Анализ открытого урока по физической культуре в МАОУ «Гимназия №33 г. Улан-Удэ» Воронецкой О.А
Раздел: Спортивные игры. Волейбол.
Тема урока: «Передача мяча двумя руками сверху и приём двумя руками снизу»
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний и умений
Время урока: 40 минут
Количество учащихся: 28
Цель урока: обучение передачи мяча двумя руками сверху и приёму двумя руками снизу
Задачи урока:
Образовательная: повторение истории и правилами игры в волейбол; формирование навыков техники верхней передачи мяча и приему мяча снизу.
Развивающая: развитие физических качеств: быстроты, ловкости, координационных способностей.
Воспитательная: содействовать формированию чувства коллективизма; воспитывать упорство и потребность к занятиям физическими упражнениями
Планируемые результаты:
Предметные. Знания истории и правил игры в волейбол. Иметь представление о технике верхней передачи мяча двумя руками и приему мяча снизу двумя руками, применять данные элементы в игровой деятельности.
Метапредметные. Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, определять общие цели и пути их достижения; договариваться о распределении функции и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; конструктивно решать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Личностные. Развитие мотивов учебной деятельности, ответственного отношения к порученному делу; проявление осознанной дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности.
Методы и формы: фронтальная, групповая, парная
Материально-техническое оснащение: свисток, волейбольная сетка, волейбольные мячи.
Урок в разделе «Спортивные игры «Волейбол» и теме «Передача двумя руками сверху и прием двумя руками снизу» является началом изучения нового материала, последующие темы будут продолжением.
Обучающиеся к началу урока были в спортивной форме. Спортивный зал проветрен, подготовлен спортивный инвентарь для каждого обучающегося.
Урок начался с построения. Ясно и четко были объявлены цели и задачи урока, сделан акцент на то, как поставленные задачи взаимосвязаны с изученным нового материалом.
Каждая из структурных частей урока соответствовала своему назначению. Учебный материал был подобран с учетом возрастных возможностей, уровня физического развития и обученности учащихся элементам техники игры в волейбол.
При выполнении разминки ребята выполняли бег на выносливость, специальные прыжковые упражнения и упражнения на силу. При выполнении первой задачи обучающиеся выполняли подводящие упражнения для передачи мяча сверху и приема двумя руками снизу индивидуально и в парах.
После освоения техники верхней передачи и нижнего приема перешли к отработки техники со стеной и чередованию техники у сетки. Далее совершенствовалась техника в различных комбинациях
Таким образом учащиеся обучились все элементам технических приемов в игре волейбол. После этого было сформировано две равноценные команды для двухсторонней игры в пионербол.
На протяжении всего урока учитель руководствовалась основными дидактическими принципами: принципом сознательности - интерес к занятиям обучающихся, принципом активности – организация взаимопомощи и взаимообучения и достаточным оптимальным количеством повторений. Применение индивидуального метода при показе упражнений позволило учащимся почувствовать себя в роли учителя.
Высокая работоспособность была обеспечена за счет выбранных методов организации деятельности учащихся, высокого темпа. Контроль за выполнением заданий осуществлялся на протяжении всего урока. Время, отведенное на каждый из этапов урока, было распределено рационально. Соблюдалась логичность между частями урока.
Реализация воспитательного влияния личности учителя была обеспечена за счет: демократичности, повышенного интереса ребят к показу учителя, исправление неточностей при выполнении упражнений, проявление внимания к каждому обучающемуся, справедливой самооценке. Это все способствовало также к созданию благоприятного психологического климата на уроке, старательности обучающихся и хорошему качеству выполнения заданий.
Стиль общения с учащимися был выбран доверительный, построен на взаимном уважении. Учащиеся между собой проявляли находчивость, умение взаимодействовать в группах.
Проведенный урок соответствует поставленным задачам. Задачи этого урока работают на перспективу, так как полученные навыки будут использованы в учебной игре по волейболу. Урок проходил на хорошем эмоциональном уровне.
В целом все намеченные задачи и цель урока были достигнуты. Удалось приучить детей к дисциплине и организованности, привить навыки культурного поведения, взаимопомощи и коллективизма: они научились слушать и слышать учителя, работать над развитием и формированием правильной осанки.
Краткая психолого-педагогическая характеристика класса.
Особенности учащихся при планировании урока.
В классе по списку 31 человек. Присутствовало 28 (из них 18 мальчиков, 10 девочки). При планировании урока было учтено то, что ученики этого класса продуктивно и слаженно работают в группах. В процессе урока наблюдалась мотивация ученика на занятие: учащиеся любят играть. При выполнении заданий прослеживалось то, что обучающиеся получают удовлетворение в своих личностно-ориентированных потребностях, которые выражены в использовании полученных умений и навыков в пределах проведенного занятия.
Целью и задачами урока стояло обучить учащихся технике передачи и приема в игре волейбол; показать возможность использования полученных знаний по теме в дальнейшем; прививать навыки технических приемов; сформировать привычку к систематическим занятиям спортом; формирование навыков работы в команде.
Цель урока была поставлена в соответствии со сложностью решаемых задач и возрастными возможностями учащихся.
Оценка успешности достижения цели урока
Успешную оценку достижения цели урока дало сотрудничество учителя и учащихся. Используемые формы, методы и средства способствуют реализации поставленных задач урока и способствуют оптимизации учебного процесса. В процессе занятия постоянно стимулируется интерес к содержанию урока, создается установка быть внимательными.
Задания учащиеся выполнили на «хорошо» и «отлично».
Соблюдение требований к уроку
К работе учителя: наличие конспекта и его содержание в соответствии с календарным планированием. Своевременная подготовка места занятия (инвентарь, оборудование, санитарно - гигиенические условия). Выполнение учебно-воспитательной работы, воспитание морально-волевых качеств По отношению к обучающимся: доброжелательный тон в общении, умение показать упражнение, четкость команд, обеспечение безопасности на уроке.
К работе учащихся: своевременная подготовка к началу урока, наличие спортивной формы. Соблюдение правил поведения на уроке. При самостоятельной работе, активность учащихся при выполнении упражнений в разных частях урока, хорошая техника и культура движений, умение самостоятельно выполнять упражнения и задания, соблюдение правил гигиены, бережливое отношение к инвентарю и оборудованию, знание правил поведения по данному разделу программы.
Распределение времени, отведенного на все этапы урока
Соблюден временной режим на уроке: в подготовительной части -10 мин., основной части – 27 мин., заключительной – 3 мин.
Подготовительная часть и проведение должной разминки, включающей в себя подготовку основных групп мышц к предстоящей нагрузке, актуализировала знания учащихся, необходимые для работы на уроке.
В основной части урока использован показ, демонстрация приемов мяча сверху, снизу.
В заданиях использовался фронтальный метод организации обучения.
В заключительной части проводились упражнения на восстановление дыхания.
Время использовано рационально, класс активно выполнял задачи, обеспечена логическая связь между частями урока.
Психологическая атмосфера на уроке и общения обучающихся и учителя.
На уроке создана атмосфера развития индивидуальных способностей, высокая степень общей активности учеников; дифференцированность нагрузки на обучающихся с учетом их индивидуально-психологических и физиологических особенностей развития с разным уровнем их физического развития. Стиль общения с обучающимися доверительный, построен на взаимном уважении. Обучающиеся между собой проявляли находчивость, умение взаимодействовать в группах и в командах во время учебной игры в волейбол.
Общие выводы.
Урок проводился в 7 классе. Конспект урока соответствует рабочему плану и программным требованиям данного возраста.
Обучающиеся к началу урока были в спортивной форме. Спортивный зал проветрен, подготовлен спортивный инвентарь для каждого ученика.
Урок начался с построения. Ясно и четко были объявлены цели и задачи урока, сделан акцент на то, как поставленные задачи взаимосвязаны с изученным ранее материалом.
Подготовительная часть урока длилась 10 минут, общеразвивающие упражнения проводились в движении, в процессе выполнения которых были задействованы все группы мышц. Мною был использован метод рассказа и показа.
Основная часть урока продолжалась 27минут. Построение урока соответствовало дидактическим принципам (от простого к сложному).
При выполнении первой задачи обучающиеся в процессе урока выполняли упражнения с волейбольными.
В процессе проведения основной части урока мною были использованы основные принципы организации деятельности:
принцип опоры на индивидуальные особенности каждого ученика,
принцип саморазвития,
принцип целостности был применен при решении воспитательных задач, где поощрялись позитивные возможности каждого ученика,
принцип гуманных отношений - доброжелательный тон, взаимопонимание, содействие ученику в разрешении поставленной задачи.
Длительность заключительной части урока - 3 минуты, где были использованы дыхательные упражнения, которые способствовали восстановлению дыхания и одновременно решали немаловажную оздоровительную задачу.
Подведены итоги урока с анализом выполнения поставленных задач.
На протяжении всего урока мною использовались методы стимулирования, похвалы и мотивации. Стиль общения с учениками доверительный, построен на взаимном уважении. Обучающиеся между собой проявляли находчивость, умение взаимодействовать в группах и парах.
В процессе урока наблюдалась мотивация ученика на занятие.
При организации обеспечения учебного занятия мною уделено внимание на:
целостность использования форм организации занимающихся;
целостность использования времени на занятии (объяснение, показ, выполнение упражнений, активный отдых);
соблюдение техники безопасности (интервал, дистанция).
При решении оздоровительной задачи было уделено внимание на функциональное состояние обучающихся, сочетание нагрузки с активным отдыхом.
При решении воспитательной задачи я уделяла внимание на дисциплину, взаимодействие в коллективе при выполнении групповых упражнений. Старалась создать доверительную обстановку и развития такого качества, как уверенность в себе.
Индивидуальная работа прослеживается через планирование нагрузки, которая соответствует данному этапу подготовки. Осуществлению контроля по предупреждению и исправлению ошибок.
Проведенный урок соответствует поставленным задачам. Задачи этого урока работают на перспективу.
Благодаря разнообразию форм и методов построения уроков, у обучающихся повышается интерес к дальнейшим занятиям волейбола.