СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Составлена с учетом индивидуальных особенностей учащихся, для детей с ОВЗ.
1.Пояснительная записка
Получение обучающимися с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Адаптированная рабочая программа начального общего образования разработана для учащихся_______________по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру на 2018-2019 учебный год основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
Федеральный Государственный стандарт начального общего образования.
Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 1 [Текст]: учебное издание – М.: Просвещение, 2010. – 400 с.;
Программа начального общего образования. Система «Система «Школа России»
Русский язык. Рабочие программы 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. / В.П.Канакина, В.Г. Горецкий, М.В. Бойкина и др. - М.: Просвещение, 2011.;
В.П.Канакина. Русский язык. Учебник для общеобразовательных организаций.в 2ч./В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. – 7-е издание. – М.:Просвещение, 2017.
Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253;
О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» / постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 июня 2003 г.№118 (с изменениями, внесёнными постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 апреля 2007г. №22, от 30 апреля 2010 г. №48, от 03 сентября 2010 г. №116);
Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» / Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189 г.;
Рекомендации Министерства образования и науки Челябинской области (письмо от 31.07.2009 г. №103/3404 «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области» и приложение 1 к письму Министерства образования и науки Челябинской области № 103/3431 от 03.08.2009 г.);
Рекомендации Министерства образования и науки Челябинской области (от 28.06.2018 г. №1213/6651 «Об особенностях организации образовательной деятельности на уровне начального общего образования в общеобразовательных организациях Челябинской области в 2018-2019 учебном году»
Распоряжение МОиН Челябинской области об обучении детей с ОВЗ;
Адаптированная образовательная программа НОО МАОУ «СОШ №15»;
Учебный план МАОУ «СОШ №15» на 2018-2019 учебный год;
Положение «Об адаптированной образовательной программе в МАОУ «СОШ № 15»
Так как учащиеся обучаются в общеобразовательном классе, то в данной программе представлено тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся, разработанное для всех учащихся. Коррекция будет осуществляться как на уроке, так и в рамках дополнительно отведенного времени, коррекционно-развивающих занятиях с логопедом, психологом.
Корректировка содержания индивидуальной программы осуществляется на основе результатов промежуточной диагностики, проводимой в апреле-мае текущего учебного года.
Выбор программы обучения по предметам начальной школы и созданных на ее основе учебников определяется тем, насколько обновлено их содержание, соответствует ли оно целям современного образования, решаются ли авторами задачи развития личности ребенка, его мышления, творческих способностей, воспитания интереса к учению. В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Этим требованиям в полной мере отвечает учебники УМК «Школа России».
Адаптированная рабочая программа разработана с использованием информационного ресурса «Модельная региональная основная образовательная программа начального общего образования», учитывающая национальные, региональные и этнокультурные особенности Челябинской области. Для текущего и промежуточного контроля используются контрольно-измерительные материалы, представленные в МРООП НОО, входящие в УМК «Школа России».
Александр и Татьяна достигли уровня физического развития, соответствующего возрастной норме, позволяющего освоить ООП НОО совместно с обучающимися, не имеющими ограничений по возможностям здоровья, находясь в их среде и в те же календарные сроки. Программу 2 класса по математике Татьяна освоила с трудом. Самостоятельно может выполнять операции сложения и вычитания двухзначных чисел, но затрачивает на их решение в два-три раза больше времени, чем одноклассники, и часто ошибочно. Затрудняется в вычислениях, связанных с таблицей умножения. Под руководством учителя может решить составную задачу в два действия. Во время самостоятельной работы из 5-6 заданий может сделать только одно- два верно.Программный материал по русскому языку усваивает не в полном объеме. Ошибки у Тани логопедического характера. Заменяет буквы при записи слов, так как имеет трудности в речевом произношении. Для прочтения текста Саше и Тане необходимо больше времени, чем другим детям. С первого раза прочитанное не понимают, а на многократное чтение на уроке не всегда есть время. Связно пересказать текст не могут. Испытывает трудности при конструктивной и изобразительной деятельности. На уроках математики инициативу проявляет Саша. Больший интерес демонстрирует именно на этих уроках. На слух информацию воспринимает после многократных повторов. Не всегда может воспроизвести услышанное. Зрительное восприятие также не соответствует норме. Произвольное внимание характеризуется крайней неустойчивостью, слабой концентрацией и распределяемостью, легко отвлекается. Саша быстро утомляется на уроке. Темп деятельности значительно снижен. Отказывается от участия в конкурсах, ссылаясь на недостаток времени. Таня принимает участие в конкурсах по интересам. Посещает танцевальный кружок в школе.
Рекомендации:Необходимоприучатьребенка к самостоятельномувыполнениюзаданий. Неследуетспешить, показывая, какнужновыполнятьзадание. Помощьдолжнаноситьсвоевременный и разумныйхарактер.Приполучениизаданиянеобходимовнимательноознакомить с егосодержанием, убедиться, чтоему всё понятно.Подберите необходимый наглядный дидактический материал. Задания должны быть непродолжительными, не вызывать утомления. Особое внимание уделяется не скорости, а качеству и точности выполнения.
1.Развиватьумениеконцентрироватьвнимание (степеньсосредоточенностивниманиянаобъекте).
2. Развивать устойчивость внимания (длительное сосредоточение внимания на объекте).
3. Развивать умение переключать внимание (намеренный, осознанный перенос внимания с одного объекта на другой).
4. Развивать умение распределять внимание (возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов).
5. Увеличивать объем внимания (количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием ребенка одновременно).
6. Формировать целенаправленное внимание (направленность в соответствии с поставленной задачей).
7. Развивать произвольное внимание (требует волевых усилий).
8. Активизировать и развивать зрительное и слуховое внимание.
Коррекция памяти
1. Развивать двигательную, вербальную, образную, словесно – логическую память.
2. Работать над усвоением знаний при помощи произвольного, сознательного запоминания.
3. Развивать скорость, полноту, точность воспроизведения.
4. Развивать прочность запоминания.
5. Формировать полноту воспроизведения словесного материала (воспроизводить словесный материал близко к тексту).
6. Совершенствовать точность воспроизведения словесного материала (правильность формулировок, умение давать краткий ответ).
7. Работать над последовательностью запоминания, умение устанавливать причинно – следственные и временные связи между отдельными фактами и явлениями.
8. Работать над увеличением объема памяти.
9. Учить запоминать воспринятое, осуществлять выбор по образцу.
Коррекция ощущений и восприятия
1. Работать над уточнением зрительных, слуховых, осязательных, двигательных ощущений.
2. Развивать целенаправленное восприятие цвета, формы, величины, материала и качества объекта. Обогащать чувственный опыт детей.
3. Учить соотносить предметы по величине, форме, цвету, зрительно проверяя свой выбор.
4. Дифференцировать восприятие предметов по цвету, величине и форме.
5. Развивать слуховое и зрительное восприятие.
6. Увеличивать объем зрительных, слуховых, тактильных представлений.
7. Формировать тактильное различение свойства предметов. Учить узнавать на ощупь знакомые предметы.
8. Развивать тактильно – двигательное восприятие. Учить соотносить тактильно – двигательный образ предмета со зрительным образом.
Коррекция мышления
1. Развивать наглядно – действенное, наглядно – образное и логическое мышление.
2. Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, систематизировать на наглядной или вербальной основе.
3. Учить выделять главное, существенное.
4. Учить сравнивать, находить сходство и отличие признаков предметов и понятий.
5. Развивать мыслительные операции анализа и синтеза.
6. Учить группировать предметы. Учить самостоятельно определять основание группировки, выделять существенный для данной задачи признак предмета.
7. Развивать умение понимать связь событий и строить последовательные умозаключения, устанавливать причинно – следственные связи.
8. Активизировать мыслительную творческую деятельность.
9. Развивать критичность мышления (объективная оценка других и себя)
10. Развивать самостоятельность мышления (умение использовать общественный опыт, независимость собственной мысли).
Коррекция эмоционально – волевой сферы
1. Вырабатывать умение преодолевать трудности.
2. Воспитывать самостоятельность, ответственность.
3. Формировать стремление добиваться результатов, доводить начатое дело до конца.
4. Развивать умение действовать целенаправленно, преодолевать посильные трудности.
2. Общая характеристика учебного предмета «Русский язык»
В системе предметов начальной общеобразовательной школы предмет «Русский язык» реализует две основные цели:
- познавательную - ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
- социокультурную - формирование коммуникативной компетенции учащихся; развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Для достижения поставленных целей необходимо решать следующие практические задачи:
- развивать речь, мышление, воображение школьников, умение выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- обеспечивать освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- обеспечивать овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания (в том числе рассуждения) и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объема;
- воспитывать у учеников позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, пробуждать познавательный интерес к языку, стремление совершенствовать свою речь. Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первый этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся, который начинается с вводного интегрированного курса обучения грамоте.
Ценностные ориентиры
Ценностными ориентирами содержания программы по русскому языку являются: воспитание позитивного эмоционально-ценностного и бережного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; формирование познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
3. Место предмета в учебном плане
В учебном плане образовательного учреждения в обязательной части на изучение предмета «Русский язык» в 3 классе отводится 170 часов, по 5 часов в неделю в соответствии с расписанием.
4.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык»
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
ориентация на принятие образца «хорошего ученика»;
интерес к познанию русского языка;
ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;
осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
развитие чувства гордости за свою Родину, народ и историю;
представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей;
ориентация в поведении на принятые моральные нормы;
понимание чувств одноклассников, учителей;
понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с материалами курса по русскому языку;
представление о Челябинской области как о самобытной в этно-и социолингвистическом аспектах части Российской Федерации,
осознание роли языка и речи в жизни людей;
представление о культурном многообразии Челябинской области и о достижениях культуры в своем родном городе (селе), формирование уважительного отношения к истории и культуре народов, проживающих в области;
умение чувствовать красоту и выразительность речи, интерес к изучению русского языка;
интерес к самостоятельному созданию текстов с учетом личной ответственности за информационную деятельность, стремление к совершенствованию собственной речи;
чувство гордости за Южный Урал, его историю и людей, населяющих регион;
готовность к сохранению природного наследия Южного Урала, чувство любви к своей малой Родине.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженных учебно-познавательных мотивов;
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;
способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; сопереживания другим людям;
следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
осознания своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с материалом курса по русскому языку.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью;
определять и формулировать цель деятельности, как с учителем, так и самостоятельно;
составлять план действий по решению проблем поискового и творческого характера, выполнению учебного проекта совместно с учителем;
работая по составленному плану, использовать справочную литературу, средства информационно-коммуникационных технологий;
соотносить результат своей деятельности с целью и вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы других.
Обучающийся получит возможность научиться:
самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с учебным материалом;
на основе результатов решения речевых задач делать выводы о свойствах изучаемых языковых явлений.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;
осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации о русском языке;
пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, схемами, приведенными в учебной литературе;
строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;
воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;
анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
овладеет логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений отнесение к известным понятиям;
проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
понимать структуру построения рассуждения как связь простых суждений об объекте (явлении);
обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);
подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (например: предложение, главные члены предложения, второстепенные члены; подлежащее, сказуемое);
проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных
источников (словари, энциклопедии, справочники, сеть Интернет);
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания
объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
устанавливать причинно-следственные связи;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
строить рассуждения.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, поисковых систем, медиаресурсов;
записывать, фиксировать информацию о русском языке с помощью инструментов ИКТ;
создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;
строить сообщения в устной и письменной форме;
находить самостоятельно разные способы решения учебной задачи;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);
строить логическое рассуждение как связь простых суждений об объекте (явлении).
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
активно использовать речевые средства для решения коммуникативных познавательных задач;
строить сообщение в соответствии с учебной задачей;
ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать другое мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре, в группе);
контролировать действия партнера;
адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации;
высказывать, обосновывать и корректировать свою точку зрения;
слушать и понимать речь других;
задавать вопросы;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения, оценки и самооценки и следовать им;
выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Обучающийся получит возможность:
строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
использовать речь для регуляции своего действия;
понимать ситуацию возникновения конфликта, содействовать его разрешению;
оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
использовать речь для планирования своей деятельности.
Предметные результаты
Развитие речи
Обучающийся научится:
участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения); выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения (на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста);
применять речевой этикет в ситуациях учебного и речевого общения, в том числе при обращении с помощью средств ИКТ; соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);
анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;
строить предложения для решения определённой речевой задачи, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо (выражать собственное мнение и аргументировать его);
понимать содержание читаемого текста, замечать в нём незнакомые слова, находить в нём новую для себя информацию для решения познавательной или коммуникативной задачи;
понимать тему и главную мысль текста, подбирать к тексту заголовок по его теме или главной мысли, находить части текста, определять их последовательность, озаглавливать части текста;
составлять план текста;
сочинять письма;
сочинять поздравительные открытки;
сочинять записки;
сочинять небольшие тексты для конкретных ситуаций общения;
восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера;
распознавать тексты разных типов: описание, повествование, рассуждение;
замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
знакомиться с жанрами объявления, письма;
строить монологическое высказывание на определённую тему, по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка;
написание изложений на основе текстов, отражающих тематику национальных, региональных и этнокультурных особенностей.
Обучающийся получит возможность научиться:
создавать тексты по предложенному заголовку;
подробно или выборочно пересказывать текст;
пересказывать текст от другого лица;
определять последовательность частей текста, составлять план текста, составлять собственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным планам;
пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;
письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного восприятия; сохранять основные особенности текста-образца; грамотно записыватьтекст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
составлять под руководством учителя небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему, по рисунку, репродукциям картин художников (в «Картинной галерее» учебника) и опорным словам, на тему выбранной учениками пословицы или поговорки;
использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, рассуждение, повествование;
пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему;
анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);
соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms – сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
характеризовать звуки русского языка: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объёме изученного);
определять функцию разделительного твёрдого знака (ъ) в словах;
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я (ёлка, поют), в словах с разделительными ь, ъ (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными;
осуществлять звуко-буквенный анализ доступных по составу слов;
произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён словарём произношения в учебнике);
использовать знание алфавита для упорядочивания слов и при работе со словарями и справочниками;
применять знания фонетического материала при использовании правил правописания;
пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзаца;
пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;
оценивать правильность проведения звуко-буквенного анализа слова;
соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);
пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.);
находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др.;
пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.
Лексика
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его значение по тексту или толковому словарю; спрашивать о значении слова учителя;
наблюдать за употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение;
иметь представление об омонимах; приобретать опыт различения в предложениях и текстах омонимов;
иметь представление о фразеологизмах (устойчивых сочетаниях слов); приобретать опыт различения в предложениях и текстах фразеологизмов;
наблюдать за использованием фразеологизмов в упражнениях учебника, осознавать их значение в тексте и разговорной речи;
распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
иметь представление о некоторых устаревших словах и их использовании в речи;
пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач;
знакомство с фонетическими, лексическими и грамматическими особенностями языка жителей региона, соблюдение норм русского литературного языка.
Обучающийся получит возможность научиться:
осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи;
оценивать уместность использования слов в тексте;
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
размышлять над этимологией некоторых слов-названий;
приобретать опыт редактирования употреблённых в предложении (тексте) слов;
создание небольших письменных текстов, отражающих тематику национальных, региональных и этнокультурных особенностей.
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
различать изменяемые и неизменяемые слова;
владеть опознавательными признаками однокоренных слов;
различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;
различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;
находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые случаи), корень, приставку, суффикс;
выделять нулевое окончание;
подбирать слова с заданной морфемой;
образовывать слова с помощью приставки (или суффикса), осознавать значение новых слов.
Обучающийся получит возможность научиться:
находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
различать изменяемые и неизменяемые слова;
узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
сравнивать, классифицировать слова по их составу;
соотносить слова с предъявляемыми к ним моделям, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;
осознавать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи);
наблюдать за способами образования слов при помощи приставки (или суффикса);
выполнять морфемный анализ слова в соответствии с предложенным учебником алгоритмом, оценивать правильность его выполнения;
использовать результаты выполненного морфемного анализа для решения орфографических и/или речевых задач;
подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать графический образ изучаемых приставок и суффиксов для правописания слов с этими приставками и суффиксами.
Морфология
Обучающийся научится:
распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);
с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы);
распознавать имена существительные; находить начальную форму имени существительного; определять грамматические признаки (род, число, падеж, имя собственное, отвечает на вопрос кто? или что? (одушевленные или неодушевленное); изменять имена существительные по числам и падежам;
распознавать имена прилагательные; определять зависимость имени прилагательного от формы имени существительного; находить начальную форму имени прилагательного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена прилагательные по числам, родам (в единственном числе), падежам (первое представление);
распознавать глаголы; определять начальную (неопределённую) форму глаголов (первое представление), различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?»; определять грамматические признаки глагола — форму времени, число, род (в прошедшем времени);
распознавать личные местоимения (в начальной форме), определять грамматические признаки: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
узнавать имена числительные (общее представление); распознавать количественные и порядковые имена числительные;
устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не;
узнавать союзы и, а, но и понимать их роль в предложении;
подбирать примеры слов и форм разных частей речи; наблюдать их употребление в тексте и устной речи, правильно употреблять в речи части речи и их формы;
знакомство с грамматическими особенностями языка жителей региона.
Обучающийся получит возможность научиться:
производить морфологический разбор изучаемых самостоятельных частей речи (в объёме программы), пользуясь алгоритмом разбора в учебнике; оценивать правильность проведения морфологического разбора;
наблюдать за словообразованием частей речи;
замечать в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи;
находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.
Синтаксис
Обучающийся научится:
различать предложение, словосочетание и слово;
выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;
определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения;
различать понятия «члены предложения» и «части речи»;
находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды);
устанавливать при помощи вопросов связь между словами в словосочетании и предложении; отражать её в схеме;
соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
различать распространённые и нераспространённые предложения, составлять такие предложения;
отличать основу предложения от словосочетания; выделять в предложении словосочетания;
разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), ставить вопросы к второстепенным членам предложения, определять, какие из них поясняют подлежащее или сказуемое, или другие второстепенные члены, выделять из предложения словосочетания.
Обучающийся получит возможность научиться:
устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
выделять в предложении основу и словосочетания;
различать второстепенные члены предложения – определения, дополнения, обстоятельства;
находить в предложении обращение (в начале, в середине, в конце);
опознавать простое и сложное предложения, определять части сложного предложения;
выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам, синтаксический), оценивать правильность разбора.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
а) применять ранее изученные правила правописания (в объеме содержания курса), а также:
сочетания жи – ши, ча-ща, чу – щувположении под ударением;
сочетания чк-чн, чт, щн;
перенос слов;
прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроизносимые согласные;
разделительный твёрдый знак (ъ);
непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (на ограниченном перечне слов);
гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
разделительные Ъ и Ь;
мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);
безударные родовые окончания имён прилагательных;
раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
раздельное написание предлогов с другими словами;
раздельное написание частицы не с глаголами;
знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
б) подбирать примеры с определённой орфограммой;
в) обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);
г) определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;
д) применять разные способы проверки правописания слов:
изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;
е) безошибочно списывать текст с доски и учебника (объёмом 65—70 слов);
ж) писать под диктовку текст (объёмом 55—60 слов) в соответствии с изученными правилами правописания;
з) проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться:
а) применять правила правописания:
соединительныео и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
е и и в суффиксах имён существительных (ключик — ключика, замочек — замочка);
запятая при обращении;
запятая между частями в сложном предложении;
безударные родовые окончания имён прилагательных, глаголов в прошедшем времени;
б) при составлении собственных текстов использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы (чтобы избежать орфографической ошибки);
в) при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
г) при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить ее в последующих письменных работах;
д) создание небольших письменных текстов, отражающих тематику национальных, региональных и этнокультурных особенностей Челябинской области;
е) осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
ё) подбирать примеры с определенной орфограммой.
5.Содержание учебного предмета
Язык и речь
Виды речи. Речь, её назначение. Речь — отражение культуры человека. Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения.Формирование представлений о языке как основе национального самосознания.
Текст, предложение, словосочетание
Текст как единица языка и речи. Тема и основная мысль текста. Заголовок. Части текста. Типы текстов. Предложение, его назначение и признаки. Оформление предложений в устной речи и на письме. Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные). Восклицательные предложения. Упражнение в распознавании и в построении предложений, разных по цели высказывания и но интонации. Обращение (общее представление). Главные и второстепенные члены предложения (без деления второстепенных членов на виды). Распространенные и нераспространенные предложения. Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Упражнение в построении словосочетаний, в вычленении словосочетаний из предложения. Разбор предложения но членам предложения. Простое и сложное предложения (общее представление). Знаки препинания в сложном предложении. Союзы в сложном предложении. Обобщение знаний о предложении.
Слово в языке и речи
Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Синонимы. Антонимы. Омонимы (общее представление). Словосочетание как сложное название предмета. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы) (общее представление). Упражнение в распознавании изученных лексических групп слов в речи, выборе наиболее точного слова для выражения мысли. Работа со словарями учебника.
Имя существительное, местоимение, имя прилагательное, глагол. Имя числительное как часть речи (общее представление).
Слово и слог. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Правописание слов с безударными гласными в корне слова и ударными гласными после шипящих. Согласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слова. Мягкий знак (Ь) как показатель мягкости согласного звука. Разделительный (Ь) мягкий знак. Упражнение в правописании слов с изученными орфограммами. Перенос слов.
Состав слова
Основа и окончание слова. Общее понятие о значимых частях слова — корне, приставке, суффиксе, окончании. Наблюдения над изменением формы слова с помощью окончаний и образованием слов с помощью приставок и суффиксов. Однокоренные слова и формы одного и того же слова (сопоставление). Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление).
Правописание безударных гласных в корне слова. Упражнение в правописании слов с проверяемыми (пчела, зимой, малыш, ленивый, смотреть) и не проверяемыми ударением безударными гласными (восток, герой, трамвай), с двумя безударными гласными (сторона, зеленеть, золотой).Слова с буквосочетаниями оро//ра(ворота — врата), ере//ре (берег — брег), оло//ла (золото — злато).Правописание глухих и звонких согласных в корне слова. Упражнение в правописании слов с парным по глухости-звонкости согласным в конце слова (сугроб, чертёж) и перед согласным в корне (сказка, гибкий, просьба), с непроверяемым согласным в корне (вокзал, дождь).Правописание непроизносимых согласных в наиболее распространенных словах (солнце, сердце, здравствуй, местность). Правописание - сн в наиболее употребительных словах (опасный, прекрасный, вкусный). Упражнение в правописании слов с непроизносимым согласным звуком в корне.Сопоставление правил о правописании гласных и согласных в корне. Формирование умения проверять написание гласных и согласных разными способами: изменением формы слова (звезда — звёзды, варил — варит, гибкий — гибок, вкусный — вкусен, глаз — глаза) и подбором однокоренных слов (свистнул — свист, больной — боль, сливки — сливочки).Правописание приставок и суффиксов в слове. Правописание гласных и согласных в приставках в-, о-, об-, до-, за-, на-, над-, с-, от-, под-, по-, про-, пере-, в некоторых суффиксах -ек, -ик, -енък, -ок(общее представление). Развитие навыка правописания безударных гласных корня в словах с приставками (завязал, подкрепил, переписал, покраснел). Приставки и предлоги. Формирование умения отличать приставку от предлога. Упражнение в правописании предлогов и приставок. Правописание слов с двойными согласными. Упражнение в правописании слов с двойными согласными (ванна, аллея, телеграмма, рассказ, русский, длинный). Разделительный твердый (ъ) знак. Правописание слов с разделительным твердым (ъ) знаком (объявление, съезд, съёжился, предъюбилейный). Упражнение в правописании слов с разделительными твердым (ъ) и мягким (ь) знаками.
Части речи
Общее знакомство с частями речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлоги).
Имя существительное.Понятие об имени существительном как части речи (его значение, вопросы). Роль имен существительных в речи. Одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные имена существительные. Число имен существительных (единственное, множественное), изменение имен существительных по числам. Имена существительные, употребляемые в форме одного числа: единственного (молоко, творог), множественного (ножницы, шахматы).Род имен существительных (мужской, женский, средний). Упражнение в определении рода имен существительных. Наблюдение над именами существительными со значением оценки (невежа, плакса, забияка). Мягкий (ь) знак на конце существительных женского рода после шипящих (ночь, рожь) и его отсутствие у существительных мужского рода (врач, сторож). Упражнение в правописании имен существительных с шипящим звуком на конце.Изменение имен существительных по падежам (общее представление о склонении). Ознакомление с признаками имен существительных, употребляемых в каждом из падежей (именительном, родительном, дательном, винительном, творительном, предложном). Упражнение в склонении имен существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные. Начальная форма имени существительного. Роль имен существительных в предложении (подлежащее, второстепенный член предложения).
Имя прилагательное. Понятие об имени прилагательном как части речи (значение, вопросы). Роль имен прилагательных в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным. Наблюдение над употреблением имен прилагательных в описательном тексте (художественном и научном). Упражнение в распознавании и в правописании имен прилагательных. Общее представление о сложных именах прилагательных (светло-синий, ярко-красный) и их написании.Число имен прилагательных (единственное, множественное), изменение имен прилагательных по числам при сочетании с именем существительным.Правописание окончаний имен прилагательных множественного числа (-ые, -ие).Изменение имен прилагательных в единственном числе по родам при сочетании с именем существительным. Упражнение в определении рода и в изменении имен прилагательных по родам. Правописание родовых окончаний имен прилагательных (-ий, -ый, -ой, -ая, -яя, -ое, -ее).Общее представление об изменении имен прилагательных по падежам в зависимости от падежной формы имени существительного. Упражнение в определении падежа имен прилагательных. Начальная форма имени прилагательного.Роль имен прилагательных в предложении (второстепенный член предложения).
Местоимение.Личные местоимения (значение, вопросы). Роль местоимений в речи. Лицо и число личных местоимений. Наблюдение над употреблением местоимений в тексте. Роль местоимений в предложении (подлежащее, второстепенный член предложения).
Глагол.Понятие о глаголе как части речи (значение, вопросы). Начальная (неопределенная) форма глагола. Роль глаголов в речи. Число глаголов (единственное, множественное), изменение глаголов по числам.Времена глагола (настоящее, прошедшее, будущее). Изменение глаголов по временам. Упражнение в определении времени глаголов и в изменении глаголов по временам. Изменение глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе.Частица не. Правописание глаголов с частицей не. Роль глаголов в предложении (сказуемое).
Повторение изученного за год
Текст и предложение. Повествовательные, побудительные, вопросительные предложения. Состав слова. Правописание звонких, глухих, непроизносимых, двойных согласных, безударных гласных в корне слова. Разделительные ъ и ь. Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол.
6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
Содержание учебного предмета | количество часов | Основные виды учебной деятельности обучающихся |
Виды речи. Речь, её назначение. Речь — отражение культуры человека. Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения. Формирование представлений о языке как основе национального самосознания. | 2 | Иметь представление о речи и языке |
Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль. Построение текста: вступление, основная часть, заключение. Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные) Знаки препинания в конце предложений. Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Второстепенные члены. Связь слов в предложении. Распространенные и нераспространенные предложения. Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Главное и зависимое слово в словосочетании. | 14 | Различать на слух набор предложений и текст. Характеризовать признаки текста. Использовать в повседневной жизни нормы речевого этикета. Сравнивать тексты, написанные разным стилем. Обозначать графически в предложении грамматическую основу. Объяснять расстановку знаков препинания.
|
Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Синонимы. Антонимы. Омонимы (общее представление). Словосочетание как сложное название предмета. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы) (общее представление). Упражнение в распознавании изученных лексических групп слов в речи, выборе наиболее точного слова для выражения мысли. Работа со словарями учебника. Имя существительное, местоимение, имя прилагательное, глагол. Имя числительное как часть речи (общее представление). Слово и слог. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Правописание слов с безударными гласными в корне слова и ударными гласными после шипящих. Согласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слова. Мягкий знак (Ь) как показатель мягкости согласного звука. Разделительный (Ь) мягкий знак. Упражнение в правописании слов с изученными орфограммами. Перенос слов. | 19 | Различать и находить изученные части речи.
|
Основа и окончание слова. Общее понятие о значимых частях слова — корне, приставке, суффиксе, окончании. Наблюдения над изменением формы слова с помощью окончаний и образованием слов с помощью приставок и суффиксов. Однокоренные слова и формы одного и того же слова (сопоставление). Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание парных звонких и глухих согласных. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. Чередование согласных в корне слова: пеку— печь, лицо — личный, бег — бежать, верх — вершина, вязать — вяжет и др. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание непроизносимых согласных в корне слова. Приставка как значимая часть слова. Правописание гласных и согласных в приставках о-, об-(обо-), от- (ото-), до-, по-, под- (подо-), про-, за-, на-, над-, в- (во-), с- (со-), вы-, пере-. Разделительный Ъ. | 44 | Разбирать слова по составу. Различать изученные части речи.
|
Общее знакомство с частями речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлоги). | 1 | Различать изученные части речи |
Имя существительное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Имена существительные собственные и нарицательные. Заглавная буква в собственных именах существительных. Род имен существительных. Правописание безударных гласных в родовых окончаниях Склонение имен существительных с ударными окончаниями в единственном числе. Распознавание падежей. Ь после шипящих на конце имен существительных женского рода (речь, вещь, рожь, мышь) и его отсутствие на конце имен существительных мужского рода (товарищ, мяч). Имена существительные, которые употребляются только в единственном числе (молоко, молодёжь) или только во множественном числе (очки, ножницы). | 30 | Классифицировать части речи. Иметь представление о грамматических признаках частей речи. Определять грамматические признаки изученных частей речи. Применять правила написания безударных гласных в окончаниях имен сущ-х. |
Имя прилагательное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Употребление в речи прилагательных-антонимов. Изменение имен прилагательных по родам и числам при сочетании с именами существительными. Правописание окончаний -ий, -ый, -ая, -яя, -ое, -ее, -ие, -ые. | 19 | Уметь различать имена прилагательные |
Местоимение как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Личные местоимения. Изменение личных местоимений по родам. | 5 | Находить местоимение. |
Глагол как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Начальная форма. Глаголы совершенного и несовершенного вида (ознакомление без термина). Изменение глаголов по числам и временам. Настоящее, прошедшее, будущее время. Окончания глаголов в прошедшем времени. Правописание не с глаголами. Глаголы, близкие и противоположные по смыслу (антонимы и синонимы). Выбор наиболее точного глагола для выражения мысли. Многозначность глаголов. Употребление глаголов в прямом и переносном значении. | 23 | Различать глагол. Классифицировать части речи. Иметь представление о грамматических признаках частей речи. Определять грамматические признаки изученных частей речи.
|
Текст и предложение. Повествовательные, побудительные, вопросительные предложения. Состав слова. Правописание звонких, глухих, непроизносимых, двойных согласных, безударных гласных в корне слова. Разделительные ъ и ь. Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол. | 13 | Восстанавливать деформированный текст (с нарушенным порядком предложений), подбирать к нему заголовок, определять тип текста. |
| 170 |
|
7.Календарно-тематическоепланирование
№ | Тема | кол-во часов | дата проведения | реализация НРЭО | формы текущего контроля | корректировка |
План/ факт | План/ факт | |||||
| Язык и речь (2 ч.) | |||||
1. | Наша речь. Виды речи. Речь, её назначение. | 1 |
|
|
|
|
2. | Язык, его значение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения | 1 |
|
|
|
|
| Текст. Предложение. Словосочетание (14 ч.) | |||||
3. | Текст. Типы текстов. | 1 |
|
|
|
|
4. | Предложение. | 1 |
|
|
|
|
5. | Виды предложений по цели высказывания | 1 |
| «В родном краю. Русский язык» 3 класс |
|
|
6. | Виды предложений по интонации | 1 |
|
|
|
|
7. | Предложение с обращением | 1 |
|
|
|
|
8. | Главные и второстепенные члены предложения | 1 |
|
|
|
|
9. | Входной диктант. | 1 |
|
| Диктант |
|
10-12. | Главные и второстепенные члены предложения. Разбор предложения | 3 |
|
| Графическая работа |
|
13. | Простое и сложное предложение | 1 |
|
|
|
|
14. | Простое и сложное предложение | 1 |
|
|
|
|
15. | Что такое словосочетание? | 1 |
|
|
|
|
16. | Связь слов в словосочетании | 1 |
|
|
|
|
| Слово в языке и речи (19 ч.) | |||||
17. | Лексическое значениеслова. Однозначные и многозначные слова. | 1 |
|
|
|
|
18. | Синонимы и антонимы. | 1 |
|
|
|
|
19. | Омонимы. | 1 |
|
|
|
|
20. | Слово и словосочетание. | 1 |
|
|
|
|
21. | Фразеологизмы. | 1 |
|
|
|
|
22. | Части речи. | 1 |
|
|
|
|
23. | Имя существительное | 1 |
|
|
|
|
24. | Имя прилагательное. | 1 |
|
|
|
|
25. | Глагол. | 1 |
|
|
|
|
26. | Имя числительное. | 1 |
|
|
|
|
27 -29. | Однокоренные слова. | 3 |
|
|
|
|
30. | Звуки и буквы. Гласные звуки | 1 |
|
|
|
|
31. | Звуки и буквы. Согласные звуки | 1 |
|
|
|
|
32. | Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак. | 1 |
|
|
|
|
33. | Развитие речи. Подробное изложение | 1 |
|
| Изложение |
|
34. | Работа над ошибками. Закрепление изученного по теме: «Слово в языке и речи». | 1 |
|
|
|
|
35. | Контрольный диктантза 1 четверть | 1 |
|
| Диктант |
|
| Состав слова (44 ч.) | |||||
36. | Что такое корень слова? | 1 |
|
|
|
|
37. | Как найти корень слова? | 1 |
|
|
|
|
38. | Сложные слова | 1 |
|
|
|
|
39. | Что такое окончание? | 1 |
|
|
|
|
40. | Как найти в слове окончание? | 1 |
|
| Самостоятельная работа |
|
41. | Что такое приставка? Как найти в слове приставку? | 1 |
|
|
|
|
42. | Значения приставок | 1 |
|
|
|
|
43. | Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс? | 1 |
|
|
|
|
44. | Значения суффиксов | 1 |
|
|
|
|
45. | Проект «Семья слов» | 1 |
|
|
|
|
46, 47 | Что такое основа слова? | 2 |
|
|
|
|
48. | Сочинение по картине А.А.Рылова «В голубом просторе» | 1 |
|
| Сочинение |
|
49. | Работа над ошибками. Изменяемые и неизменяемые слова | 1 |
|
|
|
|
50. | Разбор слова по составу | 1 |
|
| Графическая работа |
|
51. | Проверочная работа по теме «Состав слова» | 1 |
|
| Проверочная работа |
|
52. | Обобщение знаний о составе слова. | 1 |
|
|
|
|
53. | В каких значимых частях слова есть орфограммы? | 1 |
|
|
|
|
54. | Правописание слов с безударными гласными в корне | 1 |
|
|
|
|
55-57. | Подбор проверочных слов к словам с безударной гласной | 3 |
|
|
|
|
58. | Правописание слов с двумя безударными гласными в корне | 1 |
|
|
|
|
59. | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне | 1 |
|
| Самостоятельная работа |
|
60, 61 | Проверка слов с парными согласными в корне | 2 |
|
| Грамматический разбор (фонетический) |
|
62. | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне | 1 |
| «В родном краю. Русский язык» 3 класс |
|
|
63. | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне | 1 |
|
|
|
|
64, 65. | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне | 2 |
|
| Самостоятельная работа |
|
66, 67 | Правописание слов с удвоенными согласными | 2 |
|
| Самостоятельная работа |
|
68. | Контрольный диктант за 2 четверть | 1 |
|
| Диктант |
|
69. | Контрольное списывание. | 1 |
|
| Контрольное списывание |
|
70. | Правописание суффиксов и приставок | 1 |
|
|
|
|
71. | Правописание безударных или парных согласных в приставках или суффиксах | 1 |
|
|
|
|
72. | Упражнение в правильном написании слов с приставками и суффиксами | 1 |
|
|
|
|
73, 74. | Правописание приставок и предлогов | 2 |
|
|
|
|
75, 76 | Правописание слов с разделительным твердым знаком | 2 |
|
|
|
|
77, 78 | Разделительный твердый и мягкий знаки | 2 |
|
| Самостоятельная работа |
|
79. | Повторение. Проектная задача «Составляем орфографический словарь» | 1 |
|
|
|
|
| ЧАСТИ РЕЧИ (78 ч.) | |||||
80. | Части речи | 1 |
|
|
|
|
| Имя существительное (30 ч.) | |||||
81, 82 | Имя существительное и его роль в речи | 2 |
|
|
|
|
83, 84 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные | 2 |
|
|
|
|
85. | Устаревшие слова в русском языке | 1 |
|
|
|
|
86. | Проект «Тайна имени» | 1 |
| Знакомство с этимологией имен коренных жителей Урала |
|
|
87. | Собственные и нарицательные имена существительные | 1 |
| «В родном краю. Русский язык» 3 класс | Речевая ситуация
|
|
88, 89 | Число имён существительных | 2 |
|
|
|
|
90, 91 | Род имён существительных | 2 |
|
|
|
|
92, 93 | Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих | 2 |
| «В родном краю. Русский язык» 3 класс | Самостоятельная работа |
|
94. | Проверочная работа по теме: «Имя существительное» | 1 |
|
| Проверочная работа |
|
95. | Склонение имён существительных | 1 |
|
|
|
|
96, 97 | Падеж имён существительных | 2 |
|
|
|
|
98. | Сочинение по картине И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка» | 1 |
|
| Сочинение |
|
99. | Анализ сочинений. Именительный падеж | 1 |
|
|
|
|
100. | Родительный падеж | 1 |
|
|
|
|
101. | Дательный падеж | 1 |
|
|
|
|
102, 103 | Винительный падеж | 2 |
| «В родном краю. Русский язык» 3 класс | Самостоятельная работа |
|
104. | Творительный падеж | 1 |
|
|
|
|
105. | Предложный падеж | 1 |
|
|
|
|
106- 108 | Падежи имен существительных | 3 |
|
|
|
|
109. | Падежи имен существительных | 1 |
|
| Самостоятельная работа |
|
110. | Проект «“Зимняя” страничка» | 1 |
|
|
|
|
| Имя прилагательное (19 ч.) | |||||
111, 112 | Значение и употребление имён прилагательных в речи | 2 |
|
|
|
|
113. | Роль прилагательных в тексте. | 1 |
|
|
|
|
114, 115 | Текст – описание | 2 |
|
|
|
|
116. | Род имён прилагательных | 1 |
|
|
|
|
117, 118 | Изменение имён прилагательных по родам | 2 |
| «В родном краю. Русский язык» 3 класс |
|
|
119, 120 | Число имён прилагательных | 2 |
|
|
|
|
121, 122 | Изменение имён прилагательных по падежам | 2 |
|
|
|
|
123. | Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного | 1 |
|
|
|
|
124, 125 | Морфологический разбор имени прилагательного | 2 |
|
| Грамматический разбор |
|
126. | Сочинение. Отзыв по картине А.А. Серова «Девочка с персиками» | 1 |
|
| Сочинение |
|
127. | Анализ сочинений. Значение и употребление имен прилагательных в речи | 1 |
|
| Самостоятельная работа |
|
128. | Контрольный диктант за 3 четверть | 1 |
|
| Диктант |
|
129. | Проект «Имена прилагательные в загадках» | 1 |
|
|
|
|
| Местоимение (5 ч.) | |||||
130. | Личные местоимения. | 1 |
|
|
|
|
131. | Изменение личных местоимений по родам | 1 |
|
|
|
|
132. | Род местоимений 3-го лица единственного числа | 1 |
|
|
|
|
133. | Изменение личных местоимений 3-го лица в единственном числе по родам | 1 |
|
|
|
|
134. | Развитие речи. Изложение | 1 |
| Написание письма другу о родном городе | Изложение |
|
| Глагол (23 ч.) | |||||
135. | Что обозначает глагол? | 1 |
|
|
|
|
136. | Значение и употребление глаголов в речи | 1 |
|
|
|
|
137. | Глаголы – синонимы, глаголы – антонимы | 1 |
|
|
|
|
138. | Составление текста по сюжетным рисункам | 1 |
|
|
|
|
139,140 | Неопределённая форма глагола. | 2 |
|
|
|
|
141. | Распознание глаголов в неопределенной форме | 1 |
|
|
|
|
142, 143 | Число глаголов | 2 |
|
|
|
|
144. | Изменение глаголов по числам | 1 |
|
|
|
|
145. | Времена глаголов | 1 |
|
|
|
|
146. | Времена глаголов. 2-е лицо глаголов | 1 |
|
|
|
|
147. | Изменение глаголов по временам. | 1 |
|
| Грамматический разбор |
|
148. | Упражнение в написании глаголов по временам | 1 |
| «В родном краю. Русский язык» 3 класс |
|
|
149. | Развитие речи. Выборочное подробное изложение | 1 |
|
| Изложение |
|
150. | Род глаголов в прошедшем времени. | 1 |
|
|
|
|
151. | Родовые окончания глаголов (- а, - о) | 1 |
|
|
|
|
152. | Правописание частицы не с глаголами | 1 |
| «В родном краю. Русский язык» 3 класс |
|
|
153,154 | Раздельное написание частицы не с глаголами | 2 |
|
|
|
|
155,156 | Морфологический разбор глагола | 2 |
|
|
|
|
157. | Проверочная работа по теме: «Глагол» | 1 |
|
| Проверочная работа |
|
| Повторение (13 ч.) | |||||
158, 159 | Обобщение и систематизация изученного о частях речи | 2 |
|
|
|
|
160. | Стандартизированная контрольная работа | 1 |
| «В родном краю. Русский язык» 3 класс | Стандартизиро ванная контрольная работа |
|
161, 162 | Обобщение изученного о слове, предложении | 2 |
| «В родном краю. Русский язык» 3 класс | Грамматический разбор |
|
163. | Правописание окончаний имен прилагательных | 1 |
|
|
|
|
164. | Правописание приставок и предлогов | 1 |
|
|
|
|
165. | Правописание безударных гласных. Словарный диктант | 1 |
|
| Словарный диктант |
|
166. | Правописание значимых частей слов | 1 |
|
|
|
|
167. | Итоговый контрольный диктант | 1 |
|
| Диктант |
|
168. | Контрольное списывание | 1 |
|
| Контрольное списывание |
|
169. | Работа над ошибками. Однокоренные слова | 1 |
|
|
|
|
170. | Обобщение изученного. КВН «Знатоки русского языка» | 1 |
|
|
|
|
8. Коррекционный компонент
№ | Тема | кол-во часов | дата проведения | реализация НРЭО | формы текущего контроля | Корректи-ровка |
План/ факт | План/ факт | |||||
1 | Текст. Типы текстов. | 1 |
|
|
|
|
2 | Главные и второстепенные члены предложения | 1 |
|
| Диктант |
|
3 | Простое и сложное предложение | 1 |
|
|
|
|
4 | Словосочетание. Связь слов в словосочетании. | 1 |
|
|
|
|
5 | Синонимы и антонимы | 1 |
|
|
|
|
6 | Части речи | 1 |
|
|
|
|
7 | Имя существительное | 1 |
|
|
|
|
8 | Имя прилагательное | 1 |
|
|
|
|
9 | Имя числительное | 1 |
|
|
|
|
10 | Глагол | 1 |
|
|
|
|
11 | Однокоренные слова | 1 |
|
|
|
|
12 | Гласные и согласные звуки | 1 |
|
|
|
|
13 | Корень слова | 1 |
|
|
|
|
14 | Окончание слова | 1 |
|
|
|
|
15 | Приставка в слове | 1 |
|
|
|
|
16 | Суффикс в слове | 1 |
|
|
|
|
17 | Основа слова | 1 |
|
|
|
|
18 | Разбор слов по составу | 1 |
|
|
|
|
19 | Правописание слов с безударными гласными в корне | 1 |
|
|
|
|
20 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне | 1 |
|
|
|
|
21 | Правописание приставок и предлогов | 1 |
|
|
|
|
22 | Разделительный твердый и мягкий знаки | 1 |
|
|
|
|
23 | Род и число имен существительных | 1 |
|
|
|
|
24- 26 | Падежи имен существительных | 3 |
|
|
|
|
27 28 | Изменение имён прилагательных по падежам | 2 |
|
|
|
|
29 30 | Что обозначает глагол? | 2 |
|
|
|
|
31 | Времена глаголов | 1 |
|
|
|
|
32 33 | Обобщение и систематизация изученного о частях речи | 2 |
|
|
|
|
34 | Правописание значимых частей слов | 1 |
|
|
|
|
9.Воспитательный компонент
Особое значение имеет включение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья во внеурочную деятельность, которая способствует их самореализации в различных видах трудовой, творческой деятельности, интеграции в социум.
Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, наблюдение, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, конференция, консультация.
Методы контроля: консультация, доклад, защита проектных работ, выставка, презентация, участие в конкурсах исследовательских работ.
Технологии, методики:
уровневая дифференциация;
проблемное обучение;
моделирующая деятельность;
поисковая деятельность;
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии.
№ | мероприятие | дата |
| Викторина | В течение года |
| Интеллектуальные конкурсы по русскому языку | |
| Проект по выбору | В течение года |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Дидактическое и методическое обеспечение
Дидактическое обеспечение | Методическое обеспечение |
|
|
Материально-техническое обеспечение
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Примечание |
Словари по русскому языку: Ожегов С.И. Словарь русского языка. – 25 изд., - М.: ООО «Издательство Оникс», 2007. Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка/ М.Т. Баранов. – 4-е изд.: Просвещение, 2006. Лекант П.А. Школьный орфоэпический словарь русского языка/ П.А. Лекант, В.В. Леденева. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2006. Шанский Н.М. Школьный фразеологический словарь русского языка. Значение и происхождение словосочетаний/ Н.М. Шанский, В.И. Зимин, А.В. Филиппов. – 9-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006. | Словари используются для: объяснения и уточнения значения слова, уточнения состава слова, указания способа образования слова, уточнения литературного произношения слова, объяснения значения устойчивых сочетаний слов — фразеологизмов |
Классная доска | 1 |
Мультимедийный проектор | 1 |
Информационно-коммуникационные средства
Видеофильмы | Электронные образовательные ресурсы | Ресурсы Интернета |
| Русский язык. 3 класс. Электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной |
|
11.Описание контрольно-измерительных материалов
Для текущего и промежуточного контроля используются контрольно-измерительные материалы, представленные в МРООП НОО; входящие в УМК «Школа России».
Канакина В.П., Щёголева Г.С. Русский язык. Проверочные работы.3 класс. -М.: Просвещение, 2019
Диагностические материалы
Изложение
Задание:
1. Прочитай (прослушай) текст. Определи его тему и основную мысль.
2. Найди в тексте опорные слова.
3. Раздели текст на части, озаглавь их.
4. Найди буквы, которые надо проверить, объясни, почему так пишутся слова.
5. Прочитай текст ещё раз. Обрати внимание на употребление слов и словосочетаний.
Спас друга.
Ваня и Женя возвращались из школы. Ваня уговорил друга идти через речку Урал. Женя сомневался. Уже наступила весна и лёд таял. Ваня смог убедить товарища, что это не опасно. Мальчики пошли по льду. Ваня побежал вперёд. Хрупкий лёд треснул. Мальчик очутился в воде. Он хватался за тонкую кромочку льда. Лёд крошился. Бежать за помощью было далеко. Женя осторожно пополз по льду к другу. Он вытащил товарища на берег. (68 слов)
Диктант
На лесных полянах Челябинской области часто встречаются бабочки, которые называют бычий глаз, червонец огненный, махаон. Чаще всего на щавеле кормится бабочка червонец огненный. А ещё в народе существует поверье: бабочка махаон приносит счастье.
Голоса бабочек человек не слышит – они «общаются» при помощи ультразвуков. Так говорят дельфины, летучие мыши. Человеческое ухо может услышать только тонкий и пронзительный писк бабочки «мёртвая голова». Эта бабочка прилетает на пасеки, угощается мёдом. (51 слово)
Слова для справок:
червонец огненный-дневная бабочка из семейства голубянок;
махаон-дневная бабочка из семейства парусников или кавалеров;
бычий глаз-бабочка семейства бархатниц;
ультразвук- звуковые волны, имеющие частоту выше воспринимаемых человеческим ухом;
мёртвая голова- крупная массивная бабочка с размахом крыльев до 13 см, принадлежащая к семейству бражников.
Сочинение
по теме: «Озёра Челябинской области»
Задание.
Напиши по плану сочинение о том озере Челябинской области, на котором ты был и
которое тебе понравилось больше всего.
План:
1 Название озера, его местоположение.
Особенности озера (его неповторимость).
Чем это озеро тебе понравилось?
НАПИСАНИЕ СОЧИНЕНИЯ
Дети работают самостоятельно
ПРОВЕРКА РАБОТЫ
Работаем по памятке
Запиши в каждый столбик таблицы по 2 слова из данного предложения.
Проверочная работа по теме «Имя прилагательное»
Распустила берёзка свой весенний наряд,
Серебристой искрой её листья горят.
Слова – названия предметов | Слова – названия признаков предметов | Слова – названия действий
|
1) | 1) | 1) |
2) | 2) | 2) |
2. Определи число, род и падеж у слов – названий признаков, подчёркнутых в высказывании:
На лесных полянах Челябинской области часто встречается бабочка, которую называют «бычий глаз».
| Число | Род | Падеж |
1) |
|
|
|
2) |
|
|
|
3) |
|
|
|
3. Определи падеж слов – названий признаков в предложении:
Гора Магнитная – кладовая железной руды в Челябинской области.
1) ______________________________________________________
2) ______________________________________________________
3) _______________________________________________________
4. Вставь пропущенные окончания в словах – названиях признаков.
Лёгк____ вольн____ ветерок
Нам лепечет быль за былью.
Ткёт узоры тонк____ пылью
И размашист____ кадрилью
В танце гибк____ мнёт снежок.
5. Проведи морфологический разбор любого прилагательного из данного предложения.
В позднюю ночь над усталой деревнею сон непробудный царит.
________________________________________________________