Просмотр содержимого документа
«Беседа как метод обучения»
Беседа как метод обучения
Беседа -диалогический метод обучения, при котором, учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов, подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного;
Беседа позволяет с помощью системы вопросов, научить учащихся самокоррекции.
Роль беседы:
- актуализация знаний;
- самостоятельное размышление;
- познавательная деятельность;
- мыслительный поиск;
- формирование выводов и обобщений;
- процесс познания.
Виды беседы
вводные сообщения новых знаний закрепляющие контрольно-коррекционные
ТРЕБОВАНИЯ К БЕСЕДЕ:
1. Подготовка к беседе (цель, целевые вопросы, вопросы, поддерживающие беседу);
2. Вступление в контакт;
3. Атмосфера доверия;
4. Благоприятная обстановка для беседы;
5. Соблюдайте педагогический такт (поддерживайте обстановку доверия, не обнаруживайте признаков властности, не упрекайте);
6. Во время беседы следите:
а) за особенностями речевого поведения собеседника;
б) за эмоциональными реакциями;
в) за срабатыванием механизма так называемой психологической защиты;
7. Правильно ведите беседу - вопросы не должны носить форму утверждения;
8. Диагностическая беседа. Школьники всех возрастных групп активнее обсуждают вопросы об их интересах и увлечениях; о взаимоотношениях со взрослыми и со сверстниками и тд.
9. Вопросы для контроля объективности ответов - школьник может ответить "да", чтобы произвести впечатление.
10. Эффективность беседы - зависит от формулировки вопросов, их логической последовательности.
Структура беседы:
1) Вводная часть – знакомство, обозначение темы беседы;
2) Второй этап – изложение мыслей и переживаний;
3) Третий этап – обсуждение проблем;
4) Окончание беседы.
Анализ беседы:
1. Получилась ли беседа, если нет, то почему?
2. Какие приемы использовались?
3. Особенности поведения ребенка, его мимика, жесты, интонация речи, оговорки.
4. На какие вопросы собеседник наиболее активно отвечал и почему?
5. Какие вопросы достигли цели и почему?
6. Характер окончания беседы, ее воспитательный эффект.
7. Какие задачи решены в результате беседы?