Тихомирова М.А.
Русский язык
21.02.2018
Урок № 129
6-А класс
Тема урока: Личные местоимения.
Тип урока: комбинированный.
Планируемые результаты:
Предметные: Умение распознавать, склонять и использовать в речи личные местоимения.
Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы, владение нормами речи
Регулятивные: планирование последовательности действий.
Познавательные: поиск и извлечение необходимой информации.
Личностные: Формирование устойчивой мотивации к индивидуальной и коллективной деятельности.
Цели урока: сформировать умение учащихся правильно употреблять и писать личные местоимения.
Задачи урока:
1. Обучающая: познакомить учащихся с личными местоимениями, особенностями их склонения, научить распознавать местоимения в речи, познакомить с синтаксической ролью, морфологическими признаками.
2. Развивающая: развивать умения правильно употреблять личные местоимения в речи, правильно писать их с предлогами.
3. Воспитывающая: воспитывать интерес к русскому языку, к русской поэзии.
Оборудование: учебник, дидактический материал.
Виды деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Ход урока:
Я, ты, он, она - вместе дружный 6 «А».
Организационный момент.
Исходя из эпиграфа, определите, какова тема нашего урока?
2. Постановка целей и задач урока
- Запишем тему урока: «Личные местоимения».
- Как вы думаете, какова будет цель нашего урока?
3. Актуализация знаний
1. Словарно - орфографическая работа (работа в парах).
(Н и НН в суффиксах прилагательных)
Соломенный, кожаный, лебединый, клюквенный, серебряный, оловянный, карманный, картинный, барабанный, травяной, песчаный, ветреный.
Синтаксический разбор предложения -1 ученик у доски.
С земли ещё не сошел снег, а в душу уж просится весна. Морф. разбор - весна
2.Фронтальный опрос-беседа.
1. Что называется местоимением? 2. Как изменяются местоимения?
3. Какими членами предложения могут быть местоимения?
4. Назовите разряды местоимений, с которыми вы познакомились на предыдущем уроке.
1. Местоимение – часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.
2. Местоимения изменяются по падежам, некоторые по родам и числам.
3. В предложении местоимения обычно бывают подлежащим, дополнением, определением.
4. Личные, возвратное, вопросительные, относительные, неопределенные, притяжательные, указательные, определительные. 4. Объяснение нового материала.
1. Какие личные местоимения вы знаете?
Составление таблицы личных местоимений.
1 лицо Я,МЫ
2 лицо ТЫ,ВЫ
3 лицо ОН, ОНА, ОНИ.
Как изменяются личные местоимения?
Выборочный диктант.
Моя грамматика.
Я талантлив от рождения!
Не дурак и не простак!
И моё местоимение
Все вокруг склоняют так,
Перво-наперво решительно
Скажет вам семья моя,
Что, конечно
Именительный –
Это Я и только Я!
Мать склонилась умилительно,
А за ней и вся родня.
И не зря. Падеж
Родительный
Для кого? А для МЕНЯ;
Все заботятся старательно
И заслуженно вполне
И дают подарки.
Дательный-
Это значит – только МНЕ!
Не смотрите подозрительно,
У меня родня – броня!
И запомните:
Винительный
Не касается МЕНЯ!
Жизнь легка и упоительна
За родительской спиной!...
Нет, друзья, падеж
Творительный
Сотворён совсем не МНОЙ!
Ждёте, видимо,
Предложного?
Новых данных обо МНЕ?
Не просите невозможного,
Хватит с вас и так вполне.
Выписать местоимения с падежами.
В чём особенность склонения местоимения Я?
2.Просклонять местоимения МЫ, ТЫ, ВЫ, ОН, ОНА, ОНИ.
В чём особенность склонения местоимений 3 лица?
3.Упражнение 433.
5.Закрепление.
«Исправить ошибки» ( работа в парах).
На тумбочке стояла ваза. Около её лежала роза.
Мой любимый уголок - у стола, за им я делаю уроки.
Мы ходили на пруд, на нём росло множество лилий. Из их мы сплели венок.
Вывод: к местоимениям 3 лица после предлогов в косвенных падежах присоединяется буква -Н-
Подчеркнуть местоимения как члены предложения ( работа в парах).
И ноты есть у нас, и инструменты есть, скажи лишь, как нам сесть.
И гневаться напрасно он изволит: Питья мутить ему никак я не могу.
Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт, И выйдет из него не дело, только мука.
Не оставь меня, кум милый! Дай ты мне собраться с силой, и до вешних только дней прокорми и обогрей.
Каким членом предложения могут быть местоимения?
Сочинение-миниатюра по данному началу.
Любишь ли ты бродить по осеннему лесу? Представь себе, что ты входишь в тихий осенний лес, под ногами шуршит ковёр из разноцветных листьев. Такая тишина, что слышно, как стучит сердце. Ты идёшь не спеша, любуешься ярким пейзажем. Твоя душа поёт, и кажется, что у тебя выросли крылья за спиной, ты разгоняешься и взлетаешь...
Учащиеся получают задание : подчеркнуть местоимения, которые обозначают не конкретное лицо, а вообще любого человека.
Даётся время для написания работы. Затем 5-7 работ заслушать.
Итоги урока.
Рефлексия
Сегодня я узнал(а)….
Было интересно…
Я выполнял(а)…
Я понял(а), что…
Теперь я могу…
Я могу…
Меня удивило…
Домашнее задание: упражнение 434.
Синтаксический разбор предложения
С земли ещё не сошел снег, а в душу уж просится весна.
Синтаксический разбор предложения
С земли ещё не сошел снег, а в душу уж просится весна.
Карточка №2
Подчеркнуть местоимения как члены предложения.
1.И ноты есть у нас, и инструменты есть, скажи лишь, как нам сесть.
2.И гневаться напрасно он изволит: Питья мутить ему никак я не могу.
3.Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт, И выйдет из него не дело, только мука.
4.Не оставь меня, кум милый! Дай ты мне собраться с силой, и до вешних только дней прокорми и обогрей.
Карточка №2
Подчеркнуть местоимения как члены предложения.
1.И ноты есть у нас, и инструменты есть, скажи лишь, как нам сесть.
2.И гневаться напрасно он изволит: Питья мутить ему никак я не могу.
3.Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт, И выйдет из него не дело, только мука.
4.Не оставь меня, кум милый! Дай ты мне собраться с силой, и до вешних только дней прокорми и обогрей.
Карточка №1
«Исправить ошибки»
1.На тумбочке стояла ваза. Около её лежала роза.
2.Мой любимый уголок - у стола, за им я делаю уроки.
3.Мы ходили на пруд, на нём росло множество лилий. Из их мы сплели венок.
Карточка №3
Сочинение-миниатюра по данному началу.
Любишь ли ты бродить по осеннему лесу? Представь себе, что ты входишь в тихий осенний лес, под ногами шуршит ковёр из разноцветных листьев. Такая тишина, что слышно, как стучит сердце. Ты идёшь не спеша, любуешься ярким пейзажем. Твоя душа поёт, и кажется, что у тебя выросли крылья за спиной, ты разгоняешься и взлетаешь...
Задание: Продолжить текст, подчеркнуть местоимения, которые обозначают не конкретное лицо, а вообще любого человека.