Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Трубчевская средняя общеобразовательная школа № 2 им. А.С. Пушкина
УТВЕРЖДЕНО
директором школы
приказ № 107
от «30 августа 2017г.
СОГЛАСОВАНО
заместитель директора
по учебно-воспитательной
работе
_______________
Климовцева В.А.
«30» августа 2017г.
Принята на заседании
учителей начальных классов
Протокол № 1 от 30 августа 2017г.
Рук. ШМО: __________________
Падина Л.Г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОСНОВАМ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ
(Для учащихся с ОВЗ)
4 класс
Падина Лидия Григорьевна,
учитель высшей квалификационной категории
Трубчевск
2017г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса разработана в соответствии с Положением о порядке разработки и утверждения рабочей программы по учебным предметам, курсам, модулям в соответствии с ФГОС НОО МБОУ Трубчевская СОШ № 2 им. А.С.Пушкина на основании Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Трубчевская СОШ №2 им. А.С.Пушкина.
В соответствии с ч. 1 ст. 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 «… содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) определяются адаптированной образовательной программой», данная адаптированные программа разработана с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей.
Программа предназначена для учащейся 4 «А» класса Садкевич Русалины, которой по заключению ПМПК рекомендовано обучение по АООП НОО вариант 7.2.
Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего школьника мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ:
1. Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики.
2. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества. 3. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.
4. Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Планируемые результаты освоения учебного курса:
Личностными результатами изучения данного курса должны быть следующие умения школьников:
- Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого.
- Объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими.
- Самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- Опираясь на эти правила, делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях.
- Чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебников, нацеленные на 1-ю и 2-ю линии развития школьников.
Метапредметными результатами изучения курса должны быть перечисленные ниже универсальные учебные действия (УУД) – регулятивные, познавательные и коммуникативные.
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).
- Совместно с учителем составлять план решения задачи.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.
Средства формирования регулятивных УУД – это технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средства формирования познавательных УУД – это учебный материал и задания учебников, нацеленные на 1-ю линию развития.
Коммуникативные УУД:
- Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы.
- Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.
- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
- Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.
Средства формирования коммуникативных УУД – это технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), технология продуктивного чтения, работа в малых группах.
Предметными результатами изучения курса должны быть знания и умения, перечисленные ниже.
К 1-й линии развития относятся следующие из них:
- Определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим).
- Излагать своё мнение по поводу значения светской и религиозной культуры в жизни отдельных людей и общества.
- Устанавливать взаимосвязи между определённой светской или религиозной культурой и поведением людей, мыслящих в её традициях.
- Строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций.
Ко 2-й линии развития относятся следующие знания и умения:
- Делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.
- Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.
- Диагностика успешности достижения этих результатов выполняется, прежде всего, в ходе проектной работы учащихся. Основной способ диагностики – рефлексивная самооценка каждого ребёнка (по знаниям и умениям каждой из линий развития) и коллективная оценка детьми друг друга под руководством учителя. Дополнительный способ диагностики – экспертная оценка учителем в результате наблюдения за деятельностью учащихся при осуществлении проектов и представлении их классу
Для достижения планируемых результатов освоения учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики 4 класс» используется УМК:
1. Программа общеобразовательных учреждений. 4-5 классы /А. Я. Данилюк. - М: Просвещение, 2010.
2. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. Учебник для 4 класса. Шемшурина А.И.- М.: Просвещение, 2014 г.
Содержание рабочей программы полностью соответствует содержанию примерной программы учебного предмета, рекомендованной Минобрнауки России, и авторской программы курса, учебно – методической системы А. И. Шемшуриной, и имеет несущественные изменения, связанные с изменением количества часов.
На изучение курса отводится 1 час в неделю, 33 часа в год.
Форма годовой промежуточной аттестации – защита проекта.
Принципы реализации программы
Принцип гуманизации – предполагает осуществление личностно-ориентированного подхода, направленного на общее развитие личности с ОВЗ, его социализацию, максимальную интеграцию в современную жизнь.
Принцип индивидуального подхода — предполагает необходимость определения индивидуальной цели воспитания и обучения, отбора содержания, выбора форм и методов обучения для каждого ребенка с ОВЗ с учетом его профессиональных и образовательных потребностей, возможностей и условий воспитания.
Принцип системности – обеспечивает единство образования, диагностики, коррекции и развития учащихся с ОВЗ, т. е. системный подход к анализу особенностей их развития и коррекции нарушений, а также всесторонний многоуровневый подход к решению проблем ребёнка;
Принцип приоритета самостоятельных форм образовательной деятельности – предполагает максимальную активность и самостоятельность учащегося в ходе обучения.
Педагогические технологии, формы и методы обучения и воспитания детей с ОВЗ
Технологии современного традиционного обучения.
Традиционное обучение предусматривает классно-урочную организацию обучения, которая позволяет обеспечить:
— систематический характер обучения;
— логически правильное изучение учебного материала.
Технологии на основе личностной ориентации образовательного процесса. Эта группа педагогических технологий характеризуется ориентацией на свойства личности, ее формирование и развитие в соответствии с природными способностями человека, максимальной реализацией возможностей детей.
Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся.
Реализуют принцип активности ребенка в образовательном процессе, осуществляется мотивация, осознанность потреблений в усвоении знаний и умений, достигается соответствие социальным запросам учащихся, их родителей и социального окружения.
Игровые технологии (в основном познавательные и деловые игры) широко применяются на всех уровнях обучения, поскольку они являются универсальным способом передачи опыта старших поколений, а в структуру игры как деятельности органично входят целеполагание, планирование, реализация цели, анализ результатов, в которых личность реализует себя как субъект деятельности.
Проблемное обучение – такая организация учебных занятий, которая предполагает
создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мысленных способностей обучающихся.
Информационные (компьютерные) технологии обеспечивают развитие умений работать с информацией, развивают коммуникативные способности учащихся, формируют исследовательские умения, умения принимать оптимальные решения, позволяют каждому работать в оптимальном темпе и на оптимальном для него содержания.
Дифференцированное обучение - помогает учитывать индивидуально-типологические особенности личности и обучать каждого на уровне его возможностей и способностей. Здоровьесберегающие технологии - позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, что дает положительные результаты в обучении.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета
При преподавании курса ОРКСЭ предполагается безотметочная система оценки. Оценка результатов образования детей по модулям предусмотрена в основном в рамках последнего, завершающего раздела курса, в форме индивидуальных и коллективных творческих работ учащихся и их обсуждения в классе.
Для оперативного контроля знаний и умений по курсу можно использовать:
-систематизированные упражнения, тестовые задания разных типов;
-оценивание по системе «зачет-незачет»;
-технологии портфолио;
-самооценка своей деятельности;
-самопроверка своих действий по овладению учебным материалом;
-анализ достижения (или не достижения) в конце урока, темы предполагаемых результатов;
-качественная взаимооценка учениками деятельности друг друга;
-различные формы рефлексии.
В процессе оценки достижения планируемых результатов духовно-нравственного развития, освоения основной образовательной программы начального общего образования должны использоваться разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.).
Таким образом, несмотря на отсутствие традиционной бальной системы оценки, учителю доступны другие методы оценки уровня успеваемости, степени глубины полученных знаний и навыков, а также успешности воспитательной деятельности в классе и наличие зачатков ценностного мышления.
Одна из особенностей курса то, что курс безоценочный, но зачётный.
Требования, предъявляемые к учащимся с ОВЗ, согласуются с требованиями образовательных программ и Положением о текущем оценивании учащихся с ОВЗ по оценке знаний, умений и навыков учащихся. Ответственность за объективность оценки знаний учащихся возлагается на учителя. Вопросы качества обучения учащихся контролируется по плану внутришкольного контроля.
Для успешного освоения программы детьми с ограниченными возможностями здоровья, процесс обучения строится с учетом задач коррекционно-развивающего обучения:
охрана и укрепление соматического и психоневрологического здоровья ребенка: предупреждение психофизических перегрузок, эмоциональных срывов; создание климата психологического комфорта;
создание благоприятной социальной среды, которая обеспечивает стимуляцию познавательной сферы ребенка, развитие коммуникативных функций речи, формирование общеучебных умений и навыков;
формирование и закрепление умений и навыков планирования деятельности, самоконтроля;
развитие умений воспринимать и использовать информацию из различных источников, в целях успешного осуществления учебно-познавательной деятельности;
индивидуальная коррекция недостатков в зависимости от актуального уровня развития учащихся и их потребности в коррекции. Предусмотрены вариативность практических заданий, время их выполнения, формы общения с ребенком.
Коррекционная работа
-формирование УУД на всех этапах учебного процесса;
-обогащение кругозора детей, формирование отчетливых разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, которые позволяют ребенку осознанно воспринимать учебный материал;
-формирование социально-нравственного поведения (осознание новой социальной роли ученика, выполнение обязанностей, диктуемых данной ролью, ответственное отношение к учебе, соблюдение правил поведения на уроке, правил общения и т.д.);
-формирование учебной мотивации;
-развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность), преодоление интеллектуальной пассивности;
-формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида: умение ориентироваться в задании, планировать работу, выполнять ее в соответствии с образцом, инструкцией, осуществлять самоконтроль и самооценку;
-формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, практической группировки, логической классификации, умозаключений и др.);
-коррекция индивидуальных отклонений;
-охрана и укрепление соматического и психического здоровья школьников;
-организация благоприятной социальной среды;
-системный и планомерный контроль за развитием детей с ЗПР педагогами – членами психолого-медико-педагогического консилиума школы.
Все перечисленные задачи ложатся в основу коррекционных целей, которые учитель ставит перед собой на каждом уроке.
Содержание учебного курса
1 ч. в неделю, 33 недели, 33 ч. в год
Этика - наука о нравственной жизни человека – 1 ч.
Этика общения – 4 ч.
Доброта – важнейшее качество личности. Общение: тактичность, чуткость, деликатность. Принципы общения. Добро и зло. Копилка добрых дел.
Этикет – 4 ч.
Церемониал, нормы и правила поведения человека в разных жизненных ситуациях. Речь. Окраска речи.
Этика человеческих отношений – 4 ч.
Душа – суть человека, его внутренний мир. Духовность. Родина. Патриотизм. Жизнь среди людей. Люди рождены друг для друга. Дружеские отношения.
Этика отношений в коллективе - 4 ч.
Коллектив. Дружеские отношения в коллективе. Потребности и интересы одноклассников. Нормы поведения в коллективе. Коллектив начинается с меня. Уважение. Чуткость, бескорыстие.
Простые правила истины - 4 ч.
Материальные и духовные потребности. Сочувствие, милосердие, сопереживание, сострадание. Жить во благо себе и людям. Тактичность.
Душа обязана трудиться - 4 ч.
Нравственная установка. Вера в себя. Достоинство. Бескорыстие. Гуманизм. Умения понять и простить. Нравственный выбор.
Посеешь поступок - пожнёшь характер - 4 ч.
Хорошие качества человека. Опыт нравственного поведения. Терпение — основа всякой мудрости. Другой - это не враждебный, а просто иной образ жизни неравнодушного человека.
Судьба и Родина едины - 4 ч.
Патриот. Гражданин. Долг гражданина. Человек - чело века. Дерево мудрости и его плоды.
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Название разделов, тем | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту | Примечание |
| Этика - наука о нравственной жизни человека. | 1 | | | |
1. | Этика - наука о нравственной жизни человека. | 1 | 06.09 | | Текущий контроль, устный опрос |
| Этика общения. | 4 | | | |
2. | Добрым жить на свете веселей. | 1 | 13.09 | | |
3. | Правила общения для всех. | 1 | 20.09 | | Текущий контроль, фронтальный опрос |
4. | От добрых правил - добрые слова и поступки. | 1 | 27.09 | | |
5. | Каждый интересен. | 1 | 04.10 | | Кроссворд |
| Этикет. | 4 | | | |
6. | Премудрости этикета. | 1 | 11.10 | | |
7. | Красота этикета. | 1 | 18.10 | | Пересказ правил общения |
8. | Простые школьные и домашние правила этикета. | 1 | 25.10 | | |
9. | Чистый ручеёк нашей речи. | 1 | 08.11 | | Текущий контроль, фронтальный опрос |
| Этика человеческих отношений. | 4 | | | |
10. | В развитии добрых чувств - творение души. | 1 | 15.11 | | |
11. | Природа - волшебные двери к добру и доверию. | 1 | 22.11 | | |
12. | Чувство Родины. | 1 | 29.11 | | Текущий контроль, фронтальный опрос |
13. | Жизнь протекает среди людей. | 1 | 06.12 | | |
| Этика отношений в коллективе. | 4 | | | |
14. | Чтобы быть коллективом. | 1 | 13.12 | | |
15. | Коллектив начинается с меня. | 1 | 20.12 | | Рисунок |
16. | Мой класс - мои друзья. | 1 | 27.12 | | |
17. | Ежели душевны вы и к этике не глухи. | 1 | 17.01 | | |
| Простые правила истины. | 4 | | | |
18. | Жизнь священна. | 1 | 24.01 | | Чтение наизусть стихов о Родине |
19. | Человек рожден для добра. | 1 | 31.01 | | |
20. | Милосердие - закон жизни. | 1 | 07.02 | | |
21. | Жить во благо себе и другим. | 1 | 14.02 | | Текущий контроль, устный опрос |
| Душа обязана трудиться. | 4 | | | |
22. | Следовать нравственной установке. | 1 | 21.02 | | Рассказ о Веже |
23. | Достойно жить среди людей. | 1 | 28.02 | | |
24. | Уметь понять и простить. | 1 | 07.03 | | Текущий контроль |
25. | Простая этика поступков. | 1 | 14.03 | | |
| Посеешь поступок - пожнёшь характер. | 4 | | | |
26. | Общение и источники преодоления обид. | 1 | 21.03 | | Фронтальный опрос |
27. | Ростки нравственного опыта поведения. | 1 | 04.04 | | |
28. | Доброте сопутствует терпение. | 1 | 11.04 | | Сочинение |
29. | Действия с приставкой «со». «Мой класс – мои друзья». Начало проекта. | 1 | 18.04 | | |
| Судьба и Родина едины. | 4 | | | |
30. | С чего начинается Родина. В тебе рождается патриот и гражданин. | 1 | 25.04 | | Рисунок |
31. | Продолжение работы над проектом «Мой класс – мои друзья». | 1 | 02.05 | | Контроль, устный опрос |
32. | Человек - чело века. Слово, обращенное к себе. | 1 | 16.05 | | |
33. | Защита проекта « Мой класс - мои друзья» в рамках годовой промежуточной аттестации. | 1 | 23.05 | | Контроль, представление проекта |
| Итого: | 33 | | | |