СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Актуальность патриотического воспитания школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Стратегические ориентиры воспитания: формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой Родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом.                     Президент РФ. В.В. Путин

Просмотр содержимого документа
«Актуальность патриотического воспитания школьников»

Актуальность патриотического воспитания школьников

в современной школе


Согласно документу «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», важнейшей задачей современного образования является воспитание молодого поколения, обладающего знаниями и умениями, отвечающими требованиям XXI века, разделяющего традиционные нравственные ценности, готового к мирному созиданию и защите Родины. Стратегические ориентиры воспитания сформулированы и Президентом Российской Федерации В.В. Путиным: «Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой Родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом».

События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения нашей страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования - как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания.

Объективные и субъективные процессы существенно обострили социальный вопрос. Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Появляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы.

В этих условиях очевидна неотложность решения на государственном уровне острейших проблем системы воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства. И школа должна стать её центром.

Школа должна выступать в качестве своеобразного центра формирования ценностных ориентаций подрастающего поколения, в частности формирования и развития личности школьника как гражданина и защитника Отечества.

Эта проблема обсуждалась на научно-практической конференции «Военно-патриотическое и гражданское воспитание – социальный заказ общества России, вступающего в ХХI век» (Москва, 2000) и в постановлении Правительства РФ (от 16 февраля 2001 г.) о государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 гг.» [42].

Специалистами была разработана, сформулирована в окончательном виде концепция патриотического воспитания и обучения учащихся «Формирование духовно–нравственных устоев, патриотизма личности и безопасной жизнедеятельности молодежи – приоритетная область образования в XXI веке».

Героические события отечественной истории выдающиеся достижения страны в области политики, экономики, науки, культуры и спорта еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает реальные предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию школьников с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций, связанных с консолидацией общества и подъемом патриотизма.

Исторический опыт показывает, что истинный патриотизм является результатом упорной, целенаправленной воспитательной работы, напряженной учебы с целью постижения героических вех и великих свершений в истории Отечества и начинаться она должна с самого раннего возраста. Формирование у обучаемых средствами музыкального искусства высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и защиты интересов Родины по плечу только истинному учителю – патриоту.

Важнейшим элементом патриотического воспитания являются прежде всего учебные предметы гуманитарного направления, где ключевую роль играют музыка, история, литература, русский и родной языки и др. Музыка как «язык чувств» является орудием нравственного воспитания, одним из важнейших средств формирования и развития личности.

Конечная цель работы учителя музыки – воспитание у ребят чувства национальной гордости, любви к нашему народу, к нашей маленькой республике, которую мы называем «малой родиной». Это не только место, где человек родился, не только точка на географической карте. Красота тех мест, откуда он берет начало, нравственные идеалы людей, живших и живущих в этом милом сердцу крае, его исторические и культурные традиции, – все это составляет ту основу, которая формирует человека как личность, патриота.

Сегодня вырисовываются вполне определенные направления патриотического воспитания молодежи. Для этого, на наш взгляд, необходимо:

  1. Восстановить баланс двух основных функций образования – обучения и воспитания. Реорганизовать школьный быт с целью увеличения времени на воспитание (в частности патриотизма), разнообразные занятия по интересам, приобретение детьми опыта социального взаимодействия.

  2. В учебном процессе воспитание должно стать основой формирования патриота, особенно при преподавании гуманитарных предметов, дающих учащимся богатые возможности получения фактических и теоретических знаний для осмысления и эмоционального восприятия прошлого и настоящего России. Воспитывать у учащихся уважительное отношение к историческому наследию.

  3. Учить детей обращаться с государственными символами. Ритуалы и поведение людей в связи с государственным флагом, гербом и гимном РФ (отражать их при издании учебников, дневников и тетрадей).

  4. Разработать и реализовать идею Малой Родины как первого шага в формировании патриотического мироощущения, его «корневой системы» приобщения к истории предков.

  5. Восстановить и развивать в школе инфраструктуру детства: кружки, военно-патриотические клубы, центры, туристические станции, студии, детские и молодежные общественные организации.

  6. Проводить внеклассные мероприятия по комплексной подготовке учащихся к военно-патриотическому воспитанию.


В этих условиях проблема патриотического воспитания обретает новые характеристики и новые подходы к ее решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности.


Итак, в числе основных направлений патриотического воспитания школьников следует выделить:

- укрепление исторической памяти средствами музыкального искусства, почитание великих исторических деятелей – основные условия того, что здоровый патриотизм станет нормой общества, что традиционные понятия чести и долга вновь приобретут прежнюю значимость;

- знание истории и музыкальной культуры родного края, утверждение национального самосознания, национального достоинства;

- национально-семейное воспитание, восстановление семейных традиций, преемственность поколений.


Для этого необходимо:

- повысить патриотическую направленность содержания учебной (в частности уроков музыки) и воспитательной работы, включить в программы всех образовательных учреждений материал, отражающий систему нравственных ценностей, исторические, этнографические и культурные традиции;

- совершенствовать формы и методы музыкально-патриотического воспитания;

- проводить музыкальные мероприятия в честь памятных событий, знаменательных дат отечественной истории, республиканские смотры.


И.Е. Кравцов в своей монографии: «Патриотизм – это любовь к своему отечеству, к родным местам, «земле отцов», к родному языку, к передовой культуре и традициям, к продуктам труда своего народа, к прогрессивному общественному и государственному строю. Патриотизм – это беззаветная преданность своей Родине, готовность защищать ее независимость».


Другой учёный, доктор педагогических наук, академик И.Ф. Харламов рассматривает патриотизм как «взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения, включающую любовь к Родине, активный труд на благо Родины, следование и умножение трудовых традиций народа, бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны, привязанность и любовь к родным местам, стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее, воинскую храбрость, мужество и самоотверженность, братство и дружбу народов, нетерпимость к расовой и национальной неприязни, уважение обычаев и культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними».


Не менее известный психолог ХХ столетия Т.Н. Мальковская, относя патриотизм к нравственным качествам, включает в него любовь к Отечеству, готовность к его защите, неразрывную связь с интернационализмом, нетерпимость к любым проявлениям национализма и шовинизма, приверженность к народной культуре, знание национальных традиций, национальное достоинство, гордость и честь, что находит свое воплощение в гражданственности.


Один из самых значимых российских ученых лингвистов, доктор филологических наук, профессор С.И. Ожегов трактовал понятие «патриотизм» как «преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу».


Советский педагог и писатель А.С. Макаренко отмечал, что патриотизм проявляется не только в героических поступках. «От настоящего патриота требуется не только «героическая вспышка», но и длительная, мучительная, нажимная работа, часто даже очень тяжелая, неинтересная, грязная»


Подводя итог вышесказанному, можно выделить такой собирательный образ: патриот – человек любящий свою Родину, знающий и уважающий историческое прошлое страны и её традиции, готовый защищать её социальные и культурные достижения, милосердный, заботящийся об интересах страны и её граждан. Патриотическое воспитание – регулярная и целенаправленная работа по развитию у молодых людей высокого патриотического сознания, чувства преданности своему Отечеству, готовности к осуществлению гражданского долга и выполнению конституционных обязанностей по защите интересов Отчизны.


Воспитание является механизмом взаимодействия между поколениями, обеспечивающих вхождение подрастающих граждан в жизнь общества. В различных исторических эпохах, в зависимости от социально – экономических условий жизни общества и господствующей в нем идеологии, в воспитание вкладывали различные аспекты. Я.А. Коменский отмечал, что одним из главных результатов воспитания должно стремление у ребенка оказывать пользу своими услугами возможно большему числу людей. В его книге «Великая дидактика» написано: «Тогда лишь наступило бы счастливое состояние в делах частных и общественных, если бы все прониклись желанием действовать в интересах общего благополучия».


В отечественной школе всегда уделялось большое внимание воспитанию у подрастающих поколений нравственных качеств личности, коллективизма, гражданственности, любви к своей Родине, уважительного отношения к истории своей страны, к геральдике, к своему народу. Значительную роль в этом процессе играли средства массовой информации: радио, высокохудожественные отечественные кинофильмы, театр, художественная литература. Представители принципа народности в воспитании– К.Д. Ушинский, В.Г. Белинский и А.И. Чернышевский – особо подчеркивали важность воспитания у ребёнка любви к Родине. «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».