8 класс I четверть
Тема
ЧТО ЗНАЧИТ СОВРЕМЕННОСТЬ В МУЗЫКЕ?
Цель: воспитание патриотизма, нравственности, любви к Родине на примере произведений Л. Бетховена.
Задачи:
проанализировать сочинения композитора, выявить особенности образного строя его произведений,
уметь анализировать музыку прошлого и современности,
помочь осознать ценность совместной деятельности, самовыражения в процессе размышления, слушания и исполнения,
способствовать развитию монологической речи обучающихся.
Музыкальный материал: Л. Бетховен «Соната вроде фантазии №14», «Надежда» сл.Н.Добронравова, муз. А. Пахмутовой.
Дополнительный материал: презентация к уроку; видеоматериал, портрет Л. Бетховена.
Х о д у р о к а.
I. Организационный момент. Приветствие. Обеспечение мотивации.
Слайд №1
Беседа. Современная музыка, современность, современники…
Мы – современники? (живём в современном мире). Все мы – разные: по внешности, вкусам, представлениям о жизни. Каждый человек происходящие события воспринимает по-своему. У каждого из нас есть личное мнение на происходящее в мире. Часто ли вы соглашаетесь с друзьями по каким-то вопросам? Часто ли приходится отстаивать свою точку зрения? Мне бы очень хотелось, чтобы каждый сегодня на уроке смог проявить себя, выразить личное мнение по очень важным вопросам. И не бойтесь, если ваше мнение будет отличаться от мнения ваших одноклассников. Учитесь доказывать, убеждать, а если надо, то и поспорить. В споре, как известно, рождается истина.
II. Обобщение и систематизация знаний по теме четверти: «Что значит современность в музыке?»
Звучание 1части «Соната №14 вроде фантазии» Л Бетховена. Начинается без предварительных комментариев. По окончании музыки и следующей за ней паузы в о п р о с ы.
Знакомо музыкальное произведение? Как вы думаете, композитор, написавший это произведение, наш современник? Отечественный или зарубежный?
Все подняли руки, все уже слышали эту музыку и всем знаком композитор, который её написал.
Современна ли эта музыка? Почему?
Слайд №2
Расскажите, чем удивительна судьба этого человека?
Беседа. Рассказ об истории создания сонаты, любви к Джульетге Гвиччарди…
Изменилось ли что-нибудь в характере музыки? Какой образ создает музыка 1-й части сонаты? Соответствует ли название «Лунная соната», данное ей венгерским поэтом - романтикам Людвигом Рельштаб уже после смерти композитора, образному миру бетховенской музыки?
Слайд №3
П. Слушание 2-й и 3-й частей «Лунной сонаты» Л. Бетховена. Беседа по содержанию. С л у ш а н и е .
Почему Ференц Лист – один из лучших исполнителей «Лунной сонаты» – назвал ее вторую часть «цветком между двумя безднами»? Изменилась ли музыка 2-й части по сравнению с первой? Как вы думаете, о чем думал Бетховен, когда писал эту часть? (Это либо воспоминание о чем-то очень светом и одновременно печальном, либо мечта, а может быть, это улыбка Джульетты, почти танцевально-игривая, чередующаяся с его мрачными мыслями.)
Сколько образов? (Два – мужественный и женственный. Возможно, Бетховен имел в виду себя, когда говорил: «Мужчина должен быть крепок и мужественен во всем».)
Слайд №4 С л у ш а н и е .
Какие чувства переданы в 3-й части? (Бурное кипение страстей, могучее стремление преодолеть скорбь.) Суть сонатной формы в конфликте (борьбе) или контрасте образов. Почему Бетховен нарушил установленную традицию и написал 1-ю часть сонаты не в сонатной форме? Где конфликт проступает отчетливее: внутри частей сонаты или между частями? В чем проявляется оптимизм Бетховена? (Достижение цели в борьбе, не легковесный оптимизм, и внутренняя сила, а выстраданная радость.)
Слайд №5
Жизненное кредо Л. Бетховена: 1. «Я не знаю иных признаков превосходства, кроме доброты». 2. «Благотворить, где только можешь, превыше всего любить свободу и даже у монаршего престола от истины не отрекаться». 3. «Музыка должна высекать огонь из души человеческой».
Близки ли вам бетховенские принципы? Какой из них для вас мог бы стать определяющим в жизни? Почему? (Основы творческой и человеческой «интонации» бетховенской музыки — «через тернии к звездам»; «через страдания к радости».)
Слайд №6 В ы в о д. «Вслушайтесь в нее не только своим слухом, но и всем своим сердцем! И, может быть, вы услышите в ее первой части такую скорбь, какой никогда раньше не слышали; во второй части – такую светлую и в то же время такую печальную улыбку, какой раньше и не замечали; и, наконец, в финале – такое буйное стремление вырваться из оков страданий и печали, о котором можно сказать только словами самого Бетховена: «Я схвачу судьбу за горло, ей не удастся согнуть меня!» Д.Б Кабалевский.
III. Вокально-хоровая работа.
Слайд №7
Слушание, исполнение и повторение песни «Надежда» сл. Н. Добронравова, муз. А. Пахмутовой.
Современна ли эта песня? Почему? О чем она? Какова ее главная мысль? (Песня волнует наши чувства. На эту музыку откликается наша душа. Она о главном, о самом дорогом в жизни каждого человека).
Слайд №8
IV. Итог урока.
Насколько музыка, которая звучала на уроке отвечает душевным порывам, переживаниям молодёжи 21 века?
В чём сила? Почему волнует наши чувства?
Как понимаете слова Д.Б. Кабалевского: «… если кто-то проживёт свою жизнь, так и не познав всей красоты и богатства музыки Баха и Моцарта, Бетховена и Шопена, Чайковского и Мусоргского, – не станут от этого меньше ни Бах, ни Моцарт, ни Бетховен, ни Шопен, ни Чайковский. Они останутся такими же великими и могучими. А вот тот, кто пройдёт мимо них и не прикоснётся к их искусству, потеряет много, очень много». Что имел в виду Д.Б. Кабалевский? О каких потерях идёт речь? (Размышления учащихся)
Не случайно Д.Д. Шостакович так оценил предназначение музыки для человека: «Людям нужны все виды музыки – от простого напева свирели до звучания огромного симфонического оркестра, от незатейливой популярной песенки до Бетховенских сонат»
V. Рефлексия. Оценивание работы учащихся на уроке.