СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Что значит современность в музыке.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современная музыка,современники,современность.

Просмотр содержимого документа
«Что значит современность в музыке.»

8 класс I четверть

Тема

ЧТО ЗНАЧИТ СОВРЕМЕННОСТЬ В МУЗЫКЕ?


Цель: воспитание патриотизма, нравственности, любви к Родине на примере произведений Л. Бетховена.

Задачи:

проанализировать сочинения композитора, выявить особенности образного строя его произведений,

уметь анализировать музыку прошлого и современности,

помочь осознать ценность совместной деятельности, самовыражения в процессе размышления, слушания и исполнения,

способствовать развитию монологической речи обучающихся.


Музыкальный материал: Л. Бетховен «Соната вроде фантазии №14», «Надежда» сл.Н.Добронравова, муз. А. Пахмутовой.

Дополнительный материал: презентация к уроку; видеоматериал, портрет Л. Бетховена.

Х о д у р о к а.


I. Организационный момент.  Приветствие. Обеспечение мотивации.

Слайд №1

  • Можно ли прожить в современном мире без музыки?

  • Какая музыка звучит?

Беседа. Современная музыка, современность, современники…

Мы – современники? (живём в современном мире). Все мы – разные: по внешности, вкусам, представлениям о жизни. Каждый человек происходящие события воспринимает по-своему. У каждого из нас есть личное мнение на происходящее в мире. Часто ли вы соглашаетесь с друзьями по каким-то вопросам? Часто ли приходится отстаивать свою точку зрения? Мне бы очень хотелось, чтобы каждый сегодня на уроке смог проявить себя, выразить личное мнение по очень важным вопросам. И не бойтесь, если ваше мнение будет отличаться от мнения ваших одноклассников. Учитесь доказывать, убеждать, а если надо, то и поспорить. В споре, как известно, рождается истина.

II. Обобщение и систематизация знаний по теме четверти: «Что значит современность в музыке?»

Звучание 1части «Соната №14 вроде фантазии» Л Бетховена. Начинается без предварительных комментариев. По окончании музыки и следующей за ней паузы в о п р о с ы.
  • Знакомо музыкальное произведение?
  • Как вы думаете, композитор, написавший это произведение, наш современник?
  • Отечественный или зарубежный?
Все подняли руки, все уже слышали эту музыку и всем знаком композитор, который её написал.
  • Современна ли эта музыка? Почему?

Слайд №2

Расскажите, чем удивительна судьба этого человека?

  • Каков характер музыки?

Беседа. Рассказ об истории создания сонаты, любви к Джульетге Гвиччарди…

  • Изменилось ли что-нибудь в характере музыки?
  • Какой образ создает музыка 1-й части сонаты?
  • Соответствует ли название «Лунная соната», данное ей венгерским поэтом - романтикам Людвигом Рельштаб уже после смерти композитора, образному миру бетховенской музыки?

Слайд №3

П. Слушание 2-й и 3-й частей «Лунной сонаты» Л. Бетховена. Беседа по содержанию. С л у ш а н и е .
  • Почему Ференц Лист – один из лучших исполнителей «Лунной сонаты» – назвал ее вторую часть «цветком между двумя безднами»?
  • Изменилась ли музыка 2-й части по сравнению с первой?
  • Как вы думаете, о чем думал Бетховен, когда писал эту часть? (Это либо воспоминание о чем-то очень светом и одновременно печальном, либо мечта, а может быть, это улыбка Джульетты, почти танцевально-игривая, чередующаяся с его мрачными мыслями.)
  • Сколько образов? (Два мужественный и женственный. Возможно, Бетховен имел в виду себя, когда говорил: «Мужчина должен быть крепок и мужественен во всем».)
Слайд №4 С л у ш а н и е .
  • Какие чувства переданы в 3-й части? (Бурное кипение страстей, могучее стремление преодолеть скорбь.)
  • Суть сонатной формы в конфликте (борьбе) или контрасте образов. Почему Бетховен нарушил установленную традицию и написал 1-ю часть сонаты не в сонатной форме?
  • Где конфликт проступает отчетливее: внутри частей сонаты или между частями?
  • В чем проявляется оптимизм Бетховена? (Достижение цели в борьбе, не легковесный оптимизм, и внутренняя сила, а выстраданная радость.)

Слайд №5

Жизненное кредо Л. Бетховена: 1. «Я не знаю иных признаков превосходства, кроме доброты». 2. «Благотворить, где только можешь, превыше всего любить свободу и даже у монаршего престола от истины не отрекаться». 3. «Музыка должна высекать огонь из души человеческой».
  • Близки ли вам бетховенские принципы? Какой из них для вас мог бы стать определяющим в жизни? Почему? (Основы творческой и человеческой «интонации» бетховенской музыки — «через тернии к звездам»; «через страдания к радости».)
Слайд №6 В ы в о д. «Вслушайтесь в нее не только своим слухом, но и всем своим сердцем! И, может быть, вы услышите в ее первой части такую скорбь, какой никогда раньше не слышали; во второй части – такую светлую и в то же время такую печальную улыбку, какой раньше и не замечали; и, наконец, в финале – такое буйное стремление вырваться из оков страданий и печали, о котором можно сказать только словами самого Бетховена: «Я схвачу судьбу за горло, ей не удастся согнуть меня!» Д.Б Кабалевский.

III. Вокально-хоровая работа.

Слайд №7

Слушание, исполнение и повторение песни «Надежда» сл. Н. Добронравова, муз. А. Пахмутовой.
  • Современна ли эта песня?
  • Почему?
  • О чем она?
  • Какова ее главная мысль? (Песня волнует наши чувства. На эту музыку откликается наша душа. Она о главном, о самом дорогом в жизни каждого человека).

Слайд №8

IV. Итог урока.

  • Насколько музыка, которая звучала на уроке отвечает душевным порывам, переживаниям молодёжи 21 века?

  • В чём сила? Почему волнует наши чувства?

  • Как понимаете слова Д.Б. Кабалевского: «… если кто-то проживёт свою жизнь, так и не познав всей красоты и богатства музыки Баха и Моцарта, Бетховена и Шопена, Чайковского и Мусоргского, – не станут от этого меньше ни Бах, ни Моцарт, ни Бетховен, ни Шопен, ни Чайковский. Они останутся такими же великими и могучими. А вот тот, кто пройдёт мимо них и не прикоснётся к их искусству, потеряет много, очень много». Что имел в виду Д.Б. Кабалевский? О каких потерях идёт речь? (Размышления учащихся)

Не случайно Д.Д. Шостакович так оценил предназначение музыки для человека: «Людям нужны все виды музыки – от простого напева свирели до звучания огромного симфонического оркестра, от незатейливой популярной песенки до Бетховенских сонат»

V. Рефлексия. Оценивание работы учащихся на уроке.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!