Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад
№11 «Аревик»
Аналитическая справка воспитателя
младшей разновозрастной
группе для детей от 1,6 до 4 лет,
общеразвивающей направленности «Лучики»
Нерсесян А. Л.
за 2022 - 2023 учебный год.
х. Шаумяновский
1. В младшей разновозрастной группе для детей от 1,6 до 4 лет, общеразвивающей направленности «Лучики»
работают два воспитателя: основной- Нерсесян А. Л. – стаж работы 6 лет, подменный Тарханян С. А.. – стаж работы 1 год.
2. Общая численность детей:
| Начало года | Конец 1 полугодия |
КОЛ-ВО ДЕТЕЙ | 13 | 16 |
В группе на начало года было 13 детей: 4 мальчиков , 9 девочек. В течении полугодия были вновь поступившие дети – 3 мальчика.
В течении полугодия свою работу планировала в соответствии с инновационной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М.Дорофеевой и др., в соответствии с ФГОС ДО. Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса в младшей разновозрастной группе для детей от 1,6 до 4 лет, общеразвивающей направленности. Целью Программы является проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно- пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности.
| Начало года | Конец 2 полугодия |
КОЛ-ВО ДЕТЕЙ | 13 | 16 |
В группе на начало года было 13 детей: 4 мальчиков , 9 девочек. В течении II полугода были отчислены (Каспарян Ангелина и Давтян Эрнест) и были вновь поступившие дети – 1 мальчика и 1 девочка. (Нерсесян Анна, Немченко Даниил).
В начале года были составлена рабочая программа, направленная на реализацию основной общеобразовательной программы МБДОУ № 11 «Аревик» .
На начало учебного года (сентябрь) с целью определения степени освоения ребенком основной образовательной программы был проведен мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
По результатам мониторинга на начало года были сделаны выводы , позволяющие разработать и находить индивидуальный подход для повышения уровня развития каждого ребенка. Особое внимание было уделено детям с низкими показателями.
Диагностика в конце учебного года (май 2023г.) выявила положительную динамику в данных образовательных областях.
За отчетный период дети развивались согласно возрасту, изучали программный материал и показали позитивную динамику по всем направлениям развития. 16 детей хорошо адаптировались в детском саду. Адаптированные дети в детский сад ходят с удовольствием.
- сон организован у 16 деток,
- кушают самостоятельно (без докармливания) – 12 детей,
- ребенок знает «свое место» (шкафчик – 16дет., полотенце – 16дет., стул – 16дет., кровать – 16реб.).
В течении первого полугодия работа с детьми и родителями строилась на основании первой годовой задачи: «Способствовать развитию творческих способностей детей, формируя художественно-эстетическую культуру личности в изобразительной деятельности через современные педагогические технологии в ДОУ и семье».
В течении второго полугодия работа с детьми и родителями строилась на основании второй годовой задачи: «Систематизировать работу по речевому развитию детей в различных видах деятельности, используя инновационные методы и приемы обучения».
Педагогический процесс в течение года был ориентирован на всестороннее формирование личности ребенка с учетом особенностей его физического, психического развития, индивидуальных возможностей и способностей, подготовку к обучению в школе. С детьми систематически проводилась непосредственно образовательная деятельность в соответствии с основной общеобразовательной программой и утвержденным расписанием непосредственно образовательной деятельности. Организуя деятельность детей, мы старались развивать у каждого ребенка стремление к проявлению инициативы и самостоятельности, к поиску разумного и достойного выхода из различных ситуаций.
Поставленные задачи достигались в процессе разнообразных видов деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально - художественной.
Знания и навыки, полученные на занятиях систематически, закрепляли и продолжали применять в разных видах деятельности детей. Использовались дидактические игры, позволяющие закрепить и развивать соответствующие знания, умения и навыки. Обогащали математические представления через наблюдения и явления предметов. Использовали инновационные технологии в воспитании и обучении детей, что повлияло на динамику повышения качества усвоения программного материала, так же дало стабильные результаты по итогам освоения детьми программы дошкольного учреждения.
Содержание образовательной деятельности представлено в виде воспитательно-образовательной работы с детьми в соответствии с требованиями ФГОС , по основным видам организованной образовательной деятельности:
• социально-коммуникативное развитие; (игра, труд, коммуникация, безопасность, духовно-нравственное воспитание)
• познавательное развитие; (конструирование, ФЭМП , сенсорика, окружающий мир, патриотическое воспитание)
• речевое развитие; (развитие речи, чтение художественной литературы, грамота
• художественно-эстетическое развитие; (музыкальное воспитание, продуктивная деятельность: лепка, рисование, ручной труд, аппликация)
• физическое развитие (физическая культура, здоровье)
Социально-коммуникативное развитие: (игра, труд, коммуникация, безопасность, духовно-нравственное воспитание):
В течении учебного года работа была направлена на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности. У ребят сформированы представления о добре и зле, приучала их уважать права и достоинства других людей, родителей, пожилых, инвалидов; Знакомила детей с поступками людей, защищающих и отстаивающих ценности жизни, семьи, отношений товарищества, любви и верности, созидания и труда. Ребята с удовольствием принимали участие в сюжетно-ролевых играх, отражали замысел игры, эмоциональные и ситуативно-деловые отношения между сказочными персонажами и героями; социальные взаимоотношение между людьми в соответствии с их профессиональной деятельностью.
В нашей группе созданы комфортные условия для работы с детьми. Развивающая среда. Игровые зоны содержат все необходимое для формирования у детей положительных взаимоотношений, нравственных качеств и привития интереса к игре и новым знаниям. В группе имеются такие игровые зоны, как: парикмахерская, кухня, больница, уголок ПДД, уголок книги, музыкальный, театральный, спортивный. Все это способствует созданию желания играть, общаться, расширять кругозор, пополнять жизненный опыт, воспитывать нравственные качества, помогает развивать у детей речь, мелкую моторику, бережное отношение к игрушкам, внимание, память, трудолюбие.
В учебной зоне собран материал по всем разделам программы. По развитию речи имеются красочные иллюстрации по темам «Времена года», объемные наглядные пособия «Овощи и фрукты», «Дикие и домашние животные», сборники стихов и рассказов, дидактические игры, сюжетные картины по обучению рассказыванию и т. д.
В период с сентября по май обновлялась и пополнялась развивающая среда в группе: дополнился физкультурный-оздоровительный уголок, дидактические игры. Игра и игровые приемы сопровождают дошкольников в течение всего времени пребывания в детском саду.
В своей работе мы широко используем познавательный метод. Мы используем его не только в образовательном процессе, но и в совместной и самостоятельной деятельности детей.
Взаимодействие с родителями воспитанников
Вся воспитательно–образовательная работа в группе велась в тесном контакте с родителями.
Все мои воспитанники соблюдают элементарные требования по безопасности. Выполнены следующие задачи:
- формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
-приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
-формирование знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
-формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
Для этого были созданы необходимые условия для предметно-развивающей среды.
Произвели адаптацию детей. Познакомили с детским садом как ближайшим социальным окружением ребенка (помещением и оборудованием группы: личный шкафчик, кроватка, игрушки и пр.) . Познакомили с детьми, воспитателями. Способствовали формированию положительных эмоций по отношению к детскому саду, воспитателю, детям.
Систематически велась работа по закреплению знаний правил дорожного движения : через художественные произведения, прогулки , экскурсии.
Через трудовое воспитание: активно велось развитие трудовой деятельности - воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Познавательное развитие: ( РЭМП , сенсорика, окружающий мир, патриотическое воспитание):
У детей младшей подгруппы сформированы такие умения как, формировать группы однородных предметов, называть количество предметов. Считать по порядку до 5, распознавать цифры, сравнивать количество предметов. Трёхлетний ребёнок понимает значение слов «больше» и «меньше», имеет представление о сложении и вычитании, может ориентироваться во временном пространстве день – ночь – утро – вечер, в основных геометрических плоскостных фигурах, могут совершать количественные сравнения наборов предметов в пределах 5, устранять неравенства путем прибавления и отнимания по одному.
Во втором полугодии работа была направлена на систематизированную работу по речевому развитию детей в различных видах деятельности, используя инновационные методы и приемы обучения.
Работа по образовательной области была направлена на развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формированию первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. Наблюдения показали, что дети имеют представления о себе, о составе семьи, родственных отношениях, о мире. Устанавливают элементарные причинно-следственные связи. Умеют работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Во втором полугодии дети успешно усвоили нормы и ценности, принятые в обществе, включая моральные и нравственные ценности; способы общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками во время образовательной и игровой деятельности; научились устанавливать ролевые отношения, создавать игровую обстановку, используя для этого реальные предметы и их заместители, действовать в реальной и воображаемой игровой ситуации; обогащать тематику и виды игр, игровые действия, сюжеты. Необходимо продолжить работу по развитию игровых умений в режиссёрских играх. Так же необходимо уделить внимание играм-экспериментам с различными предметами и материалами.
Речевое развитие; (развитие речи, чтение художественной литературы, грамота)
На конец декабря дети в группе с удовольствием слушают доступные по содержанию стихи, сказки, рассказы. У детей сформированы представления о смысле образных выражений. Некоторые дети умеют читать наизусть стихотворение. Однако, слабо сформированы умения составлять сюжетный рассказ по картине - не получилось у Галоян Моники, Мушкамбарян Нонны, Галоян Ани, Авакян Артема, Арутюнян Эмилии.
Планирую продолжать коррекционную работу с этими детьми.
Во втором полугодии анализ показал, что не все воспитанники младшей разновозрастной группы владеют речью как средством общения и культуры,(Авакян Артем, Арутюнян Эмилия, Галоян Ани, Мелконян Самвел, Рашоян Армен) у остальных детей (Варданян Каролина, Галоян Моника, Григорян Камо, Манукяе Сабина, Каспарян Ашот, Киракосова Каролина, Мушкамбарян Нонна, Рашоян Галина, Нерсесян Анна, Немченко Даниил.) обогащен и пополнен активный словарь; развитие связной, грамматически правильной диалогической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха. Основная масса детей могут пересказать небольшое литературное произведение, составляют рассказы по сюжетным картинам. Проявляют эмоциональную заинтересованность в драматизации знакомых сказок, небольших стихотворений. Заучивают стихотворения наизусть. Могут повторить образцы описания игрушки.
Художественно-эстетическое развитие (музыкальное воспитание, продуктивная деятельность: лепка, рисование, ручной труд, аппликация, конструирование):
Художественно - эстетическое развитие имеет большое значение для всестороннего развития дошкольника.
Дети стали усидчивей и трудолюбивее при выполнении творческих работ, проявляют интерес к нетрадиционному способу творчества – рисование ладошками, пальчиками, листиками, штамповка, шарики, пластилин, и т.д..
Музыкальная деятельность: дети с удовольствием танцуют, выполняют движения за воспитателем.
Лепка. Дети владеют пластическими, способности к интеграции изобразительных техник. Раскатывают комок пластилина, теста прямыми и круговыми движениями кистей рук, соединять концы раскатанной палочки.
Во втором полугодии развивались умения художественно-эстетического восприятия: последовательное рассматривание предметов и произведений, узнавание изображенных предметов и явлений; развивалось умение видеть их выразительность, соотносить с личным опытом; выделять их сенсорные признаки, зрительно и тактильно обследовать игрушки, привлекательные предметы, мелкую скульптуру. Развивались умения создавать изображение отдельных предметов и простые сюжеты в разных видах деятельности; в рисунке, лепке изображать типичные и некоторые индивидуальные признаки, в конструировании передавать пространственно- структурные особенности постройки.
Развивались изобразительно-выразительные умения: правильно располагать изображение на листе бумаги, выделять главное цветом, размером, расположением на листе; создавать отчетливо основные формы, составлять изображение из нескольких частей, с помощью ритма пятен, геометрических элементов узоре, дети учились подбирать цвет, соответствующий изображаемому предмету; использовать разнообразные цвета; применять цвет как средство выразительности, характера образа. Дети приобрели более чёткие технические умения.
Физическое развитие (физическая культура, здоровье)
К вопросам о физическом развитии и воспитании детей дошкольного возраста стоит подходить со всей серьезностью: ни для кого не секрет, что здоровье детей из-за больших нагрузок и малоподвижного образа жизни ухудшается с каждым годом и нет никаких тенденций, что условия жизни малышей будут меняться к лучшему в ближайшее время. Поэтому любой педагог-дошкольник должен закладывать азы физ. подготовки и формировать у детей стимул к занятиям физкультурой и спортом, да и просто к активному образу жизни. Каждый день проводились зарядка, дыхательные упражнения, подвижные игры, прогулки в любую погоду. Физическая культура проводилась три раза в неделю ( 2- в помещении, 1 – на улице).
Основное направление моей работы - нетрадиционные формы работы с детьми по здоровьесберегающим технологиям.
Большое внимание уделяю воспитанию у детей психофизических качеств (ловкости, выносливости) и волевых черт характера (Выдержки, целеустремленности), развитию координации движений, равновесия.
Детям очень нравятся занятия, они с удовольствием выполняют упражнения, ритмическую гимнастику , самомассаж и пр.. Дети во втором полугодии стали уверенно и активно выполнять основные элементы техники общеразвивающих упражнений, основных движений, соблюдать правила в подвижных играх и контролировать их выполнение, стараться самостоятельно проводить подвижные игры и упражнения, стали увереннее ориентироваться в пространстве, воспринимать показ как образец для самостоятельного выполнения упражнений, оценивать движения сверстников и замечать их ошибки. У детей улучшились показатели скоростно-силовых качеств, координации, общей выносливости; сформировалась потребность в двигательной активности, интерес к выполнению элементарных правил здорового образа жизни; сформировались умения самостоятельно и правильно совершать процессы умывания, мытья рук; самостоятельно следить за своим внешним видом; вести себя за столом во время еды; самостоятельно одеваться и раздеваться, ухаживать за своими вещами.
Анализ состояния здоровья
Основным направлением в деятельности группы является охрана жизни и укрепление здоровья детей. С целью своевременного выявления отклонений в физическом развитии и здоровье детей ежегодно проводится мониторинг состояния здоровья детей группы, оценивается физическое развитие детей . На основании полученных данных проводится коррекция выявленных отклонений в развитии.
В целях оздоровительной и лечебно-профилактической работы с детьми систематически проводится комплекс оздоровительных мероприятий, особое значение в воспитании здорового ребенка придается развитию движений и физической культуре детей на физкультурных занятиях:
Для достижения наиболее качественных результатов я использую разнообразные варианты проведения физкультурных занятий:
Занятия по традиционной схеме
Занятия, состоящие из набора подвижных игр большой, средней и малой интенсивности
Занятия – тренировки в основных видах движений
Ритмическая гимнастика
Занятия-соревнования, где дети в ходе различных эстафет, из двух (трёх) команд выявляют победителей
Занятия-зачеты, во время которых дети сдают физкультурные нормы
Сюжетно-игровые занятия.
В течение учебного года, ежедневно с раннего утра и до ухода детей домой, проводилась работа содержащая в себе сочетание самостоятельной двигательной активности и статистическое напряжение во время занятий, с обязательным сохранением осанки, качественный дневной сон, минутки шалости, УГГ, гимнастику пробуждения, физминутки во время занятий, обязательные прогулки днем и во второй половине дня. На занятиях осуществляется дифференцированный подход к каждому мальчику и девочке как неповторимой индивидуальности: любая нагрузка содержит тренирующий характер и способствует повышению работоспособности детского организма.
В целях предупреждения заболеваемости детей в группе использую система защитных мер для предупреждения ОРВИ, кори, ангин (полоскание рта водой комнатной температуры, обязательные влажные уборки и кварцевание помещений).
Подводя итоги самоанализа своей деятельности по второй годовой задаче: «Систематизировать работу по речевому развитию детей в различных видах деятельности, используя инновационные методы и приемы обучения» хочу отметить, что строила воспитательно-образовательный процесс в соответствии с государственным образовательным стандартом образования. Интегрировала данный компонент через разные направления воспитательно-образовательного процесса: познавательное, эстетическое, трудовое, физкультурно-оздоровительное и др. Использовала при этом разные формы работы с детьми: тематические занятия, праздники, беседы, выставки поделок, аппликацию, наблюдения, чтение стихов, сказок, просмотра презентаций с использованием ИКТ.
Воспитывала у детей любовь к своим корням, традициям, культуре через: чтение художественных произведений, слушание музыкальных произведений, проигрывание различных ситуаций, сюжетно-игровую деятельность. Яркими и запоминающимися были праздники посвященные осени «Золотая осень», Дню мам «Мама», Новому году «Проделки Бабы-Яги», 23 Февраля «Спорт-здоровье, спорт-игра», 8 Марта «Мамин праздник 8 марта», «Первое апреля – никому не верю!» «День здоровья»
В течении года проводилась работа с родителями в виде индивидуальных бесед, знакомства с различными консультациями, папками- передвижками, буклетами: «Если хочешь быть здоров - закаляйся!», Правильное питание», «Режим дня» «Рациональное питание и режим дня», «Грязные руки – источник кишечных инфекций», «Профилактика простудных заболеваний», «Профилактические прививки и их значение» и др., проведены родительские собрания по темам : «Возрастные особенности детей. Адаптация», «Безопасность зимой», «Родитель-водитель», «Тонкий лед», «Корь, Дифтерия», «Укусы пчел, ос, шмелей», «Правила безопасности на воде летом».
Проблемы:
Не все родители прислушиваются к советам воспитателей и продолжают нарушать режим дня, дневной сон.
Планирую продолжать совершенствовать предметно-развивающую среду в группе в соответствии с ФГОС – дополнить нетрадиционными материалами для повышения у детей уровня физической подготовленности .
Выводы:
Анализ выполнения требований к содержанию и методам воспитания и обучения, а также анализ усвоения детьми программного материала показывают стабильность и позитивную динамику по всем направлениям развития;
Положительное влияние на этот позитивный процесс оказывает: тесное сотрудничество в работе воспитателей, руководителей, родителей, использование приемов развивающего обучения, индивидуального подхода к детям.