Время, мин. | Действия учителя | Действия ученика | Универсальный учебные действия |
1. Оргмомент |
2 мин. | Добрый день. Тетради с домашним заданием с последних парт передаём. Раздайте вторые тетради и запишите в них число | Готовятся к уроку, настраиваются на продуктивную работу | |
2. Проверка домашнего задания |
3. Изучение нового материала 3.1. Подготовка к изучению новой темы |
5 мин. | Введение опознавательного признака орфограммы. Даны слова: расстелить - расстилаю, подпирать - подпереть, вытирает - вытер. По какому признаку мы сможем определить, что в этом слове есть какая-либо орфограмма? Как мы поймём, что здесь нужно задуматься, перед тем как написать слово?» (опознавательным признаком может быть корень тер-тир, бер-бир и т.д.) Предложение материала для наблюдения: «Итак, перед вами два столбика слов: Выбирать | Выберу | Запирать | Запер | Отдирать | Отдеру | Вытирать | Вытер | Замирать | Замереть | Подстилать Блистать Зажигать Вычитать | Подстелить Блестеть Зажёг Вычет | Какое противоречие вы видите в написании данных слов? Какие орфограммы выделены в данных словах? Все орфограммы делятся на четыре типа: орфограмма-буква, орфограмма-пробел, орфограмма-контакт, орфограмма-дефис. К какому типу относится данная орфограмма? Как называется орфограмма, когда в одних и тех же корнях пишутся разные гласные? По какому опознавательному признаку вы определили, что здесь есть орфограмма? (или) Почему здесь появляется орфограмма? В какой части слова находится орфограмма? Как вы думаете, при каком условии будет выбираться гласная и, а при каком - е? | Слушают учителя, проговаривают, что слышат орфограмму в приставке и безударную гласную. Определяют противоречие - написание гласных е – и в одинаковых корнях. Определяют тип орфограммы - орфограмма-буква. Определяют, что в корнях присутствует чередование. Определяют опознавательный признак - безударность этих гласных. Проговаривают, что орфограмма находится в корне слова. Определяют, что и пишется, если за корнем стоит суффикс -а-, без суффикса пишется гласная е. | 1.3.2. осуществлять анализ на основе самостоятельного выделения существенных и несущественных признаков 1.2.5 определять логические связи между предметами и явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме 1.3.10 определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия этих явлений |
3.2. Запись темы, формулировка темы урока |
1-2 мин. | Итак, кто может полностью сформулировать тему нашего урока? Соответственно, какие цели мы поставим перед собой на этом уроке? | Формулируют тему: «Буквы е – и в корнях в корнях с чередованием». Формулируют цель: «Научиться правильно писать гласную в корнях с чередованием, определить условие выбора гласной в корне с чередованием». | 1.3.19 формулировать проблему под руководством учителя при решении учебных задач 2.1.4 ставить цель деятельности на основе определённой проблемы и существующих возможностей; |
3.3. Конструирование орфографического правила |
5 мин. | Давайте сформулируем правило: в корнях бер-/бир-, дер-/дир-, мер-/мир-, пер-/пир-, тер-/тир-, блест-/блист-, жег-/жиг-, стел-/стил-, чет-/чит- пишется гласная и, если после корня стоит суффикс -а-. Если после корня нет этого суффикса, то в корне пишется гласная е. Запишите себе в тетрадь корни, в которых возможны чередования гласных е – и. Именно эти корни, что вы только что записали в тетради, будут опознавательным признаком, по которому мы будем определять, что нужно проверить гласную в корне. Обозначается орфограмма следующим образом: В ытирать - вытер | Записывают корни, в которых встречаются чередования, запоминают новый вид опознавательного признака. Записывают способ обозначения орфограммы. | 2.2.1 определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения |
3.4. Формулировка правила |
2-3 мин. | Попробуйте сформулировать самостоятельно правило, по представленному изображению: | Самостоятельно формулируют правило, глядя на картинку: «В корнях с чередованием е-и пишем гласную и, если после корня есть суффикс -а-, если его нет, то пишем гласную е». | 1.3.1 создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией; |
4. Закрепление нового материала 4.1. Формирование умения обосновывать условия выбора орфограммы (коллективная работа) |
5 мин. | Н а доску выводятся слова: прибираюсь дома, отдерёшь этикетку, заблестели глазки, свеча зажигания, застилал постель, налоговый вычет, с замиранием сердца, запирать калитку, стирать с «Лаской Магией цвета». Первое словосочетание прописывает и проговаривает учитель: «Прибираюсь дома: «прибираюсь», опознавательный признак - корень -бир-, после корня стоит суффикс -а-, поэтому в корне пишется гласная и. Обозначение на доске: прибираюсь дома. Один человек объясняет, только потом все записывают. | Один человек проговаривает условие выбора орфограммы - все записывают, запоминают условие выбора и обозначение орфограммы. | 3.1.1 определять свою роль в деятельности 3.2.3 представлять в устной или письменной форме развёрнутый план собственной деятельности 1.3.10 определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия этих явлений |
4.2. Формирование умения правильно писать слова с изученной орфограммой (коллективная работа) |
7 мин. | Диктуются словосочетания: втирать крем, придерусь к ошибкам, набирали яблоки, напирать всем телом, зажег свечу, устелить травой, высчитать сумму, блистательный гол, запирать засов. Один человек определяет опознавательный признак и объясняет условие выбора орфограммы, только потом все записывают. | Один человек определяет опознавательный признак и проговаривает условие выбора орфограммы - все записывают и обозначают орфограмму. | 1.3.10 определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия этих явлений |
4.3. Формирование умения правильно писать слова с изученной орфограммой (полусамостоятельная работа с сигнальными карточками) |
7 мин. | Упражнение 647. Задание: распределите слова в два столбика: первый столбик с и в корне, второй - с е. Перед тем как записать каждое словосочетание, ученики поднимают сигнальные карточки. | Распределяют слова в два столбика в зависимости от гласной в корне, перед этим с помощью сигнальный карточек показывают, какую гласную выберут. | 1.3.8 объединять предметы и явления в группы по определённым признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления |
4.4. Формирование умения правильно писать слова с изученной орфограммой (самостоятельная работа) |
10 мин. | На доску выводится текст: Ира очень аккуратная. Каждое утро она уб..рает квартиру, отд..рает всю грязь, ст..рает пыль, зап..рает шкафы, заст..лает постели, а потом заж_гает лампу и любуется, как все бл..стит. Она не сч..тается с тем, что просто ум..рает от усталости. Но иногда она обижается на своего брата-лентяя, убегает и говорит: «Пусть он хоть раз здесь уб..рет, грязь отд..рет! Неужели трудно ему зап..реть шкаф, заст..лить постель, прот..реть стол, чтобы все сияло и бл..стело? Не ум..р бы, если бы поработал». Задание: списать текст, вставить пропущенные орфограммы, обозначить их. | Списывают текст, вставляя пропущенные орфограммы и обозначая их. | 1.2.7 преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область |
5. Итог урока |
2 мин. | Что нового вы узнали на уроке? Какая ассоциация помогла вам запомнить правило? С какими трудностями вы столкнулись на сегодняшнем уроке? Что показалось вам лёгким? | Рефлексируют, анализируют ход урока, выявляют затруднения и понятные моменты, вспоминают правило и ассоциации. | 2.1.2 идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему 2.5.2 соотносить реальные и планируемые результаты образовательной деятельности и делать выводы |
6. Задавание на дом |
1 мин. | Вашим домашним заданием будет упражнение 649: списать, вставить пропущенные буквы, обозначить орфограммы. Урок окончен, всем спасибо. | Записывают домашнее задание, собирают вещи и удаляются восвояси. | |