СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по природоведению 6 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная рабочая программа

по природоведению 6 класс

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по природоведению 6 класс»


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Кормёжка имени Ф.П. Полынина»

Балаковского района Саратовской области



«Согласовано»

Руководитель МО

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­__________/Братчикова Л.Б. /

Протокол № _______

от « ____» __________2022г.

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

________/Колонцова О.В./

« ____ » _________ 2022г.

«Утверждаю»

И.о. директора МАОУ СОШ с.Кормежка им. Ф.П. Полынина

________/Алексеева Ю.Р./

Приказ № ___от ____ 2022г.








Адаптированная рабочая программа

по природоведению 6 класс

(индивидуальное обучение _________)

на 2022 учебный год

Минаевой Дарьи Юрьевны















Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол №

от «10» января 2022г.











2.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа разработана для ученика 6 класса _______________, обучающегося по адаптированной основной образовательной программе общего образования для обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) (Пр.№ 1599, вариант 1) в форме индивидуального обучения на дому с 10.01.2022 г..

Основание: заключение территориальной психолого-медико-педагогической комиссии г. Балаково № 1037 от 09.10.2017 г. заключение врачебной комиссии № 2997 ГУЗ «Балаковский психоневрологический диспансер».(Протокол ВК № 253 от 15.11.21г.).

Адаптированная образовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в форме индивидуального обучения на дому по географии в 6 классе рассчитана на 1 час в неделю (18 часов в год),составлена в соответствии с учебным планом школы, расписанием уроков.

Адаптированная образовательная программа по природоведению для обучающихся с умственной отсталостью МАОУ СОШ с. Кормежка имени Ф.П. Полынина разработана в соответствии:

-со статьями 2, 79 Федерального закона Российской Федерации № 273-ФЗ от29.12.2012года «Об образовании в Российской Федерации»;

-приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. №1599 «Об утверждении Федерального государственного стандарта образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

-с требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования

Программа содержит учебный материал для обучающихся 6–9 специальных (коррекционных) классов VIII вида. Программа составлена с учётом психофизических особенностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

Основными целями рабочей программы по природоведению являются:

- подготовка учащихся к усвоению естествоведческих, географических и исторических знаний на последующих этапах обучения;

- формирование представлений учащихся о предметах и явлениях неживой природы;

- формирование у обучающихся базовых учебных действий (личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных) средствами предмета;

- воспитание патриотизма, толерантности к другим народам и культурам.


Рабочая программа направлена на решение следующих задач:

- формирование правильного понимания таких природных явлений как дождь, снег, ветер, туман, осень, зима, весна, лето в жизни растений и животных;

- формирование представлений учащихся об основных элементах неживой природы (воде, воздухе, полезных ископаемых, почве);

- развитие памяти, внимания, речи, зрительного восприятия, мышления средствами предмета «Природоведение»;

- проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрения окружающей природы как комплекса условий необходимых для жизни растений, грибов, животных и людей), бережного отношения к природе.


Общая характеристика учебного предмета.

Преподавание природоведения направлено на коррекцию недостатков умственного и физического развития учащихся. В процессе знакомства с живой и неживой природой у чащихся развиваются наблюдательность, речь и мышление, они учатся устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи человека с неживой природой, влияние на неѐ. Основой данного курса для детей с ОВЗ являются идеи преемственности начального и основного общего образования.

Природоведение как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся с интеллектуальными нарушениями системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Принципы отбора основного и дополнительного материала связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными и психическими особенностями развития обучающихся. В рабочей программе также нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного специального (коррекционного) общего образования, изложенные в тематическом плане. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены практические работы по темам, предусмотренные программой. Почти все практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя. Особое внимание уделяется развитию познавательной активности обучающихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В 6 классе изучается раздел «Неживая природа». По этому разделу предусматривается изучение элементарных сведений о неживой природе. Учебный предмет «Природоведение» входит в предметную область «Естествознание» и относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

С целью формирования у учащихся мотивации к изучению предмета в программе отведено время на организацию тематических экскурсий, проведение опытов. Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим комплектом:

- учебник: «Природоведение». Неживая природа» 6 класс. Автор: А. И. Никишов. М., «Просвещение», 2011 г

При проведении уроков используется учебно – лабораторное оборудование:

- таблицы и плакаты, карточки, иллюстрации по темам программы,

- модели строения природных объектов,

- коллекции полезных ископаемых;

- пробирки, спиртовки, градусники.


Программа курса «Природоведение» в 6 классе состоит из двух разделов:


Полезные ископаемые

Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов. Гранит, известняки, песок, глина.

Горючие полезные ископаемые. Торф. Внешний вид и свойства торфа: цвет, пористость, хрупкость, горючесть. Образование торфа, добыча и использование. Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твердость, хрупкость. Добыча и использование. Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, текучесть, горючесть. Добыча нефти. Природный газ. Свойства газа: запах, горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту.

Полезные ископаемые, которые используются для получения минеральных удобрений. Калийная соль. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование. Фосфориты. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование.

Полезные ископаемые, используемые для получения металлов: Железная руда, ее внешний вид. Черные металлы (различные виды стали и чугуна). Свойства черных металлов: цвет, блеск, твердость, упругость, пластичность, теплопроводность, ржавление. Цветные металлы. Отличие черных металлов от цветных. Применение цветных металлов.Алюминий. Внешний вид и свойства алюминия: цвет, твердость, пластичность, теплопроводность, устойчивость к ржавлению. Медь. Свойства меди: цвет, блеск, твердость, пластичность, теплопроводность. Ее применение. Местные полезные ископаемые.

Демонстрация опытов

Определение некоторых свойств горючих полезных ископаемых: влагоемкости торфа и хрупкости каменного угля. Определение растворимости и нерастворимости калийной соли, фосфоритов. Определение свойств черных и цветных металлов: упругости, пластичности, хрупкости, теплопроводности.


Почва

Почва — верхний слой земли. Ее образование. Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух. Минеральная и органическая части почвы. Перегной - органическая часть почвы. Глина, песок и соли — минеральная часть почвы. Разнообразие почв. Песчаные и глинистые почвы. Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать. Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Основное свойство почвы — плодородие. Обработка почвы. Значение почвы в народном хозяйстве. Эрозия почв. Охрана почв.

Демонстрация опытов

Выделение воздуха и воды из почвы. Выделение песка и глины из почвы. Выпаривание минеральных солей из водной вытяжки. Определение способности песчаных и глинистых почв впитывать воду и пропускать ее.





















2.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа разработана для ученика 6 класса Чупахина Вячеслава, обучающегося по адаптированной основной образовательной программе общего образования для обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) (Пр.№ 1599, вариант 1) в форме индивидуального обучения на дому с 10.01.2022 г..

Основание: заключение территориальной психолого-медико-педагогической комиссии г. Балаково № 1158 от 22.11.2018 г. заключение врачебной комиссии № 2981 ГУЗ «Балаковский психоневрологический диспансер».(Протокол ВК № 252 от 12.11.21г.).

Адаптированная образовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в форме индивидуального обучения на дому по географии в 6 классе рассчитана на 1 час в неделю (18 часов в год),составлена в соответствии с учебным планом школы, расписанием уроков.

Адаптированная образовательная программа по природоведению для обучающихся с умственной отсталостью МАОУ СОШ с. Кормежка имени Ф.П. Полынина разработана в соответствии:

-со статьями 2, 79 Федерального закона Российской Федерации № 273-ФЗ от29.12.2012года «Об образовании в Российской Федерации»;

-приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. №1599 «Об утверждении Федерального государственного стандарта образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

-с требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования

Программа содержит учебный материал для обучающихся 6–9 специальных (коррекционных) классов VIII вида. Программа составлена с учётом психофизических особенностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

Основными целями рабочей программы по природоведению являются:

- подготовка учащихся к усвоению естествоведческих, географических и исторических знаний на последующих этапах обучения;

- формирование представлений учащихся о предметах и явлениях неживой природы;

- формирование у обучающихся базовых учебных действий (личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных) средствами предмета;

- воспитание патриотизма, толерантности к другим народам и культурам.


Рабочая программа направлена на решение следующих задач:

- формирование правильного понимания таких природных явлений как дождь, снег, ветер, туман, осень, зима, весна, лето в жизни растений и животных;

- формирование представлений учащихся об основных элементах неживой природы (воде, воздухе, полезных ископаемых, почве);

- развитие памяти, внимания, речи, зрительного восприятия, мышления средствами предмета «Природоведение»;

- проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрения окружающей природы как комплекса условий необходимых для жизни растений, грибов, животных и людей), бережного отношения к природе.

Общая характеристика учебного предмета.

Преподавание природоведения направлено на коррекцию недостатков умственного и физического развития учащихся. В процессе знакомства с живой и неживой природой у чащихся развиваются наблюдательность, речь и мышление, они учатся устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи человека с неживой природой, влияние на неѐ. Основой данного курса для детей с ОВЗ являются идеи преемственности начального и основного общего образования.




3. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Природоведение 6 класс


№ п/п

Содержание учебного материала по разделам

Всего часов

4

Раздел 1: Полезные ископаемые

10

5

Раздел 2: Почва

8

Итого

18часов









4. Требования к уровню подготовки учащихся


Предметные :

- усвоение отличительных признаков твѐрдых тел, жидкостей и газов;

- объяснять характерные признаки некоторых полезных ископаемых, песчаной и глинистой почвы;

- определять некоторые свойства твѐрдых, жидких и газообразных тел на примере металлов, воды, воздуха;

- характеризовать расширение при нагревании и сжатии, при охлаждении,способность к проведению тепла; текучесть воды и движение воздуха.

Метапредметные :

Познавательные

- сравнивать факты и явления;

- составлять простой план к теме;

- вычитывать все уровни текстовой информации;

- проводить поиск информации.

Коммуникативные:

- взаимодействовать с учителем;

- высказывать свою точку зрения, сравнивать ее с точкой зрения других людей;

Регулятивные:

- определять цели своего образования;

- составлять план достижения цели;

- уметь находить и исправлять свои ошибки.


Личностные:

- осознавать единство и целостность окружающего мира;

- формирование ответственного отношения к окружающей среде;

- формирование личностных представлений о ценности природы;

- формирование ответственного отношения к учебе;

- осознание значения биологических знаний.


5. Календарно – тематическое планирование

Андреев Максим

6 класс: учебник «Природоведение. Неживая природа» 6 класс. Автор: А. И. Никишов. М., «Просвещение», 2018 г


Содержание учебного материала

Дата

Коррект.

п/п


проведения урока



Тема 3 «Полезные ископаемые» (10 часов)


1

Полезные ископаемые и их виды.

14.01


2

Горючие полезные ископаемые. Нефть, газ, торф.

21.01


3

Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах,

текучесть, горючесть.

28.01




4

Добыча нефти.

04.02


5

Природный газ. Свойства газа.

11.02


6

Правила обращения с газом в быту.

18.02


7

Минеральные удобрения

25.02


8

Железные руды

04.03


9

Алюминий.

11.03


10

Самостоятельная работа

18.03


Тема 4 «Почва» (8часов)

11

Что такое почва. Виды почв

25.03


12

Состав почвы и ее охрана.

08.04


13

Разнообразие почв.

15.04


14

Основное свойство почвы — плодородие.

22.04


15

Обработка почвы.

29.04


16

Охрана почв.

13.05


17

Самостоятельная работа

20.05


18

Обобщающий урок

27.05





























V. Календарно – тематическое планирование

Чупахин Вячеслав

6 класс: учебник «Природоведение. Неживая природа» 6 класс. Автор: А. И. Никишов. М., «Просвещение», 2018 г


Содержание учебного материала

Дата

Коррект.

п/п


проведения урока



Тема 3 «Полезные ископаемые» (10 часов)


1

Полезные ископаемые и их виды.

12.01


2

Горючие полезные ископаемые. Нефть, газ, торф.

19.01


3

Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах,

текучесть, горючесть.

26.01



4

Добыча нефти.

02.02


5

Природный газ. Свойства газа.

09.02


6

Правила обращения с газом в быту.

16.02


7

Минеральные удобрения

23.02


8

Железные руды

02.03


9

Алюминий.

09.03


10

Самостоятельная работа

16.03


Тема 4 «Почва» (8 часов)

11

Что такое почва. Виды почв

23.03


12

Состав почвы и ее охрана.

06.04


13

Разнообразие почв.

13.04


14

Основное свойство почвы — плодородие.

20.04


15

Обработка почвы.

27.04


16

Охрана почв.

11.05


17

Самостоятельная работа

18.05


18

Обобщающий урок

25.05



6. Перечень учебно-методического обеспечения


  1. АООП для детей с нарушением интеллекта

  2. Рабочие программы по учебным предметам. ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант1. 5-9 классы. Природоведение. Биология. География. / Т.М.Лифанова, Е.Н. Соломина, Т.В.Шовырева, Е.В.Подвальная - М. «Просвещение» 2018

  3. Материалы МЭШ

  4. Учебник «Природоведение. Неживая природа» 6 класс для школ реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы ФГОС ОВЗ. авторы: А. И. Никишов. Москва «Просвещение», 2018 г.

  5. Некоторые психолого-педагогические показатели разграничения степеней умственной отсталости у детей на начальном этапе школьного обучения. С.Д.Забрамная, Т.Н.Исаева

  6. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов./Гаврина С.Е.,КутявинаН.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. ХудожникиГ.В.Соколов, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1998.

  7. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. Для педагога – дефектолога. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

Средства обучения

  • Компьютерное оборудование.

  • интернет ресурсы

  • "http://school-collection.edu.ru/"http://school-collection.edu.ru (Единая коллекция ЦОР)

  • "http://luts.ucoz.ru/"http://luts.ucoz.ru/ (Занимательная биология)

  • Микроскоп


7. Список используемой литературы


    1. Учебник «Природоведение. Неживая природа» 6 класс для школ реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы ФГОС ОВЗ. авторы: А. И. Никишов. Москва «Просвещение», 2018 г.

    2. «Хрестоматия по природоведению» - Саратов: Регион. Приволж. изд-во «Детская книга», 1995.–352 с.




Список ИКТ

1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru

2. КМ-школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа : http://www.km-school.ru

3. http://www.livt.net
Электронная иллюстрированная энциклопедия "Неживая природа"