«Число 7. Цифра 7.»
Цель: активизировать мыслительную деятельность, формировать интеллектуальные способности (память, логическое мышление,
-закрепить порядковый и количественный счет в пределах 7,
-знание состава числа 7,
- закрепить умения называть последующее и предыдущее число цифре 7, обозначать его цифрой,
- умение сравнивать цифры между собой;
-формировать умение называть цифры не по порядку.
- воспитывать интерес к математическим занятиям, дружеские взаимоотношения между детьми.
Приоритетная образовательная область: «Познание»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация»,«Социализация», «Здоровье», «Труд».
Виды деятельности: познавательная, двигательная, игровая, коммуникативная, трудовая.
Задачи интегрируемых образовательных областей
Коммуникация
развивать у детей свободное общение, речь, память, внимание, мышление
активизировать словарь детей.
Социализация
воспитывать у детей любознательность, взаимопомощь, навыки самооценки.
Физическая культура
продолжать развивать двигательную активность детей в динамической паузе.
Труд
убирать рабочее место, поддерживать его в порядке
Методические приемы.
1. сюрпризный момент;
2. художественное слово;
3. вопросы к детям, ответы; отгадывание загадок, толкование пословиц;
4. самостоятельная работа на карточках;
5. индивидуальные и хоровые ответы;
6. счет вслух;
7. работа с пособиями,
8. поощрение и похвала детей
9. показ наглядных пособий в презентации.
Развивающая среда, материал:
Презентация к занятию, иллюстрации с изображением пословиц, чудес света, раздаточный материал (счетные наборы, цифры, карточки трехполосные, фасоль, горох, камешки, счетные палочки и др.
1. Учитель:
- Сегодня к нам в гости пришла цифра. (слайды с различным изображением цифры 7).
На крыше флаг. Смотрите все!
Ведь он похож на цифру семь (А Тонких, Д Стогова)
Цифра семь! Цифра семь!
Цифра легкая совсем!
Я косу принесу
И срисую ту косу.
Семь точно острая коса.
Коси коса пока остра. (Г. Виеру)
-Так скажите, на что похожа цифра семь (Ответы детей).
2. : Учитель
- Хотите отправиться в путешествие? Путь предстоит нелегкий и на пути вас ждет много интересных заданий. Чтобы нам с вами сегодня отправится в путешествие для поиска Королевы Семерки, надо назвать литературные произведения, фильмы, мультфильмы, в названии которых есть цифра 7. Побеждает та команда, которая назовет больше.
«Цветик-семицветик»,
«Сказка о спящей царевне и семи богатырях»,
«Белоснежка и семь гномов»,
«Семь Симеонов»,
«Семеро смелых»,
«Седьмое путешествие Синдбада»,
«Волк и семеро козлят».
Сколько в радуге цветов,
Дней в неделе у китов.
Гномиков у Белоснежки,
Братьев-близнецов у пешки,
Нот, что знают даже дети,
И всего чудес на свете,
Разобраться с этим всем
Нам поможет цифра (семь)
3. Учитель:
-Продолжаем наше путешествие! Давайте поиграем в игру, чтобы продолжить наш путь.
Игра «Неделька, стройся!» Дети получают таблички с цифрами от 1до7.
По команде: «Неделька, стройся!», дети встают в ряд в порядке дней недели. Проверка построения проверяется по стихотворению М. Погарского, которое рассказывает ребенок.
Вот неделя. В ней – семь дней,
Поскорей знакомься в ней.
Первый день по всем неделькам,
Назовется понедельник.
Вторник – это день второй,
Он стоит перед средой.
Серединочка – среда –
Третьим днем была всегда.
А четверг – четвертый день–
Носит шапку набекрень.
Пятый – пятница – сестрица –
Очень модная девица.
А в субботу – день шестой –
Отдыхаем всей гурьбой.
А последний – воскресенье –
Назначаем днём веселья…
-Вы отлично знаете дни недели, ребята!
4. Учитель:
- Следующее задание на пути к Королеве Семерке. Нужно отгадать загадку.
Красивое коромысло над рекою повисло. (Слайд - Радуга)
- Сколько цветов у радуги? (7) Назовите их. Давайте выложим кружочки в форме цветка.
- Как можно назвать этот цветок? (Цветик – семицветик).
5. Учитель:
- Следующее задание такое у нас на пути: показать, как можно получить число 7 (к 6 прибавить 1 (один, от 8 отнять 1 (один).
- Назовите кто соседи цифры 7 (6 и 8) (работа с карточками и счетным материалом).
- Покажите цифру 7. На столе разные цифры, постарайтесь найти цифру 7 из картинок на столе.
- Что вы знаете о числе 7?
6. Слайды с изображением Чудес света.
Учитель: А теперь нас ждет отдых и интересный рассказ.
- 7 (семь) считалось магическим числом. Это связано и с тем, что человек воспринимает окружающий мир через 7 «отверстий» в голове.
Давайте посчитаем? (2 глаза, 2 уха, 2 ноздри и 1 рот).
- 7 считали священным числом. И на нашей планете в свое время было 7 чудес света. К сожалению, по разным причинам они исчезли с лица земли. Нет прекрасных висячих садов царицы Семирамиды, сгорел Храм Артемиды в городе Эфесе, исчезли скульптура Зевса, гробница царя Мавсола, Колосс Радосский и маяк на острове Фарос.
До наших дней дошло только одно из чудес, над которым, говорят, не властно время. Это пирамиды, которые являются гробницами
египетских царей. (рассказ сопровождается показом фотографий на слайдах).
- 7 считалось волшебным числом.
Оно использовалось в сказках и мифах древнего мира. Например, семь чудес света, семь подвигов Геракла.
7. Физминутка. (воспитатель показывает карточки с нужным количеством предметов, дети выполняют движения, посчитав их вслух)
Сколько елочек у нас,
Столько и подпрыгнем раз.
Сколько здесь цветных кругов,
Столько сделаем хлопков.
Если видим семь квадратов
Сделаем мы столько махов.
8. Учитель:
- Мы часто встречаем число и цифру 7 и в поговорках и пословицах.
В них семь употребляется в значении «все», то есть предельным числом.
Для того чтобы приблизиться к нашей цели выполняем следующее задание. Рассмотрите пословицы на картинках, объясните, как вы их понимаете? (работа в парах).
1. Семь раз отмерь, один раз отрежь.
2. Семь бед – один ответ.
3. За семью печатями.
4. Семеро одного не ждут.
5. Седьмая вода на киселе.
6. Семеро по лавкам.
9. Учитель:
- А теперь у нас на пути разные ребусы. Давайте их разгадаем:
7я (семья, 7,Я (семя, в O 7 (восемь). Мы еще ближе приближаемся к нашей цели.
10. Учитель:
- Как цифру 7 можно записать по-разному?
- А давайте сделаем подружек для Королевы Семерки?
Творческое задание: «Выложи цифру»
Из разного материала выкладывают цифру 7 на листе картона (фасоль, горох, камешки, счетные палочки и др.)
Воспитатель:
-Вот мы и пришли к Семерке. Посмотрите, какая она красивая! Она очень рада, что у нее теперь так много друзей. Она благодарит вас за выполненные задания! Спасибо, что вы такие старательные, внимательные и трудолюбивые!
- Ребята, давайте вспомним, что вы сегодня узнали и, что вам понравилось в нашем путешествии.
Конспект занятия для детей старшей группы
Тему : «Число и цифра 7»
Цель: сформировать представление о числе и цифре 7.
Задачи:
- учить детей узнавать написанную цифру 7;
-тренировать детей в количественном и порядковом счете в пределах 7, умении правильно отвечать на вопросы: сколько? Который по счету?;
- подводить к пониманию того, что часть меньше целого, а целое больше части;
-закреплять представление о том, что цифра — знак для обозначения числа.
- развивать внимание детей: способность внимательно слушать воспитателя и самостоятельно действовать по словесной инструкции.
-воспитывать умение доводить начатое дело до конца.
Материал.
Демонстрационный: задача в картинках про ежей, набор цифр, знаки +,-, яблоки 7 шт., картинка, цифра 7.
Раздаточный: набор цифр 1-6, знаки «+», «-», цифра 7, круги, треугольники, мяч.
Предварительная работа: чтение худ.лит В. Черняева «Этой цифрой...», просмотр мультфильма «Веселый паровозик — учим цифры», дидактические игры.
Предполагаемый результат: дети владеют порядковым и количественным счетом в пределах 7, узнают и называют цифру 7, соотносят число и цифру 7.
Последующая работа:
ХОД ЗАНЯТИЯ
Организационный момент
Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие, но нам предстоит не простой путь, и пройдут его только те ребята, которые очень много знают и дружат с математикой. Это мы сейчас и проверим. Я буду задавать вам вопросы, а вы будете поднимать карточку с цифрой — правильным ответом.
Дети сидят на стульчиках полукругом. Каждому выдаются карточки с цифрами от 1 до 6.
Основная часть
-Посчитайте от 1-6 и обратно, передавая мяч друг другу.
-Сколько углов у треугольника?
-Сколько углов у квадрата?
-Сколько столов у нас в группе?
Ответы детей.
Теперь, я вижу, что вы готовы отправляться в путь. ( Дети становятся друг за другом)
-Внимательно слушайте слова, повторяйте за мной, двигаемся дружно , не обгоняя друг друга.
«Зашагали ножки: топ-топ-топ.
Прямо по дорожке: топ-топ-топ.
Ну-ка веселее: топ-топ-топ,
Вот как мы умеем топ-топ-топ.»
-Ну вот, мы и на лесной опушке, а встречают нас ежата.
-Ой, ребята, по–моему, они о чем-то спорят, не могут сосчитать яблоки, давайте им поможем, присаживайтесь за столы.
-Послушайте, внимательно:
Еж спросил ежа соседа:
«Ты откуда, непоседа?
-Запасаюсь я к зиме
Видишь, яблоки на мне?
Собираю их в лесу,
Шесть отнес, одно несу»
Призадумался сосед,
Это много или нет?
-Дети, давайте поможем ежатам сосчитать все яблоки.
-Кто помнит, сколько яблок уже принес еж? (6)
-Положите у себя на столах столько же красных кружков.
-Ребята, как будем выкладывать? (Правой рукой слева направо)
-Сколько положили кружков? (6)
-Сколько яблок еще несет еж? (1)
-Что мы должны сделать? (Прибавить еще 1 кружок)
-Прибавляйте.
-Сосчитайте, сколько яблок получилось? (7)
-Как получили 7 яблок? (Было 6 яблок, еж принес еще 1 яблоко, получилось 7)
Показываю цифру 7
«Вот семерка, кочерга, у нее одна нога»
-Кто мне составит задачу?
-Давайте запишем решение задачи с помощью цифр, лежащих у вас на столе.
Дети выкладывают у себя на столах, воспитатель на доске.
-Кто прочтет решение? (6+1=7)
-Молодцы, ребята, вот мы и помогли ежатам сосчитать яблоки и отправляемся в путь дальше.
-Но перед нами река, на чем мы можем ее пересечь? (На корабле)
-Чтобы нам переплыть реку, нам нужно среди цифр отыскать цифру 7 и обвести ее в кружок. (воспитатель раздает каждому листочки с напечатанными вразброс цифрами от 1 до 7)
Молодцы, справились с этим заданием. Задания были не легкие, мы немного устали, давайте отдохнем. Выходите на полянку.
ФИЗМИНУТКА
Раз - согнуться, разогнуться,
Два - нагнуться, потянуться,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять, шесть - тихо сесть,
Семь, восемь - лень отбросим.
Посмотрите, пока мы с вами отдыхали, шумели в лесу, на наш шум прибежали, зверята посмотреть, кто же пожаловал в лес.
Воспитатель помещает на доске картинку с изображениями животных.
-Посмотрите, сколько прибежало зверят, сосчитайте их? (7)
-Какая зверюшка, стоит на пятом месте?
-Какая на втором? И т.д.
-Молодцы ребята, вы прекрасно справились с этим заданием.
-Отправляемся в путь дальше.
-Посмотрите, кого же мы встретили на своем пути, как вы думаете, что это? (круги и треугольники)
-Они хотят с вами поиграть.
Дети садятся за столы по 4 человека. На столе квадраты и круги, лежащие вперемешку.
Воспитатель: Возьмите вот столько (воспитатель показывает детям карточку с цифрой 7) не квадратных бусин.
Возьмите столько же квадратных бусин.
Давайте выложим фигуры так, чтобы они чередовались по форме.
Дети самостоятельно выполняют задание.
-Но вот и подошло к кону наше путешествие, нам пора возвращаться назад в детский сад, чтобы вернуться, надо вспомнить, что было интересного сегодня в нашем путешествии (Ответы детей)
-Итак, отправляемся назад, становитесь друг за другом:
«Зашагали ножки: топ-топ-топ.
Прямо по дорожке: топ-топ-топ.
Ну-ка веселее: топ-топ-топ,
Вот как мы умеем топ-топ-топ.»
Заключительная часть
-Вот мы опять в детском саду. Ребята, кому сегодня с вами помогли? А в чем мы помогли ежикам? С каким числом мы сегодня познакомились? Что вам запомнилось больше всего?
А на память о нашем путешествии я хочу подарить вам маленькие сувениры. (каждый получает вырезанную из цветной бумаги цифру 7)