№ | Параметры анализа | Урок: содержание и выводы |
Раздел 1. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ |
1 | ФИО учителя | Ивлев Александр Леонидович |
2 | Дата посещения урока | 31.01.2020 г. |
3 | Предмет | информатика |
4 | Класс | 8 «К» |
5 | Учащихся по списку | 11 |
6 | Учащихся по факту | 11 |
7 | Цель урока | Сформировать у учащихся представление информации, как важнейшей сущности окружающего мира. Объяснить роль информатики в окружающем мире. Рассказать о формах информации, свойствах информации и информационной деятельности человека. |
8 | Готовность учащихся к началу урока. Организация класса | Урок в 8 классе начался своевременно и организованно – строго по звонку. Организационный момент включал в себя предварительную организацию класса, мобилизующее начало урока, мотивацию деятельности учащихся, создание психологической комфортности и подготовку учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала. Подготовка класса и каждого ученика была проверена визуально. Для снятия стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на уроке атмосферы доброжелательности, сотрудничества учитель использовала рефлексивный момент. Подготовке учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала способствовало целеполагание |
9 | Оснащенность урока наглядными пособиями. ТСО, дидактическими и раздаточными материалами, ресурсы учителя и информационные ресурсы ученика | Для анализа представлены следующие материалы в электронном виде: Словарь |
10 | Санитарное состояние класса Температурный режим Проветривание Освещение | На уроке происходит изучение теоретического материала, практическая работа учащихся за компьютером не превышает нормативов.. В компьютерном классе 14 компьютеров - рабочих мест учащихся, 1 компьютер в распоряжении учителя. На каждом рабочем месте находится памятка по технике безопасности работы на компьютере. Расположение компьютеров в кабинете соответствует санитарным нормам. Компьютер учителя удачно расположен в кабинете, учитель имеет возможность видеть весь класс. Все компьютеры в рабочем состоянии. В кабинете чисто, кабинет хорошо освещен, проветривание естественное (форточки), выдержан температурный режим. |
Раздел 2. ТИП, СТРУКТУРА УРОКА, ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ УРОКОВ ПО ТЕМЕ, ЦЕЛИ УРОКА (образовательные, развивающие, воспитательные) |
1 | Тип урока. Урок обобщения и систематизации. Результативность урока: Умение сформулировать обобщенный вывод, уровень сформированности УУД. | Тема урока: «Информация и окружающий мир. Свойства информации. Информационная деятельность человека» Урок проводился согласно тематического планирования. Перед уроком учитель составляет конспект урока, в котором рассмотрены методики проведения урока, их целесообразность. Тип урока: комбинированный Структура урока: Структура урока соответствовала теме и дидактической цели занятия. Данный материал уже изучается в программе 7-го класса в самом начале. Видимо ученики в классе уже имеют некоторую подготовку. Например, необходимы некоторые умения для того, чтобы открывать Web-страницы с помощью гиперссылок. Место урока в учебной программе: Один из первых уроков по ИВТ в 8 классе. Цели: Образовательные: сформировать у учащихся представление информации, как важнейшей сущности окружающего мира; объяснить роль информатики в окружающем мире; рассказать о формах информации, свойствах информации и информационной деятельности человека. Развивающие: развитие памяти, логического мышления, умения анализировать, сравнивать, обобщать, самостоятельно делать выводы. Воспитательные: воспитывать аккуратность и точность при выполнении заданий; формирование культуры учебного труда; продолжить формирование познавательного интереса к предмету. |
2 | Организация проверки домашнего задания: - полнота и глубина проверки; - методика повторения, дифференциация заданий; - охват учащихся проверкой, занятость класса; - объективность оценки, аргументация отметки | Цель проверки домашнего задания заключалась в том, чтобы повторить ранее изученный материал, выяснить степень понимания; проверить верность решения задач и примеров и понимание учащимися этого решения; подвести учащихся к изучению новой темы. Проблемы, которые связаны с организацией проверки домашней работы учащихся, вызваны в значительной степени наличием решебников. Для того чтобы повысить ответственность учащихся, заставить их добросовестно относится к выполнению домашней работы, учителю приходится использовать различные приемы. В начале урока учитель дает задание аналогичное домашнему, которое выполняется на отдельных листочках. Затем работы собираются и оцениваются. Проверка домашнего задания показала, что учащиеся хорошо усвоили ранее изученный материал, так как верно ответы на поставленные задачи. Один из учащихся допустил ошибку, но учитель наводящими вопросами подвел его к правильному ответу. Выполнение этой работы заняло не более 7 минут. |
Раздел 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ |
1 | Планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся | Урок соответствует возрастным особенностям учащихся. При организации этапа изучения нового материала учитель использовал освоение материала в ходе совместной деятельности с обучающимися. На первом этапе учитель проводит фронтальный опрос по пройденному материалу, проверяя таким образом уровень подготовленности средних и слабых учеников к усвоению нового, внося, при необходимости, нужные коррективы. Учитель поставил перед учащимися проблемную ситуацию и они вмести разрешают ее. |
2 | Определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся | Объём работы на уроке выполнен большой. Творческая деятельность учащихся на уроке представлена в полном объёме. |
3 | Сочетание усвоений знаний в готовом виде и в процессе амостоятельного поиска | В течение всего урока, в процессе самостоятельного поиска, ребята выделяли необходимую информацию, структурировали знания. |
4 | Учет контроля, анализа оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа. | Формировались навыки самоконтроля и самооценки |
5 | Соотношение нагрузки на память и мышление учащихся | Учитель учитывал уровень актуального развития учащихся и зоны их ближайшего развития. Реализовалась развивающая функция обучения, что способствовало развитию таких качеств как восприятие, логика,внимание, воображение, память, мышление, речь. |
6 | Использованные учителем приемы для активизации мыслительной работы учащихся. | Учитель использовал различные приёмы для активизации мыслительной деятельности учащихся. Использовался наглядный материал: в качестве иллюстрирования, для эмоциональной поддержки, для решения обучающих задач. Наглядный материал достаточен, уместен. |
7 | Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся, сочетание его с коллективной работой в классе. | На уроке реализовалось дифференцированное обучение, имелись задания для детей разного уровня обученности. |
8 | Учет обученности, обучаемости, учебных и воспитательных возможностей учащихся | Учитель владеет комплексным подходом в изучении личности школьника, учебной ситуацией. |
9 | Выполнение санитарных норм: - Предупреждение утомления и переутомления. - Чередование видов деятельности (слушание, счет, письмо, практика). - Своевременное и качественное проведение физминуток. - Соблюдение правильнойрабочей позы. | Санитарные нормы на уроке соблюдались. Температурный режим соответствовал норме, проветривание класса проходило на перемене, на уроке чередовались виды деятельности, динамические паузы (физкультурные минутки) имели место и проводились своевременно, учитель следил за правильной посадкой учащихся за партой, компьютерным столом |
10 | Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения. | Проводился сравнительный учёт динамики результатов знаний |
Раздел 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ |
1 | Методы обучения (методов проблемного обучения; сочетание фронтальной и индивидуальной форм работы с учащимися; самостоятельная работа учащихся) Целесообразность и обоснованность их применения применяемых методов | Выбранные методы, которые присутствовали на всех этапах урока: частично – поисковый, проблемной ситуации, репродуктивный, объяснительно – иллюстративный, соответствовали задачам урока, содержанию учебного материала и помогали ребятам самостоятельно разрешать поставленные перед ними проблемы. Все дети работали активно, легко шли на контакт, откликались на требования учителя, принимали участие в работе. |
2 | Групповые формы деятельности учащихся | Основными формами работы на уроке были фронтальная, индивидуальная, работа в парах, группах. Были использованы все виды обратной связи. Тип информационного потока в ходе урока был открытым при фронтальной работе и закрытым, когда шла индивидуальная работа и работа в парах. Присутствовал тип знаний репродуктивных и выводных. |
3 | Планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления Планирование устойчивого внимания и сосредоточенности | На протяжении урока учитель поддерживал и развил внимание через четкую организацию урока, его темп, динамику, разнообразие видов работы, самостоятельную умственную деятельность учащихся и их поощрение, связывая изучаемый материал с жизнью школьников, с помощью использования занимательной информации и проблемных ситуаций. |
4 | Использование установок в форме убеждения, внушения | Использовались учителем формы убеждения |
5 | Использование различных форм работы для актуализации в памяти ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых | На уроке созданы условия для успешного запоминания и предупреждение забывания учебного материала: изучение материала с различных точек зрения, его смысловая и логическая группировка, составление опорного конспекта. |
6 | Планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся | Урок носил личностно – ориентированный характер, и его образовательная практика носила познавательный, эмоционально – ценностный, самореализующий, ориентированный на развитие творческих, логических способностей учащихся, воспитывающий нравственно. |
7 | Предупреждение механического переноса умений и навыков на новые условия работы | Формирование исследовательских навыков учащегося в работе с различными формами информации. Умение анализировать текст и выявлять наиболее важные его части |
8 | Наличие межпредметных связей и особенностей организации пространства (формы работы и ресурсы) | На уроке были использованы межпредметные связи с литературой, историей, изобразительным искусством. При подготовке к уроку были учтены возрастные и индивидуальные особенности учащихся. Также учитывалось развитое воображение, стремление к самостоятельному высказыванию, достаточно высокая мотивация. |
9 | Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей). Наличие формулировок: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д | На протяжении урока учитель поддерживал и развил внимание через четкую организацию урока, его темп, динамику, разнообразие видов работы, самостоятельную умственную деятельность учащихся и их поощрение, связывая изучаемый материал с жизнью школьников, с помощью использования занимательной информации и проблемных ситуаций. |
10 | Практическая направленность учебного процесса: практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения | В ходе выполнения заданий проверялась усвоение материала, на основе которого шло его дальнейшее осмысление. |
11 | Включение в содержание урока упражнений творческого характера | Задания, которые предлагались детям, быстро сменяли друг друга, яркие, красочные, запоминающиеся. |
12 | Деятельность обучающихся: Познавательная Коммуникативная Регулятивная | Познавательная самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Коммуникативная планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; формирование вербальных способов коммуникации (вижу, слышу, слушаю, отвечаю, спрашиваю); формирование невербальных способов коммуникации – посредством контакта глаз, мимики, жестов, позы, интонации и т.п.); формирование умения работать в парах и малых группах; формирование опосредованной коммуникации (использование знаков и символов). В сфере коммуникативных УУД ученики смогут учитывать позицию собеседника (партнера); организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками; адекватно передавать информацию; отображать предметное содержание и условия деятельности в речи. В сфере регулятивных УУД ученики смогут овладеть всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. |
13 | Планирование задания на дом: – объем, характер материала, его посильность; – наличие и характер инструктажа; – дифференцированность задания. - своевременность окончания урока. | Домашнее задание было оптимальным и задано с учетом уровневой дифференциации, а так же были предложены задачи практического содержания. |
Раздел 5. ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНИКЕ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА |
1 | Эмоциональность урока. Соотношение рационального и эмоционального в работе с детьми. | Время на уроке использовалось рационально. |
2 | Урок вызывает интерес, воспитывает познавательную потребность | Урок прошёл живо и интересно, воспитывал познавательную потребность к знаниям. |
3 | Темп и ритм образовательного процесса (должны быть оптимальными, действия должны быть завершенными) | Темп урока оптимален, все этапы урока имели завершённый вид. |
4 | Доминирование атмосферы доброжелательности и активного творческого труда | Атмосфера урока доброжелательная, творческая. |
5 | Смена видов деятельности учащихся, сочетание различных методов и приемов обучения | Учитель применял различные приёмы обучения, виды деятельности, методы обучения. |
6 | Соблюдение единого орфографического режима | На протяжении всего урока прослеживалась межпредметная связь с русским языком, литературой, изобразительным искусством. |
7 | Обеспечение активного учения каждого школьника | Урок обеспечил активное участие каждого школьника в учебном процессе. |
8 | Педагогическое поведение учителя на уроке. Самообладание и педагогический такт, стиль его поведения, взаимоотношения с учащимися. | Учителем в полной мере соблюдались нормы педагогической этик |
9 | Умение организовать класс на учебную деятельность и поддержание дисциплины | Дисциплина на уроке отличная, учитель умело организовывает класс на учебную деятельность. |
10 | Владение голосом, правильность речи, дикции, темп, выразительность, жестикуляция. Использование артистических умений, педагогической техники и исполнительского мастерства | Речь, дикция учителя соответствует нормам. Учитель умело пользуется голосом. |
11 | Рациональное использование средств обучения (учебников, пособий, технических средств) | На уроке использовались: аудиозапись, учебники, дополнительная информация, интерактивная доска( в течение всего урока) |
12 | Результаты урока: – ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки;– подведение итога урока; – выполнение намеченного плана урока; – достижение образовательных, развивающих и воспитательных целей урока; – качество знаний, умений, навыков учащихся – достижение планируемых результатов (предметных, личностных, метапредметных). | Намеченный план урока выполнен полностью. Качество знаний достигло планируемых результатов. |