СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Беседа "Что такое толерантная личность "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Беседа "Что такое толерантность" для 10 класса .

Просмотр содержимого документа
«Беседа "Что такое толерантная личность "»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кардымовская средняя школа имени Героя Советского Союза С.Н. Решетова» Кардымовского района Смоленской области







Беседа



Что такое толерантная личность?







Подготовила и провела

Классный руководитель9 Акласса

Агеева Л. В.









Кардымово 2018г

Беседа



Что такое толерантная личность?

Цели: научить детей бесконфликтному решению спорных вопросов; воспитывать чуткость, терпимость к окружающим людям.

Подготовка к мероприятию: проводится тест « Уровень конфликтности личности» и его анализ.

Эпиграф на доске:

Если ты горяч, как чайник,

Или вспыльчив, как ковёр,

Попроси, чтоб остудили

Или выбили тебя.

Г. Остер

Ход мероприятия

  1. Вступительное слово учителя:

Чтобы понять, какую личность мы называем толерантной и чем она отличается от интолерантной, нужно знать, что такое толерантность. В переводе с латинского толерантность означает терпение. В современной психологической литературе существует множество определений этого понятия. Можно дать такое толкование смысла толерантности:

Т-терпимость к другим мнениям, верованиям и поведению;

О - отказ от причинения вреда и насилия;

Л - лучшее качество человека;

Е - единство, взаимопонимание, дружба;

Р - равноправие народов и рас;

А - альтруизм;

Н - небезразличие к окружающим людям;

Т - творческое общение;

Н - наш мир;

О - ответственность за то, что происходит с нами и вокруг нас;

С - соблюдение прав человека;

Т - терпимость к различиям;

Ь - чуткость и снисходительность.

  1. Беседа о толерантности

Выясним, чем толерантная личность отличается от интолерантной. Этих различий (по Г. Оллпорту) довольно много.

  1. Знание самого себя. Толерантные люди стараются разобраться в своих достоинствах и недостатках. Они относятся к себе критически и не стремятся во всех неприятностях и бедах обвинять окружающих. Интолерантные люди замечают у себя больше достоинств, чем недостатков. В своих проблемах они склонны обвинять окружающих.Психологи обнаружили, что у толерантной личности значительно больше разрыв между «Я – идеальный» ( представление о том, каким я хотел бы стать) и « Я – реальный» ( представление о том , какой я есть), чем у интолерантного человека, у которого оба « Я» практически совпадают. Толерантные люди, зная о своих достоинствах и недостатках, менее удовлетворены собой, но потенциал саморазвития у них выше.

  2. Защищенность. Интолерантному человеку трудно жить в согласии не только с окружающими, но и с самим собой. Он опасается своего социального окружения, боится своих инстинктов, чувств, живёт с ощущением постоянной угрозы для себя. Толерантный человек обычно чувствует себя в безопасности, поэтому не стремится защищаться от других людей. Отсутствие угрозы или убеждённости в том, что с ней можно справиться,-важное условие формирования толерантной личности.

  3. Ответственность. Интолерантный человек считает, что происходящие события от него не зависят. Он стремится снять с себя ответственность за то , что происходит с ним и вокруг него.Эта особенность приводит к формированию предрассудков в отношении других людей. Позиция такая: не я ненавижу и причиняю вред людям, это они ненавидят и причиняют вред мне. Толерантные люди не перекладывают ответственность на других, они всегда готовы отвечать за свои поступки.

  4. Потребность в определении. Интолерантные личности делят мир на две части: чёрную и белую. Для них не существует полутонов. Есть только два сорта людей: плохие и хорошие. Они делают акцент на различия между « своими» и « чужими». Им трудно относиться к событиям нейтрально. Они либо одобряют их, либо нет. Толерантный человек, напротив, видит мир во всём его многообразии.

  5. Ориентация на себя – ориентация на других. Толерантные люди больше ориентированы на себя в работе, творческом процессе, теоретических размышлениях. В проблемных ситуациях они склонны винить себя, а не окружающих. Такие люди стремятся к личностной независимости больше, чем к принадлежности к внешним институтам и авторитетам, т. К. им не нужно за кого-то прятаться.

  6. Способность к эмпатии. Эта способность определяется как социальная чувствительность, умение формулировать верные суждения о других людях.

В одном из экспериментальных исследований выявлялась способность к эмпатии у толерантных и интолерантных людей. В течение 20 минут студенты одного пола и возраста беседовали на разные темы друг с другом наедине. Каждый формировал своё представление о собеседнике. Оказалось, что интолерантные студенты оценивали своих партнёров по своему образу и подобию. Толерантные студенты оказались более точными в своих суждениях и адекватно оценили своих собеседников.

  1. Чувство юмора. Чувство юмора и способность посмеяться над собой - важные черты толерантной личности. Такие люди умеют посмеяться над своими недостатками и не стремятся к превосходству над другими.

  2. Авторитаризм. Для интолерантной личности чрезвычайно важна общественная иерархия. Когда студентов попросили назвать великих, с их точки зрения, людей, интолерантные назвали имена политических лидеров, имевших власть над другими, а толерантные- имена учёных, артистов. Интолерантную личность устраивает жизнь в авторитарном обществе с сильной властью, где царит строгая дисциплина. Толерантный человек предпочитает жить в свободном, демократическом обществе.

Таким образом, выделяются два пути развития личности: толерантный и интолерантный. Интолерантный путь характеризуется представлением о собственной исключительности, стремлением переносить ответственность на других, ощущением нависшей угрозы, гипертрофированной потребности в порядке и власти.

Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя и поэтому признающего право других на личностные и индивидуальные особенности. Хорошее отношение к себе сосуществует с положительным отношением к окружающим и доброжелательным отношением к миру

  1. Практическая часть

Упражнение 1. Скажи мне что-нибудь хорошее

Задачи: повысить самооценку; получить поддержку от группы; развить социальную интуицию, чувствительность, понимание другого человека.

Процедура проведения: каждый по очереди говорит соседу справа что-то хорошее о нём (комплимент) , а тот соглашается с ним, произнося слова: « Да, а ещё я…», и говорит что-то хорошее о себе.

Упражнение 2. Как быть толерантным в конфликтной ситуации?

Задача: обучить конструктивным способам выхода из конфликтной ситуации.

Процедура проведения: перед упражнением ведущий знакомит участников с правилами выхода из конфликтной ситуации( можно каждому раздать отпечатанные листы).

Правило 1. Контролируйте собственные эмоции, которые мешают оценивать происходящее.

Правило 2. Проанализируйте подлинные причины конфликта, иногда они бывают скрыты под мнимыми.

Правило 3. Стремитесь сузить область противоречий до минимума.

Правило 4. Не увлекайтесь самозащитой, это мешает вовремя заметить изменения в обстановке и поведении противника в споре.

Правило 5. Переформулируйте аргументы оппонента, переведите на понятный вам язык, выделяя главное.

Правило 6. Проявляйте достаточную активность, сохраняя при этом спокойный эмоциональный тон общения.

Участники объединяются в пары: один выступает в роли обиженного, другой - в роли обидчика. Участники разыгрывают предложенные ситуации. Используя предложенные правила , обиженный пытается достойно выйти из ситуации.

Примеры ситуаций для разыгрывания



  1. Мама отчитала сына при друзьях за то, что он не вымыл посуду. Как ему поступить?

  2. Вы поделились секретом со своим лучшим другом, а позже узнали, что он рассказал обо всём знакомым. Как вы себя поведёте?

  3. Мама не отпускает вас на улицу, а друзья уже ждут. Вы им давно обещали помочь. Ка вы поступите?

  4. Вас несправедливо наказал учитель и вызывает родителей в школу. Какой будет ваша реакция?

В процессе обсуждения участники группы высказывают своё мнение о том, чей выход из ситуации оказался наиболее удачным. Группа приходит к выводу, что культура поведения в споре предполагает необходимость внимательно выслушать другую сторону, с уважением относиться к иной точке зрения.

  1. Подведение итогов беседы

В заключение беседы учащиеся знакомятся с советами известного педагога В. А. Сухомлинского, которые помогут им в жизни правильно строить взаимоотношения с другими людьми.

Будь терпим к отдельным человеческим слабостям и непримирим к злу. Терпимость и непримиримость - это очень важные элементы духовной культуры. Иногда надо уметь делать вид, что не замечаешь человеческих слабостей в своих ближних, особенно у стариков, в этом выражается твоя нравственная воспитанность.

У отдельных людей личная жизнь складывается неудачно. Умей чувствовать и понимать особую ранимость такого человека и не выставляй напоказ перед ним своё счастье и благополучие. Скромность и мера в радости и благополучии - очень ценная черта, свидетельствующая о твоей порядочности.

Ты живёшь среди людей. Не забывай, что каждый свой поступок, каждое твоё желание отражается на окружающих тебя людях. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла и неудобства людям? Делай так, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо.



Литература



  1. Воробьёва К. Профилактика агрессивности в подростковой среде// Воспитание школьников. 2006. № 6.

  2. Всё обо всём. Популярная энциклопедия для детей. М: Слово ,1994.

  3. Детская энциклопедия для среднего и старшего возраста: В 12 томах. М: Педагогика, 1971- 1977.

  4. Семья и школа. 2004. № 8.