ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее ― АООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ― это общеобразовательная программа, адаптированная для этой категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения АООП.
Рабочая программа по природоведению составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл. Соответствует федеральному государственному компоненту стандарта образования и учебному плану школы.
Предлагаемая программа ориентирована на учебник для 5 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /Природоведение. 5 класс: учебник для общеобразоват.организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы под ред. Т. М. Лифанова, Е. Н. Соломина. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 176 с.
Изучение курса «Природоведение» 5 класса начинается с изучения Вселенной и Земли с точки зрения неживой природы. Дальнейшее обучение предполагает знакомство с живой природой, а, в частности, с растительным и животным миром. Обучающиеся также познают самого себя в разделе о строении человека. Такое построение учебной программы дает возможность школьникам познавать мир, выстраивая причинно-следственные связи от простого до более сложного.
Целями изучения природоведения в 5 классе обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальным нарушением) являются:
- освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;
- овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
- развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
- воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.
Основными задачами изучения курса « Природоведение» в 5 классе обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальным нарушением) являются:
- расширение кругозора школьников; повышение их адаптивных возможностей благодаря улучшению социальной ориентировки;
- обогащение жизненного опыта детей путем организации непосредственных наблюдений в природе и обществе, в процессе предметно – практической и продуктивной деятельности;
- систематизация знаний и представлений, способствующая повышению интеллектуальной активности учащихся и лучшему усвоению учебного материала по другим учебным дисциплинам;
- уточнение, расширение и активизация лексического запаса, развитие устной монологической речи;
- улучшение зрительного восприятия, зрительной и словесной памяти, активизация познавательной деятельности;
- активизация умственной деятельности (навыков планомерного и соотносительного анализа, практической группировки и обобщения, словесной классификации изучаемых предметов из ближайшего окружения ученика);
- систематизация знаний и навыков в междисциплинарных областях (краеведение, экология, гигиена, технология, экономика, труд).
Планируемые результаты обучения
Личностные результаты:
У учащегося могут быть сформированы:
-положительное отношение к учебе в школе, к предмету «Природоведение»;
-представление о причинах успеха в учебе; общее представление о моральных нормах поведения;
-осознание сути новой социальной роли – ученика: проявлять положительное отношение к учебному предмету «Природоведение», отвечать на вопросы учителя (учебника), активно участвовать в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности, принимать нормы и правила школьной жизни, ответственно относиться к урокам (ежедневно быть готовым к уроку), бережно относиться к учебнику и рабочей тетради;
-элементарные навыки сотрудничества: освоение позитивного стиля общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома; соблюдение элементарных правил работы в группе, проявление доброжелательного отношения к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
-элементарные навыки самооценки результатов своей учебной деятельности (начальный этап) и понимание того, что успех в учебной деятельности в значительной мере зависит от самого ученика.
Учащийся получит возможность для формирования:
-положительного отношения к школе;
-первоначального представления о знании и незнании;
-понимания значения природоведения в жизни человека;
-первоначальной ориентации на оценку результатов собственной учебной деятельности;
-первичных умений оценки ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
-понимания необходимости осознанного выполнения правил и норм школьной жизни;
-бережного отношения к демонстрационным приборам;
Метапредметные результаты:
Учащийся может научиться:
-принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
-понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
-адекватно воспринимать предложения учителя;
-проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
-осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности;
-оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя;
-составлять план действий для решения несложных учебных задач;
-выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме;
-осознавать результат учебных действий; описывать результаты действий, используя предметную терминологию.
Учащийся получит возможность научиться:
-принимать разнообразные учебно-познавательные задачи и инструкции учителя;
-в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
-выполнять учебные действия в устной и письменной речи;
-осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя;
-адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами;
-выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;
-фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой (с помощью смайликов, разноцветных фишек), позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата;
-анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал, формулировать их вербально.
Предметные результаты:
Учащийся можетузнать:
- основные свойства воды, воздуха, почвы
- основные формы поверхности Земли
- простейшая классификация растений и животных
- основные санитарно-гигиенические требования
- название своей страны, столицы, народов, населяющих Россию
- правила поведения в природе
- проводить наблюдения за природой, называть представителей животного и растительного мира
- соблюдать правила элементарной гигиены
Формы организации учебного процесса:
- урок;
- внеклассные мероприятия.
Технологии обучения:
- личностно-ориентированные;
- разноуровневое обучение;
- социально-коммуникативные;
- игрового обучения;
- критическое мышление.
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:
- повторение;
- обобщение;
- систематизация;
- сравнение;
- анализ;
- рассказ учителя;
- пересказ;
- самостоятельная работа с учебником, раздаточным материалом;
- работа в парах, работа в группах;
- исследовательская деятельность.
Формы деятельности обучающихся на уроке:
- практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды;
- развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой для младшего подросткового возраста, ресурсами Internet.
В преподавании курса биологии используются следующие формы работы с обучающимися:
- работа в малых группах, проектная работа, подготовка сообщений, рефератов;
- исследовательская деятельность, информационно-поисковая деятельность, выполнение лабораторных работ.
Критерии оценивания уровня знаний обучающихся.
1. Оценка устного ответа:
«5» - ответ полный, правильный на основании изученных теорий. Материал изложен в логической последовательности, литературным языком. Ответ самостоятельный.
«4» - ответ полный, правильный на основании изученных теорий. Материал изложен в логической последовательности, литературным языком, при этом допущены 2 – 3 несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
«3» - ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, не самостоятельный, нарушена логическая последовательность.
«2» - при ответе обнаружено непонимание учащимися основного содержания, или допущены существенные ошибки, которые ученик не смог исправить. Не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя. Допущены грубые ошибки в определениях, терминах.
2. Оценка лабораторной работы:
«5» - эксперимент, практическое задание выполнено полностью, сделаны правильные наблюдения и выводы. Соблюдены все правила техники безопасности.
«4» - эксперимент, практическое задание выполнено полностью, сделаны правильные наблюдения и выводы. Соблюдены все правила техники безопасности. Но при этом допущены несущественные ошибки в оформлении.
«3» - работа выполнена не менее, чем наполовину, или допущена существенная ошибка в наблюдениях, выводах, в соблюдении правил по технике безопасности.
«2» - работа выполнена не менее, чем наполовину, но допущены две и более существенные ошибки в наблюдениях, выводах, или нарушены правила техники безопасности, или практическая работа не выполнена, или работа не оформлена в соответствии с правилами оформления.
Рабочая программа по «природоведению» в 5 классе и по «биологии» в 6 - 9 классах для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальным нарушением) составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, примерной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, и ориентированы на работу по учебникам и рабочим тетрадям концентрического курса:
Природоведение. 5 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авторы: Т. М. Лифанова, Е. Н. Соломина, М.: Просвещение, 2020 г.
Природоведение. 5 класс. Рабочая тетрадь, авторы: Т. М. Лифанова, Е. Н. Соломина, М.: Просвещение, 2020 г.
Содержание программы
Введение (2 ч.)
Понятие «природоведение». Зачем надо изучать природу. Предметы и явления не живой и живой природы.
Раздел 1. Вселенная (7 ч.)
Небесные тела: планеты, звезды. Солнце. Солнечная система. Исследование космоса. Полеты в космос. Смена дня и ночи. Смена времен года. Сезонные изменения в природе.
Практические работы: 1. «Зарисовки звездного неба, форма Земли, Луны, космического корабля».
Раздел 2. Наш дом – Земля (43 ч.)
Воздух (9 ч.)
Планета Земля. Воздух. Значение воздуха для жизни земли. Свойства воздуха. Давление и движение воздуха. Температура воздуха. Термометр. Движение воздуха в природе. Ветер. Состав воздуха. Кислород, его значение и применение. Углекислый газ и азот. Охрана воздуха.
Полезные ископаемые (14 ч.)
Виды полезных ископаемых. Их значение, способы добычи. Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов. Гранит Известняк. Песок Глина. Горючие ископаемые. Торф. Каменный уголь. Добыча и использование каменного угля. Нефть. Добыча и использование нефти. Природный газ. Добыча и использование природного газа. Правила общения с газом в быту. Полезные ископаемые, используемые для получения металлов. Черные металлы. Сталь. Чугун. Цветные металлы. Благородные (драгоценные) металлы. Охрана полезных ископаемых.
Вода (14 ч.)
Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов. Свойства воды. Растворимые и нерастворимые вещества. Питьевая вода. Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Три состояния воды. Температура воды и ее измерение. Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании. Работа воды в природе. Значение воды в природе. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. Вода в природе: осадки, воды суши. Воды суши: ручьи, реки, озера, болота, пруды, водохранилища.. Круговорот воды в природе. Моря и океаны. Охрана воды.
Лабораторная работа: 1. «Свойства воды»
Практические работы: 2. «Нахождение на карте морей и океанов»
Поверхность суши. Почва. (7 ч.)
Поверхность суши. Равнины, холмы, овраги. Горы. Почва - верхний слой Земли. Состав почвы. Разнообразие почв. Основное свойство почв – плодородие. Обработка почвы. Охрана почвы.
Практические работы: 3. «Зарисовки поверхности суши».
Раздел 3. Есть на Земле страна Россия (12 ч.)
Россия – Родина моя. Место России на земном шаре. Знакомство с картой. Моря и океаны, омывающие берега России. Равнины и горы на территории нашей страны. Реки и озера России. Население и народы России. Москва столица – России. Санкт-Петербург. Города России. Золотое кольцо России: Ярославль, Владимир. Великий Новгород. Нижний Новгород, Казань, Волгоград, Новосибирск, Владивосток. Саратовская область. Саратов. Наш город.
Практические работы: 4. «Нахождение России на карте». 5. «Зарисовки Государственного флага России», 6. «Зарисовка символики города и области»
Резерв 2 часа
Календарно-тематическое планирование
№ урока п/п | Дата проведения урока | Тема урока | Основные понятия | Домашнее задание, Творческие задания |
с начала учебного года | внутри изучаемой темы | Плани-руемая | Факт | | | |
1 четверть |
Раздел 1. Введение |
1 | 1 | 1-6.09 | | Что такое природоведение. Зачем надо изучать природу. | Природоведение, природа, природные объекты и явления | § 1, стр. 3-8 учить |
2 | 2 | 1-6.09 | | Предметы и явления неживой и живой природы | Природа живая и неживая, вещества и их свойства, явления природы | § 2, стр. 5-7 знать термины. |
Раздел 2. Вселенная |
3 | 1 | 7-12.09 | | Небесные тела: планеты, звезды. Практическая работа № 1 «Зарисовки звездного неба, форма Земли, Луны, космического корабля» | Астрономия, небесные тела, звезды и планеты, космос, | § 3, стр. 8-9, П. р. 1 |
4 | 2 | 7-12.09 | | Солнечная система. Солнце. | Солнце и солнечная система, планеты Солнечной системы, астероиды | § 4, стр. 9-11 термины. Сообщение о Солнце |
5 | 3 | 14-19.09 | | Исследования космоса. Спутники. Космические корабли. | Вселенная, космос, искусственный спутник, космические корабли | § 5. Стр. 12-16, учить |
6 | 4 | 14-19.09 | | Полеты в космос | Первые космонавты - Ю.Гагарин, В. Терешкова | §6 стр. 14-17 Сообщение о Ю. Гагарине |
7 | 5 | 21-26.09 | | Смена дня и ночи | Ось Земли, сутки, смена дня и ночи | § 7 стр. 17-18 учить |
8 | 6 | 21-26.09 | | Смена времен года. Сезонные изменения в природе. | Смена времен года, зима и лето, сезонные изменения в природе | § 8, стр. 18-22 загадки о временах года |
9 | 7 | 28-30.09 | | Обобщающий урок по теме «Вселенная» | Основные понятия раздела | Пов. § 1-8 |
Раздел 3. Наш дом – Земля. Воздух. |
10 | 1 | 1-3.10 | | Планета Земля. Форма Земли. Оболочка Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера. | Форма Земли, оболочки Земли, гидросфера, атмосфера, литосфера, биосфера | §9 стр. 22-23 заполнить таблицы |
11 | 2 | 5-10.10 | | Значение воздуха для жизни на Земле | Атмосфера, воздушная оболочка, газовый состав, дыхание и питание. | § 10 стр. 23-25 |
12 | 3 | 5-10.10 | | Воздух и его охрана. Состав воздуха. | Свойства воздуха, характеристики, использование воздуха в быту, охрана воздуха | § 11 стр. 25-27, подготовить сообщения о свойствах воздуха |
13 | 4 | 12-17.10 | | Давление и движение воздуха | Давление воздуха, движение воздуха теплого и холодного, свойства упругость и сжатие, | § 12 стр. 29-31 вопросы после параграфа |
14 | 5 | 12-17.10 | | Температура воздуха. Термометр | Температура воздуха, нулевая, минусовая, плюсовая, средняя температура, термометр | § 13 стр. 31- 33 модель термометра |
15 | 6 | 19-24.10 | | Движения воздуха в природе. Ветер. | Ветер, флюгер, ураган, буря, шторм, буран, прибой, использование ветра человеком | § 14 стр. 34-39. Учить термины |
16 | 7 | 19-24.10 | | Состав воздуха. Кислород и его значение и применение | Воздух- смесь газов, свойство воздуха – горение и дыхание. выделение кислорода растениями, использование кислорода человеком. | § 15 стр. 39-42 , в. 8 письменно |
2 четверть |
17 | 8 | 3-7.11 | | Состав воздуха. Углекислый газ и азот. | Углекислый газ и его свойства, сухой лед, газированные напитки, азот и его значение | § 16 стр. 42-44 , вопросы после параграфа устно |
18 | 9 | 9-14.11 | | Охрана воздуха | Значение воздуха для живых организмов и человека, загрязнения воздуха, очистка воздуха | § 17 стр. 45-47 , Сообщение об охране воздуха |
Раздел 3. Наш дом – Земля. Полезные ископаемые. |
19 | 1 | 9-14.11 | | Виды полезных ископаемых. Их значение, способы добычи. | Полезные ископаемые, месторождения, геология и геологи, значение полезных ископаемых для жизни человека | § 18 стр. 48-50 учить термины |
20 | 2 | 16-21.11 | | Полезные ископаемые используемые в качестве строительных материалов. Гранит. Известняк | Строительные полезные ископаемые, гранит, известняк, мрамор, мел, облицовочные материалы. | § 19 стр. 51-53. Сообщение о любом строительном материале. |
21 | 3 | 16-21.11 | | Песок. Глина. | Горные породы – песок и глина. Использование этих строительных материалов человеком. Скульптуры | § 20 стр. 54-57 Сообщение использование глины в медицине |
22 | 4 | 23-28.11 | | Горючие полезные ископаемые. Торф. | Горючие полезные ископаемые, Торф, торфяники. Образование торфа, использования | § 21 стр. 57-59 |
23 | 5 | 23-28.11 | | Каменный уголь. Опыт «Исследование свойств каменного угля» | Каменный уголь, медленное горение, опыт | § 22 стр. 60-61, опыт |
24 | 6 | 30.11-5.12 | | Добыча и использование каменного угля | Полезное ископаемое, пластовое залегание, виды добычи – открытый, подземная добыча, шахты, топливо, значение для жизни человека | § 23, стр. 61-63, сообщение Использование торфа человеком |
25 | 7 | 30.11-5.12 | | Нефть | Нефть, свойства нефти- легче воды, горение, образование нефти, сходство с каменным углем | § 24 стр. 64-65, в. 5 письменно |
26 | 8 | 7-12.12 | | Добыча и использование нефти. | Добыча нефти, буровая, нефтяники, нефтеперерабатывающие заводы, нефтепровод, хранение и переработка нефти, значение для жизни человека, продукты переработки нефти. | § 25 стр. 65-68 В. 5 письменно |
27 | 9 | 7-12.12 | | Природный газ. Добыча, использование. Правила обращения с газом в быту. | Природный газ, без цвета и запаха, свойства газа, хранение и переработка, использование в быту. Правила пользования газовой плитой. | § 26 стр. 68- 70 Правила пользования газовой плитой в тетрадь. |
28 | 10 | 14-19.12 | | Полезные ископаемые, используемые для получения металлов. Черные металлы. Сталь. Чугун. | Черные и цветные металлы, чугун и сталь, руды. Литье, плавкость, ржавчина, использование в быту, металлолом | § 27 стр. 71-74 в. 9,10 устно |
29 | 11 | 14-19.12 | | Цветные металлы | Цветные металлы, сплавы, руды, алюминий, медь, их сплавы, произведения искусств и металлов. | § 28 стр. 74-77 вопросы в конце параграфа |
30 | 12 | 21-26.12 | | Благородные (драгоценные) металлы | Драгоценные металлы, благородные металлы, самородки, золото, серебро, платина, свойства благородных металлов, использование их в промышленности, медицине, ювелирном деле. | § 29, стр. 77-80 вопросы в конце параграфа |
31 | 13 | 21-26.12 | | Охрана полезных ископаемых | Полезные ископаемые, возобновимые и невозобновимые, исчерпаемые и неисчерпаемые, охрана недр | § 30 стр. 80-82 сочинение «Охрана природных недр дело каждого» |
3 четверть |
32 | 14 | 11-16.01 | | Обобщающий урок. Полезные ископаемые. | Основные понятия темы | § 31 стр. 82-83 устный ответ по плану учебника |
Раздел 3. Наш дом – Земля. Вода. |
33 | 1 | 11-16.01 | | Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов. | Вода – основа жизни на земле, вода в природе, значение для жизни человека и животных | § 31 стр. 84-86 Сообщение «Вода в природе» |
34 | 2 | 18-23.01 | | Свойства воды | Свойства воды- текучесть, прозрачность, форма, вкус, цвет, мутность, растворимость | § 32 стр. 88-90 Выписать свойства воды в тетрадь |
35 | 3 | 18-23.01 | | Растворимые и нерастворимые вещества. Питьевая вода | Растворимые и нерастворимые в воде вещества, раствор, водный раствор, минеральная, морская и питьевая вода | § 33 стр. 91- 93 Почему необходимо беречь питьевую воду? |
36 | 4 | 25-30.01 | | Прозрачна и мутная вода. Очистка мутной воды. | Чистая вода, прозрачная и мутная, способы очистки воды, очистные сооружения | § 34 стр. 93- 95 Опыт «Очищение воды фильтрованием» |
37 | 5 | 25-30.01 | | Три состояния воды. Температура воды и ее измерения. | Агрегатные состояния воды – твердая, жидкая, газообразная, соостояние воды зависит от ее температуры, замерзание и кипение воды. | § 35 стр. 95-97 Вопросы в конце параграфа |
38 | 6 | 1-6.02 | | Расширение воды при нагревании и сжатие, при охлаждении, расширение при замерзании. Лабораторная работа: 1. «Свойства воды» | Свойства воды – нагревание и охлаждение, | § 35 стр. 95-97 Л.р. 1 |
39 | 7 | 1-6.02 | | Работа воды в природе. | Значение в воде в природе, наводнение, растворимость веществ образование оврагов, ущелий, пещер. | § 36 стр. 99- 101 Как образуются пещеры? |
40 | 8 | 8-13.02 | | Значение воды в природе. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. | Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве, охрана пресной воды. | § 37 стр. 102-104. Почему надо экономить воду? |
41 | 9 | 8-13.02 | | Вода в природе: Осадки, воды суши. Круговорот воды в природе. | Вода в природе – туман, дождь, снег. испарение воды, круговорот воды в природе. | § 38 стр. 105- 107 Схема круговорота воды в тетрадь |
42 | 10 | 15-20.02 | | Воды суши: ручьи, реки. | Ручьи, реки, гидроэлектростанции, сброс отработанных вод. | § 39 стр.108- 109 В. 9 письменно |
43 | 11 | 15-20.02 | | Воды суши: озера, болота, пруды, водохранилища | Естественные и искусственные водоемы, , озера, болота, водохранилища, половодье. | § 40 стр. 109-111 Волгоградское водохранилище. |
44 | 12 | 22-27.02 | | Моря и океаны. Практическая работа № 2 «Нахождение на карте морей и океанов» | Моря, океаны, значение мирового океана для природы и жизни человека | § 41 стр. 112-113 П.р. № 2 |
45 | 13 | 22-27.02 | | Охрана вод | Бережное отношение воды, загрязнение вод, очистные сооружения | § 42 стр. 114-115, сочинение о необходимости охраны воды. |
46 | 14 | 1-5.03 | | Обобщающий урок. Вода | Основные понятия темы | § 31 - 42 повторить |
Раздел 3. Наш дом – Земля. Поверхность суши. Почва. |
47 | 1 | 1-5.03 | | Формы поверхности суши: равнины , холмы, овраги. . Практическая работа № 3 «Зарисовки поверхности суши» | Равнины, холмы овраги, борьба оврагами | § 43 стр. 16-17 П.р. № 3 |
48 | 2 | 9-13.03 | | Горы. | Горы, долины, ущелья, альпинисты, горнолыжники | § 44 стр. 117-118, вопросы после параграфа устно |
49 | 3 | 9-13.03 | | Верхний слой земли. Состав почвы. | Почва, состав почв – воздух, перегной, песок, глина, минеральные соли | § 45 стр. 119 -122 в. 6 письменно |
50 | 4 | 15-20.03 | | Разнообразие почв. | Чернозем, глинистая и песчаная почвы, плодородные и бедные почвы | § 46 стр. 122- 124. В. 6,7 письменно |
51 | 5 | 15-20.03 | | Основное свойство почвы – плодородие, обработка почвы. | Плодородие почв, рыхление почв, вспашка, удобрение почв | § 47 стр. 124- 126 |
52 | 6 | 22-28.03 | | Охрана почв. | Охрана почв, сохранение плодородия почв, истощение почв, разрушение почв водой и ветром, загрязнение почв | § 48 стр. 126- 128 сообщение «Охрана почв» |
53 | 7 | 22-28.03 | | Обобщающий урок. Поверхность суши. Почва. | Основные понятия темы. | § 42 - 49 |
4 четверть |
Раздел 3. Есть на Земле страна Россия |
54 | 1 | 1-4.04 | | Россия – Родина моя. Россия на земном шаре. Практическая работа № 4 «Нахождение России на карте» | Россия, расположение на Земном шаре, географическое положение, физическая карта | § 50 стр. 129- 131 П.р. 4 |
55 | 2 | 5-10.04 | | Моря и океаны, омывающие берега России | Моря Северного Ледовитого океана, моря Тихого океана, полуостров Камчатка, гейзеры, Балтийское море, дюны, внутренние моря. | § 51 стр. 131- 133 Записать в тетрадь все моря омывающие берега России |
56 | 3 | 5-10.04 | | Равнины и горы на территории нашей страны | Восточно-европейская равнина, Русская равнина, Западно-Сибирская равнина, Кавказские горы, Уральские горы | § 52 стр. 134- 135 вопросы в конце параграфа |
57 | 4 | 12-17.04 | | Реки и озера России | Самые крупные реки России, Байкал, Каспийское море. | § 53 стр. 136- 137 название и характеристика ре в тетрадь |
58 | 5 | 12-17.04 | | Москва – столица России. | Москва – столица нашей родины, достопримечательности, Подмосковье | § 54 стр. 139-141 В. 3 в тетрадь |
59 | 3 | 19-24.04 | | Санкт- Петербург | Санкт – Петербург, река Нева, разводные мосты, достопримечательности, кунсткамера | § 55 стр. 141- 144 |
60 | 4 | 19-24.04 | | Города Золотого кольца России: Ярославль, Владимир, Ростов Великий. | Ярославль, Владимир, Ростов Великий- достопримечательности, история нашей страны, туризм | § 56 стр. 145- 146 |
61 | 5 | 26-30.04 | | Нижний Новгород, Казань, Волгоград | Нижний Новгород, Казань, Волгоград - достопримечательности, история нашей страны, туризм, Мамаев курган, | § 57 стр. 146- 148 |
62 | 6 | 26-30.04 | | Новосибирск, Владивосток | Новосибирск, Владивосток - достопримечательности, история нашей страны, туризм | § 58 стр.149- 151 |
63 | 7 | 4-8.05 | | Население России. Народы России. Практическая работа № 5 «Зарисовки Государственного флага России» | Население – городское, сельское, национальные промыслы, Россия – многонациональное государство | § 59, стр. 151-154 П.р. 5 |
64 | 8 | 4-8.05 | | Саратовская область. Саратов. | Саратовская область, Саратов, достопримечательности, история нашей страны, туризм | Конспект повт. §1-15 |
65 | 9 | 11-15.05 | | Наш город. Практическая работа № 6 6. «Зарисовка символики города и области» | Достопримечательности, история нашей страны, туризм, промышленность | Конспект П.р. № 6 повт. § 16-30 |
66 | 10 | 11-15.05 | | Повторение по курсу «Неживая природа» | Основные понятия курса | Повт. §31-59 , стр. 154 |
67 | 11 | 17-22.05 | | Промежуточная аттестация | Основные понятия курса | Повт. § 1-59 |
68 | 12 | 17- 22.5 | | Экскурсия по городу | Важные географические объекты региона | Отчет, стр. 154 |
69 | 1 | 24-29.05 | | Резерв | | |
70 | 2 | 24-29.05 | | Резерв | | |