1. Пояснительная записка
Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее АООП) образования по истории детей с задержкой психического развития разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
"О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761
Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 (ред. от 17.07.2015) "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"
Приказ Минобрнауки России от 20.09.2013 N 1082 "Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии"
ПриказМинистерства образования и науки РФ от 22 января 2014 г. N 32 «Об утверждении порядка приёма граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
Приказ Минобрнауки России от 12 марта 2014 г. № 177 "Об утверждении Порядка и условий осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности"
Письмо Минобрнауки России от 09.04.2014 № НТ-392/07 «Об итоговой аттестации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Государственная программа РФ «Доступная среда» на 2011 - 2020 год. Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. N 1297
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Санпин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программамм для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"(утверждены постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. N 26).
Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей от 13 ноября 2015 г. № 07-3735 «О направлении методических рекомендаций по выявлению и распространению наиболее эффективных практик образования детей с ограниченными возможностями здоровья»;
Приложение к письму Минобрнауки России от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»;
Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее АООП) МБОУ Степная СОШ на 2016-2018 гг.
Цель реализации адаптированной образовательной программы. Адаптированная основная общеобразовательная программа по истории обучающихся с задержкой психического развития направлена на формирование у учащихся общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственное, эстетическое, социально- личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями; овладение учебной деятельностью.
2.Планируемые результаты освоения обучающимися с задержкой психического развития адаптированной основной образовательной программы.
Предметные результаты изучения предметной области «Общественнонаучные предметы» должны отражать: История России. Всеобщая история:
1) формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося с ЗПР, осмысление им опыта российской истории, усвоение базовых ценностей общества;
2) овладение базовыми историческими знаниями, представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней; приобретение опыта историко-культурного подхода к оценке социальных явлений;
3) формирование значимых культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности и познания современного общества;
4) развитие умений анализировать и оценивать информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, определять свое отношение к ней;
воспитание уважения к историческому наследию народов России и других стран.
Метапредметные результаты освоения АОП предполагают овладение обучающимися с ЗПР межпредметными понятиями и универсальными учебными действиями:
а) регулятивными: действиями планирования (осознавать учебную задачу; ставить цель освоения раздела учебной дисциплины; определять возможные и выбирать наиболее рациональные способы выполнения учебных действий, строить алгоритмы реализации учебных действий); действиями по организации учебной деятельности (организовывать свое рабочее место; планировать и соблюдать режим работы; выполнять и контролировать подготовку домашних заданий);
б) познавательными: конспектировать заданный учебный материал; подбирать необходимый справочный материал из доступных источников; проводить наблюдение, на основе задания педагога; использовать разнообразные мнестические приемы для запоминания учебной информации; выделять сущностные характеристики в изучаемом учебном материале; проводить классификацию учебного материала по заданным педагогом параметрам; устанавливать аналогии на изученном материале; адекватно использовать усвоенные понятия для описания и формулирования значимых характеристик различных явлений);
в) коммуникативными: аргументировать свою точку зрения; организовывать межличностное взаимодействие с целью реализации учебновоспитательных задач; понимать учебную информацию, содержащую освоенные термины и понятия);
г) практическими: способностью к использованию приобретенных знаний и навыков в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками), владение навыками проектной деятельности (самостоятельно выполнять задания педагога с целью более глубокого освоения учебного материала с использованием учебной и дополнительной литературы; выполнять практические задания по составленному совместно с педагогом плану действий).
Требования к личностным результатам освоения адаптированной образовательной программы:
1)воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к прошлому и настоящему Отечества; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2)формирование ответственного отношения и мотивации к учению: интереса к познанию, приобретению новых знаний и умений, любознательности, готовности и способности обучающихся к саморазвитию (целенаправленной познавательной деятельности, умению планировать желаемый результат, осуществлять самоконтроль в процессе познания, сопоставлять полученный результат с запланированным), определения собственных профессиональных предпочтений с учетом ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, основываясь на уважительном отношении к труду и опыте участия в социально значимом труде;
3)формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, культуре, языку, вере, религии, традициям, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
4) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем: овладение умениями понимать вербальное и невербальное поведение партнеров по общению, умениями строить межличностные взаимодействия на основе эмпатии, использовать паралингвистические и лингвистические средства межличностного взаимодействия;
5) формирование коммуникативной компетентности в общении: желание взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, понимать своих партнеров по общению, нацеленность на результативность общения;
6)формирование у обучающихся с ЗПР осознания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение ими правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, правил поведения на транспорте и на дорогах;
7) формирование основ экологической культуры: развитие опыта экологически ориентированной деятельности в практических ситуациях;
8) осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, формирование основ практической деятельности эстетического характера.
3.Содержание курса «Всеобщая история. История Нового времени. История России. ХIХ век.»
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ
Новое время: эпоха модернизации
Понятие «Новое время». Модернизация как процесс перехода от традиционного (аграрного) к индустриальному обществу.
Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. Формирование нового пространственного восприятия мира.
Усиление роли техногенных факторов общественного развития в ходе модернизации. Торговый и мануфактурный капитализм. Внутренняя колонизация. Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации. Становление протестантской политической культуры и социальной этики. Конфессиональный раскол европейского общества.
От сословно-представительных монархий к абсолютизму – эволюция европейской государственности. Возникновение концепции государственного суверенитета. Буржуазные революции XIX вв. Идеология Просвещения. Конституционализм. Становление гражданского общества. Возникновение идеологических доктрин либерализма, консерватизма, социализма, анархизма. Марксизм и рабочее революционное движение. Национализм и его влияние на общественно-политическую жизнь в странах Европы.
Технический прогресс в Новое время. Развитие капиталистических отношений. Промышленный переворот. Капитализм свободной конкуренции. Циклический характер развития рыночной экономики. Классовая социальная структура общества в XIX в. Буржуа и пролетарии. Эволюция традиционных социальных групп в индустриальном обществе. «Эшелоны» модернизации как различные модели перехода от традиционного к индустриальному обществу.
Мировосприятие человека индустриального общества. Формирование классической научной картины мира в XVII–XIX вв. Культурное наследие Нового времени.
Эволюция системы международных отношений в конце XIX – начале XX вв. Зарождение международного права. Роль геополитических факторов в международных отношениях Нового времени. Колониальный раздел мира. Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии.
Основные направления научно-технического прогресса: от технической революции конца XIX в. к научно-технической революции начала ХХ в. Монополистический капитализм и противоречия его развития. Переход к смешанной экономике в начале ХХ в. «Государство благосостояния». Эволюция собственности, трудовых отношений и предпринимательства во второй половине XIX – начале ХХ вв. Изменение социальной структуры индустриального общества.
Россия в конце XVIII – середине XIX в.Россия в первой половине XIX в.
Попытки укрепления абсолютизма в первой половине XIX в. Реформы системы государственного управления. Систематизация законодательства. Распространение идей конституционализма. Рост оппозиционных настроений в обществе. Влияние Отечественной войны 1812 г. на общественное сознание в России.Движение декабристов и его оценки в российской исторической науке. Оформление российской консервативной идеологии. Теория «официальной народности». Славянофилы и западники. Зарождение русской геополитической школы. Русский утопический социализм. Европейское влияние на российское общество.
Особенности экономического развития России в первой половине XIX в. Развитие капиталистических отношений. Начало промышленного переворота. Формирование единого внутреннего рынка. Региональные особенности экономического развития. Изменение социальной структуры российского общества в условиях промышленного переворота. Противоречия новых форм экономических отношений и крепостнических порядков. Нарастание кризиса традиционного общества.
Россия в системе международных отношений первой половины XIX в. Участие России в антифранцузских коалициях. Изменение внешнеполитической стратегии в период наполеоновских войн. Отечественная война 1812 г. и заграничный поход русской армии. Россия и создание Венской системы международных отношений. Россия в Священном союзе. Имперская внешняя политика России. Присоединение Кавказа. Крымская война: причины и последствия.
Культура народов России в первой половине XIX в. Ученые общества. Научные экспедиции. Создание системы народного образования. Развитие русской журналистики. «Золотой век» русской поэзии. Формирование русского литературного языка. Общественная роль театрального искусства. Традиции классицизма в русской архитектуре. Романтизм и реализм в изобразительном искусстве.
Россия во второй половине XIX в.
Отмена крепостного права. Аграрная, судебная, земская, военная, городская реформы 1860–1870-х гг. Споры современников о значении реформ. Общественные движения в России в конце XIX в. Выступления разночинной интеллигенции. Идеология и практика народничества. Политический террор. Зарождение рабочего движения.
Утверждение капиталистической модели экономического развития. Завершение промышленного переворота. Промышленный подъем в 1890-е гг. Создание рабочего законодательства. Сохранение остатков крепостничества. Роль общины в жизни крестьянства. Самодержавие и сословный строй в условиях модернизационных процессов. Политика контрреформ. Поддержка помещичьих хозяйств. Новые положения о земстве, судопроизводстве, усиление государственного контроля над высшими учебными заведениями.
«Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. Россия и православные народы Балканского полуострова. Европейское и азиатское направления во внешней политике России в конце XIX в.
Духовная жизнь российского общества во второй половине XIX в. Самодержавие и национальный вопрос. Реакция русского общества на польское восстание 1863 г. Возрождение национальных традиций в архитектуре и изобразительном искусстве конца XIX в. Новаторские тенденции в развитии художественной культуры. Движение передвижников. Русская пейзажная живопись. Расцвет музыкального искусства. Развитие системы образования. Научные достижения российских ученых. Городская и деревенская культура: две социокультурные среды.
История России.
Россия в конце XVIII – середине XIX в.Россия в первой половине XIX в.
Попытки укрепления абсолютизма в первой половине XIX в. Реформы системы государственного управления. Систематизация законодательства. Распространение идей конституционализма. Рост оппозиционных настроений в обществе. Влияние Отечественной войны 1812 г. на общественное сознание в России.Движение декабристов и его оценки в российской исторической науке. Оформление российской консервативной идеологии. Теория «официальной народности». Славянофилы и западники. Зарождение русской геополитической школы. Русский утопический социализм. Европейское влияние на российское общество.
Особенности экономического развития России в первой половине XIX в. Развитие капиталистических отношений. Начало промышленного переворота. Формирование единого внутреннего рынка. Региональные особенности экономического развития. Изменение социальной структуры российского общества в условиях промышленного переворота. Противоречия новых форм экономических отношений и крепостнических порядков. Нарастание кризиса традиционного общества.
Россия в системе международных отношений первой половины XIX в. Участие России в антифранцузских коалициях. Изменение внешнеполитической стратегии в период наполеоновских войн. Отечественная война 1812 г. и заграничный поход русской армии. Россия и создание Венской системы международных отношений. Россия в Священном союзе. Имперская внешняя политика России. Присоединение Кавказа. Крымская война: причины и последствия.
Культура народов России в первой половине XIX в. Ученые общества. Научные экспедиции. Создание системы народного образования. Развитие русской журналистики. «Золотой век» русской поэзии. Формирование русского литературного языка. Общественная роль театрального искусства. Традиции классицизма в русской архитектуре. Романтизм и реализм в изобразительном искусстве.
Россия во второй половине XIX в.
Отмена крепостного права. Аграрная, судебная, земская, военная, городская реформы 1860–1870-х гг. Споры современников о значении реформ. Общественные движения в России в конце XIX в. Выступления разночинной интеллигенции. Идеология и практика народничества. Политический террор. Зарождение рабочего движения.
Утверждение капиталистической модели экономического развития. Завершение промышленного переворота. Промышленный подъем в 1890-е гг. Создание рабочего законодательства. Сохранение остатков крепостничества. Роль общины в жизни крестьянства. Самодержавие и сословный строй в условиях модернизационных процессов. Политика контрреформ. Поддержка помещичьих хозяйств. Новые положения о земстве, судопроизводстве, усиление государственного контроля над высшими учебными заведениями.
«Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. Россия и православные народы Балканского полуострова. Европейское и азиатское направления во внешней политике России в конце XIX в.
Духовная жизнь российского общества во второй половине XIX в. Самодержавие и национальный вопрос. Реакция русского общества на польское восстание 1863 г. Возрождение национальных традиций в архитектуре и изобразительном искусстве конца XIX в. Новаторские тенденции в развитии художественной культуры. Движение передвижников. Русская пейзажная живопись. Расцвет музыкального искусства. Развитие системы образования. Научные достижения российских ученых. Городская и деревенская культура: две социокультурные среды.
4.Календарно-тематическое планирование АОП по истории 8 класс
№ | Поурочное планирование | Кол-во часов | Дата проведения |
Реакция и революции в европейском и мировом развитии (5 ч.) | | |
1 | Европа в годы становления империи Наполеона I во Франции | 1 | | |
2 | Борьба народов Европы против французского господства | 1 | | |
3 | Поход в Россию и крушение империи Наполеона I | 1 | | |
4 | Священный союз и революционное движение в Европе в 1820-1830-х гг | 1 | | |
5 | Победа освободительного движения в Латинской Америке | 1 | | |
Становление национальных государств в Европе (3 ч.) | | |
6 | Незавершенные революции 1848–1849 гг. в Европе | 1 | | |
7 | Начало воссоединения Италии и объединения Германии | 1 | | |
8 | Франко-прусская война и Парижская коммуна | 1 | | |
Европа на пути промышленного развития. Социальные и идейно-политические итоги (3 часа) | | |
9 | Рост промышленного производства и зарождение рабочего движения в Европе первой половины XIX в. Зарождение рабочего движения | 1 | | |
10 | Индустриальные страны во второй половине XIX – начале XX в. | 1 | | |
11 | Консервативные либеральные и социалистические идеи в XIX веке | 1 | | |
Ведущие страны мира в середине XIX – начале XX века (5 часов) | | |
12 | Великобритания и её доминионы | 1 | | |
13 | США: причины и итоги Гражданская война в США | 1 | | |
14 | Страны Западной и Центральной Европы | 1 | | |
15 | Государства Южной и Юго-Восточной Европы | 1 | | |
16 | Япония – первое индустриальное государство Азии | 1 | | |
Восток в орбите влияния Запада. Латинская Америка в конце 19-начале 20 века (6 часов) | | |
17 | Индия под властью англичан | 1 | | |
18 | «Опиумные войны» и закабаление Китая иностранными державами | 1 | | |
19 | Османская империя и Персия в XIX – начале XX в. | 1 | | |
20 | Завершение колониального раздела мира | 1 | | |
21 | Колониализм: последствия для метрополий и колоний | 1 | | |
22 | Латинская Америка во второй половине XIX – начале XX в. | 1 | | |
Обострение противоречий на международной арене в конце XIX – начале XX века. Первая мировая война 1914–1918 гг. (3 часа) | | |
23 | Военно-политические союзы и международные конфликты на рубеже XIX–XX вв. | 1 | | |
24- 25 | Первая мировая война 1914– 1918 гг. | 1 1 | | |
Наука, культура и искусство в XIX – начале XX века (3 часа) | | |
26 | Технический прогресс и развитие научной картины мира | 1 | | |
27 | Культурное наследие XIX – начала XX в. | 1 | | |
28 | Итоговый урок по курсу «Новая история XIX – начала XX в.» | 1 | | |
История России | | |
1 | Введение | 1 | | |
Российская империя в годы правления Александра 1 (9 ч) | | |
2 | Воцарение Александра 1. Попытки реформ | 1 | | |
3 | Российская империя в начале XIX века | 1 | | |
4 | Восточное направление внешней политики | 1 | | |
5 | Западное направление внешней политики | 1 | | |
6 | Отечественная война 1812 г. | 1 | | |
7 | Завершение войны с Наполеоном и создание Священного союза | 1 | | |
8 | Внутренняя политика Александра 1 после отечественной войны 1812 года | 1 | | |
9 | Тайные общества | | | |
10 | Выступление декабристов | | | |
Российская империя в годы правления Николая I (1825–1855) (5часов) | | |
11 | Внутренняя политика Николая I | 1 | | |
12 | Экономическое развитие России при Николае 1 | 1 | | |
13 | Русско-персидская и Кавказская войны | 1 | | |
14 | Россия и революционное движение в Европе. Польское восстание | 1 | | |
15 | «Восточный вопрос» и «Крымская война» | 1 | | |
Общественная мысль России в первой половины XIX века (1 часа) | | |
16 | Западники и славянофилы | 1 | | |
Церковь и культура в России первой половины XIX века (2 часа) | | |
18 | Русская Православная Церковь. Национальные корни отечественной культуры и западные влияния. Наука и образование | 1 | | |
19 | Русская литература. Архитектура, театр, живопись, музыка. | 1 | | |
Россия в годы правления Александра II (7 часов) | | |
20 | Вступление на престол Александра II. Отмена крепостного права | 1 | | |
21 | Реформы Александра II 1860-1870-х гг. | 1 | | |
22 | Сельское хозяйство страны после отмены крепостного права. | 1 | | |
23 | Промышленное развитие России в эпоху Великих реформ | 1 | | |
25 | Внешняя политика России 1860-первой половине 1870-х гг. | 1 | | |
26 | Русско-турецкая война 1877-1878гг | 1 | | |
27 | Общественное движение России 1860-1870 гг. | 1 | | |
Россия в конце XIX века – начале XX века (6 часов) | | |
28 | Внутренняя и внешняя политика Александра III | 1 | | |
29 | Экономическое состояние России в 1880-1890-е гг. Социальная структура Российской империи. Формирование рабочего класса | 1 | | |
30 | Россия в «концентре» мировых держав | 1 | | |
31 | Внутренняя политика России в начале правления Николая II. | 1 | | |
32 | Внешняя политика России в конце XIX – начале XX в. Русско-японская война 1905–1907 гг. | 1 | | |
33 | Распространение марксизма в России | 1 | | |
Образование, наука и культура во второй половине XIX (2 часа) | | |
33 | Русская православная церковь | 1 | | |
34 | Система образования и наука. Литература и искусство. | 1 | | |
Итоговое обобщение (1 час) | | |
40 | Россия в преддверии новых потрясений | 1 | | |