Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
« Покровская средняя общеобразовательная школа»
с.Покровка, Локтевский район, Алтайский край
Анализ воспитательной работы школы
за 2020-2021 учебный год
2020-2021 учебный год
Воспитание – специально организованное воздействие на человека со стороны общественных институтов (педагога) с целью формирования у него определенных качеств личности, ценностей, норм, взглядов и т.д.
Анализ воспитания - это выявление высоких и низких, положительных или отрицательных результатов воспитательной работы, причин, приведших к успеху или неудаче, это определение путей развития успеха или преодоления недостатков в работе. В работе любого руководителя умение анализировать проявляется повседневно. Но особенно это важно при завершении периодов воспитательного процесса. Учебный год – один из таких периодов. Итак, количество учащихся в школе:
на начало года: 72 человек
поступивших: 10
выбывших: 11
на конец года: 72 человек
Вся воспитательная деятельность строилась на основе Устава школы, анализа предыдущей работы, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, личностно-ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы. Все мероприятия являлись звеньями в цепи процесса создания личностно- ориентированной образовательной и воспитательной среды. Работа с учащимися была нацелена на формирование у детей гражданской ответственности и правового самосознания, духовности, культуры и трудолюбия, инициативности, самостоятельности, толерантности, любви к окружающей природе, Родине, семье, формированию здорового образа жизни, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Педагогический коллектив многие годы ищет пути гармонизации учебной и внеучебной деятельности школьников. Это осуществляется, прежде всего, за счет воспитательной и развивающей значимости урока. С другой стороны, внеурочная деятельность организуется так, что она является продолжением учебной, решая задачи развития, воспитания, образования.
Анализ воспитательной деятельности за истекший год показал, что педагогический коллектив школы, вооруженный современными технологиями воспитания, грамотно и эффективно выполняет свои функциональные обязанности, целенаправленно ведет работу совместно с родителями и общественностью, что значительно повысило уровень общей культуры и дисциплины обучающихся детей. Этому способствовала творчески спланированная педагогами и учащимися работа.
В соответствии с планом МКОУ «Покровская СОШ» в 2020-2021 учебном году осуществлялась целенаправленная работа по реализации задач конкретного этапа жизнедеятельности школы. Главным вопросом является построение целостного образовательного процесса, необходимой составной частью которого является – воспитание. Усилия администрации и педагогического коллектива школы были направлены на создание условий для духовно-нравственного воспитания учащихся, формирование у них качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, доброте и культурной полноценности в восприятии мира, воспитание учащихся, способных к творческому самовыражению, с активной жизненной позицией в самореализации и самоопределении.
Перед педагогами школы в 2020 -2021 учебном году стояли следующие задачи воспитательной работы:
Создание в школе благоприятной психологической атмосферы, способствующей раскрытию потенциала каждого ребенка;
Формирование активной гражданской и патриотической позиции;
Развитие потребности в самореализации творческого потенциала, заложенного в личности;
Привитие сознательного отношения к труду;
Поддержание и укрепление школьных традиций;
Привлечение учащихся к работу по возрождению, сохранению и приумножению культурных, духовно-нравственных ценностей чеченского и ногайского народа;
Развитие школьного ученического самоуправления, активизацию деятельности детей;
Создание условий для сохранения и укрепления здоровья школьников, пропаганда здорового образа жизни;
Развитие коммуникативных умений педагогов работать в системе «Учитель-ученик-родитель»;
Дальнейшее развитие и самосовершенствование системы дополнительного образования в школе.
Реализация этих целей и задач предполагает:
Создание благоприятных условий и возможностей для полноценного развития личности, для охраны здоровья и жизни детей;
Создание условий проявления и мотивации творческой активности воспитанников в различных сферах социально значимой деятельности;
Дальнейшее развитие и совершенствование системы дополнительного образования в школе;
Координация деятельности и взаимодействие всех звеньев воспитательной системы: дополнительного образования; школы и социума; школы и семьи.
В своей учебно-воспитательной деятельности педагоги школы опираются на нормативно-правовые документы:
Конституция Российской Федерации;
Семейный кодекс Российской Федерации;
Конвенция о правах ребенка;
Федеральный закон от 29.12.2012 №273- «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
Устав МКОУ «Покровская СОШ»
Вся воспитательная работа школы была направлена на решение поставленных задач.
Подводя итоги воспитательной работы за 2020-2021 учебный год, следует отметить, что педагогический коллектив школы стремился реализовать намеченные планы, решать поставленные перед ними задачи.
Приоритетными направлениями воспитательной работы являлись:
духовно – нравственное;
трудовое;
экологическое;
эстетическое;
профилактика ДДТТ.
Работа классных руководителей
В 2020-2021 учебном году продолжилась работа классных руководителей по участию в районных программах, акциях и конкурсах. Больше 50 обучающихся стали участками различных районных конкурсов, а потом победителями и призерами.
Все классные коллективы принимали участие в дежурстве по школе (согласно графику), по окончании дежурства выпускали стенгазету. Однако по дежурству классов были сделаны следующие замечания:
обучающиеся дежурных классов опаздывали на дежурство, не находились на закреплённых за ними участках;
не всегда ставили в известность дежурного учителя и администрацию о нарушениях внутреннего распорядка и дисциплины обучающимися;
зачастую не делали замечания нарушителям, а бывало и сами нарушали дисциплину.
С целью изучения и обобщения опыта прошли открытые мероприятия. Все мероприятия прошли на высоком организационном и методическом уровне. В ходе открытых мероприятий учащиеся в свободной форме высказывались, отвечали на вопросы учителя, делились впечатлениями о проделанной работе, подводили итог. Ученики отметили, что им очень понравилась данная форма работы, высказали предложения продолжить серию мероприятий в данной форме проведения. Основная цель данных мероприятий были реализованы полностью. Данный вид работы очень понравился учащимся, полностью соответствовал возрастным особенностям детей. В качестве недостатков можно отметить недостаточный просчет времени на основные этапы занятия, затянувшуюся теоретическую часть и частичную нехватку времени на подведение итогов мероприятия. В процессе проведения других внеклассных мероприятий на данный недостаток необходимо обратить внимание.
Одной из главных целей в воспитательной деятельности нашей школы является воспитание гражданско-патриотических качеств у школьников. Для реализации этой цели систематически организуются мероприятия, несущие гражданскую и военно-патриотическую направленность. Школа разработала план по военно-патриотическому воспитанию школьников, направленный на формирование у подрастающего поколения любви к своей Родине, Отчему дому. В целях реализации поставленных задач по данному направлению, согласно плану воспитательной работы, в течение года в школе были проведены следующие мероприятия: классные часы «День пожилого человека», «День учителя», «День народного единства», «День матери», «День Конституции РФ», «Новогодний карнавал», внеклассное мероприятие ко Дню защитника отечества. Активно прошел единый урок по праву, где учащиеся могли показать свои знания по этому вопросу.
По нравственно-эстетическому направлению. В начале октября школа отметила День Учителя. Учащиеся проявили творческий подход в проведении праздника, чем порадовали своих учителей. В октября учащиеся во главе с учителями провели праздник Пожилого человека, подготовили концертную программу, придумали подарки, сделанные своими руками. В октябре провели общий праздник «День Матери». Учащиеся всех классов подготовили концерт для мам и бабушек «От всей души»: пели песни, читали стихи, исполняли частушки, инсценировали. Общий праздник провели учащиеся 1 – 9 класса. Фойе школы был украшен оформленными к этому событию праздничными газетами, почетное место отведено гостям – за праздничным столом (сладости, чай, живые цветы). Одновременно с выступлением учащихся на экране проецировались праздничные слайды и семейные фотографии виновниц торжества. В этот день звучали слова благодарности мамам и бабушкам. Традиционный праздник «Осенний бал», прошѐл с интересом к результатам конкурса, дети готовились к празднику, каждая участница была награждена грамотой по различным номинациям.
Особенную радость приносит детям празднование Нового года. Нынешний Новый год не был исключением. Весело и дружно проведены Новогодние праздники, только каждый класс новый год отметил в своем кабинете. На 8 марта учащиеся подготовили общешкольный праздник для мам.
Классными руководителями проводилась большая работа по безопасности жизнедеятельности учащихся и пропаганде здорового образа жизни. По программе Антинаркотики проводилось анкетирование «Моѐ отношение к курению», социально -психологическое тестирование по отношению к наркотическим веществам. Согласно плану проводились тематические классные часы «Курение или здоровье», «Здоровым быть модно», «Мы за ЗОЖ», «Твоѐ здоровье в твоих руках». Особого внимания требует анализ работы по формированию ЗОЖ. В рамках школы и муниципального уровня учащиеся принимали активное участие по футболу, баскетболу, шашкам и шахматам.
По Антитеррору велась работа классными руководителями по ранее составленному плану. Регулярно проводятся тренировочные эвакуации из здания школы. По предотвращению дорожно-транспортных происшествий классные руководители активно принимали участие в акциях « Внимание, дети!» во всех еѐ этапах. Были организованы многократно встречи с работниками ГИБДД, поднимались вопросы по предупреждению дорожно-транспортного травматизма на родительских собраниях. Особое внимание уделялось необходимости наличия у детей светоотражающих элементов. По решению вопросов БДД был создан Родительский патруль. В школе обновлены стенды по безопасности ПДД.
В отчѐтный период велась работа по правилам пользования средствами связи в учебном заведении, решить этот вопрос было не просто, но педагоги приложили максимум усилий, чтобы учащиеся не отвлекались от своей основной задачи пребывания в ОУ. Активно родители и учащиеся приняли участие в анкетировании по использованию телефонов в школе.
Анализ деятельности классных руководителей за год показал, что их профессиональное мастерство имеет хороший уровень. Практически все педагоги имеют многолетний опыт работы в роли классного руководителя. Классные руководители владеют целым арсеналом форм и способов организации воспитательного процесса, имеют высокую теоретическую и методическую подготовку в целеполагании, планировании, организации и анализе воспитательной работы, достаточно уверенно ориентируются в современных педагогических концепциях воспитания и используют их как основу для педагогической деятельности.
В сентябре месяце были проверены все планы воспитательной работы классных руководителей. Итоги контроля заслушивались на совещании при заместителе директора по ВР. Администрацией и заместителем директора по ВР посещались родительские собрания, классные часы, мероприятия. Посещения родительских собраний показало, что классные руководители начальных классов используют различные по форме родительские собрания - это беседы, лекции, диспуты, совместные с детьми родительские собрания по нравственному воспитанию; в среднем звене – это лекции для родителей по воспитанию детей. Классным руководителям данных классов нужно разнообразить на следующий год формы проведения родительских собраний.
Внутришкольный контроль показал, что хорошо продуманы планы воспитательной работы у учителей. Планы классных руководителей готовятся совместно с активом классов, на них обсуждаются возникающие проблемы. В 9 классе ставятся вопросы по профориентации учащихся, проводятся тематические и информационные классные часы: «В мире профессий», «Зачем человек трудится», «Кем я хочу стать», праздник «Все профессии важны, все профессии нужны».
Проверка по развитию познавательных интересов учащихся, по росту интеллектуального уровня, по творческому развитию учащихся показала, что все классные руководители на классных часах стараются развивать познавательные интересы, интеллектуальный уровень, творческие способности учащихся для этого проводят различные по форме и методам мероприятия.
По проверке документации классного руководителя было выявлено, что классные руководители начальных классов и старшего звена в полном объеме имеют всю документацию: планы воспитательной работы, протоколы родительских собраний, методические папки по воспитательной работе.
Анализируя работу классных руководителей, отмечая как, положительные так и отрицательные результаты, пришли к выводу, что 2021-2022 учебном году следует обратить внимание на следующие аспекты деятельности:
Разнообразить формы проведения мероприятий и родительских собраний, которые помогут посредством включения участников в дискуссию, обеспечить анализ проблем педагогического коллектива, поиск и нахождение решения;
Привлекать родителей к участию в общешкольных и классных мероприятиях, к работе по профилактике правонарушений несовершеннолетних и работе с родителями, не исполняющими родительские обязанности;
Работу классных руководителей за 2020-2021 учебный год можно признать удовлетворительной.
Духовно – нравственное воспитание обучающихся:
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и Единой концепцией духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения Чеченской Республики, развивающемуся обществу нужны нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать общественные решения в ситуации выбора, прогнозируя последствия, способные к сотрудничеству, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны. Поэтому приоритетное направление воспитания подрастающего поколения – духовно-нравственное.
В своей деятельности по обеспечению духовно- нравственного воспитания руководствуемся положениями Федеральных законов, приказом Министерства образования Алтайского края, единой концепцией духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения.
Педагогический коллектив нашей школы стремится к формированию у обучающихся школы следующих качеств:
нравственных чувств (долга, веры, совести, ответственности, патриотизма, гражданственности);
нравственного облика (милосердия, толерантности);
нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви);
нравственного поведения (готовности служению людям, своей Родине).
Духовно-нравственное воспитание в школе осуществляется через уроки литературы, истории, обществознания, кружки, внеклассные мероприятия, классные часы.
По данному направлению в школе велась работа согласно школьному плану духовно- нравственного воспитания на 2020-2021 учебный год и согласно квартальным планам мероприятий ОО Локтевского района. В планы работы вошли мероприятия, способствующие развитию у обучающихся чувства отзывчивости, ответственности, вежливости, умение уважать и соблюдать обычаи и традиции своего народа, профилактика терроризма и экстремизма, а также работа с родителями.
Основными формами и методами воспитательной работы являлись тематические классные часы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины, массовые спортивные соревнования, познавательные игры, беседы, экскурсии. При подготовке и проведении классных и общешкольных воспитательных мероприятий классные руководители широко использовали информационно — коммуникативные технологии, ресурсы сети Интернет. Анализ и изучение развития классных коллективов показал, что деятельность большинства классных коллективов направлена на реализацию общественных и социально-значимых задач и перспектив. Обучающиеся школы принимают активное участие в жизнедеятельности ученического коллектива, в общешкольных мероприятиях, в мероприятиях района. В тоже время наблюдается недостаток внимания на сформированность нравственных и духовных качеств обучающихся. Настораживает в отдельных случаях среди подростков недоброжелательность, нетерпимость по отношению друг к другу. Такие результаты говорят о недостаточном воспитательном воздействии. Также важно отметить недостаточный подход некоторых классных руководителей к проведению классных часов, снижение качества которых, объясняется в перегрузке классных руководителей и детей.
Сохранение и укрепление здоровья обучающихся:
Спортивно-массовая работа в школе в 2020-2021 учебном году строилась на основании плана организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы на этот учебный год. План календаря спортивно-массовых мероприятий утверждён директором школы.
Физическое воспитание учащихся является неотъемлемой частью всей
учебно-воспитательной работы школы и занимает важное место в подготовке
учащихся к жизни, к общественно полезному труду. Интерес и привычка к занятиям физическими упражнениями и спортом формируется ещё в школе и
остаётся на всю жизнь.
Человек должен быть здоровым, сильным, ловким, выносливым. Особенно в наши дни. Физическая культура была и остаётся одним из главных направлений оздоровительной работы в нашей школе. Система физического воспитания в школе объединяет классно-урочные, внеклассные формы занятий физическими упражнениями и спортом и физкультурные мероприятия в режиме школьного дня. Установка на всестороннее развитие личности предполагает овладение школьниками основами физической культуры, слагаемыми которой являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.
Основные направления работы:
- укрепление и сохранение здоровья;
- формирование здорового образа жизни;
- формирование массового интереса и привычки к физкультурной и спортивной работе;
- привлечение школьников к систематическим занятиям по своим интересам;
- расширение знаний и двигательных умений, приобретенных на уроках;
- достижение показателей спортивных результатов и развития физических качеств;
- пропаганда физической культуры и спорта, здорового образа жизни;
- участие родителей в физическом воспитании, в формировании здорового образа жизни;
- участие педагогического коллектива школы в формировании привычек детей.
В нашем образовательном учреждении в 2020-2021 учебном году были организованы следующие спортивные кружки и секции:
- «Волейбол»;
- ВПК«Монолит»
Учащиеся с интересом и с огромным желанием посещают организованные спортивные секции.
В школе накоплен интересный опыт проведения различных массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий с обучающимися. В рамках спортивно-оздоровительного направления в 2020-2021 учебном году были проведены традиционные мероприятия:
- Кросс «Золотая осень»;
- Первенство школы по волейболу;
- Соревнования «Меткий стрелок»;
- «А, ну-ка, парни!»
- Веселые старты.
Муниципальные и региональные соревнования:
Учащиеся нашей школы ежегодно принимают активное участие в муниципальных и региональных конкурсах.акциях.
В течение 2020 – 2021 учебного года обучающиеся активно участвовали в спортивных мероприятиях различного уровня.
Анализируя работу классных руководителей, учителя физической культуры Челенко В.И. остановилась на том, что отрадно было массовое участие школьников в мероприятиях, актуальность проблем, вовлечение родителей.
Ученическое самоуправление
В школе продолжилась работа органов ученического самоуправления – Совет старшеклассников. В его состав вошли представители классных коллективов с 8 по 11 класс, выбранные на классных собраниях.
На заседаниях обсуждался план подготовки и проведения мероприятий, анализ общешкольных дел, участие в акциях, проектах.
Крупными делами, проведёнными советом старшеклассников стали:
Самоуправление обучающихся – это самостоятельность в проявлении инициативы, принятии решения и его реализации в интересах коллектива и организации. Условиями сближения коллектива учителей и учеников является совместное участие в коллективной деятельности, высокая степень единства. Совет старшеклассников помогает в организации дежурства, следит за порядком и дисциплиной обучающихся, за внешним видом. Одним из направлений работы является забота о престарелых людях. Ребята поддерживают очень теплые отношения с ними. Совет старшеклассников помогает организовать веселые старты, соревнования, мероприятия. Ведь здоровый образ жизни в наше время – это очень важно.
В течение всего учебного года Совет старшеклассников очень активно проявлял себя. Было проведено несколько крупных мероприятий. Первым таким крупным делом стало организация и проведение Дня учителя. Были подобраны кандидатуры учителей – дублеров из состава обучающихся 10-11 класса, утвержден состав дублеров администрации. Были проведены совещания с дублерами. Благодаря тщательно проведенной организации данного мероприятия уроки были проведены на высоком уровне. Дублеры поняли, насколько сложна и важна профессия учителя, для лидеров ученического совета этот день стал проверкой их организаторских способностей. Не менее ответственно Совет старшеклассников подошел к организации и проведению новогодних праздников. Хочется отметить все участвующие классы, были подготовлены яркие костюмы, очень интересные новогодние плакаты.
Большая работа проведена по подготовке и проведению праздника 76-летия Дня Победы. Были организованы патриотические акции «Георгиевская ленточка», «Сад Победы», «Окно Победы» и другие.
В течение всего года активисты вели фоторепортажи с различных мероприятий, подготавливали фотоотчёты, оформили информационный стенд. В школе проводились различные конкурсы рисунков, плакатов, поделок: «Добро», «Лучшая открытка ветерану», «Наш Защитник Отечества». Вся информация о жизни школы размещается на школьном сайте, в социальных сетях интернета.
Взаимодействие взрослых и детей, их совместная и свободная деятельность являются мощным социальным средством в воспитании молодого поколения. Самое важное в жизни – это стремление изменить жизнь к лучшему. И детская общественная организация предоставляет ребятам эту возможность.
Работа по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних
В МКОУ «Покровская СОШ» работа по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних ведется на уровне администрации школы, классных руководителей, социального педагога, психолога.
В начале учебного года был проведён мониторинг ученического коллектива школы, в ходе которого составлены списки обучающихся по определённым статусным категориям для определения материального уровня жизни семей, диагностика контингента. Данные были получены путем изучения школьной документации, составления социальных паспортов классных коллективов, собеседования с родителями, обучающимися, через тестирование, анкетирование, опросы. В результате всей работы был составлен социальный паспорт школы.
На основании этой работы был определен следующий круг семей и обучающихся школы:
Общая численность учащихся на начало учебного года – 72;
Количество кружков по интересам и спортивных секций, работающих в школе - 2
В них занимается детей
Всего -60 %
Из них на учете в ПДН – 1
Из них на внутришкольном учете - 1
Количество многодетных семей -4, в них детей -12;
Количество малообеспеченных семей – 19, в них детей – 35;
Количество детей находящихся на опеке - 2
Количество неблагополучных семей – 1
Количество учащихся, состоящих на внутришкольном учете - 1
Количество учащихся, состоящих на учете в ПДН - 1
Количество учащихся «группы риска» - 0
Сведения о здоровье детей: детей инвалидов – 2; детей с ОВЗ – 6.
По основным профилактическим направлениям в течение учебного года была проделана определенная работа. Особое внимание было уделено детям, стоящим на внутришкольном учёте.
В школе создано информационное пространство. Имеются информационные стенды для учащихся и родителей где размещены: правила для учащихся, координаты руководителей района, участкового инспектора. На сайте школы размещается информация и памятки для родителей, планы работ по профилактике правонарушений, планы работы кружков, информация о проводимых мероприятиях. В этом году регулярно обновлялся информационный стенд «Советы подросткам», где была размещена информация «Если чувствуешь себя одиноким», «Как справиться с депрессией».
Для предотвращения бродяжничества и безнадзорности ведется контроль над посещаемостью занятий учащимися школы. С этой целью:
классными руководителями регулярно заполняются страница пропусков уроков в классном журнале;
учителя-предметники своевременно ставят в известность классного руководителя о пропусках уроков учениками;
классный руководитель в тот же день узнает причину пропуска у родителей (если нет заявления)
Основной формой профилактической работы классного руководителя с детьми является классные часы, беседы и акции.
Достижение положительных результатов в работе возможно только в том случае, когда задействованы все субъекты образования и воспитания: обучающиеся, педагоги и родители. В течение 2020-2021 учебного года в школе велась работа с родителями/законными представителями, использовались традиционные, но наиболее действенные формы профилактической работы:
- индивидуальные беседы с родителями классных руководителей, совместно с администрацией школы, социальным педагогом, школьным психологом;
- тематические родительские собрания, консультативные часы;
- индивидуальная работа совместно с инспектором ПДН.
Цель проводимых мероприятий – повышение педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и школы к воспитанию детей. Но в этом вопросе школа сталкивается с такой проблемой, как отсутствие заинтересованности со стороны родителей в организации досуга своих детей.
Обеспечение социальных прав и гарантий обучающихся
Основная работа была направлена на выявление интересов и потребностей обучающихся, трудностей и проблем, отклонений в поведении, уровня социальной защищенности и адаптированности к социальной среде.
Социально-педагогическая защита прав ребенка выражалась в следующих формах работы: выявление и поддержка обучающихся, нуждающихся в социальной защите (дети из многодетных и малообеспеченных семей, дети-инвалиды).
Работа по взаимодействию с педагогическим коллективом
В течение года проводилась работа по оказанию помощи классным руководителям и учителям-предметникам по следующим вопросам:
составления социального паспорта класса;
проведения диагностических мероприятий и тестирования.
Проводились консультации для классных руководителей, педагогических работников по вопросам семейного права, профилактики вредных привычек, формирования отношений между родителями и детьми.
Работа Совета профилактики
В школе в течение 2020-2021 учебного года действовал Совет профилактики, в состав которого входили: председатель совета, заместитель директора по ВР, секретарь, педагоги, медицинский работник ( по согласованию).
В ходе заседаний рассматривались вопросы по оптимизации воспитательной профилактической работы, предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, пропаганде здорового образа жизни. Ведется контроль за получением образования несовершеннолетними: строгий учет пропущенных уроков, работа по ликвидации пропусков без уважительной причины. На заседания приглашались директор школы, классные руководители, психолог.
Темы, рассмотренные на заседаниях Совета профилактики:
Рассмотрение и принятие плана на новый 2020-2021 учебный год;
О режиме работы школы на 2020-2021 учебный год;
Обновление базы данных детей на льготное питание;
О профилактике употребления детьми и подростками курительных смесей;
Организация работы школы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.
Отчёт классных руководителей 1-11 класса о состоянии воспитательной работы в классном коллективе;
Профилактика дорожно-транспортного травматизма в каникулярное время;
Об эффективности работы по профилактике безнадзорности и правонарушений;
Мероприятия по пропаганде здорового образа жизни;
Организация каникулярного отдыха как мера безнадзорности и профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.
С целью недопущения нарушения Закона со всеми обучающимися, а также родителями, члены Совета профилактики проводят профилактические мероприятия, направленные на изучение причин отклоняющегося поведения, условий проживания и воспитания ребенка в семье. Также Советом профилактики анализируется деятельность педагогического коллектива школы по реализации Закона. Классные руководители присутствуют на заседаниях Совета профилактики, в своих выступлениях они отражают основные направления воспитательной профилактической работы с каждым обучающимся.
Решения и рекомендации Совета профилактики являются основополагающими в организации работы педагогического коллектива правонарушений по проблеме профилактики безнадзорности, защиты прав обучающихся школы.
В работе с подростками используются различные формы и методы профилактической работы: проведение индивидуальных бесед, проведение групповых бесед, консультации с обучающимися, их родителями, профилактические акции, тренинги, проведение обследования жилищно-бытовых условий обучающихся.
В рамках школьных программ профилактики правонарушений среди несовершеннолетних проводятся различные мероприятия воспитательного характера. Профилактика ведётся ежедневно и довольно немаленькая, но в этой нелёгкой работе зачастую приходится сталкиваться с трудностями, преодолеть которые не всегда возможно в необходимые сроки. Трудности разные ослабленная ответственность родителей за воспитание и обучение своих детей; труднопреодолимое негативное влияние СМИ; отрицательный пример взрослых, недостаточность знаний законов РФ, касающихся несовершеннолетних.
Анализ дополнительного образования в школе показал, что в 2020 - 2021 учебном году количество обучающихся, посещающие кружки и секции, остается стабильным, но увеличилось количество детей, занимающихся в двух и более объединениях дополнительного образования.
В следующем учебном году будем продолжать работу по привлечению обучающихся в секции и кружки. Наибольшей популярностью у детей пользуются спортивные кружки. Посещение занятий дополнительного образования и мероприятий показывает творческий подход педагогов, разнообразие методов и приемов с учетом специфики деятельности.
Профориентационная работа
Организация профориентационной работы в школе является важным направлением в структуре учебно-воспитательной работы и направлена на обеспечение социальных гарантий в вопросах профессионального самоопределения учащихся.
Созданная в школе система работы с учащимися и родителями предусматривает начало профессионального самоопределения уже в 1 классе, что позволяет осуществлять комплексный подход к созданию развивающей среды для учащихся. Профориентационная работа основана на постоянном взаимодействии администрации, классного руководителя, социального педагога с учащимися и их родителями.
Профориентационная работа в школе включает четыре этапа:
1 этап – начальная школа. На данном этапе учащиеся знакомятся с миром профессий через такие формы работы, как экскурсии, беседы, утренники, встречи с интересными людьми.
Формы работы с учащимися начальных классов используются самые разные: утренники, экскурсии, конкурсы рисунков, ролевые игры. С учащимися 3-4 класса проводятся первые психологические игры.
Уже в начальной школе ребятам предоставлена возможность выбора собственной образовательной траектории. Учащиеся выбирают кружковые занятия, могут развивать свои творческие способности через обучение в кружках.
На 2 этапе – 5-7 класс. Профориентационная работа находит свое продолжение через профориентационные игры, игры-погружения, игры-путешествия. Данные формы работы позволяют учащимся более подробно изучить мир профессий, представить себя в этом мире. Учащиеся 5-7 класса изучают многообразие рабочих профессий, делают первые шаги в проектной деятельности. В ходе данной работы собран материал о профессиях родителей.
На 3 этапе – 8-9 класс. Работа предусматривает целенаправленную профориентационную работу среди учащихся, направленную на содействие осознанному выбору профиля обучения, а в дальнейшем и профессии. Учащиеся изучают профессии, которые наиболее востребованы на рынке труда, знакомятся с профессиями, требующими повышенной моральной ответственности: сотрудник внутренних дел, спасатель, работник МЧС, здравоохранения, образования.
4 этап – 10-11класс. В системе профориентационной работы является самым ответственным и направлен на содействие старшеклассникам в их профессиональном самоопределении. В этот период более масштабно разворачивается консультационная деятельность среди учащихся и их родителей.
Используются различные формы работы с учащимися старшей ступени: беседы, информирование о способах получения желаемого образования, требованиях профессии к человеку, оплате труда.
Практикуются экскурсии в учреждения СПО и ВПО, посещение дней открытых дверей. Проводились классные часы и родительские собрания .
Для того, чтобы профориентационная работа в школе была эффективной, обучающиеся посещали учебные заведения , музеи, выставки, оформляются и распространяются буклеты, стенгазеты с тематикой «Моя будущая профессия».
Важным звеном в профориентационной работе школы является работа с родителями. Родители обычно принимают активное участие в определении жизненных и профессиональных планов своих детей. Вместе с тем, вопросы выбора профессии и определения путей образования представляет трудную задачу как для самих обучающихся, так и их родителей (законных представителей). На родительских собраниях и классных часах в 9 и 11 классе, во время индивидуальных консультаций - классный руководитель поднимал вопросы о важности правильного выбора дальнейшего образования детей с учетом требований современного рынка труда. Проводимое анкетирование среди родителей учащихся 9-х классов позволяет определить профилизацию в 10 классе, учитывая потребности участников образовательного процесса для дальнейшего овладения профессией.
Несмотря на то, что план по профориентационной работе почти полностью выполнен, к сожалению, не все поставленные задачи были реализовано в полной мере в текущем году. Реализуя задачи, поставленные на 2020-2021 учебный год, следует отменить, что профориентационная работа в начальной школе пока еще носит немассовый характер, не все учителя уделяют большое внимание данной работе.
Педагогам предлагается лучше продумывать содержание уроков и внедрять элементы профориентационной работы в структуру урока, проектов.
Работа с родителями
Без участия родителей в организации учебно-воспитательного процесса невозможно достичь высоких результатов. Поэтому работа по обеспечению активного участия родителей и родительской общественности в управлении школой занимает в воспитательной системе школы важное место.
Процесс взаимодействия семьи и школы направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную и досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.
В школе ежегодно проводятся:
родительские собрания (классные, общешкольные, с отдельными группами родителей), направленные на знакомство родителей с учебно-воспитательным процессом школы, задачами и итогами работы школы, знакомство с положениями о государственной итоговой аттестации, вопросами профориентации учащихся и условиями поступления в учебные заведения;
индивидуальные консультации для родителей по вопросам воспитания и эффективного взаимодействия со своими детьми;
индивидуальная работа педагогов с родителями, направленная на объективный анализ работы, достижений, поведения, особенностей ученика;
В 2020 -2021 учебном году родители принимали активное участие в организации и реализации программ и проектов, направленных на общее развитие родительских компетенций.
Для решения поставленных задач в нашей школе проводятся следующие мероприятия:
изучение семей обучающихся (составление социального паспорта класса, школы);
организовываются педагогические просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, собеседований;
организация совместного проведения досуга детей и родителей («День Знаний»; праздники, посвящённые 23 февраля, 8 Марта, «День здоровья»);
посещение семей, находящихся в трудной жизненной ситуации (совместно с правоохранительными органами);
составление плана проведений родительских лекториев;
поощрение личной инициативы родителей, которые активно участвуют в жизни класса и школы.
Классные родительские собрания проводились по плану классных руководителей (1 раз в четверть). Кроме родительских собраний в школе проводились индивидуальные консультации для родителей учителями – предметниками, администрацией школы.
Родители привлекались классными руководителями к различным видам деятельности: помогали проводить родительские собрания, участвовали в классных и общешкольных праздниках, творческих делах.
На заседаниях Управляющего Совета слушались вопросы, касающиеся обучения и воспитания детей, организации горячего питания, организации и проведения школьных праздников.
С родителями детей, требующих постоянного внимания, осуществлялось непрерывное взаимодействие при непосредственном участии классных руководителей.
Главным связующим звеном в работе с родителями является работа Управляющего Совета школы. Основной задачей, стоящей перед ними, является организация и координация работы родителей на проведение единой с руководством школы линии в воспитательной работе обучающимися.
В состав Совета входят родители обучающихся, работники школы. В текущем учебном году – он насчитывал 8 человек. Председателем была избрана – Ляхова Н.А.
Свою деятельность члены Управляющего Совета осуществляют на безвозмездной основе. Ведет протоколы своих заседаний и общешкольных собраний в соответствии с инструкцией о ведении делопроизводства в общеобразовательном учреждении.
В 2020-2021 учебном году Управляющий Совет работал по намеченному и утвержденному плану и было проведено 5 заседаний. На заседаниях Совета рассматривались следующие основные вопросы:
Ознакомление с результатами сдачи ЕГЭ и ОГЭ и обсуждение «Анализа работы школы за 2019-2020 учебный год»;
Изменение в порядке проведения ОГЭ в 2021 году;
Выбор председателя и секретаря Совета родителей;
Профилактика и предупреждение дорожно-транспортных происшествий в рамках месячника по безопасности дорожного движения;
Защита нравственности, здоровья, прав и законных интересов учащихся и молодежи;
«Управление безопасностью детей в Интернете»;
Привлечение внимания родительской общественности к проблемам сохранности жизни и здоровья детей, повышение эффективности профилактики детского травматизма и несчастных случаев, детского дорожно-транспортного травматизма посредством совместной деятельности педагогических работников, родителей, сотрудников ОВД.
Родители принимали активное участие в обсуждении школьных проблем и вносили много конструктивных предложений: по проведению школьных праздников, по созданию системы работы по сохранению и улучшению здоровья обучающихся и санитарного состояния школы.
Вся проделанная работа заслуживает удовлетворительной оценки. За истекший год было сделано ни мало, но остаются вопросы, над которыми необходимо работать. Уровень посещаемости родительских собраний некоторыми родителями оставляет желать лучшего. Как правило, дети таких родителей хуже занимаются. Необходимо активнее привлекать родителей к планированию воспитательной деятельности, применять новые формы в работе с родителями (родительские посиделки, конференция семейных проектов).
Мониторинг участия в районных, региональных мероприятиях, акциях
В качестве критериев оценки развития познавательных интересов обучающихся, помимо данных успеваемости и качества знаний, служат результаты участия школы в различных олимпиадах, конкурсах, научно-исследовательской и творческой деятельности. Для формирования «имиджа» школы, обмена опытом, выхода учеников школы на более высокий уровень особое значение имеет участие во внешкольных конкурсах. Ребята, которые принимают участие в этих конкурсах, приобретают новые навыки и умения и получают возможность проявить свои таланты за пределами школы, что зачастую положительно сказывается на их дальнейшем творческом росте. В этом учебном году более 50 учеников школы активно и результативно приняли участие в конкурсных мероприятиях районного уровня.
Анализируя уже сложившуюся в школе систему воспитательной работы, следует отметить такие её компоненты, как:
- комплекс традиционных дел и мероприятий в школе и классах;
- включенность обучающихся в мероприятия муниципального, регионального уровня.
В целом, можно сказать, что:
- организация и проведение воспитательных мероприятий осуществлялись, исходя из интересов, интеллектуальных и физических возможностей обучающихся, что обеспечивало реализацию личностно-ориентированного подхода при одновременном обеспечении массовости мероприятий;
- все аспекты воспитательной работы позволяли обучающимся ярко и неординарно проявлять свои творческие способности;
- воспитательная работа школы основывалась на принципах сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
Вывод:
В своей работе мы должны использовать наиболее эффективные педагогические приемы: чуткое, внимательное, доверительное отношение к ребенку, укрепление у него веры в себя, в свои силы, опоры на положительные качества личности;
Мы должны создавать побудительные условия для единственного выбора – здорового образа жизни;
В работе с детьми не должно быть места формализму, общий результат может быть достигнут только тогда, когда мы достучимся до конкретного ребенка и при необходимости заставим каждого родителя выполнять свои обязанности;
Необходимо более качественно проводить классные часы, мероприятия, информационно-разъяснительную работу, чтобы дети твердо знали к какому результату это может привести;
Родителям необходимо четко объяснить, что все памятки и инструктажи мы раздаем для того, чтобы повысить их грамотность, чтобы родители твердо усвоили все правила безопасности, были более бдительны по отношению к своим детям.
В новом учебном году необходимо продолжить более качественную работу, использовать более эффективные методы и приемы работы с родителями и учащимися:
по профилактике правонарушений, преступлений, безнадзорности среди несовершеннолетних;
по формированию здорового образа жизни;
по профилактике Интернет-зависимости;
по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Классным руководителям, психологической службе и педагогам, принимающим то или иное участие в воспитательном процессе, продолжать активную работу по становлению личности ребенка, проявлять инициативу и ответственность, вносить весомый вклад в развитие воспитательной системы школы.
Исходя из анализа основных направлений работы школы, в 2021-2022 году необходимо решить следующие задачи:
Создание эффективной системы духовно-нравственного, гражданско-правового, патриотического воспитания через урочную и внеурочную деятельность;
Согласование и координация современных действий педагогического коллектива, общественности, социальных партнеров школы, семьи в вопросе духовно-нравственного, гражданско-правового, патриотического воспитания и социализации учащихся;
Формирования у обучающихся экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни, обучению правилам безопасного поведения на дорогах;
Формирование и развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, педагогических и административных работников, родителей (законных представителей) обучающихся;
Организация социально значимой деятельности обучающихся;
Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся.
Директор МКОУ «Покровская СОШ»: ___________ /Ю.Н. тарасенко/
Ответственный учитель: Стрельцова Т.В.