«ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 25 »
ПРЕДГОРНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
357355, Ставропольский край, Предгорный район, п. Нижнеэтокский, ул. Шоссейная, б/н
Тел/факс 8 (879 61) 48-1-49, e-mail: mouoosh25@rambler.ru
Учитель русского языка и литературы
Хуторянская Н.Ю.
Нам каждый год встречать и провожать.
И каждый день глядеть в ребячьи души.
Нам каждый час единство с ними ощущать.
И с каждым мигом становиться чище, лучше.
Уже оканчивая институт, я знала, что нет более интересной, духовной, творческой профессии, чем профессия учителя. И я не ошиблась. Много лет назад судьба привела меня в небольшую сельскую школу. Впервые попав сюда, я подумала: «Как здесь все просто, по-домашнему». Сейчас я понимаю, что детям, которые учатся в сельских школах, повезло гораздо больше, нежели городским. Тут какие-то другие, особые, теплые отношения, всех учащихся школы знаешь по именам, вне уроков общение происходит на очень близком, дружеском уровне, проблемы решаются вместе, сообща. В общем, ощущаешь себя не просто учителем, а человеком, принимающим непосредственное участие в жизни школьников. Я уверена, что настоящий учитель – тот, кто нашел путь к сердцу ребенка. И им нужен от тебя не только процесс обучения русскому языку и литературе, им необходимо живое, теплое общение с учителем. Они жаждут рассказать о своих бедах или, наоборот, радостях, им хочется поделиться своими мыслями, чувствами, переживаниями, своей жизнью. Когда они встречают тебя с радостью и улыбками, и ты видишь их широко распахнутые глаза, полные доверия, чувствуешь, как тянутся к тебе их сердца в ожидании теплоты и доброты, испытываешь ни с чем не сравнимое чувство, не поддающееся никакому объяснению. Наверное, это можно сравнить с тем чувством, которое ощущаешь, когда из-за черных туч выглядывает яркое, ласковое солнышко, и его лучики начинают озарять лица людей и отогревать их души. Так и с детьми: они освещают нашу жизнь, словно солнышко.
Очень часто говорят, что все дети по-своему талантливы, и, я думаю, это на самом деле так. И учитель (особенно словесник), как выдающийся режиссер, должен раскрыть этот иногда очень глубоко спрятанный талант. Нужно просто почаще оглядываться вокруг, внимательно и пристально наблюдать, и ты увидишь, ка-а-а-кие творческие личности твои ученики! И не только дети нуждаются в этом. Когда видишь, как ничем не примечательный, казалось бы, ученик с огромным старанием и воодушевлением выступает на сцене, пусть даже с маленькой ролью, чувствуешь не просто моральное удовлетворение, а настоящее счастье. И обязательно надо хвалить ребенка. Критиковать мы умеем все, а вот отмечать что-то хорошее - дано далеко не каждому. А качество это очень нужное и полезное: оно вселяет уверенность, помогает преодолеть комплексы и увеличивает стремление и старание детей. А еще здесь очень помогает личный пример. Ученики просто «заражаются» увлеченностью учителя. Я много раз наблюдала, как мои ребята подражают мне в декламировании стихотворений, выступлении на сцене, поэтому во всех мероприятиях принимаю участие наравне с ними.
Мир меняется, и дети меняются тоже. Необходимо осваивать новые технологии, «быть на гребне волны». Сегодня я иду на урок и обязательно должна быть в курсе всех тех событий, которые произошли в мире вчера. А ещё учителю приходится быть психологом, вытирать слёзы, лечить разбитые коленки, собирать деньги на обеды, спорить до хрипоты и молчать в тишине.
При этом, что бы ни произошло, что бы ни случилось, учитель должен забыть о всех трудностях и невзгодах и войти в класс с улыбкой на лице. Мрачный и неудачный человек вряд ли сможет заинтересовать детей и уж тем более научить. Улыбка и хорошее настроение, независимо от погоды и душевных переживаний, вот что диктует профессия учителя.
Детям интересен успешный человек. Вот почему учителю приходится быть успешным.
Хочется, чтобы дети понимали смысл человеческой жизни. Современное общество оскудело на милосердие и доброту, на великодушие. Зато всё чаще сталкиваемся с равнодушием, очерствели люди душой. Что такое сочувствие? Это одна из форм проявления человеколюбия, которая выражается в понимании чувств и мыслей другого человека. Вспоминаем золотое правило поведения: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». Учу детей бережнее относиться друг к другу и взрослым людям. Какой простор представляет собой детская душа! Мы, взрослые, в ответе за то, что взращиваем в душе ребёнка. Не советую врать, дети интуитивно чувствуют ложь. Сама к обману нетерпелива. Всегда была склонна идеализировать мир, стараюсь беречь чувства окружающих. Из собственных наблюдений знаю, что добрых людей больше, чем злых, но зло агрессивно, оно кричит и нападает, а добро больше молчит, и это не всегда хорошо, ведь « добро должно быть с кулаками», просто чтоб не затоптали и не затюкали. Только такие мысли вслух надо произносить как можно реже: дети должны верить в хорошее, добром мир полнится. Послушайте, как красиво звучит: люди добрые.
Всё было за эти годы: слёзы и улыбки, радости и огорчения, победы и поражения. Это были годы поисков, раздумий, открытий. Годы работы в школе меня «закалили» и многому научили, например, принимать детей такими, какие они есть, быть терпимее к ошибкам других, но требовательной к самой себе. Подводя итог сказанному, смело могу сказать, что нет более интересной, духовной, творческой профессии, чем профессия учителя
Моими постоянными спутниками стали глаголы: стремлюсь, стараюсь, надеюсь, верю. Мои главные педагогические принципы:
Создавай ситуацию успеха! Улыбайся! Улыбкой ничего нельзя испортить, а исправить можно.
Ищи у своих учеников не худшие стороны, а лучшие. Ты всегда найдешь их. С них и начинай воспитывать.
Ребенок – это человек растущий, а я - выросший. Два человека способны понять друг друга
Когда-то известный историк Василий Ключевский заметил: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь». Я люблю своих учеников, я люблю свою работу, я – счастливый человек. Я – учитель.