ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
по повести Е.Рысс «Девочка ищет отца»
Цель:
-воспитывать патриотические чувства, любовь к родной земле, людям, живущим и работающим на ней; формировать умение анализировать художественный текст произведения;
- прививать желание читать, вызвать чувство сопереживания за судьбы людей;
- на примере героев повести показать, какие испытания пришлось вынести детям во время Великой Отечественной войны;
- вызвать душевный протест против жестокости и бесчеловечности, которые несет с собою война.
Предварительная подготовка
Все учащиеся читают повесть Е.Рысс «Девочка ищет отца».
В классах рисуют иллюстрации к этому произведению.
Разучиваем песню «Несовместимы дети и война»
Автор текста Садовский М.
музыка: Хромушин О.
Ход конференции
I.Вступительное слово.
- Наша сегодняшняя читательская конференция посвящена Великой Отечественной войне. Мы с вами не знаем войны. Великая Отечественная война постепенно уходит в прошлое, становится страницей истории. Но мы не можем забыть о ней. Именно благодаря подвигу наших воинов, погибшим на поле боя с немецкими захватчиками, самоотверженному труду в тылу мы с вами живём под мирным небом, ходим в школу.
Откуда же мы можем узнать о тех героических, суровых и трагических событиях? (ответы детей)
Из рассказов ветеранов, фильмов, книг о войне. Читая книги о войне, размышляя над их содержанием, мы воссоздаем картины прошлого в своем сознании и сердце и тем самым проявляем уважение к памяти тех, кто отстоял нашу Родину от врага.
Мы прочитали книгу повесть Евгения Самойловича Рысс «Девочка ищет отца».
Вам понравилась книга?
Повесть никого не оставила равнодушными, заставила задуматься о жестокости той войны, о судьбе детей военной поры. Во всем этом есть, конечно же, заслуга автора, Евгения Самойловича.
II.Сообщение о писателе.
Рысс Евгений Самойлович
Годы жизни: 1908-1973
Писатель, сценарист, публицист. Окончил три курса Института истории искусств. Жил в Ленинграде. Работал в журнале «Звезда». Во время Великой Отечественной войны Евгений Рысс работал корреспондентом ТАСС. После войны поселился в Москве.
Евгений Рысс в 1945 году написал повесть «У городских ворот», в 1946 году — повесть «Девочка ищет отца» (одноименная пьеса по этому сюжету уже десять лет не сходит со сцены театров юных зрителей), а в 1951 году — повесть «Воспитанник капитанов». Хорошо известна юному зрителю и его пьеса «Строгие товарищи».
Е. Рысс писал в своих книгах о смелых и честных людях. Рассказывал о том, как воевали наши солдаты, как помогали фронту в тылу женщины и дети.
III. Беседа по содержанию произведения.
1. Где происходили события?
2.Что такое оккупация? Как жилось жителям городка Запольска?
3.В чем особая тяжесть положения, когда мирные жители находятся в тылу у врага?
4.Назовите главных героев повести. Как появилась девочка Лена у Ивана Игнатьевича Соломина? Почему им пришлось скрываться в лесном домике? Рискуя жизнью, спасали советские люди жён, родителей и детей солдат и офицеров, сражавшихся с гитлеровцами. Шла жестокая война, от исхода которой зависела не только судьба отдельного человека, но и будущее нашей Родины. Гибли люди, разрушались города, горели села. За победу сражались и, случалось, гибли, старики и дети. Да, и дети!
5. Почему дети были вынуждены уйти из лесного домика?
IV. Работа в группах.
1.Почему дети отправились в такое рискованное путешествие одни?
2.Однорукий друг или враг?
3.Какую тайну скрывают от Лены и почему?
4.Почему Коля был вынужден рассказать тайну про отца Лене?
5.Кто помогал Коле доставить девочку отцу?
Вывод: Коля справился со своей задачей, благодаря помощи многих людей, которые, как и сам Коля, рисковали своей жизнью и спасли дочь генерала. Генерал Рогачёв считал её погибшей вместе с мамой. Несмотря на боль от утраты своей семьи, генерал продолжал доблестно сражаться и спасал других людей от гибели. Коля повзрослел за это время, приобрёл много новых друзей.
V. Работа в группах.
Составление портретов главных героев.
Расскажите, какими вы представляете героев повести.
После обсуждения показать кадры из фильма.
VI.Чтение заключительной главы повести подготовленным учеником.
- Обратимся к последним страницам книги.
Утром детей разбудил дедушка.
За ночь привезли всех: и Соломина, и Александру Петровну, и даже ворона. Немного позже пришли Гуров, Василий Георгиевич, Владик с Жуком и, наконец, Лёша и Нюша, которых долго не могли разыскать. Лёша очень смущался и время от времени громко откашливался, желая показать, что он ничуть не смущается. Нюша держалась уверенно, каждому пожала руку и сказала:
— Ждраштвуйте!
Обедали все вместе. Вспоминали пережитые приключения. Генерал расспрашивал обо всех подробностях и очень волновался.
Иван Игнатьевич рассказал Рогачеву, как погибла мать Лены.
Рогачев слушал, шагая взад и вперёд по кабинету, а потом долго стоял отвернувшись, смотрел в окно и молчал.
Потом он заговорил о будущем. Конечно, Соломин вернётся сейчас в Запольск, и хорошо было бы, если б Лена пока жила у него.
Соломин очень обрадовался. Ему и самому без Лены было бы скучно. Да и детей не хотелось разлучать.
Соломин и Владику предложил у себя поселиться, а потом стал и фельдшера и Александру Петровну уговаривать переехать в Запольск.
Они отказались: у них больные, которых бросить нельзя, да и привыкли они к своим местам. Но Владика Василий Георгиевич отпустить согласился и обещал приезжать каждый месяц.
Решили, что после войны Иван Игнатьевич и Коля переедут к Рогачеву в Москву.
— Раз уж повезло Лене, — сказал Рогачев, — и она нашла такого деда и такого брата, так нельзя их терять.
После обеда долго ещё сидели и мечтали о том, как война кончится, как будут жить в Москве, как Владик приедет поступать в Медицинский институт, как в воскресенье будут все вместе ходить в театр или в Парк культуры и отдыха.
Жук прыгал вокруг стола, а ворон, склонив голову набок, кричал:
— Воронок, Воронуша! Воронок, Воронуша!
VII.Итог конференции.
Наш народ победил в этой страшной войне потому, что все, от мала до велика, на фронте и в тылу, встали на защиту Родины. Мы гордимся ими и всегда будем благодарны им за то, что можем свободно жить и радоваться жизни.
Гитлеру пришлось воевать не только с армией, но со всем русским народом, а это ему оказалось не под силу. Дети тоже внесли свой посильный вклад в победу: под пулями на передовой, на заводах или на полях нашей страны, помогали бойцам и делом, и словом.
Как сделал это Коля, это его, пусть и небольшой, но тоже подвиг.
Кого вам хотелось бы особо отметить в этом произведении? Давайте изготовим медали по группам, чтобы наградить героев повести Е. Рысса.
Вручение медалей.
VIII. Исполнение песни «Несовместимы дети и война»
Автор текста Садовский М.
музыка: Хромушин О.
Играют дети всей земли в войну,
Но разве о войне мечтают дети?
Пусть только смех взрывает тишину
На радостной безоблачной планете
Припев:
Над вьюгами и стужами седыми
Вновь торжествует юная весна!
И как огонь с водой несовместимы,
Несовместимы дети и война!
Мы пушки сохраним, чтоб дать салют,
Стволы их станут трубами органа,
И в дружном хоре голоса сольют,
Под мирным небом в песне мира страны!
Припев:
Чтоб без войны все в мире жить могли,
Пусть льдинки злобы и вражды растают.
Дружить давайте, дети всей земли,
Пусть наша дружба с нами вырастает.