2. Актуализация знаний. Мотивация к учебной деятельности. 3.Постановка задач урока | Актуализирует знания о ранее изученном материале. Мы с вами начинаем изучение самой большой темы этого учебного года — “Морфология и орфография”. - Как вы думаете, что изучает морфология?( части речи) Морфология –это раздел науки о языке, в котором слово изучаются ка часть речи.( Определение на слайд) — На какие две группы делятся части речи? (самостоятельные и служебные) Назовите ….. Я предлагаю отгадать загадку и узнать о какой части речи пойдет речь. Давно живу я в мире этом, даю названья всем предметам. Ответ: имя существительное - Как вы думаете, какой будет тема сегодняшнего урока? ( вывесить на доску « Имя существительное» - Я предлагаю вам сегодня на уроке повторить: Морфологические признаки И вспомнить какова синтаксическая роль его в предложении. Вывесить на доску: Морфологические признаки Синтаксическая роль В ходе урока мы будем заполнять схему. Она у вас на столах, в дальнейшем она будет вашей помощницей на уроках | Отгадывают загадку, определяют тему урока | Коммуникативные: Определение цели деятельности, умение с достаточной точностью выражать свои мысли, Познавательные: подведение под понятие, обобщение Регулятивные: целеполагание Регулятивные: планирование работы,постановка учебных задач Познавательные: Моделирование(составление схемы) Коммуникативные: Умение с достаточной точностью выражать свои мысли, | Определена тема урока | Словесное поощрение учителя |
4. Обобщение и систематизация знаний | Словарная работа - Поработаем со словами, вставим пропущенные буквы( слова на доске) с объяснением устно Вел…колепный, б…нокль, пор…жать, дев. чка, б…гряный, (е,Е)сенин, пр…дмет, обросли, тел…фон, пр…пятствие, м.хнула, (р,Р).ссия, пр…зирать, пор…жение, к…мандир, профе…и я, в.р.бей -Из данных слов вам нужно выбрать только имена существительные, записать их в тетрадь. Проверить(сверка с эталоном на доске)Оценить - Докажите, что эти слова являются именами существительными( обозначают предмет и отвечают на вопрос кто? Что?) Заполняют схему( предмет, Кто? Что? Работа в парах. Данные слова разделите на две группы - На какие две группы разделили слова?( одуш неодуш) Заполняют схему( одуш неодуш)Это какой морфологич признак?(постоянный) -Здесь могут быть два варианта ( собств и нариц) Если не назовут, то спросить, почему Россия, Фет с большой буквы) -Откройте учебники на стр 132 №243 Прочитайте самостоятельно Сделайте вывод из прочитанного (Собственные имена существительные иногда переходят в нарицательные) Заполняют схему( собств и нариц) Игра «Я – волшебник». - Превратите имена нарицательные в имена собственные. Коллективно проговаривают и записывают в тетрадь Птица орёл – (город Орёл); Цветок роза – (девочка Роза); Плодородная земля – (планета Земля); Воздушный шарик – (собака Шарик). _ У нас с вами не заполнено еще 4 признака, как вы думаете какие? ( род, число падеж, склонение) - К какому роду могут относиться существительные? -Сколько склонений имеет имя существительное? Работа в группе _ Заполнить таблицу Проверка с эталоном, оценивание групп -Какие существительные относятся к первому склонению? Второму? Третьему? Вновь поиграем. «Подскажи словечко!» Запиши его в той же форме и с тем же предлогом, если он есть. Тучек нет на горизонте, но раскрылся в небе... зонтик. Через несколько минут опустился... парашют. Елка слишком высока, достает до... потолка. Взял художник краски, рисует на... терраске. Не шумит в реке камыш, не шуршит под полом... мышь. Темноту замкнув на ключ, месяц вышел из-за... туч. В этот час такая тишь, только слышно: "Спи,.. малыш". Осень лесу каждый год платит золотом за... вход. Сон приходит втихомолку, пробирается сквозь... щелку. Раскрывают звезды очи и желают доброй... ночи. Я подошел к окошку, и луч поймал в... ладошку. Работа в паре Определите у выписанных существительных род, число, падеж, склонение. №245? Кто автор этих строчек? ( подсказка в слов работе) Белая берёза под моим окном Принакрылась снегом точно серебром. - Какова синтаксическая роль существительного? Заполняют схему | Отвечают на вопрос, используя разрезные карточки Осуществляют проверку с эталоном Дети сортируют слова по столбикам и объясняют принцип выбора (он мой – м.р; она моя- ж.р.; оно моё – с.р.) Дети сортируют слова по столбикам. Объясняют свой выбор Дети отвечают на вопрос Дети делают упражнения, закрепляя правило Дети отвечают на вопросы, приводя примеры. Осуществляют проверку с эталоном Проверяют самостоятельную работу по слайду 11 | Познавательные: классификация объектов, анализ, Коммуникативные: умение слушать других людей, устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. Регулятивные: сличение способа действий с эталоном, внесение необходимых дополнений, корректив, оценка качества и уровня усвоения,самооценка Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий осуществлять классификацию объектов, используя сравнение Коммуникативные: умение слушать других людей, устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. | Отчёты пар и групп по выполнению заданий | Проводят самооценку в листах самооценки. Проводят самооценку в листах самооценки. Проводят самооценку в листах самооценки. |