического оркестра. Самые известные его оперы: «Снегурочка», «Садко», «Сказка о царе Салтане» и др.

Был педагогом. Он обучил и воспитал 200 учеников, многие стали выдающимися музыкантами, например: Глазунов, Лядов, Аренский, Стравинский, Прокофьев.


Давайте приоткроем дверь в сказочный мир Востока, который не перестаёт удивлять во все времена.

СЛАЙД

– Каким вы себе представляете Восток? Какие ассоциации у вас возникают при упоминании этого слова?

Ученики: пустыня, верблюд, солнце, песок, восточные сказки…


Восточные сказки… Они не могут оставить равнодушными ни одного человека. Вот уже несколько сотен лет увлекают взрослых и детей герои арабских сказок «Тысяча и одна ночь».\


Восточные сказки не оставили равнодушным и Николая Андреевича Римского-Корсакова, который по их мотивам написал Симфоническую сюиту. – Ребята, а что означает слова «сюита»?


Сюита – жанр музыкального произведения, состоящий из самостоятельных частей, объединённых общим замыслом.

Какую сюиту мы слушали в начальной школе? (Мусоргского «Картинки с выставки»


(Записывают в тетрадь определение сюиты)

У Римского-Корсакова сюита напоминает симфонию, состоящую из 4-х частей, каждая из них имеет названия, то есть имеют программу. Такие музыкальные произведения называют программной музыкой.

Учитель: Сформулируете определение программной музыки.

Ученики: (С помощью учебника стр. 20) Программная музыка – это музыкальное произведение, созданное на основе литературного содержания. (записывают в тетрадь)

Учитель: Композитор назвал сюиту «Шехеразада» и приложил к партитуре следующую программу:

СЛАйд

На какие образы настраивает нас композитор?

Ученики: Шахриара и Шехеразады.

  1. Слушание музыки.

Итак, слушаем фрагмент из первой части сюиты «Море и Синдбадов корабль», который начинается с показа главных героев.

- Представьте, какими они показаны? Какие чувства испытывают?


(МОЖНО РИСОВАТЬ)

Каков нрав восточного повелителя? Каким вы его себе представляете?

Ученики: Грозный, могучий, злой, властный султан.


Как вы это почувствовали?

Ученики: Воинственно и грозно звучат инструменты медно-духовой группы.


А какую картину рисует в вашем воображении тема Шехеразады?

Ученики: Мягкая, нежная, изящная, пленительная…


Какой инструмент помог нам всё это почувствовать?

Ученики: скрипка, арфа.


Ребята, а кто-нибудь услышал, что ещё передаёт в музыке композитор? Какой образ?

Ученики: Образ моря, мелодия оркестра передавала волны.


Ребята, интересно было бы нам жить, если бы не было сказок?

Ученики: Нет.


Сюита прозвучала в сопровождении оркестра. Это симфоническое произведение. Что такое симфонический оркестр.

СЛАЙД – оркестр


Какие инструменты входят в состав симфонического оркестра (СЛАЙД)


11 СЛАйд – Задание



12 слайд - ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА


ПЕНИЕ


Пора наступает осенняя.

Близка листопада пора.

С букетами и с настроением

Мы в школу шагаем с утра.

И в жизни опять что-то новое:

Тетрадки, уроки, друзья.

А в классах, еще не знакомые, -

Встречают нас учителя.

Припев:

Вы научили с детства нас

Всегда стремиться ввысь.

И каждый день, и каждый час

Мы учимся всю жизнь.

Учителя! Учителя!

Мы скажем, не тая:

«Учителя! Учителя!

На ваших душах держится Земля».


Вы в каждом предвидели гения,

Учили читать и считать.

Ах, сколько же нужно терпения,

Чтоб знания нам передать!

Спасибо за ваши старания,

Любимые учителя.

Учитель – высокое звание

На нашей планете Земля.

Припев:

Вы научили с детства нас

Всегда стремиться ввысь.

И каждый день, и каждый час

Мы учимся всю жизнь.

Учителя! Учителя!

Мы скажем, не тая:

«Учителя! Учителя!

На ваших душах держится Земля».


Умели вы ключик подыскивать

К сердцам нашей детской страны.

И видно, что были так искренне

В работу свою влюблены.

И в сердце навеки останется

Любимая школа моя,

Где преданные до беспамятства

Встречают нас учителя.

Припев.