СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ « География 5 класс» для учащихся с ОВЗ (вариант 7.1)

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель курса:

 систематизация знаний о природе и  человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.

Просмотр содержимого документа
«АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ « География 5 класс» для учащихся с ОВЗ (вариант 7.1)»

с. Бердигестях, МР «Горный улус»

МБОУ “Бердигестяхская средняя общеобразовательная школа имени Семена Петровича Данилова”



Принято решением педсовета МБОУ «Бердигестяхская

СОШ им. С.П. Данилова»

Протокол №_____

От «____»__________________2019 г.


УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы МБОУ «Бердигестяхская СОШ

им. С.П. Данилова»

______________________Константинова М.Г.

от «_____»__________________2019 г.

Приказ №__________________









АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ

« География 5 класс» для учащихся с ОВЗ (вариант 7.1)

на _2019 /2020 учебный год













Основное общее образование, 5а класс

Количество часов 35, в неделю 1 час

Учитель: Санников Н.И.











Программа разработана на основе примерной программы основного общего образования по географии 5-9 классы, авторы В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина в соответствии с ФГОС основного общего образования. География. 5-6 классы : учебник для общеобразоват. учреждений / [А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина и др.]; под ред. А.И. Алексеева ; - М. : Просвещение, 2019. - 191с.

№_1.2.3.4.1.1 в федеральном перечне учебников


Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа полностью соответствует «Федеральному государственному образовательному стандарту» (ФГОС ООО), Примерной основной образовательной программе ООО, одобренной решением федерального учебно – методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. №2/16-з) и на основе примерной программы основного общего образования по географии. 5—9 классы авторы: В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина. Линия учебников издательства «Полярная звезда» под редакцией А.И. Алексеев, авторы учебника А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина. География 5-6. 2019 г

Данная рабочая программа рассчитана на 1 учебный час в неделю, что составляет 35 часов в году.

Цель курса:

систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.

Задачи:

- актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;

- развивать познавательный интерес обучающихся 5 классов к объектам и процессам окружающего мира;

- научить применять знания о своей местности при изучении раздела «Природа и человек»;

- научить устанавливать связи в системе географических знаний.


Содержание учебного предмета

Введение. Развитие географических знаний о Земле. Зачем нам география и как мы её будем изучать. На какой Земле мы живем. Развитие представлений человека о мире. Географические методы изучения окружающей среды. Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических исследований. Представления о мире в древности (Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим). Появление первых географических карт.

География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия викингов, древних арабов, русских землепроходцев. Путешествия Марко Поло и Афанасия Никитина.

Эпоха Великих географических открытий (открытие Нового света, морского пути в Индию, кругосветные путешествия). Значение Великих географических открытий.

Географические открытия XVII-XIX вв. (исследования и открытия на территории Евразии (в том числе на территории России), Австралии и Океании, Антарктиды). Первое русское кругосветное путешествие (И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский).

Географические исследования в ХХ веке (открытие Южного и Северного полюсов, океанов, покорение высочайших вершин и глубочайших впадин, исследования верхних слоев атмосферы, открытия и разработки в области Российского Севера). Значение освоения космоса для географической науки.

Географические знания в современном мире. Современные географические методы исследования Земли.

Планета Земля. Земля – планета Солнечной системы. Форма, размеры и движения Земли, их географические следствия. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли Наклон земной оси к плоскости орбиты. Виды движения Земли и их географические следствия. Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года. Тропики и полярные круги. Пояса освещенности. Календарь - как система измерения больших промежутков времени, основанная на периодичности таких явлений природы, как смена дня и ночи, смена фаз Луны, смена времен года. Осевое вращение Земли. Смена дня и ночи, сутки, календарный год. Влияние космоса на Землю и на жизнь людей

План и карта. Ориентирование на местности. Земная поверхность на плане и карте. Масштаб и условные знаки на карте. Построение плана местности. Географическая карта. Градусная сетка. Географические координаты . Определение географических координат, расстояний и направлений. Виды изображения земной поверхности: план местности, глобус, географическая карта, аэрофото- и аэрокосмические снимки. Масштаб. Стороны горизонта. Азимут. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта по компасу и местным признакам, определение азимута. Особенности ориентирования в мегаполисе и в природе. Составление простейшего плана местности/учебного кабинета/комнаты. Географическая карта - особый источник информации. Содержание и значение карт. Топографические карты. Определение географических координат различных объектов, направлений, расстояний, абсолютных высот по карте.

Литосфера – твердая оболочка земли. Земная кора – верхняя часть литосферы. Горные породы, минералы и полезные ископаемые. Внутреннее строение Земли. Земная кора. Разнообразие горных пород и минералов на Земле. Рельеф Земли. Равнины. Рельеф Земли. Полезные ископаемые и их значение в жизни современного общества. Движения земной коры и их проявления на земной поверхности: землетрясения, вулканы, гейзеры. Способы изображение рельефа на планах и картах. Основные формы рельефа - горы и равнины. Равнины. Образование и изменение равнин с течением времени. Классификация равнин по абсолютной высоте. Определение относительной и абсолютной высоты равнин. Горы. Решение практических задач по карте. Литосфера и человек.

Методы работы с учащимися с ОВЗ

Особенности обучения по варианту 7.1 адаптированной основной образовательной общего образования


Обучение по варианту 1 ФГОС ОВЗ может быть организовано по основной образовательной программе, при необходимости — в соответствии с индивидуальным учебным планом. Обучение по индивидуальному учебному плану в пределах осваиваемых общеобразовательных программ осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации. Обучение по первому варианту свидетельствует о том, что ребенок обучается по общему с детьми без ОВЗ учебному плану. Его особые образовательные потребности удовлетворяются в ходе внеурочной работы. Суть потребностей и, соответственно, необходимого сопровождения, обозначена в соответствующем приложении федерального стандарта для детей с ОВЗ и адаптированной образовательной программе. Конкретное содержание сопровождения устанавливается консилиумом образовательной организации. Психолого-медико-педагогическая комиссия обозначает лишь основные направления работы с ребенком.

Вариант 7.1. предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения.

Вариант 7.1 также предусматривает, что обучающийся с ЗПР получает образование находясь в среде сверстников, не имеющих ограничений по возможностям здоровья.

Основой оценки продвижения ребенка в социальной (жизненной) компетенции служит анализ изменений его поведения в повседневной жизни — в школе и дома.

Требования к специальным учебникам, специальным рабочим тетрадям, специальным дидактическим материалам, специальным компьютерным инструментам обучения. Реализация АОП для обучающихся с ЗПР предусматривает использование базовых учебников для сверстников без ограничений здоровья. С учётом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР применяются специальные приложения и дидактические материалы (преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности), рабочие тетради и пр. на бумажных и (или) электронных носителях, обеспечивающих реализацию программы коррекционной работы

При работе с детьми с ОВЗ также планируются разноуровневые задания по темам, индивидуальный подход, индивидуальное консультирование по темам, по которым учащийся затрудняется.

Основная цель использования адаптированных программ – реализация образовательных потребностей по предмету любого ребенка. Для этого перед преподавателем и учениками ставятся определенные задачи:

  • предоставление требуемого количества данных в удобной для ученика форме, максимально адаптированной для запоминания и усвоения материала;

  • обучение школьника использовать полученные знания по географии в жизни;

  • контроль над усвоением данного предмета;

  • использование индивидуального подхода к каждому ученику и выбор наиболее удобной для него формы подачи данных

  • задания во время уроков больше описательного характера, рисунки.

  • проверочные и домашние задания большей частью репродуктивного характера, меньше, чем у сверстников

Для учащихся с ОВЗ упрощена система оценивания знаний и предъявляться меньшее количество требований. Планы уроков разрабатываются таким образом, чтобы тема стала понятной абсолютно для всех учащихся в классе. При проведении практических и исследовательских занятий в лаборатории, задания разрабатываются так, чтобы были по силам ученику с ОВЗ.

Изменения в программе обучения по географии 5 класс по специальной коррекционной программе VII вида. В коррекционных классах для детей с ЗПР при изучении учебного курса географии ставятся те же учебно-воспитательные цели, что и в массовой общеобразовательной школе. Однако особенности психического развития детей указанной категории, прежде всего недостаточная сформированность мыслительных операций, обуславливают дополнительные коррекционные задачи, направленные на развитие мыслительной и речевой деятельности, на повышение познавательной активности детей, на создание условий для осмысления выполняемой учебной работы. Трудности, испытываемые детьми с ЗПР при изучении географии, обусловили некоторые изменения, которые внесены в программу общеобразовательной школы: выделено дополнительное время для изучения наиболее важных вопросов, повторения пройденного материала, некоторые темы даны в ознакомительном плане; отдельные темы упрощены либо вообще исключены из изучения.

Корректировка сроков изучения тематических разделов

В классах, урок которых по расписанию стоит в понедельник, получается только 34 часа в год, так как вторая четверть начинается с 5 ноября (вторник).

Тема

Дата по плану КТП

Дата проведения по факту

Причина корректировки

Способ

корректировки

1







Тематическое планирование


№ п/п

Название темы

Количество часов

Практическая работа

5 класс


Введение



1

На какой Земле мы живем.

6

1

2

Планета Земля

3

1

3

План и карта

13

4

5

Литосфера – твердая оболочка Земли

12

1

6

Обобщающее повторение

1



Итого

35

7


Практические работы

Практическая работа №1 Нанести на контурную карту маршруты путешественников и мореплавателей

Практическая работа №2 Обозначение на контурной карте материков и океанов

Практическая работа №3 Определение масштаба

Практическая работа №4Топографический диктант

Практическая работа №5. Определение географических расстояний и направлений

Практическая работа №6 Определение по карте географической долготы и широты

Практическая работа №7. Обозначение на контурной карте крупнейших гор, равнин, районов размещения землетрясений и вулканов.


Планируемые результаты изучения учебного предмета

Личностными результатами являются следующие умения:

Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной

личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и

этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географии:

• ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

— осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской

Федерации, житель конкретного региона);

— осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

— представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире;

— осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность

их исторических судеб;

— осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

• гармонично развитые социальные чувства и качества:

— эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

— патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

— уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

• образовательные результаты - овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их

применения в различных жизненных ситуациях.



Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по географии заключаются в формировании и развитии

посредством географического знания:

— познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

— гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и

производственной деятельности;

— способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной

деятельностью;

— готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.

Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые в том числе и в школьном курсе

географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:

• умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике,

оценивать достигнутые результаты;

• умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью

технических средств и информационных технологий;

• организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях

гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

• умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

• умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию,написать письмо, заявление и т. п.;

• умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:

• понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества

и глобальных проблем;

• представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций,

принципов, законов и базовых понятий);

• умение работать с разными источниками географической информации;

• умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

• картографическая грамотность;

• владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных

характеристик компонентов географической среды;

• умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и

антропогенных воздействий, оценивать их последствия;

• умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к

условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы

жизнедеятельности;

• умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.

Планируемый уровень подготовки учащихся с ЗПР 5 класса к концу учебного года

Ученик научится:

  • использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;

  • анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;

  • определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

  • в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;

  • составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

представлять в различных формах географическую информацию необходимую для решения учебных и практикоориентированных задач.

Ученик получит возможность научиться:

- ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

- читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

- строить простые планы местности;

- создавать простейшие географические карты различного содержания;

- моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

Использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;

- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

- оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрения концепции устойчивого развития.

- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.




Календарно-тематическое планирование по учебному предмету

География 5 класс 35 ч. (1 ч. в неделю)

п/п


Тема урока,


Кол.час

Дата проведения


Корректировка



план

факт


Введение. Тема 1. На какой Земле мы живём.– 6 ч

6




1

Мир, в котором мы живём.

1

4.09



2

Науки оприроде

1

11.09



3

География–наука оЗемле

1

18.09



4

Методы географических исследований. Как люди открывали Землю.

1

25.09



5

Как люди открывали Землю. Практическая работа №1 Нанести на контурную карту маршруты путешественников и мореплавателей

1

02.10



6

Обобщение по теме: « Развитие географических знаний о Земле»

1

09.10




Тема 2. Планета Земля . 3 ч





7

Земля – планета Солнечной системы. Практическая работа №2 Обозначение на контурной карте материков и океанов

1

16.10



8

Движение Земли .

1

23.10



9

Солнечный свет на Земле

1

6.11




Тема 3. План и карта – 13 ч





10

Ориентирование на местности

1

13.11



11

Земная поверхность на плане и карте (1)

1

20.11



12

Практическая работа. Практическая работа №3 Определение масштаба

1

27.11



13

Земная поверхность на плане и карте (2)

1

04.12



14

Учимся с "Полярной звездой" (1)Практическая работа №4Топографический диктант

1

11.12



15

Географическая карта

1

18.12



16

Градусная сетка.

1

25.12



17

Практическая работа №5. Определение географических расстояний и направлений

1

15.01



18

Географическая широта

1

22.01



19

Географическая долгота.

1

29.01



20

Практическая работа №6 Определение по карте географической долготы и широты

1

5.02



21

Учимся с "Полярной звездой" (2)

1

12.02



22

Обобщение по теме

« План и карта»

1

19.02




Тема 5. Литосфера – твердая оболочка Земли – 12 ч.





23

Земная кора и литосфера

1

26.02



24

Горные породы, минералы, полезные ископаемые

1

4.03



25

Горные породы, минералы, полезные ископаемые

1

11.03



26

Движение земной коры (1)

1

18.03



27

Движение земной коры (2). Практическая работа №7. Обозначение на контурной карте крупнейших гор, равнин, районов размещения землетрясений и вулканов.

1

1.04



28

Рельеф Земли. Равнины

1

8.04



29

Рельеф Земли. Горы

1

15.04



30

Учимся с "Полярной звездой" (4)

1

22.04



31

Человек и литосфера

1

29.04



32

Итоговая работа по теме "Литосфера"

1

6.05



33

Обобщающий урок по теме "Литосфера"

1

13.05



34

Повторение - 1ч

1

20.05



35

Повторение и обобщение изученного

1

27.05









Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

1. География. 5-6 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений / [А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина и др.]; под ред. А.И. Алексеева ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования , издательство "Просвещение". - М. : Просвещение, 2012. - 192с.

2. География. Начальный курс. 5кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений/ И.И. Баринова, А.А Плешаков, Н. И. Сонин. -М.: Дрофа, 2015.-140, [4 ]с.: ил.,

3. Атлас. География 5 класс. М.: Дрофа. 2018 г

4. Компьютер

5. Проектор

6. Интерактивные карты,

7. Видеофильмы(DVD)

8. Мультимедийные средства обучения по географии (СД)

9. Демонстративные материалы (СД)


Интернет-ресурсы

http: //www.gao.spb.ru/russian

http: //www.fmm.ru

http: //www.mchs.gov.ru

http: //www.national-geographic.ru

http: //www.nature.com

http: //www.ocean.ru

http: //www.pogoda.ru

http: //www.sgm.ru/rus

http: //www.unknowplanet.ru
















СОГЛАСОВАНО: СОГЛАСОВАНО:

Законный представитель Заместитель директора по УВР

_____________/___________./ _____________/Шамаева М.Е./

« ___»__________2019года «____»_________2019года


СОГЛАСОВАНО:

Протокол заседания кафедры

учителей естественнонаучного цикла

МБОУ «Бердигестяхская СОШ имени Семена Данилова»

от___________2019 года №_____

________________/________________/

Подпись руководителя кафедры ФИО