Сценарий игрового занятия «Дружи с финансами»
Тема: «Деньги в твоей жизни»
3 класс
Цель: формирование потребности к повышению финансовой грамотности для развития умения правильного обращения с деньгами.
Задачи:
1. Познакомить детей с часто встречающимися в повседневной жизни экономическими понятиями и терминами.
2. При помощи игровых ситуаций закрепить у детей навыки работы в группах, обучить принятию коллективных решений в процессе обсуждения проблемы, научить применять ранее полученные знания по математике, окружающему миру.
3. Воспитывать любознательность в процессе познавательно – игровой деятельности.
4. Обогащение словарного запаса.
Ход мероприятия
Учитель. Добрый день, ребята. Нас сегодня ждёт увлекательное путешествие в мир финансов. Наше занятие будет весёлым, интересным и познавательным. Думаю, вы все убедитесь в том, что финансы могут быть совсем нескучными. Сегодня мы будем учиться зарабатывать деньги интеллектуальным трудом, делать анализ финансовых ситуаций и применять математические знания в решении финансовых задач. Вам понадобятся смекалка, сообразительность, внимание. Нужно будет блеснуть знаниями, эрудицией, талантами. Мы разделимся на три команды. Команды за каждый правильный ответ получат «монеты-наклейки». Победит команда, собравшая большее количество «монет-наклеек». Начинаем!
Учитель. Многие из вас уже сейчас задумываются о взрослой жизни, о том, как выбрать хорошую профессию, реализовать свои планы и мечты. А для этого очень важно достичь финансовой независимости и уметь грамотно обращаться с своими деньгами. Ведь вам придется самостоятельно принимать множество финансовых решений во взрослой жизни. Мы начинаем с вами делать первые шаги по повышению финансовой грамотности. В этом нам сегодня помогут разные игры.
Игра 1 «Что такое?». Учитель называет слова, а ученики дают определения. Что такое: число, копейка, банк, валюта, вклад, бюджет, зарплата, пенсия, стипендия, налог, капитал.
Ответы: 1) число – результат счёта, измерения, вычисления. 2) Копейка - монета России. 3) Банк – организация, где хранятся деньги. 4) Валюта – денежные знаки государства. 5) Вклад – денежный счёт, открытый в банке. 6) Бюджет – план доходов и расходов. 7) Зарплата – вознаграждение за труд. 8) Пенсия – пособие пенсионера. 9) Стипендия – пособие для студента. 10) Налог – обязательный платёж. 11) Капитал – всё имущество. За каждый правильный ответ получают по 1 наклейке.
Игра 2 «Скажи наоборот». К каждому названному слову нужно подобрать антоним, т.е. слово, принадлежащее к одной и той же части речи, имеющее противоположное значение. Все 3 команды получают таблицу, где заполнен первый столбец, а второй столбец должны заполнить, работая в команде.
Математические термины для игры
Слово | Антоним |
Больше | Меньше |
Быстро | Медленно |
Верно | Неверно |
Выше | Ниже |
Дешёвый | Дорогой |
Длинный | Короткий |
Деление | Умножение |
Мало | Много |
Молодой | Старый |
Одинаковые | Разные |
Острый | Тупой |
Поздний | Ранний |
Прямая | Кривая |
Дорого | Дёшево |
Равенство | Неравенство |
Сложение | Вычитание |
Уменьшить | Увеличить |
Чётное | Нечётное |
Широкий | Узкий |
Игра 3 «Найди различия». Учитель предлагает пары слов. Команды совещаются, после чего подают сигнал о готовности ответить. Правильно ответившая команда получает наклейку. Пары математических терминов для игры: число и цифра, круг и шар, равенство и неравенство, монета и купюра, доход и расход, вклад и кредит.
Игра 4 «Назови одним словом». Команды получают листочки, в которых перечислены 6 пунктов. Каждый пункт нужно обобщить одним словом.
1) 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9,
2) 200 + 3, 500 – 17, 39 * 10, 40 : 2,
3) 305 50, 300 + 70 360, 400 – 9
4) рубль, доллар, евро, гривна, рупий, йена,
5) зарплата, пособие, пенсия, премия, стипендия,
6) налоги, квартплата, питание, одежда, обувь, хобби.
Ответы: 1) цифры или однозначные числа, 2) числовые выражения, 3) неравенства,
4) виды валюты, 5) доходы, 6) расходы.
Игра 5 «Кто больше знает финансовых пословиц и поговорок о деньгах?». Сначала выделяется время для записи пословиц и поговорок. Затем участники каждой группы по очереди называют по одной пословице. Побеждает та команда, которая назовёт последнюю пословицу. Уже названные пословицы и поговорки вычёркивают из списка, потому что повторяться нельзя.
Примерный список пословиц и поговорок о деньгах
1. Три деньги в день - куда хочешь, туда и день.
2. На дырявый кошелёк денег не наберёшься.
3. Ближняя копеечка дороже дальнего рубля.
4. Береги хлеб для еды, а деньги – для беды.
5. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
6. Копейка к копейке проживёт семейка.
7. Денег много, да разума мало.
8. Деньги к деньгам льнут.
9. Копейка рубль бережёт.
10. Семь раз отмерь. Один раз отрежь.
11. Хуже всех бед, когда денег нет.
12. Скупой платит дважды.
13. Время - деньги.
14. Разменяться на мелкие монеты.
15. Отплатить той же монетой.
16. Принимать за чистую монету.
17. Кто не бережет копейки, сам рубля не стоит.
Игра 6 «Найди лишнее слово». Команды получают на листочке задание, где в каждом ряду нужно вычеркнуть лишнее слово и дать название остальным словам.
1) Утюг, телевизор, посуда, холодильник. Остальные слова – это …
2) Квартира, машина, дача, участок земли. Остальные слова – это …
3) Теплоснабжение, водоснабжение, уборка подъездов, вклад. Остальные слова – это …
4) Квартплата, зарплата, пенсия, стипендия. Остальные слова – это …
5) Питание, рубль, квартплата, одежда. Остальные слова – это …
Ответы: 1) Посуда. Это бытовая техника.
2) Машина. Это недвижимость.
3) Вклад. Это коммунальные услуги.
4) Квартплата. Это доходы.
5) Рубль. Это расходы.
Игра 7 «Кто больше знает финансовых терминов?». Сначала выделяется время для записи финансовых слов в группах. Затем участники каждой группы по очереди называют одно слово. Уже названные слова вычёркивают из своего списка, потому что повторять нельзя. Побеждает та группа, которая назовёт последнее слово или учитель прекратит игру сам, когда поймёт, что игра затягивается.
Примерные финансовые термины, известные ученикам: акция, банк, банковская карта, банкнота, бартер, бюджет, валюта, вклад (депозит), деньги, дефицит, дивиденды, доход, займ, заёмщик, зарплата, инфляция, кредит, купюра, монета, мошенничество, налог, оклад, пенсия, покупка, пособие, потребности, предприниматель, премия, прибыль, процент, профицит, расход, стипендия, страхование, счёт, товар, услуга, убыток, цена.
Рефлексия. Наша игра подошла к концу. Подсчитаем, сколько «наклеек-монет» вы сегодня заработали.
- Какие новые слова вы сегодня услышали?
- Изменилось ли ваше мнение о финансах?
- Понравилась ли вам сегодняшнее занятие?
- Спасибо всем за участие.
Список источников и литературы
1. Гловели Г.Д. Финансовая грамотность: Материалы для учащихся (4 класс). — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
2. Федин С.Н. Финансовая грамотность: Материалы для учащихся (2–3 класс). — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Интернет-источники
1. Корпорация Российский учебник [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rosuchebnik.ru/igry-po-finansovoy-gramotnosti-na-urokakh-matematiki-v-1-4-klassakh/
2. Открытый урок Первое сентября [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://urok.1sept.ru.
3. Социальная сеть работников образования nsportal.ru [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2017/11/20/vneklassnoe-meropriyatie-po-osnovam-finansovoy