МКОУ Тогучинского района Новосибирской области
«Пойменная средняя школа»
Урок русского языка в 3 классе
по теме «Личные местоимения»
Урок подготовила: Шпак Елена Юрьевна
учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория
Ход урока
1.Организационный момент:
- Необычный день у нас.
И гостями полон класс.
- Что гостям сказать нам надо?
- Видеть Вас мы очень рады!
Видеть рада вас и я
За парты, присаживайтесь, друзья.
2. Эмоциональный настрой, чистописание
Давайте пожелаем друг другу удачи. Дети поворачиваются друг к другу касаются ладошками друг друга и произносят заклинание: Желаю успеха большого всегда и во всём. Удачи»
3. Актуализация знаний.
Начинаем урок. Урок русского языка будет посвящен теме, которую вы отгадаете сами …
Посмотрите на экран и будьте очень внимательны.
(Слайд 2 –)
- Что вы увидели…….? (буквы)
- Кто запомнил, какие это были буквы, назовите их в той же последовательности.
(ксоомс )
- На какие две группы можно разделить звуки, которыми обозначены эти буквы ? (гласные и согласные)
- Назовите буквы, которые обозначают гласные звуки?
-А назовите те буквы, которые обозначают согласны звуки?
- Какая подсказка была на экране? (буквы красного и синего цвета)
- Составьте из этих букв слово. (космос)
- На экране появляется слово космос.
- Почему все согласные синего цвета? (они обозначают твёрдый звук)
Какую характеристику вы дадите согласным звукам.
- Куда мы отправимся путешествовать? (путешествие в космос)
- Как называют людей, которые покоряют космическое пространство
- Какими качествами обладают эти люди.
- Как вы, думаете, в какое путешествие хочу вас пригласить
- А какое настроение мы возьмём с собой в путешествие.
-Чтобы запомнить день нашего путешествия запишем число, классная работа.
Подготовим наши пальцы к работе. Напишем в наших бортовых журналах минутку чистописания.
Кк
Космос космонавт
4. Мотивация учебной деятельности
Ребята! Вы уже знаете, что 12 апреля наша страна и весь мир отмечают день космонавтики. Для нас привычно, что с Земли стартуют космические корабли и в небесных далях происходят стыковки космических аппаратов. Месяцами на космических станциях живут и трудятся космонавты, летят к другим планетам автоматические станции. Вы можете сказать: «Что тут особенного?» А то, что ещё 50 лет назад космические полёты были из области фантастики.
5 Словарная работа
Возьмите голубые карточки. Прочитайте (вслух читает ученик) и подчеркните словарные слова из нашего орфографического словаря.
4 октября 1957 года произошло событие, которое потрясло весь мир, - был запущен первый искусственный спутник Земли. Это было первое, созданное человеком тело, которое не упало на Землю, а стало вращаться вокруг неё. 19 августа 1960 года стартовал космический корабль «Восток» с двумя четвероногими космонавтами на борту, собаками Белкой и Стрелкой. Они провели в космосе 22 часа и благополучно вернулись на Землю. 12 апреля 1961 года с космодрома Байконур стартовал космический корабль «Восток - 1» с человеком на борту. Корабль пилотировал лётчик-космонавт Ю.А.Гагарин. Корабль совершил всего один виток вокруг Земли.
- Проверяем. Поднимите руки, кто подчеркнул четыре слова. Встаньте, кто подчеркнул 5 слов. Молодцы самые внимательные!
- Какие интересные сведения вы узнали из текста.
- Прочитайте словарные слова. Запишите их в алфавитном порядке (апрель, вокруг, восток, октябрь, собака)
6. Целепологание
Подвиг космонавтов невозможен без труда тысяч людей, создающих сложную космическую технику на Земле.
- Изучая русский язык, мы попробуем соприкоснуться с работой этих замечательных людей, впервые осуществивших успешный запуск человека в космос, ведь...
« Мы – дети Вселенной»
Какой частью речи является первое слово предложения?
Каким существительным можно заменить местоимение МЫ?
Какой частью речи являются названные вами слова?
Подумайте, как образовалось слово МЕСТОИМЕНИЕ?
«Люди, мальчики, девочки, человечество» - это лица, поэтому такие местоимения называются личными.
- Как вы думаете, какая наша основная цель на уроке?
ВИДЕО ВЗЛЁТА старт открытия новых знаний
7. Работа по теме урока.
Работа с таблицей.
С помощью какого местоимения человек указывает на самого себя? (Местоимение я и другие личные местоимения по мере их называния вносятся в таблицу).
С помощью какого местоимения несколько человек указывают на себя?
Какое местоимение вы употребляете, если обращаетесь к своему другу, однокласснику?
Какое местоимение вы употребляете, если обращаетесь к нескольким одноклассникам?
С помощью какого местоимения вы укажете на человека мужского пола, который не участвует в разговоре?
Какое местоимение вы используете, если надо указать на человека женского пола, не участвующего в разговоре?
Какое местоимение вам поможет указать на предмет среднего рода?
С помощью какого местоимения можно назвать всех или многих, о ком говорят?
Перечислите местоимения 1 лица…; 2 лица…; 3 лица…
Сделаем вывод. Местоимения бывают…
8. Физминутка
9. Самостоятельная работа
Найдите повторяющиеся имена существительные и замените одно из них местоимением. Запишите одну пару предложений. Подчеркните грамматическую основу.
Ракета взлетает с к.смодрома.
В космосе ракета движется по орбите Земли.
Юрий Гагарин .блетел Землю один ра. .
Юрий Гагарин успешно возвратился на Землю.
Запишите одну пару предложений (сигнальные крги)
10. Работа над текстом.
Прочитайте текст. Узнайте, сколько в нём частей.
Повернитесь друг к другу, и договоритесь между собой, в какой части будете искать местоимения, определите их лицо и число и расскажите соседу, о результатах своей работы.
I. Ты знаешь, кто придумал космический корабль? Идея создания ракеты принадлежит К.Э. Циолковскому.
Космический летательный аппарат состоит из трёх ступеней. Они имеют свой двигатель и запас топлива.
II. Первая ступень ракеты - самая большая, позволяет преодолеть земное притяжение и сопротивление воздуха. Она отбрасывается, как только космический аппарат выйдет в безвоздушное пространство.
Двигатель второй ступени поддерживает корабль на нужной орбите. Он приближает капсулу с космонавтом к Земле.
Поднимите зелёный сигнал, если нет ошибок, красный – если есть хотя бы одна ошибка.
Прочитайте ещё раз и перескажите свою часть задания соседу.
(Учитель при проверке сам. работы показывает на модели ракеты принцип её работы)
11. Работа в грппах
Готовимся к посадке. На доске лист с фамилиями Ю.А.Гагарин, К. Э. Циолковский, А.А. Леонов.
Проверьте правильность своих ответов.
-Юрий Гагарин, вернувшись из полета, сказал: “Облетев Землю в корабле – спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать ее.”
- Давайте будем выполнять завет первого летчика-космонавта.
-И ещё он сказал, “Хорошо учитесь. Путь к знаниям начинается с таблицы умножения и первого диктанта”.
- Наш урок подошел к концу.
- Сегодня вы все хорошо поработали. - Вы подарили мне и нашим гостям свои хорошие ответы, активную работу.
12. Рефлексия
Оцените урок, зажгите зелёную кнопку, если запомнили, что такое личные местоимения, красную, если остались вопросы.
Дома: №163 с. 96 - зеленые кнопки
№ 161 с. 95 – красные кнопки