Тема | Имя существительное как часть речи |
Педагогические цели | Способствовать ознакомлению с существительным как частью речи, его значением и употреблением в речи; расширению представлений о предметах и явлениях окружающего мира через ознакомление с именами существительными, обозначающими эти предметы и явления; создать условия для формирования умения различать предмет и слово как его название, соотносить вопросы: кто? что? и слово – название предмета |
Тип урока | Постановочный |
Планируемые резуль-таты (предметные) | Осваивают первоначальные представления о системе и структуре русского языка: лексике, морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи |
Личностные результаты | Устанавливают связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется) |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: владеют способностью принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: общеучебные – оперируют базовыми предметными понятиями; логические – осуществляют сравнение, анализ, синтез, классификацию. Коммуникативные: проявляют готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества |
Основное содержание темы, понятия и термины | Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи |
Образовательные ресурсы | Схема «Имя существительное» |
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приемы контроля |
осуществляемые действия | формируемые умения |
I. Мотивирование к учебной деятельности. (Организационный момент) | Фронтальный. Словесный. Слово учителя | Приветствие учащихся. – Я люблю, когда при встрече Мы знакомым и родным «С добрым утром», «Добрый вечер», «Доброй ночи» говорим. – Проверим готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивиду-альных учебных принадлежностей на столе | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | |
II. Чистописание | Индивидуальная. Практический. Письмо | н ю Н Ю | Выполняют письмо по образцу | Вырабатывают калли-графический почерк | Правильное написание |
III. Проверка выполнения домашнего задания. Сообщения по схеме «Части речи» | Фронтальная. Словесный. Сообщения, беседа | Организует проверку домашнего задания, устанавливает правильность и осознанность его выполнения | Выступают с сообще- ниями по схеме «Части речи» | Осуществляют контроль, самоконтроль для установления правильности выполнения заданий | Сообщения |
IV. Постановка учебной задачи (учебник, с. 44) | Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа | – Прочитайте вопрос, который вызвал затруднение у Поче- мучки. – Цель нашего урока состоит в том, чтобы найти ответ на этот вопрос | – Что такое имя существительное? Слушают учителя | Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем | Беседа по вопросам |
V. Усвоение новых знаний и способов действий. 1. Работа с рисунком. Слова, отвечающие на вопросы: кто? что? (Упр. 74) | Фронтальная. Словесный, наглядный, практический. Работа с рисунком, беседа, письмо | – Рассмотрите рисунок. Назовите предметы. Поставьте вопрос к каждому слову – названию предмета. К какой части речи относятся эти слова? Запишите по образцу | Работают с рисунком. Отвечают на вопросы. Записывают слова, отвечающие на вопросы: кто? что? Подчеркивают орфограммы | Размышляют, высказывают свое мнение. Умеют ставить вопросы к словам – названиям предметов, определяют часть речи. Осуществляют клас- сификацию слов по вопросам | Беседа по рисунку, письмо |
2. Имена существительные. Правило (учебник, с. 45) | Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа | – Прочитайте правило. Что нового для себя вы узнали? | Читают правило, отвечают на вопросы учителя | Осмысленно отвечают на вопросы учителя по правилу | Правило |
3. Кто? Что? (упр. 75) | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Чтение, беседа, письмо | – Прочитайте. Что обозначает каждое слово? Поставьте к нему вопросы: кто? что? Сгруппируйте имена существительные по их лексическому значению | Ставят вопросы к словам, группируют по лексическому значению, записывают, обозначают орфограммы, составляют пред- ложение | Осуществляют классификацию по заданным критериям. Обогащают собственный словарь именами существительными разных лексико-тематических групп | Беседа по вопросам, письмо |
VI. Закрепление знаний и способов действий. Работа в рабочей тетради (№ 51) | Индивидуальная. Практический. Упражнение | Организует работу учащихся с упражнением, контролирует его выполнение | Самостоятельно выполняют задание | Дополняют лексико- тематические группы именами существи- тельными | Упражнения |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | Фронтальная. Словесный. Беседа | – На какой вопрос нужно было ответить Почемучке? Какой вид работы понравился больше? – О чем хотели бы узнать подробнее? | Отвечают на вопросы | Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке | Беседа по вопросам. Саморе- гуляция |
VIII. Домашнее задание. Работа в рабочей тетради (№ 50) | Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя | Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи | Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития | |
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приемы контроля |
осуществляемые действия | формируемые умения |
I. Мотивирование к учебной деятельности. (Организационный момент) | Фронтальный. Словесный. Слово учителя | Приветствие учащихся. – Всем, всем добрый день! Прочь с дороги, наша лень! Не мешай трудиться, Не мешай учиться! – Проверим готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивиду-альных учебных принадлежностей на столе | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | |
II. Чистописание | Индивидуальная. Практический. Письмо | кукушка синички клесты | Выполняют письмо по образцу | Вырабатывают калли-графический почерк | Правильное написание |
III. Проверка выполнения домашнего задания | Фронтальная. Словесный. Беседа | Организует проверку домашнего задания, устанавливает правильность и осознанность его выполнения | Зачитывают записанные слова – имена существительные из стихотворения | Осуществляют контроль, самоконтроль для установления правильности выполнения заданий | Письмо слов |
IV. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя | Знакомит с темой и целью урока | Слушают учителя | Принимают учебную задачу, сформулиро-ванную учителем | |
V. Усвоение новых знаний и способов действий. 1. Слова, обозначающие качества (черты характера) (упр. 78) | Фронтальная. Словесный, проблемный, практический. Чтение, беседа, письмо | – Прочитайте стихотворение. Спишите. – Ответьте на вопросы к стихо-творению | Читают стихотворение. Списывают. Отвечают на вопросы | Размышляют, высказывают свое мнение. Объясняют лексическое значение слов – имен существительных | Беседа по вопросам, письмо |
2. Страничка для любознательных. Значение имен существительных (учебник, с. 47) | Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа | Организует работу с текстом. Проводит беседу по его содержанию | Читают и отвечают на вопросы учителя | Извлекают дополнительную информацию из текста, воспроиз- водят ее | Беседа по тексту |
Физкультминутка | Коллективная. Практический | Материал для физкультминуток содержится в рекомен- дуемых пособиях (см.: Лите- ратура) | Выполняют движения по тексту под руковод-ством учителя | Осуществляют профилактику утомления | Правильное выполнение дви- жений |
3. Лексическое значение слов. Классификация | Коллективная. Словесный. Беседа, письмо | – Как назвать одним словом? 1. Лиственное дерево с белой корой и мелкими кругловатыми листочками (показывает лист березы). 2. Хвойное дерево с длинными иглами и круглыми шишками (веточка сосны). 3. Могучее лиственное дерево с крепкой корой и плодами желудями (веточка дуба). – Сравните слова береза, сосна, дуб. Чем они схожи? – Деревья (что?)… | Слушают вопросы. – Береза. – Сосна. – Дуб. – Все слова являются названиями деревьев и отвечают на вопрос: что? Записывают в тетради | Воспринимают на слух вопросы учителя, анализируют услышанное. Высказывают свое мнение. Осуществляют классификацию слов, обозначающих предметы. Наблюдают над лексическим значением слов. Сравнивают слова, делают выводы. Умеют задавать вопрос к словам – именам существи- тельным | Беседа по вопросам, письмо |
VI. Закрепление знаний и способов действий. Развитие речи. Предложение. Имена существительные (упр. 79) | Парная, инди- видуальная. Словесный, творческий, практический. Чтение, беседа, письмо | – Прочитайте. Составьте из слов каждой строки предло- жение. Изменяйте, где нужно, форму слова. – Найдите имена существительные, укажите. – Подчеркните грамматическую основу предложения | Читают выразительно стихотворение. – Вьюга, снежная пурга. Находят существительные и грамматическую основу предложения | Составляют предложение из деформированных слов, изменяя их форму по смыслу. Распознают в тексте имена существительные, используют условные обозначения | Упражнение |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Что нового узнали сегодня на уроке? – Какой вид работы понравился больше? – О чем хотели бы узнать подробнее? | Отвечают на вопросы | Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке | Беседа по вопросам. Саморе- гуляция |
VIII. Домашнее задание. Слова лексико- тематической группы | Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя | Предлагает подобрать 5 слов лексико-тематической группы на выбор (цветы, деревья, явления природы и др.) | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи | Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития | |