СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА биология (для детей с ОВЗ)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная образовательная рабочая программа составлена для учащегося с ОВЗ, надомного обучения, при учебной нагрузке 0,25 часов в неделю, 9 часов в год

Просмотр содержимого документа
«АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА биология (для детей с ОВЗ)»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Жуковки

«Лицей №1 имени Героя Советского Союза Дмитрия Сергеевича Езерского»


РАССМОТРЕНО

Руководитель предметной кафедры

учителей предметов естественно-научного цикла

_____________ Н.П. Ужачкиной

«25» августа 2017 года

Протокол №1 от 25.08.2016


УТВЕРЖДЕНО

приказом №195

от «30» августа 2017 года

Директор ___________ ИА Котова


АДАПТИРОВАННАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


биология

(для детей с ОВЗ)


7КЛАСС





Согласовано

Заместитель директора по УВР

_________________ Васюткина ЕА

«25» августа 2017 года

Программа разработана

учителем первой

квалификационной категории

Логиновой Т.В.










Принято к реализации педагогическим советом МАОУ г. Жуковки «Лицей №1 им. ДС Езерского» протокол №1 от «30» августа 2017 года







Срок реализации: 1 год (2017-2018 учебный год)





ЖУКОВКА – 2017 г.

Пояснительная записка

Перечень нормативных документов

  • Федеральный закон от 29.12.2012 года №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», п.6 ст.28.

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (утв. приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года N 1089);

  • Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утв. приказом Минобразования № 1312 от 05.03.2004 года

  • Базисный учебный план 5- 9 классов ОО Брянской области на 2017 – 18 учебный год, утв. приказом департамента образования и науки Брянской области № 680 от 14.04.2017 года

  • Индивидуальный учебный план МАОУ г. Жуковки « Лицей №1им.Д.С.Езерского» на 2017 – 18 уч. год

  • Календарный учебный график МАОУ г. Жуковки « Лицей №1им.Д.С.Езерского» на 2017 – 18 уч. год

  • Положение об адаптированной рабочей программе, утв. приказом по МАОУ г. Жуковки «Лицей №1 им. Д.С. Езерского» №17 от 17.01.2017 года

  • Примерная рабочая программа по учебному предмету «Биология» авторы Лапшина В.И., Рокотова Д.И., Самкова В.А., Шереметьева А.М.- 2015 год

  • Учебник для 7 класса Д.И. Рокотовой, А.М. Шереметьевой - 2017 год. Учебник рекомендован (допущены) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ № 253 от 31 марта 2014 (с изменениями от 08.06.2015 года; № 576,№38 от 26.01.2016)

  • Письмо Минобрнауки России от 01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений»

Цели:

  • социализация обучающихся как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

  • приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Задачи:

  • обеспечить ориентацию в системе этических норм и ценностей относительно методов, результатов и достижений современной биологической науки;

  • обеспечить развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

  • обеспечить овладение учебно-познавательными и ценностно-смысловыми компетенциями для формирования познавательной и нравственной культуры, научного мировоззрения, а также методологией биологического эксперимента и элементарными методами биологических исследований;

  • обеспечить формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к живой природе и человеку;

  • обеспечить формирование экологического сознания

Место предмета в учебном плане.

Программа разработана в соответствии с учебным планом для ступени основного общего образования в 7 классе 0,25 часа в неделю.

Предлагаемая примерная рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов (Д.И.Рокотова, В.А.Самкова, В.И. Лапшина, А.М. Шереметьева, В.А.Дубынин).


Психолого-педагогическая характеристика ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, Валерия,

учащегося 7в класса

Общее развитие ребенка:

- осведомленность о себе и своей семье:

знает полные имена и отчества родителей, род занятий родителей, может рассказать о событиях своей жизни: что читали, какие поручения выполнял, с кем выполнял домашнее задание.

- знания и представления об окружающем мире: запас знаний и представлений об окружающем мире не соответствует возрастной норме – ребенок затрудняется в назывании по порядку времен и месяцев года, дифференциации весны-осени, представления о знакомых предметах и явлениях неполные и недифференцированные, ограничены лишь отдельно воспринятыми признаками, не знает названия своей страны, столицы, сведения о родном селе ограничены средой проживания (не знает названия главной улицы, озера и т.д.), слабо ориентируется в основных временных понятиях (вчера, завтра, послезавтра). Знания о профессиональной сфере ограниченные, специфичные.

- моторное развитие: недостаточное (грубая моторика характеризуется плохой переключаемостью, не развиты тонкие дифференцированные движения пальцев рук, ребенок не способен рисовать мелкие детали, точно обводить контур,
штриховать, в письменных работах допускает ошибки (не прописывает элементы букв), смешивает буквы по сходству;

- речевое развитие: словарный запас не богат, но на элементарном уровне ребенок не испытывает затруднений в подборе обобщающих понятий, слабо владеет словарём наречий, обозначающих пространственно-временные категории, употребление предлогов недифференцированное. Неточно понимает значения многих общеупотребительных слов. Недостаточен и не дифференцирован словарь признаков и действий. Испытывает значительные трудности в подборе синонимов и антонимов. Не может пересказать содержание прочитанного учителем рассказа своими словами, при ответе на вопросы по установлению причинно-следственных связей преобладают односложные ответы. В устной речи преобладают предложения простых синтаксических конструкций. Однако, в прошедшем учебном году выучил много четверостиший.

Отношение к школе и учебной деятельности: в целом положительное.

Особенности мотивации: стремление к похвале, поощрению.

Особенности поведения: аффективные вспышки.

Наличие вредных привычек: отсутствуют.

Сформированность учебных навыков:

по математике: владеет счетом в пределах 10, вычислительные навыки слабые односложные задачи решает самостоятельно в пределах 5 со знаком + ( 1+2; 1+4), при вычитании требуется помощь учителя, для выполнения счетных операций использует линейку (как калькулятор или счеты), знает таблицу сложения до 5 (1+1=2 и т.д.). Недифференцированность представлений о количестве, отсутствие практических навыков измерения, склонность к формальному заучиванию правил. Не понимает взаимообратимость арифметических действий, общие приёмы работы над арифметической задачей не сформированы;

по литературе: не владеет слоговым чтением; допускает ошибки в окончаниях, перестановки букв и слогов, преобладает формализованное чтение, не осмысливает содержание прочитанного, чтение монотонное, невыразительное; много знает стихов.

по русскому языку: допускает большое количество дисграфических (пропуски, перестановки, замены букв и слогов) и орфографических ошибок при списывании, письмом на слух на владеет; плохая каллиграфия: не соблюдает строку, однако владеет техникой письма.

Сформированность универсальных учебных действий: не владеет в должной мере аппаратом познавательной деятельности - обобщением, сравнением.

- умение планировать свою деятельность и сосредоточенно работать: затрудняется в постановке конкретной цели и выборе путей решения определённой задачи (как практической, так и учебной), не способен сосредоточиться на задании, отвлекается в процессе выполнения;

- способность понять и принять инструкцию: способен понять и принять способ действия (при демонстрации учителем) и перенести его на другой предмет.

Отношение к неудаче: при возникновении трудностей склонен к отказным реакциям, но после перерыва в работе готов принять помощь и прилагает усилия для преодоления трудностей.

Темп работы: темп работы резко падает к концу урока, требуется длительный перерыв или смена вида деятельности на более доступный и интересный для восстановления работоспособности.


Планируемые результаты освоения учебного предмета биология.

Изучение биологии в основной школе дает возможность достичь следующих личностных результатов:

  1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

  3. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  4. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  5. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  6. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  7. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  8. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения в транспорте и на дорогах;

  9. формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

  10. осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  11. развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Предметные результаты освоения биологии в основной школе.

Ученик научится:

  1. формировать системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для развития современных естественно- научных представлений о картине мира;

  2. систематизировать первоначальные представления о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

  3. использовать методы и опыты биологической науки и проводить несложные биологические эксперименты для изучения живых организмов и человека, проводить экологический мониторинг в окружающей среде;

  4. формировать основы экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;

  5. формировать представления о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

  6. использовать приемы оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.





Ученик получит возможность научиться:

  1. соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологически ми приборами и инструментами;

  2. использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений;

  3. выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;

  4. выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

  5. осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

  6. ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

  7. находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;

  8. выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

Содержание учебного предмета биология

7 класс (9ч, 0,25 ч в неделю)


Тема 1. Клеточное строение организмов (1 ч)

Химический состав клеток. Строение клетки. Доядерные и ядерные организмы. Функции основных органоидов клетки. Особенности строения клеток растений. Ядро, хромосомы.

Жизнедеятельность клеток: обмен веществ и энергии, рост и развитие, размножение и др. Деление клеток как основа роста и развития организма, замены и восстановления отдельных клеток и тканей.

Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткань. Колонии одноклеточных организмов.


Тема 2. Многообразие живых организмов. Царство Бактерии. Царство Грибы (1 ч)

Строение бактерий. Неподвижные и подвижные формы. Форма бактерий. Жизнедеятельность бактерий. Питание: автотрофные и гетеротрофные бактерии. Размножение бактерий: простое деление.

Распространение бактерий. Значение бактерий в природе и жизни человека Болезнетворные бактерии. Бактерии — возбудители опасных заболеваний. Бактериальные болезни человека.

Промежуточное положение грибов между растениями и животными. Сходство грибов с растениями. Сходство грибов с животными. Многоклеточные и одноклеточные грибы. Особенности строения. Съедобные грибы. Ядовитые грибы. Правила сбора грибов. Выращивание грибов.

Строение лишайника. Накипные, листоватые и кустистые лишайники. Многообразие и распространение лишайников. Значение лишайников.


Тема 3. Многообразие живых организмов. Царство Растения (3 ч)

Значение растений в природе и жизни человека. Условия, необходимые для жизни растений: вода, свет, температура. Отличительные признаки растений. Систематика растений.

Водоросли. Роль в биоценозах и практическое значение.

Отдел Моховидные. Роль в биоценозах и практическое значение.

Папоротникообразные — сборная группа высших споровых растений. Роль в биоценозах и практическое значение.

Отдел Голосеменные растения. Роль в биоценозах и практическое значение.

Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и происхождение. Разнообразие жизненных форм покрытосеменных: деревья, кустарники, кустарнички, травянистые растения. Одно-летние, двулетние, многолетние растения. Многоярусные сообщества. Роль в биоценозах и практическое значение.


Тема 4. Строение и жизнедеятельность цветковых растений (1ч)

Строение цветковых растений: корень, побег. Общая характеристика, особенности строения.

Фотосинтез — воздушное питание растений. Результат фотосинтеза. Значение фотосинтеза и роль растений в природе и жизни человека. Роль кислорода в процессе дыхания

Значение опыления в жизни растений


Тема 5. Размножение растений (1 ч)

Размножение как одно из основных свойств живой материи.

Вегетативное размножение покрытосеменных растений. Естественное вегетативное размножение. Искусственное вегетативное размножение. Половое размножение покрытосеменных растений. Жизненный цикл покрытосеменных растений.

Рост растения. Развитие растения. Периоды развития семенных растений: зародышевый период, период молодости, период зрелости, период старости.


Тема 6. Многообразие цветковых растений (1 ч)

Классы покрытосеменных растений. Основные различия между представителями классов однодольных и двудольных растений. Класс Двудольные. Класс Однодольные.

Важнейшие сельскохозяйственные растения, их значение и биологические основы выращивания (выбор объектов определяется специализацией растениеводства в конкретной местности).

Тема 7. Экология и развитие растительного мира (1 ч)

Организм и среда. Среда обитания. Экологические факторы. Деятельность человека, примеры влияния человека на живые организмы.

Растительные сообщества. Природные зоны.

Охрана природы — дело всех людей планеты. Красная книга. Охраняемые территории.






















Календарно-тематическое планирование по биологии (7 класс)

9 часов (0.25 часа в неделю)

№ п\п

Дата проведения урока

Тема урока

Основные виды учебной деятельности учащихся

По плану

фактически

Тема 1. Клеточное строение организма –(1ч)

1(1)



Химический состав клетки.

Строение клетки. Жизнедеятельность клетки. Одноклеточные и многоклеточные организмы.

Выделяет существенные признаки строения клетки. Различает на рисунках учебника части и органоиды клетки, одноклеточные и многоклеточные организмы. Объясняет роль воды и минеральных веществ, входящих в состав клетки. Знает органические и неорганические вещества. Перечисляет основные процессы жизнедеятельности клетки.

Тема 2. Многообразие живых организмов. Царства: Бактерии и Грибы (1 ч)

1(2)



Общая характеристика бактерий, грибов, лишайников. Бактерии в природе и жизни человека.

Бактерии - возбудители опасных заболеваний. Съедобные и ядовитые грибы.

Определяет понятия, формируемые в ходе изучения темы. Различает бактерии, грибы, лишайники. Знает о значении бактерий в природе и жизни человека, перечисляет основные методы профилактики инфекционных заболеваний. Работает с текстом и иллюстрациями учебника. Распознает на живых объектах и наглядных пособиях съедобные и ядовитые грибы. Называет какую роль играют грибы и лишайники.

Тема 3. Многообразие живых организмов. Царство Растения (3 ч)

1(3)




Ботаника - наука о растениях. Значение растений в природе и жизни человека. Систематика растений. Ткани растений. Органы высших растений. Растение как целостный организм.

Определяет понятия, формируемые в ходе изучения темы. Называет основные черты организации растительного организма.

2(4)



Общая характеристика отделов: водоросли, моховидные, папоротникообразные, голосеменные. Многообразие и значение.

Знает общую характеристику водорослей, моховидных, папоротникообразных, голосеменных, их отдельных представителей. Распознают на гербарных образцах и таблицах различных представителей вышеперечисленных отделов, знает их значение.

3(5)



Отдел Покрытосеменные. Тестовый контроль.

Получает представление о современных научных взглядах на возникновение покрытосеменных растений. Дает общую характеристику покрытосеменных растений, отмечая их прогрессивные черты. Называет растительные формы. Знает значение покрытосеменных растений в природе и жизни человека. Работают с текстом и иллюстрациями учебника.

Тема 4. Строение и жизнедеятельность цветковых растений (1ч)

1(6)




Строение и жизнедеятельность цветковых растений.

Определяет понятия, формируемые в ходе изучения темы. Знает строение цветковых растений. Знает обязательные условия для осуществления фото- синтеза и роль растений в природе и жизни человека. Знает о роли кислорода в процессе дыхания. Знает о значении дыхания в жизни растений.

Знает, какую роль опыление играет в жизни растений. Работает с текстом и иллюстрациями учебника.



Тема 5. Размножение растений (1 ч)

1(7)




Типы размножения.

Вегетативное и половое размножение покрытосеменных растений.

Рост и развитие растений.

Определяет понятия, формируемые в ходе изучения темы. Называет отличия вегетативного размножения от полового. Знает как рост растения влияет на его развитие Работает с текстом и иллюстрациями учебника.

Тема 6. Многообразие цветковых растений (1 ч)

1(8)



Классы покрытосеменных растений. Класс Двудольные. Класс Однодольные.

Определяет понятия, формируемые в ходе изучения темы. Перечисляет различия в строении семян однодольных растений от двудольных. Перечисляет способы распространения семян. Работает с текстом и иллюстрациями учебника.

Тема 7. Экология и развитие растительного мира (1 ч)

1(9)



Организм и среда обитания. Экологические факторы. Природные сообществ. Растительность природных зон.

Охрана растений. Итоговая контрольная работа.

Определяет понятия, формируемые в ходе изучения темы. Знает о вреде наносимом человеком окружающей среде. Называет условия необходимые для видового разнообразия на земле. Раскрывает значение растений в жизни человека. Работает с текстом и иллюстрациями учебника.







































Система контрольно-измерительных материалов Гловацкого Валерия


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!