БУЛЛИНГ. Понятие. Последствия. Помощь
Подготовил: педагог-психолог
М.А. Кригер
План
1. Понятия «буллинг», «моббинг» и «травля»
2. Последствия травли для жертвы
3. Последствия травли для зачинщиков и свидетелей
4. Анализ ситуаций
5. Причины возникновения травли
6. Типичные ошибки взрослых, столкнувшихся с травлей
7. Как остановить травлю? Позиция педагога.
8. Вопросы для закрепления материала
Отче Наш,
Сущий на небесах,
Будь так добр, помоги мне стать невидимой
Или пошли мне друга,
Если это возможно.
Аминь
Сёльви Магерёй
- Детство- ценная часть жизни, во многом определяющая будущее.
К счастью, многие из тех, кто в детстве испытал травлю на себе, сохраняют здоровье и оптимизм;
но всё-таки раны заживают не до конца…
Наверное, каждый из нас имел опыт столкновения со школьной травлей.
Кто-то побывал жертвой, кто-то активно участвовал, кто-то оказался свидетелем.
- Буллинг (от англ. «булли» бычок, задира) определяется как притеснение , дискриминация, травля
- Буллинг – процесс длительного, намеренного, осознанного причинения жертве, не способной себя защитить, страданий одним ребёнком или группой детей.
Термины «буллинг» и «моббинг» (от англ. «моб»- толпа), связаны по смыслу причинами вызывающими травлю: подростковая агрессия и групповая агрессия
- Моббинг – особый вид взаимодействия, при котором один или несколько человек многократно на протяжении длительного времени совершают негативные действия, направленные на то, кто не может себя защитить.
- Происходит демонстрация власти путём подчинения другого и усиление чувства причастности при противопоставлении и исключении другого.
- Руланн Э. Как остановить травлю в школе: Психология моббинга. М.; Генезис, 2012.
В чем отличия буллинга от моббинга?
- Моббинг является одной из форм психологического насилия, выражающегося в травле одного человека группой людей в рамках отдельного коллектива.
- Моббинг характерен для взрослых коллективов, проявляется на работе.
- Если в буллинге зачинщиком травли является один лидер, то моббинг - это воздействие группы людей, «прайда».
- Целью буллинга является унижение чести и достоинства жертвы, психологическое подавление. Моббинг, как правило, имеет цель выживания человека из коллектива, его подсиживание.
- Моббинг не проявляется в форме физического насилия, агрессоры действуют более тонко и изощренно. О человеке распускают необоснованные слухи, принижают его деловые качества, обсуждают личную жизнь.
- Если моббинг «вертикальный», то группу «товарищей» против жертвы возглавит первый руководитель, который старается повысить собственную самооценку за счет другой личности или устранить конкурента.
- При «горизонтальном» моббинге агрессорами становятся сослуживцы, стоящие с жертвой на одной служебной ступени.
- Русское слово «травля» , однокоренное со словом «отравлять», заставляет нас подумать о последствиях
- Травля буквально способна отравить ребёнку детство, сделать школьные годы не «чудесными», а ужасными
Травля способна отравить личность, исказить представления человека о себе, о других, о том, как устроен мир
Характерные признаки травли :
- Силы агрессора и преследуемого явно неравны. Жертва не имеет возможности себя защитить в силу физической слабости или других причин. Если силы сторон равнозначны, то следует говорить о конфликте, но не о травле.
- Насилие над жертвой буллинга осуществляется на регулярной основе, постоянно. Разовое оскорбление считать травлей нельзя, это просто оскорбление.
- Буллер угнетает свою жертву ежедневно, либо всегда, когда есть такая возможность.
- Применение насилия и травля вызывают у жертвы крайне негативную психологическую реакцию.
- Основной целью буллера (агрессора) является сокрытие собственной неполноценности.
- Ни с лидерством, ни с руководством деятельностью, травля не имеет ничего общего.
- Главными побуждающими мотивами для буллинга являются зависть, месть, борьба за власть, личная неприязнь к человеку.
- Буллер выбрав жертву, станет изводить ее постоянными насмешками, оскорблениями, издевательствами, вплоть до физического насилия.
- Травля может быть и коллективной, когда к агрессору присоединяются, так называемые «преследователи».
Помощников нападающего отличают следующие черты личности:
- отстуствие крепкого стержня внутри себя (легко поддаются чужому влиянию);
- низкая степень ответственности за собственные поступки;
- отсутствие эмпатии, сопереживания;
- низкая самооценка, желание подружиться с «сильными» членами коллектива.
В каких действиях проявляется травля?
- Когда кого-то постоянно обижают, дразнят, оскорбляют,
- Когда с кем-то не здороваются и отказываются сидеть и стоять рядом,
- Когда отнимают, прячут, портят чьи-то вещи
- Когда кого-то толкают, бьют, унижают, угрожают
- в Норвегии в период 2001-2004г. проводилась национальная акция «Манифест против моббинга».
- Общественное движение было возглавлено правительством, его возглавил премьер-министр.
Виды буллинга
- Физическое воздействие
- Эмоциональный буллинг
- Экономический буллинг
- Кибербуллинг
Экономический буллинг
- Это вид буллинга выражается в том, что у жертвы вымогаются или прямо отбираются деньги или другие ценности, вещи.
- Может подвергаться порче одежда или иные личные предметы.
Эмоциональный буллинг
- выражается в постоянном унижении насмешках и оскорблениях. Ребенок может быть дискриминирован по национальным или социальным характеристикам, физическим недостаткам.
- «Жиртрест», «каланча», «сын алкашей» - это все примеры какой травли?
- Жертва подвергается издевательствам, зачастую находится в социальной изоляции, что может послужить причиной нервного срыва.
Физическое воздействие
- Агрессор воздействует на жертву физически – толкает, пинает, дергает за волосы. Насилие может быть, как слабо выраженным, так и сильным, вплоть до нанесения побоев.
- Такой буллинг пресекается чаще других форм, поскольку его последствия очевидны, а соответствующие действия наказуемы по закону.
Кибербуллинг
- Эта форма травли включает в себя проявление агрессии с использованием средств коммуникации.
- распространение порочащей информации в социальных сетях, направление писем с угрозами по электронной почте или в виде СМС-сообщений, съемка издевательств над жертвой на видеокамеру.
Участие в буллинге принимают три стороны:
- агрессор
- жертва
- свидетели
И для каждой из них наступают последствия
Последствия травли для жертвы
- Трудности в учёбе, невозможность сосредоточиться из-за постоянного стресса
- Постоянные пропуски занятий, так как идти в школу страшно и находиться там мучительно
- Устойчиво сниженная самооценка, неверие в свои силы, искажённый образ себя как «ущербного»
Последствия травли для жертвы
- Тревожные расстройства,
- Депрессивные расстройства,
- Социальные неврозы, социофобия, сложности с общением
Последствия травли для жертвы
- Психосоматические (обусловленные стрессом заболевания: головные боли, расстройства пищеварения, проблемы со сном, мышечная напряженность)
- Суицидальные мысли и попытки, которые отмечаются у жертв травли в 5 раз чаще, чем у остальных школьников
- Для всех жертв буллеров характерны низкая самооценка в течение всей жизни, предрасположенность к депрессиям.
- Ребенок вырастает тревожной, невротической личностью и помочь в минимизации последствий школьной травли может только квалифицированная помощь психолога.
Последствия травли для зачинщиков
- в будущем у них меньше шансов на успешную самореализацию,
- меньше шансов на близкие отношения в семье,
- меньше шансов на доверительные отношения с друзьями и коллегами,
- развитие деструктивных черт личности
Последствия травли для свидетелей
- Свидетели испытывают мучительный внутренний конфликт, т.к. чувствуют, что происходящее аморально, но ещё не имеют сил осознать, что именно не так, и найти выход из ситуации.
- Свидетели приобретают искаженное представление о роли личности в социуме, зачастую они на протяжении всей жизни испытывают чувство вины и стыда за то, что проявили слабость, не встали на защиту жертвы.
Последствия травли для свидетелей
- Свидетели травли боятся, что, заступившись за жертву, сами станут жертвой, поэтому подыгрывают агрессору, стараясь не чувствовать стыд и унижение.
- Их представление о себе как «хороших людях» сильно страдает
Последствия травли для свидетелей
- Ситуация травли в классе, группе погружает в стресс всех детей.
- Стресс истощает детскую психику, не даёт сосредоточенно работать, не оставляет места учебной мотивации, любознательности, развитию способностей, творчеству.
Последствия травли для свидетелей
- Травля в классе, с которой взрослые не знают как справиться, даёт педагогу опыт бессилия, отчаянья, заставляет усомниться в своих способностях, подталкивает к профдеформации
Последствия травли крайне опасны
- Увеличиваются риски насилия отчаявшейся жертвы над собой или над мучителями и свидетелями.
- В основе почти каждого случая с вспышкой насилия в школе лежит история травли
АНАЛИЗ СИТУАЦИЙ
1
- Мальчик, 10 лет. Нет друзей. Его неохотно принимают в игру, дети в классе его недолюбливают, но насилия в его адрес нет. Ему обидно, грустно и одиноко.
- Вопрос: Подвергается ли ребёнок травле?
- Ответ: Это не травля, а непопулярность. При травле ребёнку страшно, он чувствует себя не в безопасности.
АНАЛИЗ СИТУАЦИЙ
2
К . (12 лет.) ударил Д. (11 лет.) при этом на теле у мальчика остались синяки.
На следующий день Д. ударил К. Подростки постоянно ссорятся, проявляют агрессию по отношению друг к другу. Каждый из ребят время от времени пытается занять лидирующую позицию в классе.
Вопрос: Можно ли отнести эту ситуацию к травле?
Ответ: Это конфликтная ситуация, т.к. есть смена ролей, равенство сторон конфликта. При травле одни всегда нападают, а другие всегда страдают. В травле равенства нет.
АНАЛИЗ СИТУАЦИЙ
3
- З. (14 лет.) -девушка с нарушениями поведения, она постоянно задирает, обижает, дразнит В. (13 лет). Однажды З. порвала куртку В., поцарапала ей лицо. Остальные ребята в классе З. в этом не поддерживают, большинство ребят сочувствуют В., осуждают действия З.
- Вопрос: Можно ли говорить о травле в этой ситуации?
- Ответ: Это не ситуация травли. В. чувствует себя членом группы, ощущает поддержку и защиту, не становится отверженной.
Анализ ситуаций
4
Девочки сделали очень обидную картинку из фото одноклассницы П. и отправляют ей ссылки. Под картинкой комментарии, в которых все изощряются в остроумии.
П. сначала пыталась оправдаться, хотела подружиться с ними. После того, как одноклассницы проигнорировали эти действия П. рассердилась, потом попросила прекратить. Через некоторое время П. очень расстроилась из-за того, что одноклассницы стали стараться задеть её посильнее. При беседе с учителем о том, что произошло девочки сказали, что пошутили.
- Вопрос: Это травля или шутка?
- Ответ. Это травля. Одноклассницы получают удовольствие от того, что человеку больно.
Три составляющие травли:
1. Насилие в той или иной форме
2. Систематичность, постоянство
направленность на одного и того же человека
3. Групповое действие, или действие при поддержке группы
Как реагировать ребенку, если он оказался в ситуации эмоционального буллинга
Правильно
Неправильно
- Пожать плечами («Может, и так»)
- Улыбнуться («Я так рад, что вам весело!»)
- Перевести внимание на обидчиков («Да, я знаю, что тебе нравиться так говорить»)
- Задать встречный вопрос («Тебе хочется так думать?»)
- Согласиться («Да, у меня полно недостатков, ты верно заметил»)
- Дать разрешение («Ты можешь так думать, если хочешь»)
- Спорить
- Отвечать тем же
- Угрожать
- Делать вид, что не слышишь, но при этом краснеть и прятать глаза
- Делать вид, что тебе смешно, если это не так
- Убегать и прятаться
- Плакать и жаловаться
- Бросаться в драку
- Пытаться непременно все остановить
Что можно сделать?
ПРИСВОИТЬ ПРОБЛЕМУ
- Педагогический коллектив должен иметь общий взгляд на проблему травли и всем должны быть известны алгоритмы согласованных действий
- Чем более единую, согласованную профессиональную реакцию взрослых получает детская группа, тем быстрее разрешается проблема
- воспитатель (учитель ) должен взять на себя ответственность и установить хорошие правила жизни в группе
Что можно сделать?
- Психолог вместе с воспитателем разрабатывает стратегию действий, поддерживает педагога в процессе работы
- Психолог может индивидуально работать с детьми, помогает им осмыслить болезненный опыт, чтобы не нести его в дальнейшую жизнь,
- Психолог может работать с агрессорами, искать причины их поведения.
- После преодоления травли психолог совместно с воспитателем может провести занятия для сплочения группы
- Всё это будет полезно после или одновременно с изменением работы группы, которую проводит педагог
Что можно сделать?
НАЗВАТЬ ЯВЛЕНИЕ
- Назвать происходящее своим именем
- Описывая ситуацию с точки зрения жертвы, важно е давить на жалость
- Задать вопрос «как было бы вам в такой ситуации. Что чувствовали бы Вы?»
- Только сочувствие: «Да, это всякому тяжело. Мы люди и нам важно быть вместе»
Что можно сделать?
Дать однозначную оценку травле
- Люди могут быть очень разными, нравиться друг другу больше или меньше, но это не повод травить и грызть друг друга.
- Люди способны научиться быть вместе и работать, используя свои различия для общего успеха
Что можно сделать?
ОБСУЖАТЬ ТРАВЛЮ КАК ПРОБЛЕМУ ГРУППЫ
- Не надо спорить о фактах, выяснять кто именно
- Дать понять, что вы знаете, что происходит, что не намерены с этим мириться и обозначить травлю как болезнь группы
- Давайте вместе лечиться, чтобы у нас был здоровый, дружный класс!!!
- Все в одной лодке, это общая проблема, давайте вместе решать
Что можно сделать?
Активизировать моральное чувство и сформулировать выбор
- Задача педагога вывести детей из «стайного» азарта в осознанную позицию, включить моральную оценку происходящего
Что можно сделать?
Сформулировать позитивные правила жизни в группе и заключить контракт
- У нас никто не выясняет отношения кулаками
- У нас не оскорбляют друг друга
- У нас не смотрят спокойно, как над кем-то издеваются – это немедленно прекращают
Правила выписываются на большом листе и за них все голосуют, ставят подписи
Что можно сделать?
- Поддержка позитивных изменений
Спасибо за внимание!!!!