СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

2.4 План работы районного семинара

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступила на   районном  семинаре:  «Индивидуально-личностное развитие обучающихся коренных малочисленных народов Севера в условиях модернизации образования» с темой  «Критерии оценки качества работы педагога  по индивидуально – личностному развитию  школьников».

Просмотр содержимого документа
«Программа и план семинара»

Программа

Семинара Саранпаульской общеобразовательной средней школы Березовского района

Ханты – Мансийского Автономного округа - Югра.

«Индивидуально-личностное развитие обучающихся коренных малочисленных народов Севера в условиях модернизации образования»

( в рамках экспериментальной работы)

Программа семинара одобрена: на заседании Научно-методического совета Протокол № 5 от «12» декабря 2014 г.


Актуальность данного семинара определяется тем, что в условиях модернизации образования современное общество предъявляет требования, прежде всего к индивидуально-личностному развитию школьников, повышению их творческого потенциала.

Развитие школьников рассматривается как основной показатель эффективности процесса обучения и воспитания. В настоящее время школьники, в том числе и дети коренных малочисленных народов Севера, испытывают значительные трудности в обучении, в котором недостаточно учитывается целый ряд обстоятельств, влияющих на индивидуально – личностное: это воздействие климатических условий и особенностей социальной микросреды, в которых они проживают. Кроме того, многие педагоги недостаточно знают морфофизиологические, психологические особенности обучаемых, затрудняются в выборе и освоении инновационных технологий. Мало исследованными являются теоретические вопросы научно-педагогического обеспечения индивидуально-личностного развития школьников коренных малочисленных народов Севера.

В настоящее время в содержании образования актуальной становится задача разработки системы эффективных мер по созданию условий, обеспечивающих индивидуально-личностное развитие детей в процессе обучения и воспитания.

Цель семинара: повышение профессиональной компетентности педагогов в осуществлении индивидуально-личностного развития школьников на основе реализации педагогических условий и средств обучения с учетом специфики региональной среды.


Задачи семинара: обеспечение научно-методической поддержки в самообразовательной деятельности учителей по повышению уровня индивидуально-личностного развития школьников:

-в обосновании педагогических условий индивидуально-личностного развития школьников, в выявлении их этнических особенностей, субъектного опыта, в дифференциации и
индивидуализации содержания, форм и методов обучения; создании развивающей
среды и использовании личностно-ориентированных технологий (методов, приемов, форм, средств, подходов к планированию развивающего обучения в учебной и внеучебной деятельности);

- в раскрытии специфики процесса индивидуально-личностного развития школьников коренных малочисленных народов Севера в условиях образовательного учреждения, суть которого составляет переход от традиционной классической системы образования к личностно - ориентированной, предполагающей формирование содержания вариативного обучения с учетом индивидуально-этнических особенностей учащихся;

- в раскрытии и научном обосновании диагностического инструментария, позволяющего выявить, оценить уровень индивидуально-личностного развития школьников (мотивационный,

включающий показатели: направленность на учебно-познавательную деятельность; самостоятельность при выполнении учебных заданий;



  • деятельностный, включающий показатели интеллектуальной готовности: способность к установлению диалогических отношений между субъектами в процессе обучения;

  • личностный, включающий показатели активности в учебно-познавательной деятельности, направленную на развитие работоспособности);

-в использовании технологий вариативной организации учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей школьников коренных народов Севера.


Содержание семинара:

Модуль 1. Теоретические положения об индивидуально-личностном развитии школьников:

1.1.Мозговой штурм по подготовке предложений по развитию личностной парадигмы в обучении на основе индивидуально-личностного подхода.

Модуль 2. Особенности индивидуально-личностного развития школьников коренных малочисленных народов Севера.

2.1. Физиологические, психологические, личностные и социальные особенности школьников коренных народов Севера (из наблюдения учителей -экспериментаторов).

2. 2 . Факторы, влияющие на психические процессы развития школьников коренных малочисленных народов Севера (из опыта педагогов).

Модуль 3. Средства индивидуально-личностного развития школьников коренных малочисленных народов Севера.

3.1.Педагогические условия повышения уровня индивидуально-личностного развития школьников, дифференциация и индивидуализация форм, методов и приемов обучения.

3. 2. Творческое сотрудничество субъектов педагогического процесса, учет индивидуально-личностных, этнических особенностей школьников, создание развивающей среды (круглый стол).

3. 3. Модель системы обучения школьников коренных малочисленных народов Севера на основе индивидуально-личностного подхода (построение модели).

Модуль 4. Педагогическая эффективность современных образовательных технологий с позиций личностно-ориентированного подхода.

4.1. Современные образовательные технологии и практика их реализации в школах.

4.2.Основные условия и факторы повышения педагогической эффективности личностно-ориентированной образовательной технологии.

4.3.Групповая работа по построению модели интегративной технологии.

4.4.Мастер – класс «Презентация опыта».

Модуль 5. Совершенствование психолого-педагогического сопровождения процесса индивидуально-личностного развития обучаемых (из опыта работы классного руководителя).

Модуль 6. Критерии оценки качества работы педагога по индивидуально – личностному развитию школьников (анализ карты мониторинга классного руководителя).

Модуль 7. Cовместная деятельность образовательной организации и различных учреждений, социальных институтов поселка, направленная на индивидуально-личностное развитие школьников (мозговой штурм: «Неиспользованные возможности посёлка по расширению образовательно – развивающей среды»).





П Л А Н

районного семинара – практикума

«Индивидуально-личностное развитие обучающихся коренных малочисленных народов Севера в условиях модернизации образования».

Дата проведения: 13 – 14 марта 2015 года.

Место проведения: МБОУ Саранпаульская общеобразовательная средняя школа

Цель семинара: повышение профессиональной компетентности педагогов в осуществлении индивидуально-личностного развития школьников на основе реализации педагогических условий и средств обучения с учетом специфики региональной среды.

13 марта 2015 года

Время

Мероприятие

Форма проведения

Ответственный

8.40 – 9.10

Завтрак


Шарапова К.Б.

9.20 – 12.30

Знакомство со школой.

Экскурсия по школе.

Просмотр видеоклипов.

Посещение уроков, внеурочных занятий.

Посещение школьного этнографического кабинета.

Капшук Р.М.

14.00

Открытие семинара – практикума.

Актуальность проблемы.

Выступление.

Попов А.Д.

Модуль 1.

14.00

1.1.Теоретические положения об индивидуально-личностном развитии школьников.

1.2. Развитие личностной парадигмы в обучении на основе индивидуально-личностного подхода.

Выступление.

Мозговой штурм.

Кириченко Т.А.

Иванова Н.А.

Модуль 2.

15.00

Особенности индивидуально-личностного развития школьников коренных малочисленных народов Севера.

2.1. Физиологические, психологические, личностные и социальные особенности школьников коренных народов Севера.

2.2 . Факторы, влияющие на психические процессы развития школьников коренных малочисленных народов Севера.

Выступления из опыта учителей – экспериментаторов.

Рокина Т.Ю.

Третьякова С.И. Емельянова О.Н.

Зайбель Н.Н.


16.00

Чайная пауза.


Шарапова К.Б.

Модуль 3.

16.20

Средства индивидуально-личностного развития школьников коренных малочисленных народов Севера.

3.1.Педагогические условия повышения уровня индивидуально-личностного развития школьников, дифференциация и индивидуализация форм, методов и приемов обучения.

3. 2. Творческое сотрудничество субъектов педагогического процесса, учет индивидуально-личностных, этнических особенностей школьников, создание развивающей среды.

3. 3. Модель системы обучения школьников коренных малочисленных народов Севера на основе индивидуально-личностного подхода.

Выступление (из опыта работы)








Круглый стол.




Практическая работа по построению модели.

Защита модели.




Сорока Н.А. Капшук Р.М.

Хозяинова В.В.

Краева С.В.

Кугина Е.И.

14 марта 2015 года

8.30

Завтрак


Шарапова К.Б.

Модуль 4.

9.00

Педагогическая эффективность современных образовательных технологий с позиций личностно-ориентированного подхода.

4.1. Современные образовательные технологии и практика их реализации в школах.

4.2.Основные условия и факторы повышения педагогической эффективности личностно-ориентированной образовательной технологии.

Групповая работа по построению модели интегративной технологии образовательного пространства.

Мастер – класс «Презентация опыта».

Воронцова А.Г. Артеева А.А. Крылова Э.О. Шилкина Е.Г.

Модуль 5.

10.00

Совершенствование психолого-педагогического сопровождения процесса индивидуально-личностного развития обучаемых.

Из опыта работы.

Петрова Т.Е.

11.00

Чайная пауза.



Модуль 6.

11.30

Критерии оценки качества работы педагога по индивидуально – личностному развитию школьников

Анализ карты мониторинга классного руководителя.

Попова М.А. Хозяинова Л.А.

Модуль 7.

12.30

Cовместная деятельность образовательной организации и различных учреждений, социальных институтов поселка, направленная на индивидуально-личностное развитие школьников.


Мозговой штурм (с участием представителей учреждений дополнительного образования и социума): «Неиспользованные возможности посёлка по расширению образовательно – развивающей среды»

Землянская Г.С.


13.30

Рефлексия.

Подведение итогов семинара.


Капшук Р.М.

Землянская Г.С.

Попов А.Д.



Просмотр содержимого документа
«Статья»

Критерии оценки качества работы педагога по индивидуально – личностному развитию школьников.

Попова Марина Анатольевна –

учитель начальных классов первой категории

Хозяинова Людмила Александровна –

учитель начальных классов первой категории

С 2011 года  на базе МБОУ Саранпаульская СОШ Березовского района ХМАО Югра действует окружная экспериментальная площадка «Индивидуально-личностное развитие обучающихся коренных малочисленных народов Севера в условиях модернизации образования».

Актуальность данного эксперимента определяется тем, что в условиях модернизации образования современное общество предъявляет требования, прежде всего к индивидуально-личностному развитию школьников, повышению их творческого потенциала.

Развитие школьников рассматривается как основной показатель эффективности процесса обучения и воспитания. В настоящее время школьники, в том числе и дети коренных малочисленных народов Севера, испытывают значительные трудности в обучении, в котором недостаточно учитывается целый ряд обстоятельств, влияющих на индивидуально – личностное развитие: это воздействие климатических условий и особенностей социальной микросреды, в которых они проживают. Возможности сельской школы в развитии личности учащихся напрямую зависят от ее места расположения и социально-экономических условий жизни населения сельского поселения, в котором она находится. Наш посёлок находится в труднодоступном месте. Большинство детей народов Севера практически не выезжают за его пределы, что сказывается на кругозоре и развитии этих детей. При  организации  педагогического  процесса  приходится  учитывать  специфику   нашего   социума. В школе обучаются дети из 297 семей, из них: многодетных - 64; малообеспеченных – 42; неблагополучных – 10; находящихся в тяжёлой жизненной ситуации – 10; безработных – 35. Данные цифры говорят о том, что образовательный уровень большинства родителей находится на среднем и низком уровнях, поэтому образовательная роль учащихся полностью зависит от детского сада и школы. Примерно половина учащихся нашей школы воспитываются в семьях со средним и низким материальным достатком. Что сказывается на разностороннем развитии учащихся.

Сведения об учащихся.

Из общего количества учащихся детей - сирот - 4; инвалидов – 3; детей, оставшихся без попечения родителей – 6. В интернате проживают 9 учащихся.

Не все ученики смогли адаптироваться: 8 учащихся состоят на внутришкольном контроле; 3 учащихся состоят на учёте в КДН и ОДН.

18 учащихся состоят на диспансерном учёте.

Национальный состав учащихся.



Всего

манси

ненцы

ханты

коми

русские

389/

210

135

65

10

83

84



Помимо основных национальностей в школе обучаются узбеки – 3; марийка – 1; молдаване – 2; украинцы – 2; удмурты – 1; лачки – 3.

Национальный состав педагогического коллектива

Всего

манси

ненцы

коми

русские

башкиры

марийцы

50

7

4

12

24

1

1

Анализируя национальный состав учащихся и педагогов школы видно, что между педагогами и учащимися есть взаимопонимание, так как нет больших расхождений между разновидностями национального состава. Педагоги знают традиции и культуру народов Севера.


Кроме того, недостаточно исследованы морфофизиологические, психологические особенности обучаемых, что вызывает у педагогов затруднения в выборе и освоении инновационных технологий. Мало исследованными являются теоретические вопросы научно-педагогического обеспечения индивидуально-личностного развития школьников коренных малочисленных народов Севера.

Современный этап развития школы в условиях ее модернизации и реализации требует  поиска путей и создание условий для профессионального роста преподавателей, их творческой самореализации в профессиональной деятельности.

Само время предъявляет к учителю такие требования, как профессионализм, мобильность, способность к творческому использованию потока информации. От уровня профессионально-педагогической культуры педагога, его способности к постоянному личностному и профессиональному росту напрямую зависит и качество образования молодого поколения, его готовность к жизни. Поэтому в рамках эксперимента был проведен промежуточный мониторинг по показателям самообразования и саморазвитию классных руководителей нашей школы по следующим критериям. В анкетировании приняли участие 24 педагога школы.

1.Научно – методическое обоснование своей воспитательной деятельности



1.1.

Какое место в вашей профессиональной деятельности занимает самообразование?



1.2.

Владеете ли вы культурой общения с учащимися, коллегами, родителями?

1.3.

Свой профессионализм в воспитательной деятельности классные руководители оценили следующим образом:





2.Педагогическое мастерство классных руководителей:

2.1.

В какой степени вы испытываете стремление к профессиональному совершенству?

2.2.

Насколько свободно вы владеете технологиями воспитательной деятельности?

2.3.

Испытываете ли вы потребность в творчестве и самосовершенствовании своего мастерства?



3. Организаторские навыки в работе классного руководителя

3.1

Знакомы ли вы с проектно-организаторской функцией в воспитательной работе и владеете ли ею?

3.2.

Есть ли у вас стремление к разработке инновационной технологии в воспитательной работе?

3.3.

В какой степени вы владеете навыками организации коллективно- творческих дел?



4.Методика самооценки эффективности воспитательной работы (по 5-балльной системе)



4.1.

Какова степень эффективности решаемых Вами как классным руководителем воспитательных задач?

4.2.

Какова степень эффективности

реализации классным руководителем управленческих функций?

4.3.

Оценка эффективности работы по

различным направлениям воспитания.

4.4.

Оценка важности личностных особенностей педагога для эффективной работы.




Делая вывод по данным диаграммам можно сказать о том, что все педагоги нашей школы занимаются самообразованием, владеют культурой общения с учащимися, коллегами и родителями. Большинство педагогов свой профессионализм оценивают на среднем уровне. Классные руководители изучают новые технологии, стремятся применять их на практике.

5.Факторы, оказывающие влияние на эффективность работы (ранжирование)

1. Совершенствование планирования работы классных руководителей.

2. Повышение уровня общекультурной подготовки классного руководителя.

3. Обмен передовым педагогическим опытом.

4. Использование классным руководителем разнообразных форм и методов работы.

5. Прохождение специальных курсов повышения квалификации классным руководителем.

6. Постоянное самообразование классного руководителя.

7. Оказание администрацией школы помощи классному руководителю.

8. Материальное стимулирование классного руководителя.

Результаты данного анкетирования педагогов показывают, что многих учителей характеризует высокий уровень потребности в самообразовании, учителя осваивают новые технологии.

 Совершенствование качества обучения и воспитания в образовательном учреждении напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, самое главное, чтобы было желание у педагогов к самообразованию.
   Самообразование есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к нам самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Педагог должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др. . Педагог должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его воспитанников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого в отдельности, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.
   Однако, как бы ни были высоки способности педагога к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют – это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов. Это всего лишь проявление инертности мышления и лености ума, так как самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога.
Самообразование педагога - это необходимое условие профессиональной деятельности. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогу самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Педагог должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его воспитанников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Понять, как традиционные ценности вписываются в современность, способность сформулировать и решить инновационную задачу и оценить, насколько удалось решение. В образовании идёт интенсивный процесс создания общероссийской и региональных систем оценки качества образования. Достижения учащихся представляют собой наиболее значимые объекты оценки: из школьных оценок выводятся общероссийская оценка качества образования. Под достижениями в данном случае понимаются личностные качества и умения учащегося решать личностно и социально значимые задачи. Качество образования определяется как интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. Новое качество образования предполагает выход за пределы традиционной ЗУНовской результативности, ЗУНовского качества и представления результативности образования не только и не столько в отметках и результатах ЕГЭ, но в показателях развития компетентностей обучающихся. Новая результативность — это способность строить отношения в ситуации, которая не определена, не изучена, не предполагает чётких алгоритмов поведения. В соответствии с таким подходом к качеству образования можно выделить следующие модули критериальной оценки: функциональная грамотность (предметные компетенции); ключевые компетенции (надпредметные знания, умения, способности решать личностные и социально значимые проблемы).

По данным критериям мы провели промежуточный срез по индивидуально – личностному развитию школьников нашей школы и получили следующие результаты.

1. Критерий «Формирование функциональной грамотности (предметных компетенций)»

Содержание критерия:

Сформированность данной компетенции предполагает наличие знаний, умений и способностей учащихся, обеспечивающих успешность освоения государственных образовательных стандартов и образовательных программ школы - способность применять знания на практике, способность к обучению, способность адаптации к новым ситуациям, способность генерировать идеи, волевое стремление к успеху, способность к анализу и синтезу.

  Данный критерий в первую очередь, позволяет судить о профессионализме и эффективности работы учителя.

 Показатели по критерию. 

Предлагается в первую очередь опираться на такие традиционные, доступные всем показатели:

 - позитивная динамика уровня обученности учащихся за последний учебный год. Позитивная динамика может подтверждаться отметками промежуточного и итогового контроля (в том числе ЕГЭ);

- позитивная динамика «качества знаний» учащихся за последний год. Позитивная динамика может подтверждаться оценками промежуточного и итогового контроля (в том числе ЕГЭ);

- увеличение количества учащихся (в процентах), принимающих участие, а также победивших в предметных олимпиадах и других предметных конкурсных мероприятиях школьного, муниципального, регионального (областного), федерального и международного уровней. Индикатором данного критерия могут служить награды различного уровня, а также реестр участников конкурсных мероприятий;

- увеличение количества творческих (научных, проектных и других) работ учащихся по данному предмету, представленных на различных уровнях. Индикатором данного критерия могут служить награды различного уровня, полученные по результатам участия в конференциях и конкурсах, а также реестр участников конкурсных мероприятий;

- посещаемость кружков, секций, элективных курсов. Индикаторами данного показателя могут быть: численность, посещаемость и сохранность контингента учащихся, подтверждаемые соответствующими документами и школьной отчётностью.


2. Критерий «Формирование социальных компетенций»

Содержание критерия:

Сформированность данного типа компетенций предполагает способность учащихся брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, в функционировании и в улучшении демократических институтов, способность быть лидером, способность работать автономно.

 Показатели по критерию:

- Активность учащихся в жизни и решении проблем класса, школы и окружающего социума, участие в органах школьного самоуправления, социальных проектах. Индикатором по данному критерию могут являться официальные письма благодарности, отзывы, положительная информация в СМИ о деятельности учащихся ОУ (волонтёрское движение, благотворительные акции и др.

- Сформированность правового поведения. Индикатором по данному критерию могут быть: отсутствие правонарушений учащихся за отчётный период (в соответствии с данными ОВД), результаты участия в конкурсах на знание основ законодательства РФ.

- Сформированность основ экономического сознания. Индикатором по данному критерию могут быть победы и участие в различного рода конкурсах, проектах по экономической проблематике.

- Процент успешно социализирующихся детей группы риска. Индикатором по данному критерию может быть отрицательная динамика распространения наркомании и алкоголизма, числа детей, стоящих на учёте.

- Наличие индивидуальных образовательных траекторий учащихся, ориентированных на получение профессионального образования. Индикатором по данному критерию может быть доля школьников, обучающихся по индивидуальным образовательным программам.

- Участие в разнообразных межвозрастных социально значимых проектах. Индикатором по данному критерию может быть доля школьников, участвующих в межвозрастных проектах.



По диаграмме «Формирование социальных компетенций» видно, что большинство учащихся нашей школы владеют социальными компетенциями, которые были рассмотрены при анализе данного критерия.



3. Критерий «Формирование поликультурных компетенций».

Содержание критерия.

Поликультурная компетентность предполагает понимание различий между культурами, уважение к представителям иных культур, способность жить и находить общий язык с людьми других культур, языков, религий.

Показатели по критерию.

 - Результаты исследования толерантности в классе;

- Отсутствие конфликтов на межнациональной и межконфессиональной почве;

- Участие учащихся в программах международного сотрудничеств. Индикатором по данному критерию могут являться различные документы, подтверждающие участие в международной программе;

- Участие в мероприятиях, посвящённых укреплению взаимопонимания, взаимной поддержки и дружбы между представителями различных социальных слоёв, национальностей и концессий. Индикатором по данному критерию может быть официальная благодарность организаторов мероприятий, их участников в адрес учащихся школы (класса);

- Знание и уважение культурных традиций, способствующих интеграции учащихся в глобальное сообщество. Индикатором по данному критерию может служить участие в конкурсах, проектах.

  

Исходя из данных анкетирования можно сказать, что у обучающиеся нашей школы

поликультурные компетенции сформированы на уровне выше среднего. В учреждении отсутствуют межнациональные конфликты. Учащиеся с уважением относятся к людям других национальностей.

4. Критерий «Формирование коммуникативных компетенций»

Содержание критерия

Данный тип компетенций отражает владение навыками устного и письменного общения,

владение несколькими языками, а также умения разрешать конфликты ненасильственным путём, вести переговоры.

Показатели по критерию:

- Позитивная динамика «качества знаний» по русскому языку и литературе учащихся за последний год. Позитивная динамика может подтверждаться оценками экспертов в ходе наблюдения и проведения опросов, а также в ходе изучения продуктов деятельности ребёнка.

- Результаты литературного творчества учащихся. Индикатором по данному критерию может быть наличие авторских публикаций, как в школьных, так и в других видах изданий, а также награды.

- Благоприятный психологический климат в классе. Индикатором данного критерия могут быть результаты социально психологического исследования, проведённого в классе специалистом.

- Наличие практики конструктивного разрешения конфликтных ситуаций. Отсутствие деструктивных последствий конфликтов, наносящих вред физическому, психическому и нравственному здоровью.



Вывод : Формирование коммуникативных компетенций у учащихся нашего образовательного учреждения находится на уровне выше среднего.


5. Критерий «Формирование информационных компетенций»


Содержание критерия.

Владение современными информационными технологиями, понимание их силы и слабости, способность критически относиться к информации, распространяемой средствами массовой коммуникации.

Показатели по критерию

 - Использование в проектной, исследовательской и других видах деятельности учащихся ИКТ. Индикатором по данному критерию могут быть: высокая оценка коллег, получаемая в ходе открытых занятий, а также результаты учебной деятельности учащихся, оформленные в цифровом виде.

- Разработка и использование учащимся общественно признанного авторского продукта. Индикатором может быть предъявленный продукт.

- Увеличение количества учащихся, принимающих участие, а также победивших в предметных олимпиадах и других предметных конкурсных мероприятиях по И ВТ школьного, муниципального, регионального, федерального и международного уровней. Индикатором данного критерия могут служить награды различного уровня, а также реестр участников конкурсных мероприятий.  



 




6.Критерий «Формирование интеллектуальных компетенций»



Содержание критерия.

Способность учиться, развивать познавательный интерес.

Показатели по критерию:

- Устойчивый интерес у обучающихся к чтению специальной и художественной литературы. Индикатором данного критерия могут быть результаты анкетирования родителей, учащихся, экспертные оценки работников библиотеки

- Использование опыта, полученного в учреждениях дополнительного образования в школе и классе. Индикатором по данному критерию могут служить продукты деятельности ребёнка, полученные в процессе внутришкольной или внутриклассной деятельности, а также участие и победы в различных проектах.

- Увеличение количества творческих работ учащихся по предметам образовательной программы ОУ, представленных на различных уровнях. Индикатором данного критерия могут служить награды различного уровня, полученные по результатам участия в конференциях и конкурсах, а также реестр участников конкурсных мероприятий.

- Процент выпускников, продолживших образование в соответствии с избранным профилем в учреждениях профессионального образования. Индикатором по данному критерию могут быть внутришкольная отчётность, отзывы выпускников и родителей.  

7. Критерий «Общекультурных компетенций»

Содержание критерия

Содержание данных критериев отражает духовно - нравственное развитие личности, его общую культуру, личную этическую программу направленные на формирование основы успешной саморазвивающейся личности в мире человека, природы и техники.

 Показатели по критерию.

- Увеличение количества учащихся, участвующих в спортивных соревнованиях различного уровня. Индикатором данного критерия могут служить награды различного уровня, полученные по результатам участия в соревнованиях, а также реестр участников.

- Увеличение количества учащихся, занятых творческими видами деятельности. Индикатором данного критерия могут служить награды различного уровня, полученные по результатам участия в выставках, фестивалях и конкурсах, а также реестр участников конкурсных мероприятий.

- Участие в природоохранительной деятельности. Индикатором по данному критерию может служить доля учащихся, занятых в природоохранительной деятельности.

- Участие в туристическо - краеведческой деятельности. Индикатором по данному критерию может служить доля учащихся, занятых в туристическо - краеведческой деятельности.

- Участие в волонтёрском движении. Индикатором по данному критерию может быть реализация общественно полезных дел и проектов.



Из данной гистограммы видно, что педагоги оценивают свою деятельность по индивидуально личностному развитию школьников на уровне выше среднего. Но необходимо больше уделять внимания формированию информационных компетенций у учащихся нашей школы.

Изучив критерии оценки качества работы педагога по индивидуально – личностному развитию школьников, мы сделали вывод, что во многом эти результаты зависят от региональных особенностей, от заинтересованности семьи в обучении школьников, от уровня образования родителей, а также от профессионального мастерства педагогов. Для этого надо развивать потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, формировать гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскрывать творческий потенциал учащихся. 





Просмотр содержимого презентации
«Технология ТРИЗ»

«Использование технологии ТРИЗ в развитии творческой личности»   Подготовила:Хозяинова Л.А.

«Использование технологии ТРИЗ в развитии творческой личности»

Подготовила:Хозяинова Л.А.

ТРИЗ Т еория Р ешения И зобретательских З адач  ТРИЗ

ТРИЗ

Т еория

Р ешения

И зобретательских

З адач

ТРИЗ

«Хорошего учителя найти трудно, хорошего ученика — еще труднее» Древняя китайская мудрость     Древняя китайская мудрость  ТРИЗ – это наука о развитии систем и об эффективном мышлении вообще, в любой области творчества. Ещё ТРИЗ называют прикладной диалектикой, а иногда называют общей теорией сильного мышления или общей теорией творчества.   Главное отличие тризовского мышления от других видов мышления – это сознательное управление процессом мышления, это мышление по алгоритмам, это мышление по законам и правилам! И если мы научимся управлять разумом, то и будем управлять и нашей жизнью.

«Хорошего учителя найти трудно, хорошего ученика — еще труднее» Древняя китайская мудрость Древняя китайская мудрость

ТРИЗ – это наука о развитии систем и об эффективном мышлении вообще, в любой области творчества. Ещё ТРИЗ называют прикладной диалектикой, а иногда называют общей теорией сильного мышления или общей теорией творчества. Главное отличие тризовского мышления от других видов мышления – это сознательное управление процессом мышления, это мышление по алгоритмам, это мышление по законам и правилам! И если мы научимся управлять разумом, то и будем управлять и нашей жизнью.

Генрих Саулович Альтшуллер  (1926 -1998) советский писатель - фантаст и изобретатель (псевдоним Генрих Альтов) В 1946-48 г.г. главной целью жизни стала разработка ТРИЗ (теории решения изобретательских задач). Основной постулат ТРИЗ: технические системы развиваются по определенным законам, эти законы можно выявить и использовать для создания алгоритма  решения изобретательских задач . Созданию и совершенствованию ТРИЗ, а в конечном счете, созданию теории сильного мышления, Г.С. Альтшуллер посвятил свою жизнь - около 50 лет.

Генрих Саулович Альтшуллер

(1926 -1998) советский писатель - фантаст и изобретатель (псевдоним Генрих Альтов)

В 1946-48 г.г. главной целью жизни стала разработка ТРИЗ (теории решения изобретательских задач). Основной постулат ТРИЗ: технические системы развиваются по определенным законам, эти законы можно выявить и использовать для создания алгоритма решения изобретательских задач . Созданию и совершенствованию ТРИЗ, а в конечном счете, созданию теории сильного мышления, Г.С. Альтшуллер посвятил свою жизнь - около 50 лет.

Основной термин ТРИЗ – противоречие.  Противоречие  – двигатель развития.   Цель в обучении ТРИЗ:

Основной термин ТРИЗ – противоречие.

Противоречие – двигатель развития.

Цель в обучении ТРИЗ:

  • Научить видеть противоречие, формулировать и разрешать его.
  • Формировать творческую грамотность.
Основная задача  Развитие:  наблюдательности  любознательности  пытливости мышления  сообразительности  активности  самостоятельности

Основная задача

Развитие:

наблюдательности

любознательности

пытливости мышления

сообразительности

активности

самостоятельности

ТРИЗ предполагает систему  средств  методов  приемов развития творческого  мышления  воображения, фантазии, навыков  творческой работы

ТРИЗ предполагает систему

  • средств
  • методов
  • приемов развития творческого

мышления

  • воображения, фантазии, навыков

творческой работы

АЛГОРИТМ

АЛГОРИТМ

  • Постановка инновационной общественно значимой цели
  • Путь к результату (собственая исследовательская деятельность)
  • Результат деятельности ( его продукт)
  • Внедрение (применение)
ТРИЗ – в образовании  Происходящие изменения в общественной жизни требуют от системы образования формирования у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем – профессиональной деятельности, самоопределения. Акцент переносится на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия. Значит, школа должна воспитывать личность, обладающую творческим стилем мышления. Ведь от степени развитости в человеке творческого мышления зависит развитие науки, техники, производства.   Один из существенных недостатков современного образования – формализм знаний. Чтобы изгнать из школы скуку ученичества и повысить интерес к учебе необходим творческий путь обучения. Это не новый путь. Он успешно реализуется через использование технологии технического творчества – ТРИЗ.

ТРИЗ – в образовании

Происходящие изменения в общественной жизни требуют от системы образования формирования у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем – профессиональной деятельности, самоопределения. Акцент переносится на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия. Значит, школа должна воспитывать личность, обладающую творческим стилем мышления. Ведь от степени развитости в человеке творческого мышления зависит развитие науки, техники, производства.

Один из существенных недостатков современного образования – формализм знаний. Чтобы изгнать из школы скуку ученичества и повысить интерес к учебе необходим творческий путь обучения. Это не новый путь. Он успешно реализуется через использование технологии технического творчества – ТРИЗ.

Какие условия необходимы для обучения ТРИЗ в школе?  Обучение ТРИЗ предпочтительно в условиях внеклассной работы, позволяющей заниматься небольшими группами. Наиболее эффективно обучение ТРИЗ интегрировать со школьными программами по учебным предметам, показывая материал под неожиданным углом, выделяя возможность его практического применения. Все это возможно осуществить в рамках элективного курса, факультатива, внеурочной деятельности. Использование методов и приемов ТРИЗ на любом школьном уровне делает его интересным и познавательным.

Какие условия необходимы для обучения ТРИЗ в школе?

Обучение ТРИЗ предпочтительно в условиях внеклассной работы, позволяющей заниматься небольшими группами. Наиболее эффективно обучение ТРИЗ интегрировать со школьными программами по учебным предметам, показывая материал под неожиданным углом, выделяя возможность его практического применения. Все это возможно осуществить в рамках элективного курса, факультатива, внеурочной деятельности. Использование методов и приемов ТРИЗ на любом школьном уровне делает его интересным и познавательным.

Урок в технологии ТРИЗ    Что он дает детям? Помогает находить варианты решения проблемного вопроса, генерировать оригинальные идеи, сюжеты… Регулярная тренировка творческого мышления Способность применять знания в реальных ситуациях   Что он дает учителю?

Урок в технологии ТРИЗ

Что он дает детям?

  • Помогает находить варианты решения проблемного вопроса, генерировать оригинальные идеи, сюжеты…
  • Регулярная тренировка творческого мышления
  • Способность применять знания в реальных ситуациях

Что он дает учителю?

  • Знание ТРИЗ вооружает мышление учителя набором инструментов по решению проблем
  • Развивает творческие способности учителя, гибкость и системность мышления
  • Воспитывает готовность к восприятию нового
  • обеспечивает профессиональный рост
  • Это просто интересно
Дети и теория изобретательских задач. . Возможно ли это?

Дети и теория

изобретательских задач.

.

Возможно ли это?

Приёмы стадии «Вызова»

Приёмы стадии «Вызова»

  • «Верные и неверные утверждения»
  • «Корзина идей»
  • «Кластер»
  • «Дерево предсказаний» и другие.
Приём “Дерево предсказаний”.

Приём “Дерево предсказаний”.

  • Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести. Ствол дерева – тема, ветви – предположения, которые ведутся по двум основным направлениям – «возможно» и «вероятно» (количество «ветвей» не ограничено), и, наконец, «листья» – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения .
«Верное или неверное утверждение»

«Верное или неверное утверждение»

  • … ветер может разрушить горы?
  • … опавшие осенью листья вредят почве?
  • … 1 см почвы образуется за 300 лет?
  • … норы животных, живущих в почве разрушают её?
  • … растения участвуют в образовании почвы?
  • … почва и камень родственники?
  • … почва – наша кормилица?
Таблица к игре «Верное или неверное утверждение» 1 2 да 3 нет 4 5 6 7

Таблица к игре «Верное или неверное утверждение»

1

2

да

3

нет

4

5

6

7

Приём «Корзина идей»

Приём «Корзина идей»

  • Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
Кластер («гроздь», « пучок», «созвездие») – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определённом порядке в виде грозди, пучка, созвездия.

Кластер («гроздь», « пучок», «созвездие») –

выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определённом порядке в виде грозди, пучка, созвездия.

«Кластер» почва земля соли вода песок воздух глина

«Кластер»

почва

земля

соли

вода

песок

воздух

глина

Системный лифт  При знакомстве с Солнечной системой (3 класс) может пригодиться системный лифт. На примере лифта проходит актуализация необходимых знаний и переход к изучению нового материала:  «Класс → первый этаж → школа → улица → п. Саранпауль → Берёзовский р-он → ХМАО Тюменская область→ Российская Федерация → материк Евразия → Северное полушарие → планета Земля → Солнечная система → галактика Млечный путь → Вселенная».

Системный лифт

  • При знакомстве с Солнечной системой (3 класс) может пригодиться системный лифт. На примере лифта проходит актуализация необходимых знаний и переход к изучению нового материала:
  • «Класс → первый этаж → школа → улица

→ п. Саранпауль → Берёзовский р-он → ХМАО Тюменская область→ Российская Федерация → материк Евразия → Северное полушарие → планета Земля → Солнечная система → галактика Млечный путь → Вселенная».

Лифт-город

Лифт-город

Фрагмент урока «Правописание мягкого знака на конце имен существительных»  (использование да-нетки для формирования темы урока, повторения пройденного материала)  Стадия вызова:  Я загадала слово. Оно есть среди слов, записанных на доске. Отгадав его, вы сможете узнать тему нашего урока. Я вам буду подсказывать, отвечая на ваши вопросы, но отвечать я могу только да или нет.  На доске:  беречь, туч, ключ, ночь, дочь, задач, свеч, вещь, лещ, мышь, карандаш, молодёжь, багаж, испечь, стеречь

Фрагмент урока «Правописание мягкого знака на конце имен существительных»

(использование да-нетки для формирования темы урока, повторения пройденного материала)

Стадия вызова:

Я загадала слово. Оно есть среди слов, записанных на доске. Отгадав его, вы сможете узнать тему нашего урока. Я вам буду подсказывать, отвечая на ваши вопросы, но отвечать я могу только да или нет.

На доске:

беречь, туч, ключ, ночь, дочь, задач, свеч, вещь, лещ, мышь, карандаш, молодёжь, багаж, испечь, стеречь

Приёмы стадии «Осмысления»

Приёмы стадии «Осмысления»

  • «Инсерт»
  • «Чтение с остановками»
  • Таблица «Плюс-минус-интересно»
  • Таблица «ЗХУ», таблица «Синтез»
  • «Концептуальная таблица»
  • Таблица «Что? Где? Когда? Почему?»
  • «Сводная таблица» и другие
Инсерт – маркировка текста на полях значками по мере его чтения.  Делает зримым процесс накопления информации

Инсерт –

маркировка текста на полях значками по мере его чтения.

Делает зримым процесс накопления информации

  • « V » – уже знал
  • «+» – новое
  • «-» – думал иначе
  • «?» – не понял, есть вопросы.
Спишите, заменяя выделенные слова синонимами   В сентябре у нас стоит хорошая погода. Дождливых  дней почти не бывает.  Весело  светит солнце. Золотом горят деревья. Казалось, что они собираются на весёлое торжество  и надевают свои наряды. В воздухе ощущается какая-то особая, бодрящая свежесть.    Слова для справок: ненастные, прекрасный, радостно, праздник, чувствуется.

Спишите, заменяя выделенные слова синонимами

В сентябре у нас стоит хорошая погода. Дождливых дней почти не бывает. Весело светит солнце. Золотом горят деревья. Казалось, что они собираются на весёлое торжество и надевают свои наряды. В воздухе ощущается какая-то особая, бодрящая свежесть.

  Слова для справок: ненастные, прекрасный, радостно, праздник, чувствуется.

Закончите предложения  Ребята были в лесу. Вдруг слы… во… ёлочки кто-то … . Там … !  Напала Жучка на …. . Да не тут … ! Наколола она нос и … .

Закончите предложения

Ребята были в лесу. Вдруг слы… во… ёлочки кто-то … . Там … ! Напала Жучка на …. . Да не тут … ! Наколола она нос и … .

Исправьте предложения: Ёж смотался в клубок. Я уже ездил на самолёте. Мы готовились встречать пернатых птиц. Речка замёрзла льдом. Меня пробудил мой папа.

Исправьте предложения:

  • Ёж смотался в клубок.
  • Я уже ездил на самолёте.
  • Мы готовились встречать пернатых птиц.
  • Речка замёрзла льдом.
  • Меня пробудил мой папа.

Вставьте словарные слова мороз Не велик . . . , да краснеет нос.  . . . любит чистоту. Чужбина — калина, родина — . . .   . . . человек добро помнит.   Посуда  малина .  Русский

Вставьте словарные слова

мороз

  • Не велик . . . , да краснеет нос.
  • . . . любит чистоту.
  • Чужбина — калина, родина — . . .

  • . . . человек добро помнит.

Посуда

малина .

Русский

Что на что похоже?   настольная лампа на тыква на ... арбуз на …  люстра на ... утюг на …  зонтик  Солнце  мяч  шапку – шляпку пароход

Что на что похоже?

  • настольная лампа на
  • тыква на ...
  • арбуз на …

  • люстра на ...
  • утюг на …
  • зонтик
  • Солнце
  • мяч

  • шапку – шляпку
  • пароход

«Метод маленьких человечков».

«Метод маленьких человечков».

  • Объяснять внутреннее строение тел и их свойства можно так:
  • «Тела, окружающие нас состоят из человечков, но они очень малы и мы их не можем увидеть. Маленькие человечки – молекулы, из которых состоят вещества. Они постоянно движутся. В твердом теле человечков очень много, они держатся за руки и стоят близко друг к другу, в жидкостях человечки стоят свободнее и между ними могут «пройти» другие человечки, а в газах расстояние между человечками самое большое. Передача «информации» быстрее всего происходит в твердом теле, затем в жидкостях, медленнее всего в газах».
  • Свойства твердых тел, жидкостей и газов моделируют сами дети.
“ Создай паспорт” для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями (русский язык, математика, окружающий мир, литература).  Например, вот такой паспорт можно создать, изучая произведение П.П. Ершова «Конек-Горбунок»:

Создай паспорт” для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями (русский язык, математика, окружающий мир, литература).

Например, вот такой паспорт можно создать, изучая произведение П.П. Ершова «Конек-Горбунок»:

  • Имя – Иван
  • Автор (создатель) – П.П. Ершов
  • Прописка – русская сказка «Конек-Горбунок»
  • Где живет – в град-столице
  • Кем служит – конюхом у царя
  • Особые приметы – смелый, хитрый, любопытный, выполняет все приказания царя, не прилагая особых усилий (помогает ему во всем конек Горбунок)
  • Опорные слова для паспорта выбираются самими школьниками
Таблица ЗХУ  Таблица ЗХУ З- что мы знаем Х- хотим узнать У- что мы узнали и что нам осталось узнать

Таблица ЗХУ

Таблица ЗХУ

З- что мы знаем

Х- хотим узнать

У- что мы узнали и что нам осталось узнать

Приёмы стадии «Рефлексия»

Приёмы стадии «Рефлексия»

  • «Шесть шляп»
  • «Ромашка вопросов»
  • «Синквейн»
  • «Кластер»
  • Таблица ЗХУ
Приём “Ромашка воросов”  Описание:  

Приём “Ромашка воросов”

Описание:   "Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков - шесть вопросов. Пример. Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?".

Приём: «Шесть шляп» Учащихся можно разделить на группы и предложить приобрести одну из шляп. Обладателям шляп необходимо дать оценку событиям, фактам, результатам деятельности в зависимости от цвета.

Приём: «Шесть шляп» Учащихся можно разделить на группы и предложить приобрести одну из шляп. Обладателям шляп необходимо дать оценку событиям, фактам, результатам деятельности в зависимости от цвета.

  • Белая шляпа – факты
  • Жёлтая шляпа – позитивное мышление
  • Чёрная шляпа – проблема
  • Красная шляпа - эмоции
  • Зелёная шляпа – творчество
  • Синяя шляпа - философия
Алгоритм написания синквейна Синквейн

Алгоритм написания синквейна

Синквейн

ПАМЯТКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ «РЕФЛЕКСИЯ УРОКА»     Наш урок подошёл  к концу, и я хочу сказать ...  Мне больше всего удалось ... Я могу себя похвалить за… Я могу похвалить одноклассников за... Меня удивило… Для меня было открытием то, что ... На мой взгляд, не удалось…, потому что… На будущее я учту…

ПАМЯТКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ «РЕФЛЕКСИЯ УРОКА»  

Наш урок подошёл  к концу, и я хочу сказать ...

  • Мне больше всего удалось ...
  • Я могу себя похвалить за…
  • Я могу похвалить одноклассников за...
  • Меня удивило…
  • Для меня было открытием то, что ...
  • На мой взгляд, не удалось…, потому что…
  • На будущее я учту…

Комбинаторика  – это раздел математики, посвященный решению задач на перебор различных вариантов, удовлетворяющих каким-либо условиям.  Здесь изучаются вопросы о том, сколько различных комбинаций, подчиненных тем или иным условиям, можно составить из заданных объектов.  Латинское слово combinare означает «соединять, сочетать».

Комбинаторика

это раздел

математики, посвященный решению задач на перебор различных вариантов, удовлетворяющих каким-либо условиям.

Здесь изучаются вопросы о том, сколько различных комбинаций, подчиненных тем или иным условиям, можно составить из заданных объектов.

Латинское слово combinare означает «соединять, сочетать».

Задача: Сколько трехзначных чисел можно составить из цифр 0, 2, 4, если цифры в записи числа не повторяются?  Первая цифра    2      4  Вторая цифра    0   4   0    2  Третья цифра  4   0  2   0 Решение: 2 0 4 ,  2 4 0 ,  4 0 2 ,  4 2 0 – 4 числа

Задача: Сколько трехзначных чисел можно составить из цифр 0, 2, 4, если цифры в записи числа не повторяются?

Первая цифра 2 4

Вторая цифра 0 4 0 2

Третья цифра 4 0 2 0

Решение: 2 0 4 , 2 4 0 , 4 0 2 , 4 2 0 4 числа

Задача 1. Сколько четных двузначных чисел можно составить из цифр 0, 1, 2, 4, 5, 7? 10 12 20 14 22 40 50 24 42 70 44 52 54 72 74 0 2 4 1 2 4 5 7 Решение: Первые цифры искомых чисел: 1, 2, 4, 5, 7, второй цифрой искомых чисел могут быть: 0, 2. 4. 5 · 3 = 15  двузначных чисел

Задача 1. Сколько четных двузначных чисел можно составить из цифр 0, 1, 2, 4, 5, 7?

10

12

20

14

22

40

50

24

42

70

44

52

54

72

74

0

2

4

1

2

4

5

7

Решение:

Первые цифры искомых чисел: 1, 2, 4, 5, 7, второй цифрой искомых чисел могут быть: 0, 2. 4.

5 · 3 = 15 двузначных чисел

Задача 2. В школьной столовой на завтрак любой ученик может выбрать булочку, ватрушку или пирожок, а запить их можно соком или чаем. Сколько вариантов завтрака предлагается в школьной столовой? Булочка (Б) Ватрушка (В) Пирожок (П) СБ СВ ЧБ СП ЧВ ЧП Сок (С) Чай (Ч) Решение:  3 · 2 = 6 вариантов завтрака

Задача 2. В школьной столовой на завтрак любой ученик может выбрать булочку, ватрушку или пирожок, а запить их можно соком или чаем. Сколько вариантов завтрака предлагается в школьной столовой?

Булочка (Б)

Ватрушка (В)

Пирожок (П)

СБ

СВ

ЧБ

СП

ЧВ

ЧП

Сок (С)

Чай (Ч)

Решение: 3 · 2 = 6 вариантов завтрака

Задача 3. У Тани есть розовая , желтая , красная  кофта  и черная, зеленая , синяя  юбки. Сколько различных нарядов можно составить из них?  Б - розовая кофта  Ж - желтая кофта К- красная кофта  Ч – черная юбка З – зеленая юбка С – синяя юбка К Р Ж С  Ч З Ч   З С С Ч З Решение:  Р Ч, Р З , Р С ; Ж Ч, Ж З , Ж С ; К Ч, К З , К С .    3 · 3 = 9 (нарядов)

Задача 3. У Тани есть розовая , желтая , красная кофта и черная, зеленая , синяя юбки. Сколько различных нарядов можно составить из них?

Б - розовая кофта

Ж - желтая кофта

К- красная кофта

Ч – черная юбка

З – зеленая юбка

С – синяя юбка

К

Р

Ж

С

Ч

З

Ч

З

С

С

Ч

З

Решение: Р Ч, Р З , Р С ; Ж Ч, Ж З , Ж С ; К Ч, К З , К С .

3 · 3 = 9 (нарядов)

Правило умножения:  Если объект a можно выбрать m способами, а объект b можно выбрать k способами, то выбор пары ( a , b ) можно осуществить m · k способами. 46

Правило умножения:

Если объект a можно выбрать m способами, а объект b можно выбрать k способами, то выбор пары ( a , b ) можно осуществить

m · k способами.

46

Задачи: 1. Мастер должен обшить 12 стульев обшивкой красного, коричневого и зеленого цвета. Сколькими способами он может это сделать? Ответ: 12 ∙ 3 = 36 2. Сколькими способами  можно выбрать гласную и согласную буквы из слова «правило»? Ответ: 3 ∙ 4 = 12 3. На первой полке стоит 5 книг, а на второй 10. Сколькими способами можно выбрать одну книгу с первой полки и одну со второй? Ответ: 5 ∙ 10 = 50 4. Сколько существует пятизначных чисел, которые одинаково читаются слева направо и справа налево? Ответ: 9 ∙ 10 ∙ 10 = 900 46

Задачи:

1. Мастер должен обшить 12 стульев обшивкой красного, коричневого и зеленого цвета. Сколькими способами он может это сделать?

Ответ: 12 ∙ 3 = 36

2. Сколькими способами можно выбрать гласную и согласную буквы из слова «правило»?

Ответ: 3 ∙ 4 = 12

3. На первой полке стоит 5 книг, а на второй 10. Сколькими способами можно выбрать одну книгу с первой полки и одну со второй?

Ответ: 5 ∙ 10 = 50

4. Сколько существует пятизначных чисел, которые одинаково читаются слева направо и справа налево?

Ответ: 9 ∙ 10 ∙ 10 = 900

46

Советы педагогу.   I.  Формулируйте детям проблему в виде противоречия, т.к. противоречие заставит перейти от слабых идей к серьезному поиску ответа. II . Придумывайте для детей и вместе с ними новые изобретательские задачи, а для этого выберите вещь, которую хотите улучшить и предъявите к ней обязательно одно – два противоположных требования III . Знакомьте детей с противоречиями через загадки IV .  Учите детей во всем видеть хорошие и плохие стороны. Следует помнить, что абсолютно хорошего или плохого в жизни не существует. Решить задачу – значит устранить «минус», сохранив «плюс»

Советы педагогу.

I. Формулируйте детям проблему в виде противоречия, т.к. противоречие заставит перейти от слабых идей к серьезному поиску ответа.

II . Придумывайте для детей и вместе с ними новые изобретательские задачи, а для этого выберите вещь, которую хотите улучшить и предъявите к ней обязательно одно – два противоположных требования

III . Знакомьте детей с противоречиями через загадки

IV . Учите детей во всем видеть хорошие и плохие стороны. Следует помнить, что абсолютно хорошего или плохого в жизни не существует. Решить задачу – значит устранить «минус», сохранив «плюс»

Выводы

Выводы

  • На пороге третьего тысячелетия привычные образовательные технологии, вызревшие в 17 -18 веках, «забуксовали». Хочется осознать суть времен и не отстать от требований времени… Присоединяйтесь !

Просмотр содержимого презентации
«Семинар»

Блок №6 Критерии оценки качества работы педагога по индивидуально – личностному развитию школьников Подготовили: Попова М.А., Хозяинова Л.А.

Блок №6 Критерии оценки качества работы педагога по индивидуально – личностному развитию школьников

Подготовили: Попова М.А., Хозяинова Л.А.

В современном российском образовании идёт интенсивный процесс создания общероссийской и региональных систем оценки качества образования. В стороне от этого не стоят и школы, ибо именно достижения учащихся представляют собой наиболее значимые объекты оценки: из школьных оценок выводятся общероссийская оценка качества образования. Вот почему наряду с другими актуальными темами уделено особое внимание оценке качества образования, критериям оценки качества работы учителя, управлению качеством аттестации. Всё это направлено на повышение профессиональной компетентности педагогов, эффективности управления школой. 

В современном российском образовании идёт интенсивный процесс создания общероссийской и региональных систем оценки качества образования. В стороне от этого не стоят и школы, ибо именно достижения учащихся представляют собой наиболее значимые объекты оценки: из школьных оценок выводятся общероссийская оценка качества образования. Вот почему наряду с другими актуальными темами уделено особое внимание оценке качества образования, критериям оценки качества работы учителя, управлению качеством аттестации. Всё это направлено на повышение профессиональной компетентности педагогов, эффективности управления школой. 

Под компетенциями в данном случае понимаются личностные качества и умения учащегося решать личностно и социально значимые задачи. Качество образования определяется как «интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям».

Под компетенциями в данном случае понимаются личностные качества и умения учащегося решать личностно и социально значимые задачи. Качество образования определяется как «интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям».

Комплекс компетенций характеризует способность ребёнка распознать, каковы отношения в окружающем его мире, понять, как традиционные ценности вписываются в современность, способность сформулировать и решить инновационную задачу и оценить, насколько удалось решение. Новая результативность — это способность строить отношения в ситуации, которая не определена, не изучена, не предполагает чётких алгоритмов поведения.

Комплекс компетенций характеризует способность ребёнка распознать, каковы отношения в окружающем его мире, понять, как традиционные ценности вписываются в современность, способность сформулировать и решить инновационную задачу и оценить, насколько удалось решение. Новая результативность — это способность строить отношения в ситуации, которая не определена, не изучена, не предполагает чётких алгоритмов поведения.

«Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника».  Владимир Иванович Даль

«Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника».

Владимир Иванович Даль

Научно – методическое обоснование своей воспитательной деятельности

Научно – методическое обоснование своей воспитательной деятельности

Какое место в вашей профессиональной деятельности занимает самообразование?

Какое место в вашей профессиональной деятельности занимает самообразование?

Владеете ли вы культурой общения с учащимися, коллегами, родителями?

Владеете ли вы культурой общения с учащимися, коллегами, родителями?

Как вы оцениваете себя, как профессионала в воспитательной деятельности?

Как вы оцениваете себя, как профессионала в воспитательной деятельности?

Педагогическое мастерство классных руководителей

Педагогическое мастерство классных руководителей

В какой степени вы испытываете стремление к профессиональному совершенству?

В какой степени вы испытываете стремление к профессиональному совершенству?

Насколько свободно вы владеете технологиями воспитательной деятельности?

Насколько свободно вы владеете технологиями воспитательной деятельности?

Испытываете ли вы потребность в творчестве и самосовершенствовании своего мастерства?

Испытываете ли вы потребность в творчестве и самосовершенствовании своего мастерства?

Организаторские навыки в работе классного руководителя

Организаторские навыки в работе классного руководителя

Знакомы ли вы с проектно-организаторской функцией в воспитательной работе и владеете ли ею?

Знакомы ли вы с проектно-организаторской функцией в воспитательной работе и владеете ли ею?

В какой степени вы владеете навыками организации коллективно- творческих дел?

В какой степени вы владеете навыками организации коллективно- творческих дел?

Есть ли у вас стремление к разработке инновационной технологии в воспитательной работе?

Есть ли у вас стремление к разработке инновационной технологии в воспитательной работе?

Методика самооценки эффективности воспитательной работы классным руководителем

Методика самооценки эффективности воспитательной работы классным руководителем

Какова степень эффективности решаемых Вами как классным руководителем воспитательных задач?

Какова степень эффективности решаемых Вами как классным руководителем воспитательных задач?

Какова степень эффективности реализации классным руководителем управленческих функций?

Какова степень эффективности реализации классным руководителем управленческих функций?

Оценка эффективности работы по различным направлениям воспитания.

Оценка эффективности работы по различным направлениям воспитания.

Оценка важности личностных особенностей педагога для эффективной работы .

Оценка важности личностных особенностей педагога для эффективной работы .

Факторы, оказывающие влияние на эффективность работы (ранжирование) 1.Совершенствование планирования работы классных руководителей. 2.Оказание администрацией школы помощи классному руководителю. 3.Материальное стимулирование классного руководителя. 4.Обмен передовым педагогическим опытом. 5.Использование классным руководителем разнообразных форм и методов работы. 6.Прохождение специальных курсов повышения квалификации классным руководителем. 7.Постоянное самообразование классного руководителя. 8.Повышение уровня общекультурной подготовки классного руководителя.

Факторы, оказывающие влияние на эффективность работы (ранжирование)

1.Совершенствование планирования работы классных руководителей.

2.Оказание администрацией школы помощи классному руководителю.

3.Материальное стимулирование классного руководителя.

4.Обмен передовым педагогическим опытом.

5.Использование классным руководителем разнообразных форм и методов работы.

6.Прохождение специальных курсов повышения квалификации классным руководителем.

7.Постоянное самообразование классного руководителя.

8.Повышение уровня общекультурной подготовки классного руководителя.

    Критерий «Формирование функциональной грамотности»       - позитивная динамика уровня обученности учащихся за последний учебный год. Позитивная динамика может подтверждаться отметками промежуточного и итогового контроля (в том числе ЕГЭ);  - позитивная динамика «качества знаний» учащихся за последний год.  - увеличение количества учащихся, принимающих участие, а также победивших в предметных олимпиадах и других предметных конкурсных мероприятиях школьного, муниципального, регионального, федерального и международного уровней.  - увеличение количества творческих работ учащихся по данному предмету, представленных на различных уровнях. - посещаемость кружков, секций, элективных курсов. 

 

Критерий «Формирование функциональной грамотности»

  - позитивная динамика уровня обученности учащихся за последний учебный год. Позитивная динамика может подтверждаться отметками промежуточного и итогового контроля (в том числе ЕГЭ);

- позитивная динамика «качества знаний» учащихся за последний год.

- увеличение количества учащихся, принимающих участие, а также победивших в предметных олимпиадах и других предметных конкурсных мероприятиях школьного, муниципального, регионального, федерального и международного уровней.

- увеличение количества творческих работ учащихся по данному предмету, представленных на различных уровнях.

- посещаемость кружков, секций, элективных курсов. 

Критерий «Формирование социальных компетенций»  Показатели по критерию. 

Критерий «Формирование социальных компетенций» Показатели по критерию. 

  • - Активность учащихся в жизни и решении проблем класса, школы и окружающего социума, участие в органах школьного самоуправления, социальных проектах.
  •   - Сформированность правового поведения.
  • - Сформированность основ экономического сознания.
  • - Процент успешно социализирующихся детей группы риска. Индикатором по данному
  • - Наличие индивидуальных образовательных траекторий учащихся, ориентированных на получение профессионального образования.
  • - Участие в разнообразных межвозрастных социально -значимых проектах.
Критерий «Формирование поликультурных компетенций»  Показатели по критерию. 

Критерий «Формирование поликультурных компетенций» Показатели по критерию. 

  • - результаты исследования толерантности в классе;
  • - отсутствие конфликтов на межнациональной и межконфессиональной почве;
  • - участие учащихся в программах международного сотрудничества.
  • - участие в мероприятиях, посвящённых укреплению взаимопонимания, взаимной поддержки и дружбы между представителями различных социальных слоёв и национальностей.
  • - знание и уважение культурных традиций, способствующих интеграции учащихся в глобальное сообщество. 
Критерий «Формирование коммуникативных компетенций»  Показатели по критерию.

Критерий «Формирование коммуникативных компетенций» Показатели по критерию.

  • - Позитивная динамика «качества знаний» по русскому языку и литературе учащихся за последний год. Позитивная динамика может подтверждаться оценками экспертов в ходе наблюдения и проведения опросов, а также в ходе изучения продуктов деятельности ребёнка
  • - Результаты литературного творчества учащихся.
  • - Благоприятный психологический климат в классе.
  • - Наличие практики конструктивного разрешения конфликтных ситуаций.
Критерий «Формирование информационных компетенций»  Показатели по критерию.

Критерий «Формирование информационных компетенций» Показатели по критерию.

  • - Использование в проектной, исследовательской и других видах деятельности учащихся ИКТ.
  • - Разработка и использование учащимся общественно признанного авторского продукта.
  • - Увеличение количества учащихся, принимающих участие, а также победивших в предметных олимпиадах и других предметных конкурсных мероприятиях по И ВТ школьного, муниципального, регионального, федерального и международного уровней.
Критерий «Формирование интеллектуальных компетенций»  Показатели по критерию.

Критерий «Формирование интеллектуальных компетенций» Показатели по критерию.

  • - Устойчивый интерес у обучающихся к чтению специальной и художественной литературы.
  • - Использование опыта, полученного в учреждениях дополнительного образования в школе и классе.
  • - Увеличение количества творческих (научных, проектных и других) работ учащихся по предметам образовательной программы ОУ, представленных на различных уровнях.
  • - Процент выпускников, продолживших образование в соответствии с избранным профилем в учреждениях профессионального образования.
Критерий «Общекультурных компетенций»  Показатели по критерию.

Критерий «Общекультурных компетенций» Показатели по критерию.

  • - Формирование культуры здоровье сбережения.
  • - Увеличение количества учащихся, участвующих в спортивных соревнованиях различного уровня.
  • - Увеличение количества учащихся, занятых творческими (танцы, музыка, живопись, народные промыслы и т. д.) видами деятельности.
  • - Участие в природоохранительной деятельности.
  • - Участие в туристическо - краеведческой деятельности.
  • - Участие в волонтёрском движении. 
Средний балл

Средний балл

Ориентируясь на предлагаемые критерии, показатели и индикаторы, классный руководитель пишет самоанализ на основе достижений своих учеников или формирует персональное портфолио – свидетельство образовательных достижений учащихся, полученных в результате его профессиональной педагогической деятельности.

Ориентируясь на предлагаемые критерии, показатели и индикаторы, классный руководитель пишет самоанализ на основе достижений своих учеников или формирует персональное портфолио – свидетельство образовательных достижений учащихся, полученных в результате его профессиональной педагогической деятельности.