СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Аналитический отчет за 2019 - 2020 учебный год

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Аналитический отчет за 2019 - 2020 учебный год»

Анализ работы педагога-психолога

МБДОУ детского сада № 11

Константиновой Елены Владимировны

за 2019 – 2020 учебный год.


Работа педагога-психолога строилась в соответствии со следующими целями и задачами:

Цель: создание психолого-педагогических условий, способствующих охране и укреплению психологического здоровья детей, достижению ими личностных образовательных результатов в процессе освоения образовательных областей.


Задачи:

  1. Изучить уровень адаптации детей младших групп вновь поступивших в ДОУ и оказать необходимую психологическую помощь детям в адаптационный период.

  2. Обеспечить психологическое сопровождение детей подготовительных групп посредством диагностики психологической готовности к школьному обучению, непосредственно образовательной деятельности с детьми, имеющими низкий уровень готовности к обучению в школе.

  3. Осуществлять психологическое сопровождение детей по запросам педагогов и родителей путем проведения диагностической и развивающей работы, направленной на выявление и решение возможных проблем.

  4. Выявление причин нарушений эмоционального и познавательного развития детей посредством диагностического обследования.

  5. Способствовать повышению компетентности педагогов и родителей в вопросах воспитания и обучения детей посредством просветительской и консультативной работы.

  6. Повышать собственный профессиональный уровень.

Деятельность педагога-психолога ДОУ велась в следующих направлениях:

  • Психологическая диагностика

  • Коррекционно – развивающая работа

  • Психологическое просвещение, консультирование

  • Организационно – методическая работа

Результаты работы:

1.Психологическая диагностика.

1.1Психологическое сопровождение детей в период адаптации к ДОУ.

В течение учебного года 34ребенка раннего и младшего дошкольного возраста прошли период адаптации, в процессе которого велось наблюдение за вновь прибывшими воспитанниками, с целью изучения личностных особенностей детей, их адаптационных возможностей, особенностей общения и взаимодействия со сверстниками. В работе с детьми использовались методы игровой деятельности, тактильный контакт и т. д.

На каждого ребенка заводился адаптационный лист, в котором отмечалось:

  • эмоциональное состояние (настроение)

  • аппетит во время завтрака, обеда, полдника

  • характер сна и длительность засыпания

  • проявления активности в игре, на занятиях, в речи

  • взаимоотношения с детьми

  • взаимоотношения со взрослыми

Таблица 1.

Адаптация

Группа Раннего возраста№1

Группа Раннего возраста№2

1Младшая

группа№1

1Младшая

группа№2

Процентное соотношение

(%)

Легкая степень

5

5

0

2

50

Средняя степень

3

7

0

0

42

Тяжелая степень

1

1

0

0

8


В результате изучения течения адаптации детей были получены следующие данные:

12 (50%) детей с легкой степенью адаптации. Дети спокойно входили в группу, внимательно осматривались, увлекались рассматриванием игрушек, играми. Безбоязненно ступали в контакт с воспитателями. Могли занять себя сами, при этом использовали игрушки. У детей было настроение бодрое или спокойное, пантомимика выразительная, эмоции легко распознавались. Дети придерживались установленных правил поведения, адекватно реагировали на замечания и одобрения, корректируя после них своё поведение. Они умели играть рядом с другими детьми, были доброжелательны к ним. В течение всего периода адаптации наблюдались незначительные нарушения сна и аппетита.

10(42%) детей со средней степенью адаптации и 2(8%)ребенка с тяжелой адаптацией. Настроение детей неустойчиво: они часто плакали, просились домой, звали маму. Первое время разлука с родителями сопровождалась слезами, долго не могли отпустить маму, плакали после ее ухода, реагировали на стук в дверь, приход других родителей. От данных переживаний ребенка можно было отвлечь беседой, игрушками, рассматриванием и чтением книг, режимными моментами (утренней зарядкой, умыванием, пальчиковыми играми, прослушиванием музыки, вовлечением в игру). У детей нарушался аппетит и сон, снижалась речевая и общая активность. Наблюдались трудности в установлении контакта с другими детьми. Они часто обращались за помощью взрослого. Сидели на коленях у воспитателя или помощника воспитателя. По истечению 2-3 недель поведение у них нормализовалось и самочувствие улучшилось.

В течение года активно велась работа с родителями. Для родителей (законных представителей) вновь поступивших детей проводились консультации: «Адаптация ребенка в детском саду», «В первый раз в детский сад», «Как надо вести себя родителям с ребенком, когда он начал посещать впервые детский сад», а также индивидуальные беседы: «Как помочь ребенку быстро привыкнуть к детскому саду», «Развивающие игры и игрушки для малышей», «Проблемы маленького ребенка» по запросам воспитателей и родителей. Давались рекомендации по повышению уровня положительной установки на пребывание в ДОУ, по облегчению процесса адаптации.

Таким образом, благодаря совместным, скоординированным усилиям адаптация детей в группах прошла благополучно. Сохраняется благоприятный эмоционально-психологический климат в группе,

поддерживаются партнерские отношения между педагогами, детьми и родителями.

1.2. Выявление особенностей развития познавательных процессов детей от 3 до 6 лет.

1.Диагностическое обследование воспитанников второй младшей групп.

Психологическое обследование детей в возрасте 3-4 лет проводилось с целью выявления уровня интеллектуального развития, произвольности, особенности личностной сферы. В качестве диагностического инструментария использовалась методика: Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко для детей 3-4 лет.

В диагностике применялись следующие методики:

  • Беседа об общей осведомленности

  • «Коробка форм»

  • «Матрешка» 3-составная

  • «Разрезные картинки» 2 – 3 части

  • «Цветные кубики»

  • «Парные картинки»

  • «Угадай, чего не стало?»

Формы проведения: индивидуальная .

На начало и конец учебного года из 38 детей обследован 37, на 1 ребенка родители написали отказ от диагностического обследования.

Психодиагностика показала следующие результаты:

На начало уч. года: таблица 2

Уровень психического развития

Количество детей

Процентное соотношение (%)

Высокий

26

70

Средний

8

22

Низкий

3

8

На конец уч. года: таблица 3

Уровень психического развития

Количество детей

Процентное соотношение (%)

Высокий

33

89

Средний

3

20

Низкий

1

5




Рис.1

Из таблицы 2 видно, что на начало уч. года 92% исследуемых детей имеют соответствующий возрасту уровень психического развития, 3ребенка (8%) нуждаются в специально организованных занятиях по развитию познавательной сферы. Воспитателям и родителям (законным представителям) были даны рекомендации по развитию познавательных процессов у детей с уровнем психического развития ниже среднего.

На конец уч. года очевиден положительный результат проделанной работы: различия в высоком, среднем и низком уровне не значительны, знания детей прочные, они способны применять их в повседневной деятельности.


2. Диагностическое обследование воспитанников средних групп.

Психологическое обследование детей в возрасте 4-5 лет проводилось с целью выявления уровня интеллектуального развития, произвольности, особенности личностной сферы. В качестве диагностического инструментария использовалась методика: Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко для детей 4-5 лет.

В диагностике применялись следующие методики:

  • Беседа об общей осведомленности

  • «Покажи и назови»

  • «Матрешка» 4-составная»

  • «Коробка форм»

  • «Разрезные картинки» 4- составные

  • «8предметов»

  • «Лабиринты»

  • «Найди такую же картинку»

  • «Найди домик для картинки»

  • «На что похоже»

Формы проведения: индивидуальная .

На начало и конец учебного года из 42 детей обследован 40воспитанников, на 1 ребенка родители написали отказ от диагностического обследования,1ребенок отсутствовал .

Психодиагностика показала следующие результаты:

На начало уч. года: таблица 4

Уровень психического развития

Количество детей

Процентное соотношение (%)

Высокий

25

63

Средний

13

32

Низкий

2

5


На конец уч. года: таблица 5

Уровень психического развития

Количество детей

Процентное соотношение (%)

Высокий

28

70

Средний

11

28

Низкий

1

2

Рис.2

Из таблицы 4 видно, что 95% исследуемых детей показывают стабильную динамику развития по всем психическим процессам. 2 ребенка (2%) нуждаются в дальнейших специально организованных занятиях по развитию познавательной сферы. Для детей со средним и низким уровнем развития были подобраны специальные формы и методы коррекционно-развивающей работы. На каждого ребенка составлен индивидуальный маршрут сопровождения.

Воспитателям и родителям (законным представителям) даны рекомендации по развитию познавательных процессов у детей со средним и низким уровнем психического развития.

По результатам проведенной повторной диагностики на конец года , видна положительная динамика развития детей 95%,1(2%)воспитанник показал низкий уровень развития познавательной сферы ,рекомендовано продолжить индивидуальные коррекционные занятия с ребенком.

Таким образом, можно сделать вывод, что индивидуальная коррекционная развивающая работа с детьми, имеющими первоначально низкий и средний уровень развития познавательных процессов эффективна. Необходимо постоянно рекомендовать родителям детей с низким и средним уровнем развития наблюдать за их достижениями, использовать различные приемы для развития психических процессов при общении с ребенком дома.

3. Диагностическое обследование воспитанников старших групп.

Психологическое обследование детей в возрасте 5-6 лет проводилось с целью выявления уровня интеллектуального развития, произвольности, особенности личностной сферы. В качестве диагностического инструментария использовалась методика: Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко для детей 5-6 лет.

В диагностике применялись следующие методики:

  • Беседа об общей осведомленности,

  • Лесенка (самооценка)

  • Нелепицы

  • Времена года

  • Найди такую же картинку

  • 10предметов

  • Найди семью

  • Рыбка

  • Рисунок человека

  • Последовательные картинки

  • Разрезные картинки -4составные

  • На что похоже?

Формы проведения: индивидуальная.

На начало и конец учебного года из 42 детей обследован 41воспитанник, на 1 ребенка родители написали отказ от диагностического обследования.

Психодиагностика показала следующие результаты:

Начало года: таблица 6

Уровень развития

Количество детей

Процентное соотношение (%)

Высокий

16

39

Средний

20

49

Низкий

5

12





На конец уч. года: таблица 7

Уровень психического развития

Количество детей

Процентное соотношение (%)

Высокий

22

54

Средний

17

41

Низкий

2

5


Рис.3

Из таблицы 6 начало года видно, что 88% исследуемых детей показывают стабильную динамику развития по всем психическим процессам. 5детей (12,%) нуждается в дальнейших специально организованных занятиях по развитию познавательной сферы. На каждого ребенка составлен индивидуальный маршрут дальнейшего сопровождения. Воспитателям и родителям (законным представителям) даны рекомендации по развитию познавательных процессов у детей со средним и низким уровнем психического развития. Результаты повторной диагностики на конец года показал положительную динамику 95%, 2(5%)воспитанника показали низкий уровень развития познавательной сферы, рекомендовано продолжить индивидуальные коррекционные занятия с детьми.

Таким образом, коррекционно-развивающие занятия помогали сформировать и развивать у детей элементарные математические представления (сенсорное развитие, совершенствование мелкой моторики, формирование пространственных ориентировок, развитие наглядных форм мышления с опорой на предметно-практическую деятельность),ознакомление с окружающим миром и развитие речи (обогащение представлений о предметах и явлениях, расширение словарного запаса, стимуляция коммуникативной активности).


4. Диагностика готовности к обучению в школе детей 6-7 лет.

Диагностика психологической готовности детей к обучению в школе – одно из приоритетных направлений практической психологии образования. Важными показателями готовности к обучению в школе является развитие познавательных процессов, формирования значимых для школьного обучения предметно-специфических знаний, умений и навыков.

В подготовительных к школе группах был изучен уровень психологической готовности к школе детей с помощью комплексной методики, разработанной Павловой Н.Н., Руденко Л.Г.

  • Беседа об общей осведомленности

  • Лесенка

  • Вырежи круг

  • Домик

  • 10 слов

  • Закончи предложение

  • 4 лишний

  • Последовательные картинки

  • Найди недостающий

  • Разрезные картинки- 6частей

  • На что это похоже?

  • Графический диктант

  • Рисунок человека

  • Запрещенные слова

Формы проведения: индивидуальная.

На начало учебного года из 46 детей обследован 43воспитанника, на 1 ребенка родители написали отказ от диагностического обследования,2ребенка отсутствовали в детском саду.

Психодиагностика показала следующие результаты:

Начало года: таблица 8

Уровень готовности

Количество детей

Процентное соотношение (%)

Высокий

27

63

Средний

15

35

Низкий

1

2


Из таблицы видно, что 98% исследуемых детей показывают стабильную динамику развития по всем психическим процессам. 1 ребенок (2%) нуждается в дальнейших специально организованных занятиях по развитию познавательной сферы ( ребенок относится к категории «ребенок инвалид»).

В феврале проведен скрининг-обследование (проверка) готовности детей к обучению в школе. С целью оценить уровень сформированности предпосылок к учебной деятельности детей. Используемые методики: тест Керна- Йирасека (диагностика уровня развития моторики, произвольности).

  • Рисунок человека

  • Подражание письменным буквам

  • Срисовывание группы точек

Диагностическое обследование проводилось в подгрупповой и индивидуальной форме. Обследовано 44 воспитанника, на 1 ребенка родители написали отказ от диагностического обследования,1ребенок отсутствовал в детском саду.

Психодиагностика показала следующие результаты:

Таблица 9

Уровень готовности к обучению в школе

Количество детей

Процентное соотношение (%)

Полная готовность

  • 35

80

Условная готовность

8

18

Условная неготовность

  • 2

2


По результатам диагностики видно, что 35(80%) будущих первоклассников готовы к началу регулярного обучения к школе. Эти дети усвоили программу подготовительной группы, обладают достаточным уровнем знаний.

У 8 детей (18%) выявлена условная готовность. Родителям (законным представителям) и воспитателям были даны рекомендации по развитию познавательных процессов.

2 (2%) ребенка условно не готовы к началу регулярного обучения из за недостаточного психофизического развития, низкого уровня усвоения программы подготовительной группы и нуждаются в дополнительной коррекционной помощи. Один из детей относится к категории «ребенок-инвалид».

Для заключительного психологического обследования проведено в марте месяце скрининг-обследование (проверка) готовности детей к обучению в школе. Уровень сформированности предпосылок к учебной деятельности у детей выявлялся с помощью программы Н. Я. Семаго, М. М. Семаго «Скрининг – обследование готовности к школьному обучению», состоящей из пяти заданий.

  • «Продолжи узор»

  • «Сосчитай и сравни»

  • «Слова»

  • «Шифровка»

  • «Рисунок человека»

Диагностическое обследование детей проводилось в подгрупповой и индивидуальной форме. Обследовано 44 воспитанника, на 1 ребенка родители написали отказ от диагностического обследования,1ребенок отсутствовал в детском саду.

Психодиагностика показала следующие результаты:

Таблица 9

Уровень готовности к обучению в школе

Количество детей

Процентное соотношение (%)

Полная готовность

  • 40

91

Условная готовность

3

7

Условная неготовность

  • 1

2

Рис.4



Таким образом, из 44 выпускников: 40 детей полностью готовы к началу регулярного обучения к школе, имеют высокий уровень готовности. Эти дети усвоили программу подготовительной группы, обладают достаточным уровнем работоспособности, у них сформирована произвольная регуляция собственной деятельности. 3 детей имеют средний уровень готовности – условно готовы. У этих детей можно отчасти прогнозировать некоторые трудности в начале регулярного обучения из-за недостаточно сформированного регуляторного компонента деятельности. Однако большинство детей смогут адаптироваться к началу обучения (сентябрь – октябрь) без дополнительной помощи специалистов. 1(2%) ребенок условно не готовы к началу регулярного обучения из-за недостаточного психофизиологического развития, низкого уровня усвоения программы подготовительной группы и нуждается в дополнительной коррекционной помощи. Так как он относится к категории «ребенок-инвалид», то в дальнейшем в школе для него необходимо обучение по коррекционной программе с участием педагога-психолога и учителя-логопеда.

По итогам проведенных психологических диагностик можно сделать вывод, что индивидуальная и групповая коррекционная развивающая работа с детьми, имеющими первоначально низкий и средний уровень развития познавательных процессов эффективна, но в данном случае необходима совместная системная психолого-педагогическая работа: педагога-психолога, воспитателей и родителей (законных представителей).


2.Психологическое консультирование.

Цель психологического консультирования – оказание профессиональной помощи по организации воспитательной работы педагогического состава, оказание помощи родителям.

На протяжении всего учебного года проводила консультирование родителей и педагогов по вопросам возрастной психологии детей дошкольного возраста. Консультирование по вопросам адаптации воспитанников младших групп, готовности к обучению в школе детей подготовительных групп, по поведению и эмоциональному состоянию дошкольников и по другим проблемам, которые продолжают волновать педагогов и родителей.

Тематика консультаций для родителей:

  • « Адаптация ребенка в детском саду».

  • «В первый раз в детский сад»

  • «Как надо вести себя родителям с ребенком, когда он начал посещать впервые детский сад».

  • «Как помочь ребёнку в период адаптации?».

  • «Что должен знать и уметь ребёнок данного возраста».

  • «Как бороться с детскими капризами, агрессивностью, тревожностью, страхами».

  • «Психологическая готовность к школе ».

  • «Проблемы «детско-родительских» отношений»

  • «Дружная семья - здоровый ребенок»

  • «Как нельзя поступать с ребенком»

  • «Как преодолеть рассеянность у ребенка»

  • «Ребенок 4-5 лет».

  • «Возрастные особенности детей 5-6 лет».

  • «Телевизор - друг или враг?»

  • « Играть или учить?»

  • «Правильно ли я воспитываю ребенка?»

  • Индивидуальные консультации по результатам диагностических обследований детей.

Психологическое консультирование для педагогов:

  • «Проблемы адаптации ребенка к ДОУ.»

  • «Особенности эмоционально-волевой сферы дошкольника».

  • «По результатам экспресс - диагностики познавательных процессов».

  • «Взаимодействие педагогов с тревожными детьми»

  • «Психолого-педагогические аспекты взаимодействия с тревожными детьми».

Ежеквартально в группах оформлялся уголок для родителей, где размещалась информация, помогающая повысить психологическую компетентность родителей( законных представителей) в области воспитания и взаимодействия с дошкольниками.

За прошедший период было проведено 35консультаций для родителей

(законных представителей),6 консультаций для педагогов. Консультативная помощь для родителей(законных представителей), чьи дети не посещают детский сад, оказывалась через консультационный пункт.

Консультации организовывались в ДОУ следующими способами:

  • по приглашению (по итогам диагностики) с предварительным согласованием удобного для родителей времени, с целью осознания проблемы и поиска оптимальных путей ее решения,

  • по самостоятельному обращению родителей и педагогов по проблемам воспитания и развития детей, а также для регулирования актуального эмоционального состояния

  • консультативная помощь родителям и педагогам в период адаптации детей к условиям ДОУ.

В сравнении с прошлым годом увеличилось количество консультации с родителями (законными представителями ), что свидетельствует о доверии родителей (законных представителей) к психологу. В следующим году необходимо продолжить работу с родителями ( законными представителями),

а так же работу консультативного пункта ,с целью большего вовлечения родителей в процесс обучения и воспитания детей.

3.Коррекционно-развивающая работа.

Целью коррекционно-развивающей работы с воспитанниками дошкольного возраста является формирование психологического базиса для полноценного развития личности ребенка. На данном возрастном этапе важно сформировать предпосылки для развития высших психических функций: внимания, памяти, различных видов восприятия, совершенствование моторных функций, межсенсорных связей, пробудить познавательную и творческую активность воспитанника.

Адресатом психологической помощи является ребенок. Психологическая помощь организуется по запросу (и его обоснованности) педагогов и родителей или на основании результатов психологической диагностики и рекомендаций ПМПК. Коррекционно – развивающая работа проводится в форме индивидуальных или подгрупповых занятий (или занятий в малых группах). Дети объединяются в подгруппы с учетом схожести проблем, зон актуального и ближайшего развития, особенностей эмоционально – волевой сферы. Занятия проводятся 1 –раз в неделю, продолжительность курса занятий зависит от объема коррекционно – развивающей программы. Эффективность коррекционных воздействий отслеживается после повторного диагностического обследования.

Основные методы, которые использовались для коррекционно – развивающих воздействий:

  • Игровая терапия

  • Арт-терапия

  • Мандалотерапия

  • Куклотерапия

  • Песочная терапия

  • Психогимнастика

  • Элементы нейропсихологической коррекции

  • Релаксационные упражнения

  • Сказкотерапия

  • Игры по развитию сенсомоторики и тактильной чувствительности

  • Упражнения для развития познавательных процессов

В работе используются коррекционно – развивающие программы авторов, которые адаптируются к условиям ДОУ и задачам коррекции.

- «Цветик-семицветик» 4-5 лет (под ред. Н.Ю. Куражевой)

- «Цветик-семицветик» 5-6 лет (под ред. Н.Ю. Куражевой),С.В. Крюкова «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь»

-«Цветик-семицветик» 6-7 лет (под ред.Н.Ю. Куражевой) Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет, С.В. Крюкова «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь».

В результате проведённой коррекционно-развивающей работы можно сделать следующие выводы:

-произошла коррекция и устранение проблем у детей;

-формирование адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста; снижение уровня негативных проявлений в эмоционально-личностной сфере;

-формирование комплекса произвольности в соответствии с возрастом; укрепление психологического здоровья ребенка. Со стороны родителей произошло изменение позиции во взаимодействии с ребенком;

-нормализовались в достаточной степени детско-родительские отношения, произошло преодоление проблем развития личностной и коммуникативной сфер у детей, нормализация эмоционального состояния педагогов.

4.Психологическое просвещение и профилактика.

Основной целью психологического просвещения и профилактики является предупреждение возможных отклонений в психическом развитии детей и в становлении личности, а также повышение психологической культуры педагогов и родителей. С этой целью подбиралась актуальная и необходимая стендовая информация, выступления на родительских собраниях, разрабатывались рекомендации родителям и педагогам общей и индивидуальной направленности.

В 2019-2020 учебном году психологическое просвещение осуществлялось следующим образом:

1.Стендовая информация об индивидуальных различиях и возрастных особенностях детей, о влиянии семейного воспитания и его типах, о возрастных кризисах и т.д.:

  • «Адаптация к детскому саду. Советы психолога»

  • «Возрастные кризисы развития»

  • «Индивидуальные особенности детей»

  • «Детские страхи»

  • «Ребенок идет в первый класс»

  • «Психологическая готовность к школе»

  • «О пользе пальчиковых игр»
  • «Болезненная привязанность к матери»

  • «В стране детских страхов»
  • «Примерный перечень игрушек и развивающего оборудования для детей раннего возраста»
  • «Игры и упражнения для подготовки детей к школе»
  • «Если ребенок кусается…»
  • «Детские ссоры – как помирить детей»

2.Беседы и консультации с педагогами с демонстрацией эффективных методов и приемов в работе с детьми и родителями:

  • «Взаимодействие с тревожными детьми»

  • «Раннее выявление отклонений в развитии ребенка»

  • «Раннее выявление отклонений в развитии ребенка»

  • «Семь причин детской агрессии».

Сотрудничество в подборе доступных игр по развитию психических процессов и коррекции поведения детей.

3.Выступления на родительских собраниях:

Подготовительные к школе группы «Школьная готовность ребенка»

1младшая группа «Кризис 3лет».

4.Участие в педсоветах по теме:

  • «Патриотическое воспитание дошкольников»

  • «Экономическое воспитание дошкольников»

5. Проведены тренинги для педагогов:

  • тренинг-консультация «Взаимодействие педагога с тревожными детьми».

  • Игровой тренинг « Остров сокровищ».

В результате проделанной работы произошли существенные изменения, а именно:

-повышение психолого-педагогической компетентности в вопросах воспитания детей педагогов и родителей;

-достижение взаимопонимания причин возникновения проблем и путей их преодоления.


5.Взаимодействие с социальными институтами.

На протяжении учебного года осуществлялось сетевое взаимодействие с представителями КДН и инспектором ПДН по раннему выявлению детей из неблагополучных семей и дальнейшему их сопровождению.

За 2019-2020 уч.год выявлено 5 детей из неблагополучных семей, которые поставлены на внутрисадовый учет.

Диагностическое сопровождение таких семей:

-анкетирование детей и родителей;

-опросники;

-тесты; тренинги;

-анализ документов;

-анализ продуктов детского творчества;

-составление социально-психологических паспортов семьи;

-анализ состояния здоровья детей;

-анализ развития, успеваемости.

Индивидуальная помощь социально - неблагополучной семье:

-советы по преодолению сложных жизненных ситуации;

-консультации специалистов;

-индивидуальные беседы;

-индивидуальный патронаж семей;

-родительские собрания на дому.

Групповая работа с родителями из социально - неблагополучных семей:

- тренинговые группы; консультирование.

На каждого ребенка были заведены тетради-наблюдения, проводились дополнительные занятия с целью преодоления школьной дезадаптации. Осуществлялось регулярное посещение семей воспитанников. На таких семей был составлен «Индивидуальный план работы с неблагополучной семьей».

По результатам работы за 2019-2020 уч. год, наблюдается оценка позитивной динамики ситуации по следующим показателям.

У 4 семей:

- уровень жизни доведен до средних показателей: родители пытаются вести нормальный образ жизни, улучшилась бытовая обстановка в семье;

-родители проявляют заботу о детях;

-дети посещают образовательное учреждение;

-уменьшилось потребление родителями алкогольных напитков;

- семья поддерживает контакт с образовательным учреждением,

-центром социальной помощи;

-в социальном окружении появились другие значимые взрослые (родственники, близкие знакомые), помощь которых семья принимает и позитивно настроена на взаимодействие с ними;

-семья позитивно принимает помощь и социальные контакты с лицами, осуществляющими патронаж.

1 семья находится в зоне риска и под особым наблюдением. Все необходимые документы переданы в отдел ПДН.

6.Организационно-методическая работа.

В течение года:

- оформляла и заполняла рабочую документацию. Проводила анализ и обработку результатов диагностических обследований, написание заключений.

- подготавливала протоколы и бланки диагностического обследования, демонстрационного материала к коррекционно – развивающим занятиям;

- оформляла информацию для стендов, памяток и буклетов для педагогов и родителей, к семинарам, родительским собраниям, педсоветам, консультациям;

- посещала городские методические объединения, консультации и др.

Принимала участие в следующих семинарах и вебинарах:

  • «Организация малоподвижных игр и игровых упражнений с детьми от 3 до 7 лет» - 2ч.

  • «Успехи и заблуждения методик раннего развития детей »- 2ч.

  • «Основные компетенции педагога коррекционного профиля в области ИКТ»-2 ч.

  • Деловая программа 2020-ММСО-С с 24.04 -по 26.04.2020г.

  • Психологическая помощь родителям детей с ОВЗ,направленная на совладание со стрессом и личностным ростом -2ч.

  • Семинар – практикум : Формирование навыков медиаалокации средствами образования-2ч.

Прошла курсы повышения квалификации по теме:

  • «Проектирование образовательного процесса в условиях ФГОС ДО»

  • «Психологическая диагностика и коррекция девиантного поведения в условиях образовательного учреждения –ВНОЦ «СОТех»-48ч.

Вывод: работа в 2019-2020 учебном году носит положительный характер. Исходя из всего изложенного, можно сделать вывод о положительной динамике в развитии воспитанников, успешной адаптации воспитанников к условию детского сада, коррекции детско-родительских отношений, повышению компетенции родителей (законных представителей) и педагогов ДОУ в вопросах воспитания и обучения детей дошкольного возраста. За счет индивидуальных занятий с детьми улучшились результаты по развитию и коррекции познавательных процессов. Все запланированные мероприятия были осуществлены, задачи выполнены.


На следующий учебный год планируется больше времени уделять коррекционно-развивающим занятиям, проблемам познавательных процессов у дошкольников, эмоциональной сфере воспитанников, социальной сфере воспитанников. Продолжать осуществлять сетевое взаимодействие с организациями города. Принимать участие в методических объединениях и конкурсах различного уровня, обучение на курсах повышения квалификации, участвовать в проектах, осуществлять поиск инновационных методов работы с детьми дошкольного возраста, семьями воспитанников.

По работе с родителями продолжить работу, находящимися в социально опасном положении; повышать интерес родителей к жизни детского сада, к проблемам детей путем введения различных нетрадиционных методов преподнесения материала.





26.06.2020г. Педагог-психолог МБДОУ

детского сада № 11

Константинова Е.В.