Пояснительная записка.
За основу взяты программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы под редакцией И.М.Бгажноковой. М.: Просвещение, 2010 г..
Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение факультативного занятия «Этика» в 8 специально (коррекционном) классе для детей с ограниченными возможностями здоровья отводится не менее 34 часов из расчета 1ч в неделю.
В год – 34 часа (1 час в неделю, всего 34 часа)
Рабочая программа занятия «Этика» включает все темы, предусмотренные программами специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Для реализации Рабочей программы используется учебно- методический комплект:
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Авторы : И.М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова. -М.: Просвещение, 2010 год.
Научить умственно отсталого ребенка производить сознательную самооценку своих поступков и себя как личности — одна из основных задач факультативного занятия «Этика». Обучение учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида элементарным сведениям о правилах взаимоотношений между людьми, принятых в обществе, их направленная ориентация на высокие эталоны нравственности и личные характеристики человека, такие, как справедливость, совесть, долг, ответственность и др., является основным смыслом учебно-воспитательного процесса.
Предлагаемый учебный курс «Этика» является по своему содержанию интегрированным, но его основное понятийное ядро — нравственно-этические знания. Помимо собственно этических категорий, в него включены элементы психологии, права, истории, литературы, без которых невозможно достаточно полно усвоить систему нравственно-этических понятий, осуществить комплексный подход к формированию сознания и личности в целом.
Содержание данной программы составляют три основных содержательных направления: • знакомство со свойствами и особенностями человеческой личности, понимание своего «Я»; • на основе анализа собственных ощущений, размышлений, примеров поведения научить подростка понимать особенности окружающих его людей, уметь объяснять их действия и поступки для коммуникации и взаимодействия с окружением: сверстниками, педагогами, родителями и др.; • системное и последовательное изучение истоков и причин возникновения социальных норм поведения человека, добиваясь понимания законов и правил, принятых в общении между людьми в самых разнообразных ситуациях. Такая система отбора в изложении учебного материала представляется наиболее оптимальной и доступной для детей с ограниченными возможностями здоровья VIII вида. Методы и формы обучения.Методы по источнику знаний: 1) словесные (рассказ, объяснение, беседа) 2) наглядные (демонстрация, ТСО, таблиц, схем, иллюстраций) 3) практические методы (игра, упражнение, элементы проблемного обучения)
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальные, групповые, коллективные (фронтальные)
Формы учебных занятий: предметные уроки.
Цель программы: обучающийся, подготовленный к трудовой и социальной деятельности в соответствии с его индивидуальными психофизическими возможностями на основе формирований знаний, умений и практических навыков по предмету «Этика».
Задачи программы:
1. Сформировать элементарные знания и представления об основных нравственных и этических категориях общественных отношений.
2. Сформировать общекультурную компетенцию на основе:
-формирование моделей поведения при вступлении в различные социально-общественные отношения(семейные, социальные, трудовые).
-Коррекция речевых моделей общения.
Ожидаемые результаты: обучающийся воспитанник со сформированными знаниями, умениями и навыками по учебному предмету «Этика».
Требования к уровню подготовки обучающихся
Обучающиеся должны знать:
- правила взаимоотношений между людьми, отдельным человеком и обществом;
- значение понятий «добро» и «зло».
- как влияет добро и зло на человеческое общество
- этические правила в отношениях друзей;
- влияние добрых или недобрых (неправильных) поступков человека на его характер, на отношение к нему других людей;
- определение «семья»:
- значение семьи (или людей, заменяющих ее) для роста и развития ребенка;
- важность влияния семьи на формирование личности ребенка;
Обучающиеся должны уметь:
- распознавать в человеке доброжелательность, недоброжелательность;
- перечислять личностные качества человека
- объяснять понятия «бесстрашие – страх, мужество – трусость»; «стыд – бесстыдство; щедрость – скупость», «мудрость – глупость; милосердие – жестокость», «мягкость – грубость; доброжелательность – зависть»
- понимать и преодолевать сложности, возникающие во взаимоотношениях с родителями;
- находить достойные способы выхода из проблемных ситуаций, возникающих в семье в силу тех или иных причин
- называть роль и место ребёнка в семье, его права и обязанности характеризовать особенности семьи,
- называть связи в семье,
-называть ближних родственников
Содержание учебного предмета.
Представления людей о добре и зле (14 ч).
Тема является достаточно сложной для понимания умственно отсталыми обучающимися, поэтому не следует использовать сложные, отвлечённые категории и примеры. Нужно опираться на личный опыт обучающихся, их конкретные дела и поступки, подвести их к пониманию того, что не всегда дела и поступки, приятные самому человеку, являются добром, равно как неприятные – злом. В этой теме необходимо раскрыть положительное влияние добрых дел и поступков на формирование личности, возможно знакомство обучающихся с оценками этих нравственных категорий на примерах мировых религий.
Идеал рассматривается с точки зрения эталона – измерителя высоких нравственных качеств личности, способствующего её развитию, если это положительный идеал, и мешающего развитию, если идеал ложный. Изучение ведущих качественных характеристик человеческой личности позволит обогатить развитие эмоциональной сферы. Необходимо опираться на примеры, близкие и понятные детям, на возможные действия известных исторических героев, сказочных или литературных персонажей.
Темы для изучения и обсуждения:
1.Представления людей о добре и зле. Как проявляется добро. Почему возникает зло. Эволюция взглядов на добро и зло в ходе истории человеческого общества. 2. Влияние добрых или недобрых (неправильных) поступков человека на его характер, на отношение к нему других людей. Как люди распознают в человеке доброжелательность, недоброжелательность. 3.Идеал как представление о наиболее совершенных физических и психологических свойствах человека. Нравственный идеал людей различных эпох. Идеал действительный и иллюзорный. 4. Индивидуально-личностные качества человека, их влияние на его характер и отношение к нему других людей: любовь — ненависть; благородство — низость; бесстрашие — страх; мужество — трусость; стыд — бесстыдство; щедрость — скупость; мудрость — глупость; милосердие — жестокость; мягкость — грубость; доброжелательность — зависть.
Взаимоотношения с родителями (19ч).
Взаимоотношения со взрослыми – одна из важнейших проблем юношеского возраста, включающая в себя как социальный, так и психологический аспекты. Потребность в самоутверждении со стороны подростка нередко приводит к серьёзным противоречиям, принимает форму тяжёлых семейных конфликтов, которые тягостны и родителям, и детям. Основная задача содержания данного раздела - попытаться помочь ребёнку понять и преодолеть сложности, возникающие во взаимоотношениях с родителями. Для этого необходимо:
Выяснить, каково значение семьи (или людей, заменяющих её) для роста и развития ребёнка;
Показать важность влияния семьи на формирование личности ребёнка;
Объяснить подростку, что нередко причиной недоразумений в семье является он сам, его эгоистические (потребительские) желания и поступки.
В этой части важно подвести обучающихся к пониманию мотивов, поступков и возможных реакций их родителей, обсудить достойные способы выхода из проблемных ситуаций, возникающих в семье в силу тех или иных причин.
Работа требует такта со стороны учителя, понимания реальной обстановки в семьях обучающихся, а также дополнительной работы с родителями, в противном случае существует опасность провокации конфликтов на основе того, что «нам сказал учитель…».
Темы для изучения и обсуждения:
1.Что такое семья. Семья в жизни человека. Место и роль ребенка в семье. Связи в семье: материальные, духовные, дружеские и др. (общность взглядов, привычек, традиции семьи и т. д.). Родственники и родственные отношения.
2. Влияние семьи на формирование личности (социальное положение, род занятий родителей, материальный статус семьи, состав семьи, характер взаимоотношений между ее членами). Ролевые, социальные функции членов семьи.
3.Значение родителей для ребенка: тепло, поддержка, ощущение защищенности; власть родителей (материальные блага, наказание, поощрение); образец для подражания (нередко идеал, авторитет); друг и советчик.
4. Стиль взаимоотношений родителей с детьми: авторитарность, строгость, нетерпимость в отношениях с детьми, наказания; любовь и внимание к ребенку, его проблемам, уважение его интересов, доброе и бережное отношение; подчиненность ребенку, всетерпимость со стороны родителей, потакание требованиям, капризам детей. Значение каждого типа отношений и их влияние на характер ребенка, его последующую жизнь.
5.Ребенок в жизни семьи.
6.Конфликты с родителями. Причины конфликтов: отход от интересов родителей, потребность в самостоятельности, непонимание родителями интересов ребенка, стремление к гиперопеке, постоянная тревога за детей; повышенные материальные требования со стороны детей, не знающих бюджета семьи, стремление к иждивенчеству; смена авторитетов у ребенка (смена идеала), анализ недостатков в поведении родителей, болезненные реакции на несоответствие родителей эталонным представлениям; непонимание и нежелание родителей понять своего ребенка; разница взглядов, интересов в таких вопросах, как мода, способ организации досуга, взаимоотношения с друзьями и т. д. Предупреждение и преодоление конфликтов в семье.
7. Правила поведения в семье, с родными и близкими людьми.
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся:
устный опрос;
практическая работа;
творческая работа (реферат, сообщение, доклад и т.д.).
Тематическое планирование по этике 8 класс.
№ урока | Дата проведения урока | Наименование раздела программы | Тема урока | Количество часов. |
8 класс |
8 «а». | 8 «б». |
| Планируемая | Фактическая | Планируемая | Фактическая | | | 34 ч. |
-
| | | | | Представления людей о добре и зле (14 ч). | Представления людей о добре и зле. | 1 |
-
| | | | | Как проявляется добро. | 1 |
-
| | | | | Почему возникает зло. | 1 |
-
| | | | | Эволюция взглядов на добро и зло в ходе истории человеческого общества. | 1 |
-
| | | | | Влияние добрых или недобрых поступков человека на его характер, на отношение к нему других людей. | 1 |
-
| | | | | Как люди распознают в человеке доброжелательность, недоброжелательность. | 1 |
-
| | | | | Идеал как представление о наиболее совершенных физических и психологических свойствах человека. | 1 |
-
| | | | | Нравственный идеал людей различных эпох. | 1 |
-
| | | | | Идеал действительный и иллюзорный. | 1 |
-
| | | | | Индивидуально-личностные качества человека. | 1 |
-
| | | | | Влияние индивидуально-личностных качеств человека на его характер и отношение к нему других людей: любовь — ненависть. | 1 |
-
| | | | | | Влияние индивидуально-личностных качеств человека на его характер и отношение к нему других людей: мужество — трусость. | 1 |
-
| | | | | Влияние индивидуально-личностных качеств человека на его характер и отношение к нему других людей: щедрость — скупость. | 1 |
-
| | | | | Влияние индивидуально-личностных качеств человека на его характер и отношение к нему других людей: доброжелательность — зависть. | 1 |
-
| | | | | | Повторение темы «Представление людей о добре и зле ». | 1 |
-
| | | | | Взаимоотношения с родителями (19ч). | Что такое семья. Семья в жизни человека. Место и роль ребенка в семье. | 1 |
-
| | | | | Связи в семье: материальные, духовные, дружеские и др. (общность взглядов, привычек, традиции семьи и т. д.). | 1 |
-
| | | | | Родственники и родственные отношения. | 1 |
-
| | | | | Влияние семьи на формирование личности (социальное положение, род занятий родителей, характер взаимоотношений между ее членами). | 1 |
-
| | | | | Ролевые, социальные функции членов семьи. | 1 |
-
| | | | | Значение родителей для ребенка: тепло, поддержка, ощущение защищенности. | 1 |
-
| | | | | Значение родителей для ребенка: власть родителей (материальные блага, наказание, поощрение). | 1 |
-
| | | | | Значение родителей для ребенка: образец для подражания (нередко идеал, авторитет). | 1 |
-
| | | | | | Значение родителей для ребенка: друг и советчик. | 1 |
-
| | | | | Стиль взаимоотношений родителей с детьми: авторитарность, строгость, нетерпимость в отношениях с детьми, наказания. | 1 |
-
| | | | | Стиль взаимоотношений родителей с детьми: любовь и внимание к ребенку, его проблемам, уважение его интересов. | 1 |
-
| | | | | Стиль взаимоотношений родителей с детьми: подчиненность ребенку, всетерпимость со стороны родителей, потакание требованиям. | 1 |
-
| | | | | Значение каждого типа отношений и их влияние на характер ребенка, его последующую жизнь. | 1 |
-
| | | | | Ребенок в жизни семьи. | 1 |
-
| | | | | Конфликты с родителями. Причины конфликтов. | 1 |
-
| | | | | | Предупреждение и преодоление конфликтов в семье. | 1 |
-
| | | | | Правила поведения в семье, с родными и близкими людьми. | 1 |
-
| | | | | Повторение темы «Взаимоотношения с родителями». | 1 |
-
| | | | | | Повторение пройденного. | 1 |
Учебно-методические средства обучения.
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Автор: Н.Б. Матвеева -М.: Просвещение, 2010 год.
Этика. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Автор: Н.Б. Матвеева -М.: Просвещение, 2010 год.
Интернет ресурсы.