Тема: Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках химии.
«Учитель никогда не должен забывать о том, какие дети в классе, как мыслит каждый его ученик, что будет ему легко, что трудно… Нужны разнообразные приемы и методы обучения, чтобы вызвать интерес к учебе…»
П. Н. Чернов.
Активизация познавательной деятельности учащихся – это создание такой атмосферы учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют наши знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.
Активизация познавательной деятельности учащихся была и остается одной из вечных проблем педагогики.
В современном обществе для системы образования все более характерными становятся такие принципиально новые черты как динамизм и вариативность. Все большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, приобретению опыта ведения диалога, дискуссий, приобщению к творческой деятельности.
В то же время наблюдается снижение интереса к учебе, интеллектуальная пассивность. Этим и объясняется все более настойчивое внимание учителя к использованию методов и приемов, требующих активной мыслительной деятельности, с помощью которых формируются умения анализировать, сравнивать, обобщать, видеть проблему, формировать гипотезу, искать средства решения, корректировать полученные результаты.
Желание каждого учителя – привить любовь и интерес к своему предмету. Лучшему усвоению учебного предмета, развитию научного интереса, активизации учебной деятельности учащихся, повышению уровня практической направленности способствуют наиболее активные формы, средства и методы обучения. Активизация познавательной деятельности способствует развитию познавательного интереса.
В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них - разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.
Что же такое познавательная активность?
Познавательная активность – сложное личностное образование, которое складывается под влиянием самых разнообразных факторов – субъективных (любознательность, усидчивость, воля, мотивация, прилежание и т.д.) и объективных (окружающие условия, личность учителя, приемы и методы преподавания).
Эффективность преподавания предмета во многом зависит от того, какой уровень учебной мотивации сформирован у детей.
В ходе обучения учителю необходимо стремиться к тому, чтобы у учащихся формировались, прежде всего, внутренние мотивы.
Внутренними мотивами в данном случае являются: интерес к проведению и объяснению химического эксперимента, процессу решения задачи, к поиску способа решения, результату и т.д.
Проведённое мной исследование уровня внутренней мотивации обучения у учащихся 7-11 классов на уроках химии показало,
что 49% учащихся имеют высокий уровень мотивации,
37% - средний уровень мотивации,
14% - низкий уровень мотивации.
Цель моей педагогической деятельности - создание условий для формирования познавательной активности школьников через применение разнообразных методов обучения, использования нетрадиционных форм обучения.
Основными задачами своей работы считаю:
1) Формирование и развитие у учащихся устойчивого познавательного интереса на основе активизации познавательной деятельности в процессе обучения.
2) Развитие творческих способностей.
3) Возрождение желания ребенка учиться.
Реализацию этих задач осуществляю через использование следующих компонентов:
- проведение уроков с применением ИКТ.
- проведение нестандартных уроков, дидактических игр
- осуществление межпредметных связей, практической направленности обучения.
- создание на уроке ситуации успеха.
- учет индивидуальных особенностей учащихся.
Описание педагогического опыта
В своей практике я использую несколько нетрадиционных форм урока: урок – соревнование; урок – игра; урок – викторина; урок – диспут; урок – смотр знаний; урок – зачет; исследование.
Выбор зависит от нескольких условий: во-первых, учитываю возрастные особенности учащихся, во-вторых, задачи, цели, содержание обучения в связи с изучаемой темой.
Основные задачи каждого урока, в том числе и нестандартного, в контексте введения ГОС: общекультурное развитие; личностное развитие; развитие познавательных мотивов, инициативы и интересов учащихся; формирование умения учиться; развитие коммуникативной компетентности. В нетрадиционном обучении деятельность учителя меняется коренным образом. Теперь главная задача учителя не «донести», «преподнести», «объяснить» и «показать» учащимся, а организовать совместный поиск решения возникшей перед ними задачи. Собственный опыт и опыт коллег показывает, что нетрадиционные формы проведения уроков поддерживают интерес учащихся к предмету и повышают мотивацию учения.
Цель нетрадиционных уроков: отработка новых методов, форм, приемов и средств обучения, что ведет к реализации основного закона педагогики – закона об активности обучения.
Что дает применение таких уроков в учебном и воспитательном процессе?
Как показывает практика, нетрадиционные формы обучения предполагают:
• использование коллективных форм работы;
• привитие интереса к предмету;
• развитие умений и навыков самостоятельной работы;
• активизацию деятельности учащихся;
• при подготовке к уроку учащиеся сами ищут интересный материал;
• более полное осуществление практической, воспитательной,
образовательной и развивающей целей обучения;
• становление новых отношений между учителем и учениками.
Необычные по замыслу и организации нетрадиционные уроки нравятся учащимся больше, чем обычные уроки со строгой структурой и установленным режимом работы. Задания, которые получают дети на этих уроках, помогают им жить в атмосфере творческого поиска, действуют на школьников вдохновляюще и постоянно развивают их речь.
Такие формы проведения занятий «снимают» традиционность урока, оживляют мысль. Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционные уроки могут быстро стать традиционными, что, в конечном счете, приведет к падению у учащихся интереса к предмету.
Приведу некоторые факты из опыта работы.
Урок по углеводам:
1.Использование исторический фактов.
Ночью 29 декабря 1916 года группа заговорщиков (князь Феликс Юсупов, член Думы Владимир Пуришкевич, великий князь Дмитрий Павлович, поручик Александр Сухотин и доктор Станислав Лазоверт) тайно заманили старца во дворец Юсупова на Мойке, где задумали отравить его. Юсупов принимал Распутина в подвальном помещении, специально оборудованном для этой цели. «В 11 часов, - пишет князь, — все было готово... На столе уже пыхтел самовар, кругом были расставлены вазы с пирожными и любимыми распутинскими лакомствами, в которые был добавлен цианистый калий. Но Распутин невозмутимо мелкими глоточками пил вино, смакуя его, как настоящий знаток, и при этом ничуть не менялся в лице. Яд, очевидно, не действовал. Распутин преспокойно расхаживал по комнате. Тогда я взял второй бокал с ядом, наполнил его вином и протянул Распутину. Тот выпил и его с тем же результатом. На подносе оставался третий, и последний, бокал.
- Яд не подействовал.
- Но ведь доза была огромная? И он все выпил?
- Все.
Очень может быть, огромная доза цианистого калия, которой, по словам Лазоверта, можно было мгновенно убить несколько человек, но не сработало по совсем другой причине. Какая была причина?
Еще в конце XIX века было подмечено, что сахар способен обезвреживать цианиды. Глюкоза, соединяясь с синильной кислотой и ее солями, образует неопасное вещество – циангидрин.
2.Конечно химия не может быть без эксперимента (исследовательская работа)
1. Выдан белый хлеб и картофель. Докажите, что в этих продуктах содержится крахмал. Найдите сами необходимые для опыта реактивы. Составить схему опыта.
2. Выданы два реактива: глюкоза и крахмал. Распознать вещества при помощи химических реактивов. Составить уравнения протекающих реакций.
3. Перед вами разные виды вареной колбасы. Говорят, что в колбасу добавляют крахмал. Определите, есть ли в колбасе разных видов крахмал.
4. Я купила сметану, которая была такая густая, что стоит ложка. Каким реактивом можно определить, что добавили в сметану для ее густоты.
(выполнение опытов и объяснение результатов)
3.Установите соответствие между названием вещества и его содержанием в природе:
Название вещества | Формула вещества |
1) глюкоза | А) Этот углевод не встречается в природе в свободном виде, но является важной составной частью олиго- и полисахаридов, содержащихся, например, в древесине. Является углеводной основой РНК и ДНК. Является неотъемлемой частью рибофлавина (витамина В2) и нуклеотидов. |
2) фруктоза | Б) Входит в состав сока сахарной свеклы (16-20%) и сахарного тростника (14-26%). В небольших количествах содержится в плодах и листьях зелёных растений. |
3) рибоза | В) Этот углевод называют молочным сахаром. Она содержится в молоке млекопитающих и человека. Может «бродить» и изменять тип своего брожения до спиртового. |
4) сахароза | Г) В природе данный углевод образуется в процессе фотосинтеза. Содержится во всех органах зелёных растений. Особенно высоко его содержание в виноградном соке, поэтому его называют виноградным сахаром. Содержится в мёде. В организме человека содержится в мышцах, в крови (0.1 - 0.12 %) и служит основным источником энергии для клеток и тканей организма. Повышение концентрации этого углевода в крови приводит к усилению выработки гормона поджелудочной железы — инсулина. |
5) лактоза | Д) Содержится в зернах пшеницы, риса, ячменя, овса, а так же в картофеле, кукурузе, фасоли. Является основным компонентом муки. |
6) целлюлоза | Е) В природе в свободном виде содержится во многих спелых фруктах, ягодах и мёде. В связанном виде содержатся в дисахариде – сахарозе. В связанном виде входит в состав инсулина. Это природный сахар. Обладает крахмалоподобными свойствами и содержится в клубнях георгина, цикория, а так же в некоторых водорослях. Она имеет приятный вкус и в качестве заменителя сахара снижает калорийность пищи. Метаболизм этого углевода происходит в печени, где он превращается в жирные кислоты. |
7) крахмал | Ж) Является основным структурным компонентом клеточной стенки растений. Является самым распространенным органическим соединением на Земле. Составляет около 33% от массы всех произведённых растениями органических веществ. Содержание этого углевода в хлопчатнике составляет 90%, а в древесине 40-50%. Является главной составной частью оболочек растительных клеток, образуется в растениях в результате фотосинтеза. |
Подобные уроки я провожу практически после каждой темы. Такие уроки позволяют выявить у учащихся, как они поняли тему, а также оценить их знания. На таких уроках я часто использую тестовые задания или самостоятельные работы, стараюсь составлять их сама, так как бывает, используя телефон, ученики находят готовые ответы в интернете на заимствованные тесты.
Приведу пример самостоятельной работы в 8 классе после изучения темы "Степень окисления"
1.Определите степени окисления элементов в указанных соединениях.
H2S, H2SO3, S, H2SO4, SO3, N H3, HNO2, N2, HNO3, N2O5
2. Составьте формулы соединений, образованных атомами:
а) серы и водорода; б) хлора и бария, в) водорода и фтора; г) алюминия и йода.
3.Составьте формулы веществ по названию: а) сульфид натрия; б) оксид алюминия; в) оксид фосфора (V).г) хлорид железа (II); д) оксид углерода (IV); е) оксид серы (VI).
В 10 классе использую дидактические карточки, по которым можно придумать разные варианты заданий.
| Вариант1 | Вариант 2 | Вариант3 | Вариант 4 | Вариант5 |
1 | СН4 | С3Н8 | С3Н4 | С6Н5ОН | С2Н5ОН |
2 | С5Н12 | С2Н2 | С8Н16 | С4Н8 | С2Н6 |
3 | СН3ОН | СН3СНО | С4Н6 | НСООН | С2Н4 |
4 | СН2=СН2 | С3Н8 | СН3СООН | С4Н10 | С6Н6 |
5 | СН3-О-СН3 | НСООСН3 | С2Н6 | С4Н9СНО | СН2=СН-СН3 |
Какие задания можно придумать по этой карточке? Например:
1. Дать названия веществам из варианта 1,2, и т.д.
2. Выбрать вещества из всей таблицы, относящиеся к одному классу, например, Предельным углеводородам.
3. Найти изомеры и дать им названия.
4. Составить цепочку превращения, начиная с вещества 1 из варианта 2
При изучении новых классов веществ таблицу можно добавлять.
Таким образом можно по одной карточке в классе дать всем разные задания.
В курсе «Органическая химия» гомологические ряды основных классов органических соединений выучивают постепенно, по мере прохождения соответствующих тем. Для объяснения и лучшего запоминания формул всех органических веществ в течение одного урока я предлагаю обучающимся следующую таблицу:
В своей практике работы я широко использую как сюжетно-ролевые игры, так и игры с раздаточным материалом:
1. Кроссворды, головоломки, ребусы
2. Игра «Волшебный цветок»
KOH
CO2
H2SO4
HCl
SO2
FeO
K2O
K2S
Сорвать все лепестки с формулами оксидов.
3.При помощи следующей игры можно повторить разнообразный материал.
1. | | 2. |
HNO2 | KNO3 | HNO3 | Cu(NO3)2 | Ca | CuO |
NF3 | N 2O3 | NH3 | S | HCl | NaOH |
NaNO3 | N2 | NaNO2 | Fe | Ca(OH)2 | Cu |
Соединить деления, где, Соединить линией формулы
азот имеет одинаковые веществ с которыми реагирует
значения степени окисления. азотная кислота(конц.).
Заключение.
Таким образом, при использовании интерактивных форм, система обучения построена так, что учитывает свойства, присущие любой личности (стремление к свободе, независимости; построение собственной системы личностных смыслов; потребность в самоутверждении) и предоставляет возможность развить индивидуальность учащегося, создает необходимые условия для его саморазвития, самовыражения, возможность реализовать себя в познании, так как каждый ребенок стремится открыть и актуализировать свой неповторимый индивидуальный природный потенциал.
Литература
Ф.И.Абилов."Использование программ-схем по химии как средство обучения учащихся самостоятельной познавательной деятельности // Автореферат диссертации к.п.н.-М.:МГПУ,2009.
И.И.Балаев. "Развитие познавательных интересов учащихся (на занятиях по химии в 8 классе)"("Химия в школе" N5), 2005. с.47-48.
Т.В.Баукова, Д.А.Леменолвский."Золото в химии и медицине"/ / М.: Знание.1991.-31с.
В.А.Бухвалов."Технология работы учителя-мастера"//Рига. 2005.-190с
Е.В.Быстрицкая."Решение расчетных задач как способ повышения мотивации обучения химии учащихся специализированных клас-сов"(сб.Актуальные проблемы химико-педагогического и химического образование в средней и высшей школе. Часть 1)//Орел., 2007.с.28-29.
Е.В.Быстрицкая. "Диагностика и развитие профориентацтонных склонностей школьников средствами прикладных расчетных задач по химии"(сб.Актуальные проблемы химико-педагогического образования в средней и высшей школе) // С.-Петербург, 2009.с. 105-107.
П.Д.Васильева."О некоторых подходах к формированию расчетных умений учащихся по химии"(сб. Актуальные проблемы реформирования химического и химико-педагогического образования) // СПб. 2008 с.56-57.
Н.А.Гааг."Как привить интерес к уроку химии"( " Химия в школе" N3),2010.с.36-37.
В.Гребер."Интерес к уроку химии надо заслужить. А как?"(газета "Химия", приложение к "Первое сентября")М.: Просвещение. 2004.N 7-8.
В.А.Котикова, Н.В.Пахомова."Формирование умений решать расчетные задачи"(сб.Актуальные проблемы химико-педагогического и химического образования в средней и высшей школе)//Орел. 1997.с.33
А.Н Леонтьев. "Развитие мотивов учебной деятельности ребенка"//М.: Издательство АПН. 2008.-с.45-98.