I. Мотивация к учеб- ной деятельности | 3 | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Проводит беседу по обсуждению темы, целей и плана урока | Записывают тему и план урока в тетрадь | Фронтальная | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели и тему урока. Регулятивные: планируют свою деятельность; определяют последовательность действий | Работа в тетради |
II. Актуализация знаний | 3 | Опрос домашнего задания Беседа по теме «Что значит жить по правилам?» | Предлагает прочесть сочинения-размышления на тему «Закон управляет людьми, разум - законом» Организует диалог с учащимися по вопросам: - Какие правила общения между людьми вам известны? Какие правила гостеприимства вы знаете? Предлагает обсудить ситуацию спора двух семиклассников о правилах (с. 8) | Желающие ученики читают свои сочинения- размышления Знакомятся с ситуацией, обсуждают ее, высказывают собственное мнение | Индивидуальная работа Фронтальная работа | Познавательные: строят осознанное речевое высказывание в устной форме о значении правил в жизни общества, формулируют ответы на вопросы учителя; осуществляют поиск нужной информации из практического опыта. Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей | Устное задание |
III. Изучение нового материала | 20 | Презентация «Что значит жить по правилам?» Работа с таблицей (учебник, с. 9): анализ таблицы, примеры социальных норм Обсуждение верности суждений о социальных нормах Выполнение заданий в рабочей тетради: № 1, 2 (с. 4, 5) Работа с текстом учебника (с. 9-1 1) и материалами рубрик «Картинная галерея», «Жил на свете человек» Обсуждение правил этикета (с. 12) | Показывает и комментирует слайды презентации Проводит беседу по вопросам: - Какие социальные нормы вы узнали? Что они устанавливают? Какие примеры норм вы можете привести? Предлагает обсудить, верны ли суждения о социальных нормах: - Социальные нормы регулируют жизнь общества. - Социальные нормы определяют обязанности одного лица по отношению к другому или другим лицам Поясняет задания, выполняемые учащимися в рабочей тетради Предлагает прочесть пункт 2 параграфа и рассмотреть картину «Похороны знатного руса» Г. И. Семирадского, организует беседу по вопросам: - Что вам известно об обычаях славян? Какие действия и правила носят ритуальный характер? Какие из них представлены на картине? Какие еще обычаи и ритуалы вам известны? Предлагает прочитать информацию о графе Б. П. Шереметьеве (с. 13). Проводит беседу по вопросам: - Какие особые правила этикета существовали в петровские времена у знати? Как вы думаете, чем отличались правила знати от правил простого народа? Предлагает рассмотреть картинки и обсудить их, составить правила этикета | Просматривают презентацию, делают записи в тетрадь Анализируют таблицу, приводят примеры Анализируют суждения, высказывают собственную точку зрения, аргументируют свои суждения Выполняют задания Читают текст параграфа, рассматривают кар- тину, отвечают на вопросы, рассуждают, дела- ют собственные выводы Рассматривают картинки, называют, какие нормы этикета нарушены, составляют правила этикета | Индивидуальная Фронтальная Фронтальная Индивидуальная Фронтальная | Познавательные: структурируют собственные знания, дополняя и расширяя их представлениями о социальных нормах Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли; выделяют главное. Познавательные: ориентируются в информационном потоке; строят логическую цепь размышлений Регулятивные: учитывают выделенные учителем ориентиры действия, принимают и сохраняют учебную задачу. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; осуществляют поиск существенной информации (по материалам учебника, по воспроизведению в памяти) Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Познавательные: решают учебные задачи; строят логическую цепь размышлений; ведут поиск и выделяют необходимую информацию; анализируют и выделяют главное; структурируют найденную информацию в нужной форме Личностные: осознают смысл учения и понимают личную ответственность за будущий результат. Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач | Записи в тетради Устные ответы Устные ответы Проверка заданий в рабочей тетради Устное задание Устное задание |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | 7 | Выполнение задания в рабочей тетради: № 4 (с. 6) | Поясняет задания, выполняемые учащимися в рабочей тетради | Выполняют задания в рабочей тетради | Индивидуальная | Познавательные: в письменной форме анализируют объекты; осуществляют поиск существенной информации (по материалам учебника, по воспроизведению в памяти) | Проверка заданий в рабочей тетради |
V. Итоги урока. Рефлексия | 5 | Обобщение полученных на уроке сведений | Проводит беседу по вопросам: - Какие правила поведения существуют? Что вам известно о традициях и ритуалах? Зачем в обществе существуют правила этикета? | 1 . Отвечают на вопросы. 2. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его, развивают способность к самооценке. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценивание учащихся за работу на уроке |