СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Биология – наука о жизни. Значение биологической науки в деятельности человека

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Задачи:
  1. образовательные:
  • формировать представления о биологических науках и связи их с другими науками;
  • продолжить формировать понятия учащихся о значении биологии в жизни человека;
  • познакомить учащихся с основными компонентами учебника и правилами техники безопасности.
  1. развивающие:
  • развивать общеучебные умения и навыки, а также интеллектуальные способности учащихся;
  • продолжить развивать интерес к биологическим знаниям;
  • формировать умения применять знания в решении учебных и жизненных задач.
  1. воспитательные:
  • формировать естественнонаучное мировоззрение и понимание необходимости бережного отношения к природе;
  • создание комфортной образовательной среды по сохранению здоровья учащихся и формирование у них ценности здоровья и здорового образа жизни.

Просмотр содержимого документа
«Биология – наука о жизни. Значение биологической науки в деятельности человека»

27.11 Биология 9 класс

  1. Профиль урока

  1. Тема: Биология – наука о жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.

  2. Задачи:

  1. образовательные:

  • формировать представления о биологических науках и связи их с другими науками;

  • продолжить формировать понятия учащихся о значении биологии в жизни человека;

  • познакомить учащихся с основными компонентами учебника и правилами техники безопасности.

  1. развивающие:

  • развивать общеучебные умения и навыки, а также интеллектуальные способности учащихся;

  • продолжить развивать интерес к биологическим знаниям;

  • формировать умения применять знания в решении учебных и жизненных задач.

  1. воспитательные:

  • формировать естественнонаучное мировоззрение и понимание необходимости бережного отношения к природе;

  • создание комфортной образовательной среды по сохранению здоровья учащихся и формирование у них ценности здоровья и здорового образа жизни.

  1. Тип урока: вводный урок.

  2. Основные понятия:

Биология, система биологических наук.

  1. Связь с ранее изученным:

Охарактеризуйте вкратце каждое из этих царств живого:

бактерии, растения, грибы, животные.

Какие системы органов человека вы знаете?

  1. Методы: Словесные: диалог объяснение, рассказ; Наглядные: демонстрация наглядных пособий и таблиц.

  2. Оборудование: Учебник Биология 9 класс – Л. Н. Сухорукова и др.; Таблицы с изображением схемы взаимосвязи биологических наук.

  1. Структура урока:

  1. Организационный момент (30 сек.)

  2. Целевые установки (1 мин.)

  3. Актуализация опорных знаний (5 мин.)

  4. Изучение нового (30 мин.)

  5. Закрепление знаний (7 мин)

  6. Комментирование оценок (1 мин.)

  7. Домашнее задание (30 сек.)

  1. Собственно конспект:

  1. Организационный момент: Взаимное приветствие. Проверка отсутствующих по рапортичке. Проверка готовности учащихся к уроку.

  2. Целевые установки: Сегодня на уроке мы повторим важные биологические науки, ознакомимся с историей развития биологии и определим значение биологии в жизни человека.

  3. Актуализация опорных знаний:

На протяжении предыдущих лет обучения в ознакомились с различными представителями живого: бактериями, растениями, грибами, животными. Вы также детально изучали строение и процессы жизнедеятельности человека.

  • Назовите основные черты человека, отличающие его от животного?

  • Какие системы органов человека вам известны?

  • Из каких органов состоят эти системы?

  • Какие основные функции нервной системы вам известны?

  • Сто может произойти, если на всей планете исчезнет процесс размножения?

  1. Изучение нового:

План:

  1. Система биологических наук

  2. Значение биологии в жизни человека и общества

  3. Задачи современной биологии



  1. Биология – это комплексная наука о живой природе, которая исследует разные проявления жизни.

Б И О Л О Г И Я

Биологическая наука

Ч т о и з у ч а е т

Ботаника

наука о растениях

Зоология

наука о животных

Микология

наука о грибах

Цитология

наука о строении и процессах жизнедеятельности клеток

Гистология

наука о строении и функциях тканей животных

Вирусология

наука о неклеточной форме жизни - вирусах

Эмбриология

наука о зародышевом этапе развития организмов

БИР

наука о закономерностях индивидуального развития организмов от зарождения до смерти

Биохимия

наука о химическом составе живых организмов и происходящих в них химических процессах

Экология

наука о взаимосвязях организмов между собой и условиями среды обитания, структуре и функционировании многовидовых систем

Охрана природы

её основой служат экологические принципы

Анатомия

наука, которая исследует форму, строение отдельных органов, систем органов и организма в целом

Физиология

наука о процессах жизнедеятельности организмов

Молекулярная биология

изучает процессы, происходящие в живых системах на молекулярном уровне

Биотехнология

прикладная наука, которая разрабатывает и внедряет в производство промышленные методы по использованию живых организмов и биологических процессов

Бактериология

наука о прокариотических организмах – архебактериях и эубактериях

Эволюционное учение

наука, устанавливающая закономерности исторического развития живой материи на нашей планете

Филогения

Наука о конкретных путях и этапах исторического развития живой материи на нашей планете

Палеонтология

наука, которая исследует вымершие организмы

Селекция

прикладная наука о создании новых штаммов микроорганизмов, сортов растений и пород животных

Систематика

наука о видовом разнообразии современных и вымерших организмов.



  1. Значение биологии в жизни человека. Бурное развитие наук о жизни во второй половине XX ст. способствовало многим открытиям в различ­ных направлениях биологии. Это, в частности, открытие и расшифровка генетического кода, главных звеньев синтеза белка, многих процессов обмена веществ в живой клетке; продолжается интенсивная работа по рас­шифровке наследственной информации человека, растений и животных.

С участием ученых-биологов достигнут значительный прогресс в своевременной диагностике разнообразных заболева­ний человека, домашних животных и культурных растений, их профи­лактике и лечении. На основе биологически активных веществ, которые вырабатывают различные организмы, исследователи создают эффектив­ные лекарственные препараты. Современные ученые способны искусственно изменять наследственный материал организмов. Например, в ге­ном клетки бактерии кишечной палочки введены гены, которые отвечают за образование гормонов, необходимых для лечения ряда заболеваний че­ловека (карликовость, сахарный диабет и др.). Раньше эти вещества добывали из животных в не­больших количествах, а теперь их можно получать в микробиологиче­ских лабораториях соответственно потребностям.

Организмы с измененным наследственным материалом (ГМО) отличаются устойчивостью к заболеваниям, высокой продуктивностью и т. п. Однако применение этих организмов для производства продуктов питания в настоящее время ограничено, поскольку еще недостаточно исследовано влияние их потребления на здоровье человека и домашних животных.

Современные исследования в областях молекулярной биологии и генетики позволяют обнаруживать дефектные гены, которые приводят к наследственным заболеваниям, и заменять их нормальными копиями.

Экология – наука, призванная своими исследованиями убедить людей в необходимости заботливого отношения к природе, жить по ее законам, а не пытаться их изменить любым способом. Поэтому она служит теорети­ческой базой для планирования и осуществления охраны окружающей природной среды. На базе экологических исследований создаются новые направления охраны как отдельных видов организмов, так и их сооб­ществ.


  1. Задачи современной биологии – ре­шение важнейших проблем человечества:

  • увеличение продовольственно­го потенциала планеты;

  • улучшение экологического состояния среды оби­тания человека, сохранения его здоровья и долголетия;

  • получение альтернативных источников энергии.

Поэтому актуальными в ближай­шем будущем будут такие направления исследований:

  • установление контроля над самовоспроизведением биоресурсов;

  • создание искусственных биологических систем с нужными человеку компонентами, без нарушения экологического равновесия;

  • изучение сложных физиолого-генетических функций организма для лечения и предупреждения онкологических и других опасных заболева­ний человека;

  • использование генетически модифицированных организмов для по­лучения от них белков, антител, ферментов, гормонов, вакцин для нужд пищевой промышленности, медицины и ветеринарии;

  • изучение энергетических и синтетических процессов в клетке для внедрения их в промышленные биотехнологии.



  1. Закрепление:

  1. Какие биологические науки вам известны? Что они изучают?

  2. С какими естественными и гуманитарными науками связана биология?

  3. Для чего необходимо тесное взаимодействие наук?

  4. Как влияют биологические разработки на человечество?



  1. Комментирование оценок.



  1. Д/з: Прочитать §1 Ответить на вопросы на с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!