СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Активные формы воспитания: традиции и инновации

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ВОСПИТАНИЯ: ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ

Просмотр содержимого документа
«Активные формы воспитания: традиции и инновации»

Какенова М. М.

Заместитель директора по воспитательной работе КГУ «Киевская средняя школа»,

Жаксынский район, Акмолинская область, Казахстан




АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ВОСПИТАНИЯ: ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ


Аннотация

В статье представлены активные формы воспитания в сравнении традиций и инноваций в системе образования Республики Казахстан, в связи с переходом казахстанского общества на новую модель образования. Потому что в концепции 12-летнего образования в Республике Казахстан главная цель формулируется как формирование и развитие образованной, творческой, компетентной и конкурентноспособной личности, способной жить в динамично развивающейся среде, готовой к самоактуализации как в своих собственных интересах, так и в интересах общества. А всего этого сегодня нельзя достичь без создания системы воспитательной работы как упорядоченной целостной совокупности компонентов, способной целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности.

Ключевые слова: школьные традиции, воспитательная работа, школа, коллектив, мероприятия, концепция, модель.


Түйін

Мақалада Қазақстан қоғамының білім берудің жаңа моделіне көшуіне байланысты Қазақстан Республикасының білім беру жүйесіндегі дәстүрлер мен жаңашылдықтарды салыстыра отырып, оқытудың белсенді түрлері ұсынылған. Себебі Қазақстан Республикасындағы 12 жылдық білім беру тұжырымдамасында басты мақсат - өз мүдделері үшін де, қоғам мүдделері үшін де өзін-өзі жүзеге асыруға дайын, қарқынды дамып келе жатқан ортада өмір сүруге қабілетті, білімді, шығармашыл, құзыретті және бәсекеге қабілетті тұлғаны қалыптастыру және дамыту ретінде тұжырымдалған. Қазіргі кезде мұның барлығына жеке тұлғаның дамуына мақсатты және тиімді ықпал етуге қабілетті компоненттердің реттелген интегралды жиынтығы ретінде тәрбие жұмысы жүйесін құрмайынша қол жеткізу мүмкін емес.

Түйінді сөздер: мектеп дәстүрлері, тәрбие жұмысы, мектеп, ұжым, оқиғалар, тұжырымдама, модель.



Abstract

The article presents active forms of education in comparison of traditions and innovations in the education system of the Republic of Kazakhstan, in connection with the transition of Kazakhstani society to a new model of education. Because in the concept of 12-year education in the Republic of Kazakhstan, the main goal is formulated as the formation and development of an educated, creative, competent and competitive personality, capable of living in a dynamically developing environment, ready for self-actualization both in their own interests and in the interests of society.
And all this today cannot be achieved without creating a system of educational work as an ordered integral set of components capable of purposefully and effectively contributing to the development of the individual.

Key words: school traditions, educational work, school, team, events, concept, model.











Школа выполняет главную общественную функцию – воспитание человека. И эта функция одна из самых сложных. На протяжении веков общество было недовольно воспитанием молодежи. Времена менялись, а задача воспитания подрастающего поколения всегда оставалась актуальной, и ее решение всегда было противоречивым.

Воспитание подрастающего поколения, формирование гармонично развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно развитой личности в процессе исторического развития общества не совершается автоматически, а требует усилия со стороны людей для создания объективных социальных условий для интеллектуального и духовно-нравственного совершенствования и воспитания молодого поколения как будущего страны.

Одна из важнейших сторон современного воспитательного процесса – развитие индивидуальных способностей каждого ребенка, формирование личности школьника независимо от его умственного развития.

В настоящее время казахстанское образование находится на этапе серьезных изменений и масштабных перемен. В Республике Казахстан идет преобразование системы образования, ориентированной на передовое образовательное пространство, развивается быстрыми темпами цифровизация и информатизация общества, что в корне меняет облик школы.

Обновление содержания образования – это изменение настоящей модели казахстанского образования, структуры и содержания, технологий, способов и методик воспитания, внедрение новых понятий.

Если будем обращаться к толковым словарям слово «традиция» означает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, нормы поведения, взгляды, укоренившийся порядок. Что же такое школьные традиции? Под школьными традициями мы понимаем обычаи, порядки, правила поведения, прочно установившиеся в школе, оберегаемые коллективом, передаваемые из одного поколения к другому.

Существуют мероприятия в школе, которые могут приобрести традиционный характер только тогда, когда оно получает поддержку школьников и педагогов. Еще К. Д. Ушинский считал, что воспитание, не проникнутое традицией, не может воспитать сильных характером. Существуют различные типы традиций, в каждом из которых заложены определенные воспитательные цели.

Сегодня воспитательная система школы – уникальный сплав традиций и инноваций. Ничто так не укрепляет коллектив, как традиции говорил А. С. Макаренко. Традиция придает устойчивость, преемственность. В развитии воспитательной системы всегда в той или иной мере проявляется тенденция к упорядоченности, стандартизации её состояний. Но не всякую повторяющуюся ситуацию можно назвать традицией.

Рассмотрим, традиция – это сохранение системы, с закреплением ее структуры. Инновация – это изменение, но только если оно осознанное, освоенное и целенаправленное. Таким образом, традиция и инновация действуют на систему в противоположных направлениях. Как же решается эта проблема. Прежде всего, во всякой системе существуют фундаментальные, основные традиции. Именно они составляют черты того образа, который позволяет системе оставаться самой собой. На практике главные традиции воспитательной системы имеют открытое, вариативное содержание и никогда полностью не превращаются в ритуал. Таким образом, фундаментальные состояния системы, являясь, по существу, традиционными, на определенном этапе ее развития несут в себе некоторые признаки инноваций.
         Еще один вариант разрешения этого противоречия состоит в более или менее длительном сосуществовании традиций и инноваций. Многие инновации могут не заменять прежние традиции, а возникать рядом. Вариант параллельного развития традиций и инноваций может в отдельные периоды играть главную роль в развитии воспитательной системы образовательного учреждения.

         Проблема сосуществования традиций и инноваций в воспитательной системе присуща, в большей степени, школам с длительной историей, с глубокими внутренними и внешними связями. Традиции школы являются стержнем воспитательной системы. Цикл традиционных дел – ориентир в работе педагогов школы, средство духовного и деятельного единения всех участников педагогического процесса. Однако, традиции следует понимать более объемно и полно нежели чем традиционные дела.

Основой развития системы личностных отношений участников образовательного процесса педагогический коллектив школы считает событийный подход, который позволяет наполнить жизнь всего школьного сообщества яркими эмоциональными переживаниями, объединяющими учеников, выпускников и учителей посредством традиций – событий.

Основной традицией в школе, где я начинала свою трудовую деятельность было проведение Дня учителя в формате Дня самоуправления. В этот день выпускники школы становились «учителями»-дублерами, и могли примерить на себя будущую профессию учителя. Из года в год проводилось данное мероприятие, которое способствовало укреплению взаимоотношений между учителями и учениками, не без оснований можно считать это отличной профориентационной работой, так как многие выпускники после проведения данного мероприятия, приходили к выводу, что они любят работу с детьми и хотят быть учителями. В обратном случае, те кто в будущем примеряли на себя профессию педагога, наоборот приходили к выводу, что это не их дело. По моему мнению, это мероприятие является лучшим примером одной из традиций.

Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. С внедрением в воспитательный процесс школы современных технологий учитель и воспитатель все более осваивают функции консультанта, советчика, воспитателя. Это требует от них специальной психолого-педагогической подготовки, так как профессиональной деятельности учителя реализуются не только специальные, предметные знания, но и современные знания в области педагогики и психологии, технологии обучения и воспитания. На этой базе формируется готовность к восприятию, оценке и реализации педагогических инноваций.

В. А. Сластёнин пишет «понятие «инновация»» означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося».

В законе об образовании сказано, что «… под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином установленных государством образовательных уровней…»

Воспитание сегодня – наиважнейшая проблема, требующая рассмотрения в первоочередном порядке [9]. Таким образом, государством и обществом задача выработки стратегии развития воспитания, как общенациональной системы находит свое отражение как в традиционном содержании воспитательного процесса, так и в новых технологиях, методиках, методах, подходах к воспитанию подрастающего поколения. И как сказал министра образования Асхат Аймагамбетов «На современном этапе развития общества очень важно внимание к внутреннему миру ребенка».

В настоящее время в школе создана система воспитательной работы, которая строится на основе общих и специальных задач, традиционных мероприятиях и инновационных проектах, и соответствует основным направлениям воспитательного и коррекционного процесса.

Развитие воспитательной системы образовательного учреждения, как демонстрирует теория и практика образования – процесс динамический, в котором традиции и инновации образуют сплав, придающий системе целостность и обеспечивавший ее жизнеспособность в изменчивых условиях современной жизни.

Необходимость в инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях развития общества, культуры и воспитания определяется рядом обстоятельств.
Во-первых, происходящие социально-экономические преобразования обусловили необходимость коренного обновления системы воспитания, методологии и технологии организации воспитательного процесса в учебных заведениях различного типа. Инновационная направленность деятельности учителей и воспитателей, включающая в себя создание, освоение и использование педагогических новшеств, выступает средством обновления образовательной политики.
Во-вторых, с каждым годом увеличивается количество учеников, имеющих множественные нарушения развития, что свидетельствует об изменении контингента учащихся школы в сторону «утяжеления» их медицинского диагноза требуют постоянного поиска новых форм и методов воспитания.

В-третьих, изменение характера отношения учителей к самому факту освоения и применения педагогических новшеств. В условиях жесткой регламентации содержания воспитательного процесса учитель был ограничен в использовании новых приемов и способов педагогической деятельности. Если раньше инновационная деятельность сводилась в основном к использованию рекомендованных сверху новшеств, то сейчас она приобретает все более избирательный, исследовательский характер. Именно поэтому важным направлением в работе школы становится создание условий для успешной разработки инноваций и их применения.
Первый Президент Республики Казахстан поставил задачу о формировании активных, образованных и здоровых граждан, придания новых импульсов развитию казахстанской культуры.

Поэтому процесс воспитания должен обновляться на основе качественно нового представления о его статусе с учетом отечественных традиций, достижений передового педагогического опыта; включать формирование разнообразных воспитательных систем.



Список литературы

  1. Закон Республики Казахстан «Об образовании» - от 27 июля 2007 года

  2. Воспитательная система школы: Проблемы и поиск / под ред. Н. Л. Селивановой – М.: Знание, 1989

  3. Кондракова Э. Д. Традиции и инновации в воспитательной работе: // Вопросы воспитания: теория и практика. – Пятигорск, 2001 – Выпуск 7

  4. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: учебное пособие для вузов/ И. П. Подласный ВЛАДОС-пресс, 2004

  5. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания // Собр.соч.: В 10 т. , 1950 год

  6. Балыкбаев Т. О., Муканова С. Д., Кунакова К. У. и др. Проект Концепции 12-лет-

него среднего образования. Астана, 2010.

  1. Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на

2011–2020 годы. Режим доступа: www.edu.gov.kz/ru/zakonodatelstvo.

  1. Назарбаев Н. А. Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к обществу Всеобщего Труда // Казахстанская правда. 2012. № 218–219. 10 июля.