СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А. Грин Алые паруса.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«А. Грин Алые паруса.»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Ахтынская СОШ№1»















План-Конспект

открытого урока по русскому языку в 6 классе

на тему:

«Соединительное О и Е в сложных словах»













Подготовила: учитель русского

языка и литературы

Абдулаева Расина Абдуловна





2018 год



Урок русского языка в 6 классе

«Соединительные о и е в сложных словах».



Цели:

знать способы образования сложных слов, условие выбора соединительных гласных О и Е, сформировать умение верно выбирать соединительные гласные О и Е в сложных словах;

- развивать орфографическую зоркость, коммуникативные умения, интерес к предмету;

- воспитывать чувство дружбы, коллективизма, умение вести учебный диалог.



Ход урока:

І. Организационный момент.

- Ребята, сегодня тема нашего урока: «Как договорились между собой гласные О и Е». Цель этого урока: повторить пройденный материал по орфографии, изучить правописание соединительных гласных О и Е и усвоить эту орфограмму.



II. Орфографическая пятиминутка.

-А начнем мы урок с повторения. Но прежде посмотрите, у каждого на парте находится карточки ваших умений ( см. Приложение 1). Мы с ними уже работали, но я еще раз объясню. На уроке вы будете решать задания по каждому качеству, отмеченному в этой карточке. Если с заданием вы справитесь, то в определенной графе поставите +.

-Выпишите слова с пропущенными буквами, обозначая орфограммы.

Когда трудно пол…гаться на свои силы, на помощь приходят друзья. Их поддер…ка заж…гает в душе надежду. В минуты печали прик…сновение руки друга утешает. Друзья соб…раются за праздничным столом ведут доверительные беседы и оп…раются друг на друга во всем.

Настоящая дружба р…стет и крепнет год от года. И чем больше ее возр…ст, тем она надежнее.

- Проверка. Какие правилами вы воспользовались?

- Те из вас, кто справился с этим заданием самостоятельно, поставьте + в графу “память”.



ІІІ. Актуализация знаний.

- Вспомните способы образования слов. (Сложение основ, суффикс., приставочн., прист.-суффикс., сложение слов, переход одной части речи в другую.)

1.Указать способ образования слов.

Потемнеть, учитель, соединять, ледокол, диван-кровать .



III. Изучение нового.

1. Слово учителя.

Какие слова называются сложными?

- Слова, состоящие из 2-х и более основ, называются сложными. Например, водолаз, мореплаватель, мышелов.

-Основы сложных слов могут соединяться между собой как с помощью гласных, так и без них: пешеход, вперёдсмотрящий.

- Гласные с помощью которых соединяются основы в сложных словах, называются соединительными. В русском языке соединительных гласных 2: О-Е. Каждая употребляется в определённом случае.

Послушайте сказку.

Было это давным – давно. В царстве Грамматики жили слова. Весело жили, никогда не ссорились. Но вдруг появились среди слов две буквы – подружки О и Е. Начали они нашептывать словам: “ Какие вы простые да скучные! Сейчас стильно быть сложными”. Взбунтовались слова и решили разбиться на пары: птица стала дружить с ловиmь , вода - с падать.

Но вот беда – никак не могут слова соединиться. Тогда решили им помочь хулиганки О и Е. Но буква О была ленива, решила она стоять только после твердых согласных и никуда не бегать. Е пожалела свою подругу и решила стоять и после мягких согласных, и после шипящих, и после Ц. С тех самых пор в русском языке действует закон:

После мягких, шипящих и Ц

В сложных словах пусть будет Е.

А после твердых пусть будет О –

Не перепутает их никто!

- Запишите этот закон себе в тетрадь.



2. Первичное закрепление.

- А сейчас потренируемся в правописании сложных слов с соединительными гласными. Выполним упражнение 167 в учебнике на стр. 74. Учащиеся выполняют задание у доски.



Физкультминутка.



3. Выполнение заданий дифференцированного характера.

1 уровень

Прочитайте текст. Выпишите сложные слова. Вставьте пропущенные буквы.

Плывёт в море пар…ход. Вода в море синяя, а палуба белая. Очень красиво, когда в синем море плывёт белый тепл…ход.

Но вот в северных морях появился лед…кол «Сибирь» – гордость русских мор…ходов. В снег…пади в солнечную погоду белое судно трудно заметить среди льдов.

2 уровень

Замените словосочетания одним сложным словом, составьте с полученными словами словосочетания.

Пить чай, помогать взаимно, любить труд, люди одной фамилии, резать овощи, качать воду.

Проверяем: по одному учащемуся у доски от каждого уровня.

-Те из вас, кто самостоятельно выполнил это упражнение без ошибок, поставьте + в графу “внимание”.



Итак, еще раз повторим изученное сегодня правило.



4. Выполнение заданий.

Задание: к данным словам подберите антонимы. Объясните выбор соединительной гласной.

  • Ленивый ученик –трудолюбивый

  • Серьезный юноша – легкомысленный

  • Однообразное движение – многообразное

  • Враждебное отношение - доброжелательное

- Те из вас, кто правильно и без ошибок написал все слова, поставьте в графу “находчивость” +.



Задание: к словам левого столбика подберите подходящие по смыслу слова из правого столбика. Запишите сложное слово, обозначив графически выбор соединительной гласной.

пыль хранить

овощи тушить

огоньсосать

телевидение плавать

море передача

тритрясти

землябороться

- Те из вас, кто правильно и без ошибок написал все слова, поставьте в графу “сообразительность” +.



5. Немой диктант.

Правила его просты. Все, включая учителя, молчат, записывают слова с карточки и вставляют пропущенные буквы.

(По окончанию немого диктанта – взаимопроверка.)

Шир..коплечий, кар..глазый, лист..пад, животн..вод, птиц..ферма, стал..вар, труд..любивый,сен..косилка.




-Это было задание на “ наблюдательность”. Те из вас, кто без ошибок справился с ним, поставьте в соответствующую графу +.



IV. Итоги урока.

-Как звучит правило сегодняшнего урока?

- А его стихотворный аналог?

-Что понравилось на уроке?

-Ваши оценки следующие: сколько + в вашей карточке такая и оценка.



V. Домашнее задание. § 34, упр. 169, знать правило.



VI.Рефлексия.Ребята, на столе у каждого из вас лежат два квадратика, если вам понравился урок, то прикрепите на доску квадратик зелёного цвета, если что-то не понравилось, было непонятным – то жёлтый.

- Всем спасибо за урок. До свидания!