Цели деятельности учителя | Создать условия для актуализации знаний учащихся о согласных звуках и буквах, обозначающих согласные звуки, о написании буквосочетаний с шипящими согласными звуками; совершенствовать умения правильно обозначать на письме парные по глухости-звонкости согласные звуки в конце слова и перед согласными, ударный гласный звук после шипящих |
Тип урока | Постановка и решение учебных задач |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: получат возможность научиться: осознавать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры человека; научатся: писать без ошибок, применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи предложенных и самостоятельно составленных текстов, проверять написанное, ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. Метапредметные (УУД): владеют способностями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях |
Оборудование | Доска, интерактивная доска, проектор |
Этапы урока | Задания | Деятельность учителя | Деятельность уч-ся |
I. Постановка учебной задачи | Формулирование учебных задач по названию темы | – Сегодня на уроке повторим знания о согласных звуках и буквах, обозначающих согласные звуки, написании буквосочетаний с шипящими согласными звуками; будем упражняться в правильном обозначении на письме парных по глухости-звонкости согласных звуков в конце слова и перед согласными, ударного гласного звука после шипящих | Внимательно слушают |
II. Минутка чистописания | Упражнения на детальный анализ строения букв |  | – Заглавной и строчной букв Х, х. |
III. Повторение изученного мате- риала. 1. Работа по таблице, с. 65 | Работа по таблице с целью | – На с. 65 таблица «Согласные звуки», ответьте на вопросы: • Почему согласные звуки получили такое название? • Как называется согласный звук, если он состоит из голоса и шума? • Как называется согласный звук, если он состоит только из шума? • Назовите пары согласных звуков по глухости-звонкости. • Назовите согласные звуки, у которых нет пары по глухости-звонкости. | Рассматривают содержание таблицы. Отвечают на вопросы |
2. Работа по учебнику, с. 66, упр. 119 | Работа над упражнением с целью актуализации знаний об особенностях шипящих согласных звуков | – С. 66, упр. 119. Почему согласные звуки [ж], [ш], [ч’], [щ’] назвали шипящими? Какие из них только твердые, а какие – только мягкие? Что вы знаете о буквосочетаниях: жи–ши, ча–ща, чу–щу, чт, чн, чк, щн, нч. Комментированная запись слов: зайчата, лесная чаща, снежинка, большая щука, чудесный день, шины у машины, чуткость товарища, чтение статьи, ночная прохлада, резная печка, конечная остановка, мощный поток | Выполняют задания. Отвечают на вопросы |
3. Работа с памяткой проведения звукобуквенного разбора слова, с. 143 , с. 66, упр. 120. | Знакомство с памяткой проведения звукобуквенного разбора слова. | – С. 143. Прочитайте памятку 1 «Как сделать звукобуквенный разбор слова». Проведем звукобуквенный разбор слова «ключ»: – В слове один слог, является ударным. Звуки:[кл’уч’]. [к] – согл., глух. парн., тв. парн.; обозначается буквой «ка»; [л’] – согл., звон. непарн, мягк. парн.; обозначается буквой «эль»; [у] – гласн., ударн; обозначается буквой «у»; [ч’] – согл., глух. непарн., мягк. непарн.; обозначается буквой «че». В слове 4 б., 4 з. |
4. Работа с правилом, с. 67 | Воспроизведение правила обозначения парных | – Прочитайте правило в учебнике на с. 67. Ответьте на вопросы: • Какую согласную в корне надо проверять? Как надо проверять? • Какие способы подбора проверочного слова вам известны? | Выполняют задание, отвечают на вопросы |
5. Работа по учебнику, с. 67, упр. 122 | Обозначение парных по глухости- звонкости | – Найдите в учебнике на с. 67 упр. 122. Произнесите слова. Объясните, какой буквой вы обозначите парный по глухости-звонкости согласный звук в каждом слове. | Выполняют задания |
6. Работа по учебнику, с. 67, упр. 123 | Упражнение в написании слов на правило обозначения парных согласных звуков на письме | – С. 67 упр. 123. Прочитайте скороговорку М. Грозовского «На кухне». – Что обозначает выражение «друг с дружкой»? – Найдите пары однокоренных слов – названий посуды. – В каком из них букву, обозначающую парный согласный звук надо проверять? Какое слово будет проверочным для каждого из них? – Что обозначает цифра 1 справа от слова «чашка» | – Кружка – кружечка. – Выполнить звукобуквенный разбор данного слова. Выполняют задания. Самопроверка |
7. Самостоятельная работа | Орфографический диктант | Слуховой орфографический диктант: обувь, сугроб, сказка, стриж, ландыш, варежка, град, крот, мороз, площадка, бровь. | Выполняют задания. |
IV. Итог урока. Рефлексия деятельности | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа | – Над какой темой работали на уроке? – Что вы вспомнили о согласных звуках и буквах, обозначающих согласные звуки? Как правильно обозначить буквой парный по глухости-звонкости согласный звук в корне слова? Что надо знать, чтобы правильно обозначить буквой ударный гласный звук после шипящих? – Что выполняли на уроке? Какие задания вызвали у вас затруднения? Почему? Как оцениваете свою деятельность на уроке? Домашнее задание: учебник, с. 68, упр. 124 | Отвечают на вопросы |